Дело№3а-253/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 октября г.Челябинск Челябинский областной суд в составе председательствующег судьи Кучина М.И. при секретаре Волошиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административном; исковому заявлению Заместителя прокурора Челябинской области oi оспаривании нормативного правового акта, установил: Заместитель прокурора Челябинской области в интереса: неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковыь заявлением, в котором с учетом уточнений просил признак противоречащими федеральному законодательству и недействующими с< дня вступления решения суда в законную силу ряд положений Устав* муниципального образования «Рощинское сельское поселение», а именно: пункты 5 - 8, 11, 13, 15, 18, 20, 22 - 24, 26 - 27, 29, 31 - 32, 34 - 3/ части 1 статьи 5 полностью; пункты 7-9, 11, 13, 15, 19 - 20, 22, 25-27, 29, 34, 35 - 37 части 1 статьи 29 полностью; пункт 1 части 1 статьи 5 в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения - составление и рассмотрение проекта бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; пункты 14, 20, 33 части 1 статьи 5 в части, не предусматривающей в качестве вопросов местного значения - обеспечение условий для развития на территории поселения школьного спорта; оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин; присвоение адресов объектам адресации, изменению, аннулированию адресов, размещение информации в государственном адресном реестре; пункт 4 части 3 статьи 14 в части, не предусматривающей в содержании опросного листа варианты волеизъявления голосующего со словами «За» или «Против» и разъяснение о порядке его заполнения; статью 39.1 в части, не предусматривающей в качестве основания для отрешения главы поселения от должности нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда; часть 1 статьи 34.1 в части исключения ссылки на Федеральный |
закон, утративший силу; статью 11 в части отсутствия требований к обязательному проведению публичных слушаний по проектам планировки межевания территорий (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации), правил благоустройства, а также по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; часть 2 статьи 20 - в части принятия решения об утверждении бюджета, планов и программ развития, установлении, изменении и отмене налогов при голосовании за них не менее двух третей от установленной численности депутатов; возложить на Совет депутатов Рощинского сельского поселения обязанность опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Сосновская Нива». В судебном заседании прокурор Шипулина В.Н., представитель заинтересованного лица Управления юстиции по Челябинской области Буланов П.Ю. требования поддержали. Законный представитель административного ответчика председатель Совета депутатов Рощинского сельского поселения Естигнеев А.И., направил в суд заявление, в котором признал уточненные административные исковые требования, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Устав Рощинского сельского поселения принят постановлением Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 28.04.2005 года № 6, действует в редакциях решений Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 24.05.2007 г. №37, от 06.11.2007 г. №59, от 31.07.2008 г. №34, от 21.08.2009 г. №33, от 27.05.2010 г. №75, от 25.03.2011 г. №120, от 08.09.2011 г. №135, от 16.02.2012 г. № 156, зарегистрирован в реестре уставов муниципальных образований и размещен на сайте нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации. Перечень вопросов местного значения городского и сельского поселения установлен статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ (далее - Закона о местном самоуправлении). В части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении приведен перечень вопросов местного значения городского поселения. |
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Между тем, оспариваемыми пунктами 5-8,11,13,15,18, 20, 22-24, 26 - 27, 29, 31 - 32, 34 - 37 части 1 статьи 5 Устава Рощинского сельского поселения к вопросам местного значения Рощинского поселения отнесены: 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; 7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; 7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; 13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; 15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая |
обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; 22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; 26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; 27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; 29) расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством; 31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; 32) осуществление муниципального лесного контроля; 34) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». 35) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; 36) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; 37) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного |
I |
земельного участка в соответствии с федеральным законом; Эти вопросы в силу положений частей 1 и 3 статьи 14 Закона о местном самоуправлении отнесены к вопросам местного значения городского, а не сельского поселения. Законами субъекта Российской Федерации - Челябинской области другие вопросы, помимо перечисленных в части 3 статьи 14 Закона о местном самоуправлении, за сельскими поселениями не закреплялись. Оспариваемыми пунктами 7-9, 11, 13, 15, 19 - 20, 22, 25-27, 29, 34, 35 - 37 части 1 статьи 29 Устава предусмотрены полномочия администрации Рощинского сельского поселения: 7) обеспечивает малоимущих граждан, проживающих в Рощинском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условиях для жилищного строительства; 8) организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 9) создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах Рощинского поселения; 11) организует в границах поселения электро-, тепло-, газо - и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом; 13) обеспечивает организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 15) осуществляет создание условий для массового отдыха жителей поселения и организует обустройство мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; 19) обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; 20) оказывает содействие в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями Рощинского поселения; 22) организует подготовку генеральных планов поселения, правил |
землепользования и застройки, документации по планировке территории подготовленной на основе генеральных планов поселения, выдает в установленном порядке разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждает местные нормативы градостроительного проектирования поселений, резервирует земли и изымает, в том числе путем выкупа, земельные участки в границах поселения для муниципальных нужд, осуществляет земельный контроль за использованием земель поселения; 25) организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора; 26) организует библиотечное обслуживание населения Рощинского поселения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; 27) участвует в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения; 29) осуществляет создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществляет муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; 34) осуществляет муниципальный лесной контроль; 35) оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях. 36) осуществляет муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей; 3 7) осуществляет муниципальный контроль на территории особой экономической зоны. Приведенные оспариваемые положения Устава также противоречат положениям статьи 14 Закона о местном самоуправлении, поскольку данным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, такие вопросы к полномочиям администрации сельского поселения не отнесены. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения сельского поселения относятся: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; 14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической |
культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; 21) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре; 33) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин. Однако пункты 1, 14, 21 (а не 20, как ошибочно указал в своем иске прокурор) и 33 части 1 статьи 5 Устава Рощинского сельского поселения не предусматривают в качестве вопросов местного значения: составление и рассмотрение проекта бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; обеспечение условий для развития на территории поселения школьного спорта; присвоение адресов объектам адресации, изменению, аннулированию адресов, размещение информации в государственном адресном реестре; оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин. Приведенные выше положения Устава, с учетом положений части 7 статьи 213 КАС РФ, также подлежат признанию недействующими в части, не предусматривающей перечисленных выше вопросов. Согласно части 1 статьи 9 Закона Челябинской области №322-30 от 03.03.2016 г. «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Челябинской области», опросный лист должен содержать формулировку (формулировки) вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса граждан, и варианты волеизъявления голосующего словами «За» или «Против», а также разъяснения о порядке его заполнения. Оспариваемый пункт 4 части 3 статьи 14 Устава в содержании опросного листа варианты волеизъявления голосующего со словами «За» или «Против» и разъяснение о порядке его заполнения не предусматривает. Статьей 74 Закона о местном самоуправлении предусмотрены такие основания для отрешения от должности главы муниципального образования и главы местной администрации, как нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы |
Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Данные основания отсутствуют в оспариваемой статье 39.1 Устава Рощинского сельского поселения. Оспариваемая часть 1 статьи 34.1 Устава предусматривает, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, который с 01 января 2014 года утратил силу в связи вступлением в действие Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В оспариваемой статье 11 Устава Рощинского сельского поселения, посвященной порядку и основаниям проведения публичных слушаний, отсутствуют предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона о местном самоуправлении требования к обязательному проведению публичных слушаний по проектам планировки межевания территорий (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации), правил благоустройства, а также по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона о местном самоуправлении представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Такие исключения установлены частью 5 статьи 44 Закона о местном самоуправлении (Устав муниципального образования, |
муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования), а так же частью 8 статьи 74.1 этого же Федерального закона (Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования). Иных случаев, при которых решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимались бы квалифицированным, а не простым большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, Законом о местном самоуправлении, к исключительному регулированию которым в силу части 3 статьи 43 отнесен этот вопрос, не предусмотрено. В нарушение указанных норм частью 2 статьи 20 Устава предусмотрено, что решения Совета депутатов о самороспуске, об утверждении бюджета, планов и программ развития Рощинского поселения, отчетов об их исполнении, установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов, предоставлении льгот, а также о принятии и внесении изменений в регламент Совета депутатов считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов. Вышеизложенное свидетельствует о несоответствии приведенных оспариваемых положений Устава Рощинского сельского поселения положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Закона Челябинской области «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Челябинской области», имеющим большую юридическую силу. В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому если |
нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления - газете «Сосновская Нива». Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд решил: Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу нормы Устава муниципального образования «Рощинское сельское поселение», а именно: пункты 5 - 8, 11, 13, 15, 18, 20, 22 - 24, 26 - 27, 29, 31 -32,34-37 части 1 статьи 5; пункты 7 - 9, 11, 13, 15, 19 - 20, 22, 25 - 27, 29, 34, 35 - 37 части 1 статьи 29; пункты 1, 14, 21, 33 части 1 статьи 5 в части, не предусматривающей в качестве вопросов местного значения - составление и рассмотрение проекта бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; обеспечение условий для развития на территории поселения школьного спорта; присвоение адресов объектам адресации, изменению, аннулированию адресов, размещение информации в государственном адресном реестре; оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин; пункт 4 части 3 статьи 14 в части, не предусматривающей в содержании опросного листа варианты волеизъявления голосующего со словами «За» или «Против» и разъяснение о порядке его заполнения; статью 39.1 в части, не предусматривающей в качестве основания для отрешения главы поселения от должности - нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда; часть 1 статьи 34.1 в части ссылки на утративший силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; статью 11 в части отсутствия требований к обязательному |
проведению публичных слушаний по проектам планировки межевания территорий (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации), правил благоустройства, а также по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; часть 2 статьи 20 в части принятия решений Совета депутатов о самороспуске, об утверждении бюджета, планов и программ развития Рощинского поселения, отчетов об их исполнении, установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов, предоставлении льгот, о принятии и внесении изменений в регламент Совета депутатов при голосовании за них не менее двух третей от установленной численности депутатов. Возложить на Совет депутатов Рощинского сельского поселения обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете «Сосновская Нива» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд. |
Председательствующий: |