НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 25.11.2015 № 7-1425/15

Дело № 7-1425/2015

Судья: Зотова А.С.

РЕШЕНИЕ

25 ноября 2015 года город Челябинск

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального учреждения культуры «Катенинская централизованная клубная система» по жалобе муниципального учреждения культуры «Катенинская централизованная клубная система» на решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 28 сентября 2015 года,

установил:

постановлением инспектора труда в Челябинской области ФИО1 от 20 июля 2015 года МУК «Катенинская ЦКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ***рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица МУК «Катенинская ЦКС» обратилось с жалобой в суд.

Решением судьи Варненского районного суда Челябинской области от 28 сентября 2015 года постановление инспектора труда в Челябинской области от 20 июля 2015 года оставлено без изменения, жалоба МУК «Катенинская ЦКС» - без удовлетворения.

В жалобе в Челябинский областной суд МУК «Катенинская ЦКС» просит решение судьи районного суда, постановление и предписание должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что был нарушен порядок проведения документарной проверки, проверяющий помимо указанных в запросе документов, устно требовал предоставить иные документы, выводы должностного лица, указанные в постановлении, не соответствуют действительности, работодатели вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, причем эти нормы могут улучшать положение работников по сравнению с установленными, дополнительный отпуск, как указанно в правилах внутреннего трудового распорядка, предоставляется за ненормированный рабочий день, учет сверхурочно отработанных часов вести не было необходимости, так как сверхурочно никто не работал, полагает, что отсутствует событие административного правонарушения, состав


административного правонарушения. Считает, что в данном случае возможно было применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, так как отсутствуют правовые последствия и существенная угроза охраняемым общественным отношениям. Судом не был рассмотрен вопрос в отношении предписания должностного лица об устранении выявленных нарушений.

Защитник МУК «Катенинская ЦКС», представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Проверив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения не нахожу.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, судья выполнил указанные требования закона.

В силу части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно положениям статьи 91 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

В соответствии со статьей 99 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.


В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области №*** от 25 мая 2006 года (в ред. от 23 октября 2014 года) «Об утверждении» перечня муниципальных образований (административно-территориальных единиц) Челябинской области и населенных пунктов, входящих в их состав» с. Варна отнесено к сельским населенным пунктам.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 года №1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» для женщин, работающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не установлена трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом заработная плата выплачивается в таком же размере, что и при полной рабочей неделе (статья 320 Трудового кодекса РФ, постановление Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1990 года №298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»).

В соответствии с пунктом 1.3 постановления Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1990 года №298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (в ред. от 24 августа 1995 года) с 01 января 1991 года для женщин, работающих в сельской местности установлена 36-часовая рабочая неделя,


если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора труда сектора по Карталинскому округу Государственной инспекции труда в Челябинской области от 07 июля 2015 года № ***в период с 17 июля 2015 года по 13 августа 2015 года проводилась внеплановая документарная проверка соблюдения МУК «Катенинская ЦКС» трудового законодательства РФ и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

В результате проверки были выявлены нарушения законодательства о труде и об охране труда, выразившиеся в том, что пунктом 3.1 Правил внутреннего трудового распорядка установлен режим рабочего времени для женщин - 30 часов в неделю, для мужчин - 36 часов в неделю, что не соответствует заключенным трудовым договорам, ст.91 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает для мужчин нормальную норму рабочего времени 40 часов в неделю, постановлением Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1990 года №298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (в ред. от 24 августа 1995 года) установлена норма рабочего времени для женщин, работающих на селе, не более 36 часов. При выборочной проверке установлено нарушение статьи 116 части 2 Трудового кодекса РФ, пункта 3.15 Правил внутреннего трудового распорядка, дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день в трудовом договоре художественному руководителю В. Т.С., П.Т.А., руководителю кружка П. Т.В. и другим не установлен и в 2014 году не предоставлялся. В нарушение части 4 статьи 91 Трудового кодекса РФ учет фактически отработанных часов, праздничных часов в табеле учета рабочего времени не ведется, отражаются только дни выхода на работу. В нарушение части 7 статьи 99 Трудового кодекса РФ не ведется учет сверхурочно отработанных часов. В нарушение статьи 153 Трудового кодекса РФ оплата праздничных часов за январь, март 2015 года не произведена.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20 июля 2015 года№ 52-09/185.

20 июля 2015 года в отношении МУК «Катенинская ЦКС» был составлен протокол об административном правонарушении № 41-09/185, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства в срок до 20 августа 2015 года.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела; копия протокола в установленным законном порядке вручена руководителю МУК «Катенинская ЦКС» 20 июля 2015 года.


20 июля 2015 инспектор труда в Челябинской области ФИО1 вынесла постановление о привлечении МУК «Катенинская ЦКС» к административной ответственности на основании части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначила административное наказание в виде штрафа в размере *** рублей.

Указанное постановление государственного инспектора труда вынесено после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручена директору МУК «Катенинская ЦКС» П. И.Ю. в установленном законом порядке.

Факт совершения административного правонарушения и виновность МУК «Катенинская ЦКС» подтвержден актом проверки от 20 июля 2015 года №52-09/185, протоколом об административном правонарушении от 20 июля 2015 года № 41-09/185, предписанием государственного инспектора труда от 20 июля 2015 года №60-09/185, распоряжением на проведение проверки соблюдения трудового законодательства от 07 июля 2015 года №177-09/185, и иными исследованными в судебном заседании материалами дела.

При рассмотрении жалобы судьей районного суда, с учетом положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана верная оценка всем представленным по делу доказательствам, которые являются допустимыми и достаточными для установления виновности МУК «Катенинская ЦКС»в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо и судья пришли к правильному выводу о том, что у МУК «Катенинская ЦКС» возможность соблюдения требований трудового законодательства имелась.

Доводы жалобы о том, что был нарушен порядок проведения документарной проверки, проверяющий помимо указанных в запросе


6

документов, устно требовал предоставить иные документы, были предметом исследования судьи районного суда и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном решении, не согласиться с которыми оснований не усматриваю.

Доводы жалобы о том, что работодатели вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, причем эти нормы могут улучшать положение работников по сравнению с установленными, дополнительный отпуск, как указанно в правилах внутреннего трудового распорядка, предоставляется за ненормированный рабочий день, учет сверхурочно отработанных часов вести не было необходимости, так как сверхурочно никто не работал, в связи с чем отсутствует событие административного правонарушения, состав административного правонарушения, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Более того, при составлении протокола об административном правонарушении законный представитель МУК «Катенинская ЦКС» признала вину в совершении административного правонарушения в полном объеме, обязалась устранить нарушения в установленный в предписании срок.

Доводы жалобы о том, что в данном случае, возможно было применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как отсутствуют правовые последствия и существенная угроза охраняемым общественным отношениям, не являются основанием к отмене решения судьи, поскольку на момент проведения соответствующей проверки нарушения имели место, устранение их в последующем не может повлиять на обоснованность выводов судьи районного суда.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако данное решение является правом, а не обязанностью суда.

Учитывая, что нарушение требований трудового законодательства затрагивает права работников МУК «Катенинская ЦКС», что повлекло существенное нарушение охраняемых общественных отношений в области трудовых прав граждан, у судьи районного суда в данном случае не имелось оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что судом не был рассмотрен вопрос в отношении предписания должностного лица об устранении выявленных нарушений, не может являться основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку обстоятельства дела установлены судьей районного суда


7

в полном объеме, всем доказательствам дана надлежащая оценка, правовых оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении МУК «Катенинская ЦКС» допущено не было.

Решение судьи отвечает требованиям статей 30.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является законным, обоснованным и мотивированным. Оснований для отмены вынесенного по делу решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда

РЕШИЛ:

решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 28 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5. 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального учреждения культуры «Катенинская централизованная клубная система» оставить без изменения, жалобу муниципального учреждения культуры «Катенинская централизованная клубная система» - без удовлетворения.

Судья: А.А. Жуков