НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 23.06.2021 № 7-484/2021

Дело № 7-484/2021 Судья Хлёскина Ю.Р.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 23 июня 2021 года

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу <данные изъяты> ООО «Городской очистной комплекс» ФИО1 на решение судьи Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 07 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Городской очистной комплекс»

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 № 1132-2020 от 12 февраля 2021 года ООО «Городской очистной комплекс» (ООО «ГОК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ГОК», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Решением судьи Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 07 апреля 2021 года постановление государственного инспектора, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 № 1132-2020 от 12 февраля 2021 года изменено, размер назначенного наказания ООО «ГОК» в виде административного штрафа снизить до 400 000 (четырехсот тысяч) рублей. В остальной части это же постановление оставлено без изменения, жалоба <данные изъяты> ООО «ГОК» ФИО1 - без удовлетворения.

Не согласившись с принятым постановлением судьи, <данные изъяты> ООО «ГОК» ФИО1 обратился с жалобой в Челябинский областной суд. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что информация из УФНС не содержит сведений о том в каком месте, по какому адресу, в какой скважине, для каких целей произведено водопользование. Согласно налоговой декларации ООО «Городской очистной комплекс» не использует водозаборные скважины. Таким образом, информация из ИФНС не может быть признана достоверным и допустимым доказательством. Фактической возможности приобрести лицензию нет. Ссылается также на решение судьи Челябинского областного суда № 7-1845/2018. Скважины использовались в январе 2020 года, а в марте-феврале 2020 года не использовались без лицензии.

<данные изъяты> ООО «ГОК» ФИО1 в ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия, доводы жалобы поддержал.

Представители Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, будучи надлежаще извещенными, не явились, причины неявки не сообщили, ходатайств об отложении не представили. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения являются отношения, регламентированные действующим законодательством, по лицензированию отдельных видов деятельности.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в действии или бездействии, выраженном в несоблюдении требований по лицензированию отдельных видов деятельности.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7 - ФЗ отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации.

Согласно указанному Федеральному закону недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В силу статьи 11 Федерального закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца: на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченным на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Из положений вышеуказанного законодательства следует, что лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности в строго установленном порядке.

Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод без соответствующей лицензии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что в адрес Управления Росприроднадзора по Челябинской области поступила информация из УФНС России по Челябинской области от 07 мая 2020 года № 14-09/000889 о безлицензионном пользовании недрами ООО «ГОК» в Усть-Катавском городском округе Челябинской области, из которой следует, что ООО «ГОК» осуществляло добычу подземных вод на скважинах, расположенных в Усть-Катавском городском округе Челябинской области без специального разрешения (лицензии), определяющей основные условия пользования недрами.

По указанному факту в отношении ООО «ГОК» государственным инспектором ведущим специалистом-экспертом государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 1132-2020 от 4 декабря 2020 года.Согласно данного протокола в Федеральных государственных информационных системах Роснедра «Автоматизированная система лицензирования недропользования», «Учет и баланс подземных вод», каталоге действующих лицензий по подземным водам, грязям и сапропелям на 07 мая 2020 года по территории Челябинской области ООО «ГОК» не зарегистрировано, как недропользователь, имеющий право пользования участком недр в Усть-Катавском городском округе Челябинской области.

Юридическое лицо ООО «ГОК», вступив в правоотношения недропользования, обязано было позаботиться соблюдением правил и норм, предусмотренных требованиями по охране недр, а именно, по соблюдению установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущению самовольного пользования недрами, предотвращению загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.

Юридическое лицо ООО «ГОК» не обеспечило надлежащего оформления пакета заявочных документов и не предприняло достаточных мер на получение права пользования недрами с целью добычи подземных вод из водозаборных скважин.

Юридическое лицо ООО «ГОК» ведет добычу подземных вод, на скважинах без названия (7 скважин), расположенных в Усть-Катавском городском округе Челябинской области, для водоснабжения населения без лицензии на право пользования недрами.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, инспектор обоснованно пришел к выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина в совершении административного правонарушения подтверждается: письмом из УФНС по Челябинской области, информацией о недропользовании, протоколом об административном правонарушении, постановлением об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Усть-Катавского городского округа и другими письменными материалами дела.

Судьей районного суда при рассмотрении жалобы установлены все юридически значимые обстоятельства на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.

Не влечет отмену или изменение решения судьи и постановления должностного лица позиция подателя жалобы, заключающаяся в том, что информация из УФНС не содержит сведений о том в каком месте, по какому адресу, в какой скважине, для каких целей произведено водопользование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно материалам дела, постановлением администрации Усть-Катавского городского округа № 221 от 13.02.2019 года ООО «ГОК» наделен статусом гарантирующего поставщика для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения г. Усть-Катава, в связи с чем с этого момента у предприятия возникла обязанность по оформлению специального государственного разрешения в виде лицензии для предоставления недр в пользование.

ООО «ГОК» осуществляет деятельность по добыче подземных вод из скважин, расположенных на территории Усть-Катавского городского округа. У ООО «ГОК» лицензия на пользование недрами отсутствует.

Согласно информация из УФНС России по Челябинской области от 07 мая 2020 года № 14-09/000889 о безлицензионном пользовании недрами ООО «ГОК» в Усть-Катавском городском округе Челябинской области осуществляло добычу подземных вод на скважинах без специального разрешения (лицензии), определяющей основные условия пользования недрами.

То обстоятельство, что в информации, предоставленной УФНС, не указано место, адрес, скважина, и цель водопользования, не является осноанием для отмены решения судьи или его изменения.

Данные обстоятельство установлены при рассмотрении дела должностным лицом и судьей, отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении.

Данная информацию была проверена о оценена уполномоченными должностными лицами административного органа и судьей в порядке статьи 26.11 КоАП РФ. Следовательно, основания для признания ее недопустимым доказательством по делу отсутствуют.

Довод жалобы о том, что фактической возможности приобрести лицензию у ООО «ГОК» нет, не принимается. Данный довод был рассмотрен судьей районного суда.

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, является формальным и ответственность по нему наступает с момента пользования недрами без соответствующей лицензии.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «ГОК», вступив в правоотношения недропользования, обязано было позаботиться соблюдением правил и норм, предусмотренных требованиями по охране недр, а именно по соблюдению установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущению самовольного пользования недрами, предотвращению загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.

ООО «ГОК» не обеспечило надлежащего оформления пакета заявочных документов и не предприняло достаточных мер на получение права пользования недрами с целью добычи подземных вод из водозаборных скважин.

Ссылка на решение судьи Челябинского областного суда № 7-1845/2018 отклоняется, так как данная судебная практика основана на иных обстоятельствах дела и не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей назначено ООО «ГОК» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.

При этом, следует обратить внимание на то, что в случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, ООО «ГОК» не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления и решения судьи, по делу не имеется.

Руководствуясь 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда

Р Е Ш И Л:

решение судьи Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 07 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Городской очистной комплекс» оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> ООО «Городской очистной комплекс» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.А. Жуков