НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 25.06.2020 № 12-253/20

Дело № 12-253/2020 Судья: Стратий М.Е.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 25 июня 2020 года

Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., при секретаре Ромашкине Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника ИП ФИО3 – ФИО4 на постановление судьи Троицкого городского суда Челябинской области от 18 мая 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО3,

у с т а н о в и л:

постановлением Троицкого городского суда Челябинской области от 18 мая 2020 года ИП ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 14 суток.

В жалобе, адресованной в Челябинский областной суд, защитник ИП ФИО3 – ФИО4 просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, поскольку форма уведомления индивидуальным предпринимателем была соблюдена, указание неверных сведений в части наличия либо отсутствия патента не может образовывать состава административного правонарушения. При увольнении иностранного гражданина срок действия патента уже закончился, соответственно, оснований для указания в уведомлении о том, что последний работал на основании патента, не имелось. Умысел на совершение административного правонарушения у ИП ФИО3 отсутствовал, поскольку предприниматель посчитал верным указать в уведомлении, что на момент увольнения срок действии патента истек.

В судебном заседании защитник ФИО3 – Богомолов В.В. доводы жалобы поддержал.

ФИО3, представитель ОИК УВМ ГУ МВД России по Челябинской области в Челябинский областной суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Богомолова В.В., прихожу к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (приложение № 14) утверждена Приказом МВД России от 04 июня 2019 года № 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (вместе с «Порядком представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации», «Порядком представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранным гражданам (лицам без гражданства) - высококвалифицированным специалистам», «Порядком представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), обучающимися в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года», «Порядком представления уведомления профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), осуществляющего трудовую деятельность на территории Российской Федерации и обучавшегося (обучающегося) в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или о предоставлении данному иностранному гражданину (лицу без гражданства) академического отпуска», «Порядком представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства)»).

Как следует из материалов дела, 25 марта 2020 года по адресу: <...> установлено, что ИП ФИО3 (ОГРН , ИНН ), зарегистрированный по адресу: Челябинская область, г. <адрес>, основным видом деятельности которого является торговля розничной одежды в специализированных магазинах, 09 декабря 2019 года прекратил (расторг) трудовой договор с гражданином Республики <данные изъяты>ФИО1 и в установленный законом трехдневный срок направил уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере внутренних дел с нарушением установленной формы.

ИП ФИО3 в поданной форме уведомления о прекращении трудового договора в пункте 3 указал неверные основания осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, а именно в пункте 3.1 не указал сведения о документе, на основании которого иностранный гражданин осуществлял трудовую деятельность, то есть патент, а в пункте 3.2 указал, что иностранный гражданин осуществлял трудовую деятельность без разрешительных документов, чем допущено нарушение пункта 8 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выразившееся в нарушении установленной формы уведомления.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств: протоколом об административном правонарушении № 041580/299 от 25 марта 2020 года (л.д.3), рапортом инспектора по ОП ОПНМ № 6 ОИК УВМ ГУ МВД России по Челябинской области ФИО2 от 25 марта 2020 года (л.д.4); формой уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора (л.д. 5-6), трудовым договором №2/05-19 от 14 мая 2019 года (л.д. 8-13); приказом о прекращении трудового договора (л.д. 21); сведениями о работнике (л.д. 22-26); свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 27); уведомлением о постановке на учет физического лица (л.д. 28); выпиской с ЕГРН (л.д. 29-32); листом записи ЕГРН (л.д. 33-34) объяснениями ФИО3 от 25 марта 2020 года и иными материалами. Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, им дана обоснованная оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 25 марта 2020 года соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, при составлении протокола ИП ФИО3 присутствовал. Копия протокола вручена в установленном законом порядке, права разъяснены, в услугах переводчика не нуждался.

Доводы жалобы о том, что форма уведомления индивидуальным предпринимателем была соблюдена, указание неверных сведений в части наличия либо отсутствия патента не может образовывать состава административного правонарушения; при увольнении иностранного гражданина срок действия патента уже закончился, соответственно, оснований для указания о том, что последний работал на основании патента, не имелось, являются несостоятельными и подлежат отклонению.

В уведомлении о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) в пункте 2. указываются сведения об иностранном гражданине (лице без гражданства), с которым работодателем или заказчиком работ (услуг) заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг. В пункте 3.1 уведомления должны быть указаны сведения о разрешении на работу или патенте, на основании которых иностранный гражданин (лицо без гражданства) осуществляет трудовую деятельность (не заполняется в случае осуществления трудовой деятельности без разрешения на работу или патента.

Как следует из материалов дела, 14 мая 2019 года между ИП ФИО3 и ФИО5 был заключен трудовой договор. ФИО5 25 июня 2018 года УВМ ГУ МВД России по Челябинской области был выдан патент, который действует при уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа на территории Челябинской области, вид трудовой деятельности продавец непродовольственных товаров (л.д. 8-19).

09 декабря 2019 года трудовой договор с иностранным гражданином был расторгнут.

В уведомлении о прекращении (расторжении) трудового договора в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере внутренних дел ИП ФИО3 в пункте 3.1 не указал сведения о документе, на основании которого иностранный гражданин осуществлял трудовую деятельность, то есть патент, а в пункте 3.2 указал, ссылку на подпункт 1 пункта 4 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (л.д. 6).

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан постоянно или временно проживающих в Российской Федерации.

Сведений о том, что на момент расторжения трудового договора и направления уведомления срок действия патента истек, не имеется.

Трудовая деятельность иностранного гражданина на территории Российской Федерации осуществляется на основании патента, следовательно, указанное в уведомлении поле, является обязательным для заполнения.

Таким образом, действия ИП ФИО3, не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

Ссылка на то, что умысел на совершение административного правонарушения у ИП ФИО3 отсутствовал, не влечет отмену постановления судьи, поскольку административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, может быть совершено как в форме умысла, так и по неосторожности.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к административной ответственности достаточно выявления самого факта нарушения порядка предоставления уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий, то есть ответственность за указанное административное правонарушение не связана с последствиями его совершения, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.

Таким образом, приведенные в жалобе обстоятельства не могут повлечь отмену либо изменение постановления по делу об административном правонарушении и не свидетельствуют об ошибочности изложенных в нем выводов.

Постановление о привлечении ИП ФИО3. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену принятого судебного акта при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не нахожу.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда

р е ш и л:

постановление судьи Троицкого городского суда Челябинской области от 18 мая 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО3 оставить без изменения, жалобу защитника ИП ФИО3 – ФИО4 – без удовлетворения.

Судья: С.В. Малкова