НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 16.05.2022 № 3А-87/2022

Дело № 3а -87/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретарях Агатаевой А.С., Лаворко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Акцент» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Акцент» (далее – ООО «Акцент» Общество) обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ Челябинской области, Министерство) о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 69/3 от 25 ноября 2021 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Акцент» на территории Троицкого городского округа».

В обоснование заявленных требований, с учетом уточнения оснований иска указали, что Общество является теплосетевой организацией, оказывающей услуги по транспортировке тепловой энергии. Постановлением Министерства № 69/3 от 25 ноября 2021 года установлен тариф по передаче тепловой энергии для ООО «Акцент», который административный истец полагает экономически необоснованным. ООО «АКЦЕНТ» владеет сетями теплоснабжения на основании заключенных с ЗАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» договоров аренды, условиями которых предусмотрено, что Арендатор несет расходы по содержанию, текущему и капитальному ремонту (п. 4.3, 4.4 договоров аренды). При расчете тарифа административным ответчиком необоснованно снижена статья расходов на сырье и материалы, из указанной статьи были полностью исключены расходы: на материалы при проведении текущего и капитального ремонта тепловых сетей Общества хозяйственным способом в сумме 4274,89 тыс. рублей, при том, что в материалы тарифного дела ООО «Акцент» были предоставлены акты осмотра технического состояния тепловых сетей, локальные сметные расчеты, планы ремонтов тепловых сетей, более того в материалы тарифного дела были представлены заключения ООО «<данные изъяты>» № 179.01 и 179.02, в соответствии с которым при обследовании сетевого комплекса выявлена необходимость проведения работ по капитальному ремонту тепловых сетей в связи с их значительным износом и не соответствием требованиям. Вместо расходов на ремонт хозспособом экспертами определены расходы на материалы на текущее содержание тепловых сетей, которые рассчитаны исходя из Рекомендаций по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей (Центр муниципальной экономики, 2006). При расчете расходов по указанной статье МТРиЭ применена I Часть данных рекомендаций - по определению материалов на текущее обслуживание. Части II и III данных Рекомендаций по текущему и капитальному ремонту не применялись. На основании представленных материалов МТРиЭ в соответствии с п. 28 Основ ценообразования обязано было вместо полного отклонения предложения организации произвести свой расчет указанных расходов.

Не приняты расходы на аренду автотранспорта в отсутствие инвентарных карточек и расчета арендной платы. Приказом Госстроя России № 200 от 05.09.2000 г. утверждены нормативы и методические указания по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрически и тепловых сетей (МДС 13-16.2000), в соответствии с которыми определены нормативы основных машин и механизмов, необходимых для осуществления оперативного эксплуатационного и технического обслуживания и ремонта основного и вспомогательного оборудования коммунальных электрических и тепловых сетей.

В связи с отклонением расходов на аренду автотранспорта отклонены обоснованные соответствующими расчетами расходы на ГСМ, ремонт и техобслуживание транспортных средств, расходы на предрейсовый осмотр. Отсутствие инвентарных карточек на арендованные транспортные средства не может являться основанием для отказа во включении в расчет численности водителей и расходов на ГСМ, ремонт и обслуживание транспортных средств, МТРиЭ Челябинской области обязано было в соответствии с требованиями п. 28 Основ ценообразования произвести расчет указанных расходов.

Расходы на обучение не учтены в связи с отсутствием обосновывающих материалов, что противоречит фактическим обстоятельствам дела, так в материалы тарифного дела был представлен расчет плановых расходов на обучение, в соответствии с которым по разным направлениям Общество планировало провести обучение от 2 до 14 человек в пределах утвержденной нормативной численности, однако в нарушение требований пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования Министерство полностью отклонило предложение организации.

При отклонении предложения организации по расходам на приобретение спецодежды, МТРиЭ Челябинской области обязано было исходя из нормативной численности и требований п. 28 Основ ценообразования произвести расчет расходов самостоятельно.

На центральные тепловые пункты, Министерством со ссылкой на не представление инвентарных карточек не приняты к учету в составе тарифа ООО «Акцент» расходы на аренду ЦТП № 14, 15, 17. ЦТП № 14 находится во владении истца и из владения не выбывало, ссылка экспертов на то, что указанное ЦТП включено в договор, заключенный между ООО «Перспектива» и ООО «Уралэнергосбыт», не обоснована.

Расходы на аренду непроизводственных объектов, в том числе помещение для размещения административно-управленческого персонала ООО «АКЦЕНТ» исключены не обоснованно. Указанные расходы в случае отклонения предложения организации Министерство обязано было рассчитать самостоятельно в соответствии с требованиями п. 28-31 Основ ценообразования.

Расходы на услуги банков было предложено учесть в соответствии с тарифами банка, указанными на сайте ПАО Сбербанк. При отклонении предложения организации, Министерство обязано было произвести расчет указанных расходов на основании п. 28-31 Основ ценообразования, в том числе исходя из утвержденных расходов на оплату труда.

При определении размеров плановых затрат МТРиЭ Челябинской области обязано было использовать либо экспертные оценки размеров и стоимости с учетом статистических данных, либо отчетные данные регулируемых организаций на данном сетевом комплексе.

Расходы по статье «Оплата труда» не обоснованно снижены. Экспертами произведен расчет нормативов численности рабочих и АУП с учетом объема обслуживания и ремонта тепловых сетей в условных единицах равным 25,75 у.е., однако в материалы тарифного дела представлен расчет объема обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования, в соответствии с которым указанный объем равен 27,46 у.е., произведенный исходя из материальных характеристик тепловых сетей, находящихся во владении Общества. Экспертами при расчете объема обслуживания и ремонта тепловых сетей учтена протяженность сетей ООО «Акцент» - 7205,89 км и 79 тепловых камер, при этом фактическое количество тепловых камер - 91 тепловая камера, в связи с чем, численность персонала Общества была снижена до 19 человек.

При определении численности персонала должно было быть учтено количество смен составляющее 4 смены: 7дней * 24 часа в сутки/40 часов = 4.2 смены. Расчет численности ОПП произведен недостоверно, не учтена необходимость круглосуточного дежурства бригад из состава ремонтного персонала и не учтены фактические материальные характеристики тепловых сетей. Численность только основного персонала вместе с диспетчерами должна была быть принята в размере 39,87 человек вместо учтенной общей численности в размере 19 человек.

При расчете численности рабочих, занятых обслуживанием, текущим и капитальным ремонтом основного оборудования отопительных котельных, наружных тепловых сетей и сетевых сооружений не учтена численность операторов ЦТП.

Расчет административно-управленческого персонала также произведен недостоверно. Необоснованно приняты минимальные базовые значения из таблицы 1 рекомендаций Госстроя России № 74, не учтена рекомендуемая численность на «Надзор и контроль за капитальным ремонтом», персонал на обслуживание программного обеспечения, на Энергонадзор, на организацию ремонта и обслуживания КИП и А, электрохозяйства, химический надзор.

Недостоверно рассчитан персонал для организации подготовки производства и персонал для организации ремонта и наладки оборудования (том 5, л.д. 50-55).

Представитель административного истца Сагоконь Д.А., действующий на основании Устава и договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Управляющему (том 1, л.д. 12-13) в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивал.

Представители административного ответчика МТРиЭ Челябинской области Макаровский А.Д., действующая на основании доверенности 07 апреля 2022 года, Дрыга А.А., действующий на основании доверенности от 10 января 2022 года (том 1, л.д. 92), Апенкина Е.Е., действующая на основании доверенности от 05 марта 2022 года (том 5, л.д. 19), в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать.

В отзыве на административное исковое заявление указали, что в качестве основания для установления тарифа предприятием представлены копии договоров аренды с ЗАО «<данные изъяты>» с приложением акта приема-передачи движимого имущества - оборудования и недвижимого имущества. Экспертиза представленных организацией расчетных материалов проведена в соответствии с действующим законодательством. Согласно представленным документам дата создания Общества 11 августа 2021 года, регулируемую деятельность организация начала 25 ноября 2021 года. В 2021 году организация оказывала услуги по передаче тепловой энергии в течение 1 месяца. Расчет необходимой валовой выручки для осуществления регулируемой деятельности на 2021 год выполнен Министерством с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации.

Расходы по статье «Расходы на сырье и материалы» отражены в экспертном заключении на стр. 11, по расчету организации составили 6 231,38 тыс. руб. Расчет на аварийный запас рассчитан ООО «Акцент» на основании Типовой инструкции по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) РД 153-34.0-20.507-98. Экспертами произведен расчет аварийного запаса материалов на основании вышеуказанной инструкции с учетом цен на материальные ресурсы в соответствии со статистическими данными, отраженными в справочнике на 2021 год. Расходы определены в размере 928,17 тыс. руб. Отклонение от предложения организации составило - 205,1 тыс. руб.. Самой организацией представлен расчет только на аварийный запас, расчет расходов на капитальный ремонт ООО «Акцент» не представлен. В обоснование плановых расходов на материалы при проведении капитального ремонта тепловых сетей хозяйственным способом в сумме 4 274,89 тыс. руб., согласно пояснительной записке ООО «Акцент», представлены акты осмотра технического состояния, локальный сметный расчет, планы ремонтов тепловых сетей на период 2022-2023 гг. и к 2021 году не относятся. В дополнение организацией было представлено письмо от 29 октября 2021 № 18 в ответ на запрос Министерства в связи с отсутствием плана ремонтов на 2021 год представлен план мероприятий по подготовке тепловых сетей центральной части г. Троицка направления «Денисова», «Ильина» к осенне-зимнему периоду 2021-2022 гг., утвержденный управляющим ООО «Акцент» Д.А. Сагоконем и согласованный исполняющим обязанности главы г. Троицка по городскому хозяйству А.В. Могильниковым. По результатам проверки представленной документации было выявлено отсутствие актов обследования участков трубопроводов, также не представлены дефектные ведомости с указанием выявленных дефектов, в связи с чем не обоснована целесообразность ремонтных работ; отсутствие локальных сметных расчетов по мероприятиям, включенным в план на 2021-2022 гг.; отсутствие сведений о проводимых в течение периода эксплуатации объекта ремонтах, реконструкциях, а также о дате последнего текущего, капитального ремонтов, модернизации, согласно п. 6.2.42 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115; отсутствие план-графика, который должен составляться в соответствии с периодичностью работ, указанной в Правилах технической эксплуатации, и ведомостями ремонтных работ, составленными на основании дефектных ведомостей, актов осмотра, проверок и измерений. В плане также указаны сроки выполнения мероприятий (октябрь - декабрь) при отсутствии договоров подряда, актов и документов, подтверждающих фактическое выполнение работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат, счет-фактура. Расходы на текущее содержание и обслуживание тепловых сетей определены экспертами Министерства в размере 356,92 тыс.руб., исходя из нормативного объема материалов, рассчитанного в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей, определенных в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, на основании данных справочника «ЧелСЦена» на 2021 г. Отклонение от предложения Общества составило - 3 917,97 тыс.руб.. Согласно договорам аренды имущества от 18 августа 2021 № 4А, от 18 августа 2021 № 10А арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в исправном состоянии, соответствующем санитарным нормам.

В обосновании плановых расходов на приобретение запчастей для автотранспорта представлен плановый расчет на запчасти без обоснования цен, применяемых в расчете, а также нормативной потребности в количестве приобретаемых запчастей. В связи с отсутствием экономического обоснования расходы не учтены. В обоснование плановых расходов на приобретение спецодежды в пояснительной записке организация ссылается на приказ Минтруда от 09.12.2014 № 997н без предоставления расчета. В отсутствие экономического обоснования расходы не учтены. По статье расходы на топливо заявлены расходы на ГСМ и масла в размере 628,22 тыс.руб. В обоснование представлен плановый расчет на оферта к заключению договора поставки товара без обоснования цен, применяемых в расчете, а также нормативной потребности в количестве приобретаемых ресурсов. В связи с отсутствием экономического обоснования расходы не учтены. Расходы по статье «Арендная плата» по расчету организации составляют 7 592,36 тыс. руб. Расходы по арендной плате в отношении производственных объектов в соответствии с положениями п. 45 Основ 703,22 тыс. руб. - амортизационных отчислений, рассчитанных исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и процента отчислений с учетом максимального срока полезного использования на основании данных, отраженных в инвентарных карточках основных средств арендодателей с учетом их переоценки от 30 декабря 2020 г. Не приняты к учету расходы по аренде тепловых пунктов, так как объекты включены в договор ООО «Перспектива» с ООО «Уралэнергосбыт» на энергоснабжение, в том числе ЦТП 11-14,16,8,9, отсутствовали инвентарные карточки и расчета арендной платы.

Расходы по статьям «служебные командировки», «обучение персонала», «на услуги банков», «на страхование производственных объектов» ввиду отсутствия документов, подтверждающих необходимость несения данных затрат, не приняты к учету.

Расходы ЗАО «<данные изъяты>» для определения тарифа для ООО «Акцент» не могли учитываться ввиду отсутствия сопоставимых условий и данных. При осуществлении регулируемой деятельности ЗАО «<данные изъяты>» владело тепловыми сетями протяженностью 17,472 км, при установлении тарифа для ООО «Акцент» протяженность сетей составила 7,206 км. НВВ ЗАО «<данные изъяты>» на 2021 год была определена экспертами Министерства на экономически обоснованном уровне в размере 65 586,04 тыс.руб., а в предложении ООО «Акцент», направленном письмом от 01.10.2021, НВВ заявлена в размере 67 331,57 тыс.руб., что на 1,745 тыс.руб. больше НВВ ЗАО «<данные изъяты>», при этом протяженность сетей меньше на 10,266 км. Имущество, ранее находившееся в ЗАО «<данные изъяты>», было передано по договорам аренды ООО «Акцент», ООО «Базис», ООО «Вектор», совокупная НВВ которых по предложениям вышеуказанных организаций составила на то же имущество, которое ранее находилось в ЗАО «<данные изъяты>», 195 403,89 тыс.руб., что в 3 раза превышает НВВ ЗАО «<данные изъяты>» 65 586,04 тыс.руб. Таким образом, со стороны ООО «Акцент» предлагается неправомерно завысить расходы, включение которых в экономически необоснованном размере противоречит принципам тарифного регулирования, в том числе методу экономически обоснованных расходов (затрат).

Расходы на арендную плату по договору №17/A от 18 августа 2021 года ЦТП 15, 17 не приняты экспертами в связи с отсутствием инвентарных карточек.

В подтверждение плановых расходов на обучение представлены коммерческие предложения, не соответствующие направлениям, указанным в плановых расходах, не относящиеся к регулируемому виду деятельности Заявленная численность также не обоснована: отсутствуют план периодичности по направлениям обучения, списки персонала, обучение которого необходима, ссылки на нормативные документы, в соответствии с которыми включены данные расходы.

В подтверждение расходов на приобретение спецодежды ООО «Акцент» ссылается на приказ Минтруда «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды», нормативный расчет не представлен, расходы признаны экономически необоснованными.

Расходы на услуги банков не приняты к учету ввиду отсутствия документов, подтверждающих необходимость несения данных затрат.

Для обслуживания тепловых сетей протяженностью 17,472 км в отношении ЗАО «<данные изъяты>» были учтены расходы на оплату труда в размере 12 892,72 тыс. руб. ООО «Акцент» для обслуживания тепловых сетей протяженностью 7,206 км заявлены расходы на оплату труда в размере 21 315,84 тыс. руб., нарушая принцип соблюдению баланса экономических интересов потребителей и производителей. Административный истец заведомо завышает свои расходы, что приводит к необоснованному увеличению тарифа на передачу тепловой энергии. Согласно приложению 4.9. Методических указаний ООО «Акцент» расходы на оплату труда определены в размере 20 436, 83 тыс. руб. исходя из численности персонала 52 чел. и средней заработной платы 32 751,33 руб. на чел. в месяц. Фактических данных за последний расчетный период регулирования у организации нет, поскольку тариф на 2021 год устанавливался впервые. Представленными административным истцом паспортами тепловых сетей не подтверждается указанное административным истцом число тепловых камер. Министерством расчет условных единиц произведен, исходя из 79 тепловых камер. Расчет нормативной численности рабочих выполнен в соответствии с приказом Госстроя № 65, расчет нормативной численности руководителей, специалистов и служащих выполнен в соответствии с рекомендациям Госстроя № 74. Нуждаемость в персонале большей численности ООО «Акцент» не обоснована. Министерством учтен основной персонал в нормативной численности, а также необходимая численность руководителей, специалистов и служащих.

Представитель заинтересованного лица ООО «Перспектива» Агеев А.В., действующий на основании доверенности от 25 декабря 2020 года (том 1, л.д. 93-95), в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

В письменном отзыве указал, что ООО «Акцент» представлены акты осмотра технического состояния, локальный сметный счет, планы ремонтов тепловых сетей на период 2022-2023 года, не относящиеся к 2021 году. Кроме того, в отопительный период, к которому относится период регулирования с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 г., проведение капитальных ремонтов оборудования (тепловых сетей), находящегося в эксплуатации, посредством которого происходит теплоснабжения потребителей центральной части г. Троицка, невозможно. В связи с тем, что ООО «Акцент» не предоставило документы, подтверждающие экономическую обоснованность соответствующих расходов на капитальный ремонт тепловых сетей хозяйственным способом. Экспертами Министерства проведен расчет аварийного запаса материалов в полном соответствии с Типовой инструкцией по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) (РД 153-34.0-20.507-98), с учетом цен, на материальные ресурсы в соответствии со статистическими данными, отраженными в справочнике ЧелСЦена на 2021 год. Несогласие ООО «Акцент» с расчетом МТРиЭ Челябинской области не свидетельствует о недостоверности указанного расчета. Численность рабочих и АУП определена Министерством в соответствии с законодательством. Министерством обоснованно исключены расходы на автотранспорт, на ЦТП, на аренду непроизводственных объектов, на приобретение спецодежды, на ГСМ, на служебные командировки, на обучение персонала, на страхование производственных объектов, на услуги банков, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающих их экономическую обоснованность.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела, ООО «Акцент» создано 03 августа 2021 года на основании решения единственного участника общества (том 1, л.д. 154), запись о нем внесена в ЕГРН 11 августа 2021 года (том 1, л.д. 149-153).

18 августа 2021 года между ООО «Акцент» и ЗАО «<данные изъяты>» заключен договор аренды, согласно которому ООО «Акцент» переданы в аренду инженерные сети – теплотрасса общей протяженностью 675,6 м (том 1, л.д. 228-231).

18 августа 2021 года между ООО «<данные изъяты>» и ООО «Акцент»заключен договор аренды в соответствии с которым ООО «Акцент» переданы в аренду инженерные сети – участки теплотрассы (12 участков) общей протяженностью 6530,29 м (том 2, л.д. 130-135).

Общая протяженность инженерных сетей составляет 7 205,89 м.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300, является МТРиЭ Челябинской области.

01 октября 2021 года ООО «Акцент» обратилось в Министерство с заявлением об открытии дела об установлении тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии (том 1, л.д. 134).

Постановлением МТРиЭ Челябинской области 25 ноября 2021 года № 69/3 установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Акцент» на территории Троицкого городского округа на период с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 281,65 руб./Гкал (том 1, л.д. 100-101).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Оспариваемый акт не обладает распорядительным, внутриведомственным и локальным характером. Это акт общего действия, в системе тарифного регулирования участвующий в процессе установления тарифа на тепловую энергию для потребителей, то есть адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение; содержит нормативные предписания.

Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 69/3 от 25 ноября 2021 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Акцент» на территории Троицкого городского округа» является нормативным правовым актом исполнительного органа власти Челябинской области, принят уполномоченным органом в установленной форме, опубликован на официальном сайте Министерства, по этим основаниям не оспаривается.

Тариф для ООО «Акцент» установлен методом экономически обоснованных расходов (затрат) как организации, ранее не осуществлявшей регулируемые виды деятельности.

Специалистами МТРиЭ Челябинской области проведена экспертиза представленных обществом документов, составлено экспертное заключение от 25 ноября 2021 года по экономической обоснованности затрат на 2021 год по делу № 06/15-4-передача т/э_2021 «Об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Акцент» на территории Троицкого городского округа (передача тепловой энергии) (том 1, л.д. 116-129).

Решение об установлении оспариваемого тарифа принято на заседании Правления МТРиЭ Челябинской области (выписка из протокола от 25 ноября 2021 года № 69, том 1, л.д. 102-115).

Административный истец полагает, что при определении НВВ для расчета тарифа регулирующим органом необоснованно не учтены заявленные организацией расходы: на материалы при проведении ремонта тепловых сетей, на автотранспорт, на ГСМ, на ремонт и обслуживание транспортных средств, расходы на предрейсовый осмотр, на обучение, на приобретение спецодежды, на центральный тепловой пункт № 14, аренду непроизводственных объектов, услуги банков, необоснованно занижены расходы по статье «Оплата труда».

В силу пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями, с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние три года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.В состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (пункт 44), включаются: а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями; б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; д) расходы на служебные командировки; е) расходы на обучение персонала; ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

В составе расходов на сырье и материалы ООО «Акцент» заявлены, в том числе, расходы на материалы при проведении капитального ремонта тепловых сетей хозяйственным способом в размере 4 274,89 рублей –Министерством произведен расчет расходов на содержание в размере 356,92 рублей, в остальной части отклонены (разница – 3 917,97), расходы на приобретение запасных частей для транспорта в размере 628,22 тыс.руб – отклонены в связи с представлением расчета без обоснования цен, нормативной потребности в количестве запчастей, расходы на приобретение спец.одежды в размере 195 тыс.руб. – отклонены, не представлен расчет, расходы на ГСМ и масла в размере 690,03 тыс.руб. отклонены, так как не представлено обоснование цен, нормативной потребности.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктом 28 - 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

Порядок определения плановых (расчетных) значений расходов (цен) установлен пунктом 28 Основ ценообразования, согласно которому при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования тарифов, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа, в том числе: расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - методические указания); е) расчет цен (тарифов) (подпункты «д, е» пункта 16).

При этом в соответствии с пунктом 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Как следует из материалов тарифного дела, в обоснование плановых расходов на материалы при проведении капитального ремонта ООО «Акцент» представлены акты осмотра технического состояния, локальные сметные расчеты, планы ремонта тепловых сетей, не относящиеся к регулируемому периоду.

Административным ответчиком определены расходы на текущее содержание и обслуживание тепловых сетей в размере 356,92 тыс.руб., исходя из нормативного объема материалов, рассчитанного в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей, часть 1 (Центр муниципальной экономики, 2006) и цен, определенных в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, на основании данных справочника Челинформцента «ЧелСЦена» на 2021 год.

Учитывая период регулирования, положения пункта 41 Основ ценообразования, пунктов 4.3.11, 4.3.12 «СО 34.04.181-2003 Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей», утвержденных РАО "ЕЭС России" 25.12.2003), отсутствие экономического обоснования заявленных расходов, определенный административным ответчиком в целях бесперебойного функционирования тепловых сетей размер расходов на текущее содержание и обслуживание тепловых сетей, исходя из нормативных значений, суд находит экономически обоснованным, при указанных обстоятельствах оснований для использования иных разделов Рекомендаций по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей у административного ответчика не было.

Расчет расходов на приобретение запасных частей для транспорта в размере 628,22 тыс.руб. произведен без обоснования цен и потребности в их приобретении (том 1, л.д. 280), в обоснование расходов на приобретение спец.одежды в размере 195 тыс.руб. представлена ссылка на приказ Министерства труда от 09 декабря 2014 года № 997н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды» (том 2, л.д. 201) без какого-либо экономического обоснования заявленного размера, размер расходов на ГСМ и масла обоснован плановым расчетом и нормами расхода топлива, офертой ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» (том 1, л.д. 281-282, том 2, л.д. 2-14), не позволяющими определить фактическую планируемую потребность в ГСМ и маслах, в связи с чем указанные расходы обоснованно не приняты при расчете НВВ.

При этом доводы административного истца о занижении расходов на оплату труда заслуживают внимания.

В силу пункта 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ООО «Акцент» заявлены расходы на оплату труда в размере 20 436,83 тыс.руб., исходя из нормативной численности персонала 52 человека, средней заработной платы 32 751,33 руб. на чел. (том 2, л.д. 195).

Министерством расходы на оплату труда определены в размере 7 467,3 тыс.руб. исходя из нормативной численности 19 чел. и средней заработной платы 32 751,33 руб. на чел. (том 1, л.д. 122).

Учитывая, что Общество регулируемую деятельность ранее не осуществляло, расходы на оплату труда определены Министерством на основании приказов Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (далее – Нормативы численности рабочих), от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (далее – Нормативы численности АУП).

Административным истцом оспаривается исключение Министерством из численности рабочих водителей при наличии двух транспортных средств, сварочного агрегата и прицепа, необходимых для осуществления технологического процесса.

Материалами дела подтверждено, что ООО «Акцент» на праве аренды владеет транспортными средствами: трактор Беларусь 82.1, автомобиль УАЗ-330365, а также прицепом тракторным самосвальным 2ПТС-4.5 мод. 887 Б, сварочным агрегатом САГ – Д-14-48 (том 2, л.д. 41-47).

Федеральной антимонопольной службой в письме от 26 ноября 2018 года № ВК/96368/18 при определении фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав НВВ регулируемой организации предписано учитывать результат анализа сведений: гарантий работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации между представителями сторон: работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления; условий коллективного договора; размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; прогнозного индекса потребительских цен; уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики; среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью; нормативной численности; штатного расписания.

Штатным расписанием ООО «Акцент» (том 2, л.д. 153) предусмотрено 2 единицы водителя автомобиля, тракторист, машинист крана автомобильного, машинист экскаватора.

Согласно пункту 1.11 Нормативов численности рабочих расчет численности рабочих, не предусмотренных настоящим сборником, но необходимых предприятию для обеспечения технологического процесса, производится по действующим межотраслевым и отраслевым нормам и нормативам по труду. При отсутствии в сборниках нормативных данных на отдельные виды работ численность рабочих устанавливается на местах.

Экспертное заключение не содержит анализа штатного расписания, в том числе потребности Общества для осуществления регулируемой деятельности в водителях, и оснований, по которым отказано во включении водителей в расчет численности рабочих.

С учетом протяженности тепловых сетей, эксплуатируемых ООО «Акцент», наличия в аренде транспортного средства и специальной техники, отсутствие в расчете численности рабочих водителей экономически обоснованным не является.

Кроме того, нормативная численность персонала по организации ремонта и наладки оборудования и сооружений определена административным ответчиком по таблице 5 пункта 2.2.3 Нормативов численности АУП, исходя из суммарной тепловой мощности установленного оборудования в размере 51-300 Гкал/час, и соответствующего количества человек (3 чел) в пересчете на протяженность тепловых сетей административного истца, однако нормативная численность АУП по организации подготовки производства при том же теплоэнергетическом оборудовании на тех же тепловых сетях выбрана из справочника, исходя из меньшей суммарной тепловой мощности установленного оборудования (определена в размере 1 человека при нормативном значении 2-3 для суммарной тепловой мощности 51-300 Гкал/час).

Различный подход к определению нормативной численности персонала, осуществляющего производственные функции управления нельзя признать экономически обоснованным.

Учитывая, что суммарная тепловая мощность установленного оборудования в размере 51-300 Гкал/час соответствует мощности котельной ООО «Перспектива», при отсутствии в экспертном заключении иного обоснования, нормативная численность АУП по организации подготовки производства должна быть определена, исходя из указанной суммарной мощности, то есть от 2-х человек.

Расчет в соответствии с пунктом 1.11 Нормативов численности рабочик водителей, необходимых для обеспечения технологического процесса, расчет АУП по организации подготовки производства исходя из иной суммарной мощности установленного оборудования приводит к увеличению значения общей нормативной численности, и, как следствие, расходов на оплату труда, расходов по статье «Отчисления на социальные нужды», определяемых исходя из фонда оплаты труда и ставки отчислений 30,2%.

С иными доводами административного истца о необоснованном определении расходов на оплату труда в оспариваемой части суд не соглашается.

Расчет нормативной численности рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей, в соответствии с пунктом 2.8. Нормативов численности рабочих производится исходя из объема обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах, по формуле: V = ? (N + 0.001L)* dy i * Kk i* KT i * Kn i * Kr i, где:

V - объем обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах;

Ni - количество тепловых камер на i-м участке тепловой сети, ед.;

Li - протяженность i-го участка тепловой сети, м;

dy i - диаметр условного прохода теплопроводов i-го участка, м

Kk i - коэффициент, учитывающий количество труб в тепловой сети;

- коэффициент, учитывающий теплоноситель. Для паропроводов = 1,25; для трубопроводов холодной воды - 1,0, для трубопроводов горячей воды - 1,3;

KT i - коэффициент, учитывающий способ прокладки теплопроводов

Kr i, - коэффициент, учитывающий разность геодезических отметок теплотрассы.

Технические характеристики тепловых сетей, необходимые для расчета объема обслуживания и ремонта трубопроводов, содержатся в представленных в материалы дела паспортах тепловых сетей (том 4, л.д. 40-285).

Административным истцом при определении объема обслуживания и ремонта трубопроводов учтено 85 тепловых камер (том 2, л.д. 158-160), Министерством - 79 (том 1, л.д. 123).

Проверяя расчет, представленный в экспертном заключении, с учетом информации, содержащейся в письменном отзыве на административное исковое заявление, суд соглашается с расчетом в части принятых Министерством характеристик, в том числе количества тепловых камер тепловых сетей. При определении количества тепловых камер эксперты руководствовались данными технических паспортов и расчетами регулируемой организации, что подтверждается материалами дела.

Как установлено в судебном заседании, теплотрасса ул. Советская, ул. Пионерская, ул. Разина протяженностью 4 736,64 м (том 4, л.д. 106-147), эксплуатируется тремя сетевыми организациями: ООО «Базис», ООО «Вектор», ООО «Акцент».

Материалы тарифного дела не содержат сведений, позволяющих определить, арендатором каких именно участков данной сети является административный истец, в связи с чем количество тепловых камер, протяженность и диаметр условного прохода теплопроводов определены Министерством путем сопоставления протяженности участков сетей, указанных в расчетах административного истца (том 3, л.д. 16), с техническими характеристиками сетей (том 4, л.д. 107-108), обоснованно определив количество тепловых камер равным шести, что подтверждается техническим паспортом. Административным истцом на данном участке в расчетах учтено 12 камер, пояснений по расчету не представлено.

Как ранее отмечалось, регулируемая организация при обращении в Министерство обязана подтвердить заявленные расходы соответствующими расчетами с указанием норм и нормативов расчета.

Представленный ООО «Акцент» расчет нормативной численности рабочих исходя из технических характеристик трубопроводной арматуры (том 2, л.д. 158) Методическими указаниями не предусмотрен.

График сменности, предложение дополнительного учета в составе нормативной численности рабочих аварийно-восстановительной бригады из состава ремонтного персонала для выполнения работ по ликвидации аварий в круглосуточном режиме в составе документов, направленных для установления тарифа, административным истцом не представлены.

Согласно материалам дела, 18 августа 2021 года между ООО «Акцент» и ЗАО «<данные изъяты>» заключен договор аренды в отношении объектов движимого и недвижимого имущества ЦТП № 15, ЦТП № 17, согласно которому ЦТП № 15 оснащен, в том числе, двумя насосами К-290-30, 1450 об/мин (том 1, л.д. 232-236).

В обоснование заявленных требований административный истец со ссылкой на пункт 2.9 Нормативов численности рабочих указывает, что Министерством при расчете численности рабочих необоснованно не учтена численность операторов ЦТП, однако расчет численности операторов ЦТП ООО «Акцент» не представлялся, штатным расписанием ООО «Акцент» операторы ЦТП не предусмотрены.

Значения нормативной численности АУП, осуществляющего: общее руководство, бухгалтерский учет и финансовую деятельность, комплектование и учет кадров, технико-экономическое планирование, организацию труда и заработной платы, материально-техническое снабжение, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание, организацию охраны труда и ТБ, правовое обслуживание, программное обслуживание, организацию ремонта и наладки оборудования и сооружений, энергонадзор, организацию руководства производственными районами (участками) приняты административным ответчиком из диапазона, рекомендованного Нормативами численности АУП, произвольными не являются.

В соответствии с пунктом 1.3. Нормативов численности АУП нормативы численности носят рекомендательный характер и не обязывают регулирующий орган определять нормативную численность с использованием всех предусмотренных управленческих и производственных функций.

При этом административным истцом заявлена нормативная численность АУП исходя из 10 направлений деятельности, административным ответчиком нормативная численность определена по 13 направлениям, то есть учтено большее количество АУП.

Представление в материалы дела уточненного расчета с учетом устранения счетных ошибок на выводы суда в указанной части не влияет, поскольку итоговое значение единиц нормативной численности АУП осталось неизменным.

В составе прочих расходов в числе оспариваемых административным истцом заявлены:

- расходы на аренду транспортных средств в размере 118,8 тыс.руб. в год, в подтверждение которых представлены договоры аренды от 16 августа 2021 года № 12/А, 11/А (том 2, л.д. 41-47) – отклонены Министерством в связи с отсутствием инвентарных карточек;

- расходы на аренду тепловых пунктов в размере 1 692,34 тыс.руб. в год, в подтверждение которых представлены договоры аренды от 18 августа 2021 года (том 1, л.д. 232-236, том 2, л.д. 48-55), расходы отклонены в связи с отсутствием инвентарных карт на ЦТП 15 и 17, наличием договора ООО «Перспектива» в отношении остальных ЦТП;

- расходы на аренду нежилого помещения в размере 60 тыс.руб. на основании договора аренды от 13 августа 2021 года (том 2, л.д. 148-150), отклонены в связи с отсутствием инвентарных карточек;

- расходы на предрейсовый медицинский осмотр в размере 24 тыс.руб., в обоснование которых представлен договор от 13 августа 2021 года с ООО «<данные изъяты>» (том 2, л.д. 128-129) - отклонены Министерством, поскольку водители не предусмотрены нормативной численностью;

- плановые расходы на обучение персонала в размере 236 тыс.руб. с представлением расчета и коммерческих предложений организаций, реализующих образовательные услуги (том 2, л.д. 56-62) – отклонены в связи с отсутствием коммерческих предложений, пояснений по расчету;

расходы на услуги банков в размере 140,2 тыс.руб., заявленные без предоставления обосновывающих документов – отклонены в связи с отсутствием документов.

При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования должен руководствоваться пунктом 28 Основ ценообразования, в том числе с учетом цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

В материалы тарифного дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что представленные договоры заключены в рамках конкурентной процедуры, предусмотренной пунктом 28 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в НВВ, относятся в том числе арендная плата в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю расходов на амортизацию, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае, если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Согласно пункту 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В обоснование заявленных затрат на аренду транспортных средств, сварочного агрегата и прицепа, на аренду нежилого помещения, на аренду Центральных тепловых пунктов ООО «Акцент» представлены договоры аренды с указанием размера ежемесячной арендной платы.

Согласно пункту 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н (далее - Приказ Минфина № 91н), действовавшего до 31 декабря 2021 года, стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (далее - ПБУ 6/01).

В соответствии с пунктами 12, 13 Приказа Минфина № 91н учет основных средств по объектам ведется использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

Таких документов в тарифный орган административным истцом также не представлялось, в связи с чем у Министерства отсутствовала возможность проверить экономическую обоснованность заявленных расходов.

В подтверждение плановых расходов на обучение персонала по программам «Охрана труда групп смешанного состава», «Подготовка руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей», «Профессиональная подготовка по профессии «Слесарь по ремонту тепловых сетей», «Профессиональная переподготовка по профессии «Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей», «Профессиональная переподготовка по профессии «Слесарь аварийно-восстановительных работ», обучение по программе «Пожарно-технический минимум», профессиональная переподготовка по программе «Бухгалтерский учет» административным истцом представлены коммерческие предложения, не содержащие указанные направления обучения, потребность в обучении не обоснована.

Подтверждения и обоснования расходов на услуги банков не представлено, размер расходов назван в пояснительной записке (том 2, л.д. 202).

Учитывая изложенное, отклонение Министерством указанных расходов произведено в соответствии с требованиями пункта 33 Правил регулирования.

Доводы административного истца о наличии у МТРиЭ Челябинской области обязанности использовать экспертные оценки с учетом статистических данных, либо отчетные данные регулируемых организаций на данном сетевом комплексе со ссылкой на размер затрат ЗАО «<данные изъяты>» судом отклоняются.

Согласно пункту 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Основания для учета затрат ЗАО «<данные изъяты>» у регулирующего органа отсутствовали в связи с несопоставимостью его исходных параметров с ООО «Акцент».

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет одного вида затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки.

Устанавливая дату, с которой постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25 ноября 2021 года № 69/1 подлежит признанию недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу не достигнет целей восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ постановление МТРиЭ Челябинской области от 25 ноября 2021 года № 69/3 подлежат признанию недействующими с момента принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на МТРиЭ Челябинской области лежит обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании Министерства, в газете «Южноуральская панорама».

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Акцент» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25 ноября 2021 года № 69/3 «Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Акцент» на территории Троицкого городского округа».

Обязать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области опубликовать сообщение о принятии решения суда в газете «Южноуральская панорама» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2022 года