НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 11.09.2018 № ГП-000203-02/18

Дело№За-157/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2018 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Жернаковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

заместитель прокурора Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов 9, 10, 12, 13 пункта 9 Порядка предоставления в 2017-2019 годах субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 01.04.2016 года № 159-П (в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 30.12.2016 N 750-П, от 26.04.2017 N 211-П, от 13.11.2017 N 586-П, от 29.03.2018 N 105-П) для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В обоснование административного иска указано, что оспариваемыми положениями, вопреки требованиям части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ), на субъектов малого и среднего предпринимательства возложена обязанность при обращении с заявлением о предоставлении мер поддержки предоставить документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций. Предъявление завышенных требований к субъектам малого и среднего предпринимательства, возложение дополнительных обязанностей по сбору документов создает условия для нарушения прав указанной категории хозяйствующих субъектов.

В судебном заседании прокуроры Челябинской областной прокуратуры Комякова М.Ю., Герман А.С. на удовлетворении административного иска настаивали.


2

Представители административного ответчика Правительства Челябинской области Алешкина О.А., Атаманюк С.Г. возражали против удовлетворения административного иска, представили письменный отзыв.

Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.

Как установлено частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При рассмотрении дела было установлено, что Постановлением Правительства Челябинской области от 01.04.2016 года № 159-П (в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 30.12.2016 N 750-П, от 26.04.2017 N 211-П, от 13.11.2017 N 586-П, от 29.03.2018 N 105-П) был утвержден Порядок предоставления в 2017-2019 годах субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования (далее — Порядок).

Постановления Правительства Челябинской области, которыми был утвержден Порядок, а также вносились в него изменения, были опубликованы в Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, а также на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1), из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2).

Нормативные правовые акты, регулирующие представление субсидий должны определять в том числе и (или) критерии отбора субъектов, имеющих право на получение субсидий, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 указанной статьи).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными


3

органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) в силу подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правительство Челябинской области на основании пункта 2 части 3 статьи 8 Устава Челябинской области и статьи 1 Закона Челябинской области от 17.12.2001 №57-30 «О Правительстве Челябинской области» является высшим исполнительным органом государственной власти Челябинской области.

Субсидия на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования предусмотрена Законом Челябинской области от 26.12.2017 № 636-30 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов». Названная субсидия включена в раздел «Национальная экономика», подраздел «Сельское хозяйство и рыболовство» в рамках реализации государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 №724-П.

Пунктом 6 Системы мероприятий государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017-2020 годы» предусмотрена компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса путем предоставления соответствующих субсидий.

Как указано в пункте 1 Порядка, он разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет цели и условия предоставления в 2017 - 2019 годах субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и (или) оборудования (далее именуются - субсидии), а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Оспариваемыми положениями Порядка установлено, что для получения субсидий получатель субсидии представляет: копию разрешения на строительство объекта (в случае если получатель субсидии обратился за возмещением затрат на строительство объектов агропромышленного


4

комплекса); документ, подтверждающий право собственности на законченный созданием (строительством) и (или) модернизированный объект; копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; справки об отсутствии у получателя субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на первое число месяца, в котором представляются документы (подпункты 9, 10, 12, 13 пункта 9 Порядка соответственно).

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (статья 1).

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами


5

Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Из системного анализа положений статей 1, 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ следует, что указанный закон регулирует отношения только в сфере реализации соответствующих программ, целью которых прямо указано развитие малого и среднего предпринимательства.

Между тем, оспариваемый в части Порядок принят в рамках государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области», своей целью имеет развитие отрасли экономики - сельского хозяйства, а не субъектов экономической деятельности - малого и среднего предпринимательства. Предусмотренное указанной государственной программой мероприятие в виде предоставления субсидии на возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, не является мероприятием, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства, поскольку получателем субсидии может являться не только представитель малого и среднего предпринимательства, а любые иные субъекты предпринимательской деятельности.

Таким образом, поскольку положения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ не могут быть распространены на правоотношения, регулируемые Порядком, то указанный закон не обладает большей юридической силой относительно Порядка, что является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований заместителя прокурора Челябинской области о признании недействующими подпунктов 9, 10, 12, 13 пункта 9 Порядка предоставления в 2017-2019 годах субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской


6

области от 01.04.2016 года № 159-П (в редакции

Постановлений

Правительства Челябинской области от 30.12.2016 N 750-П, от 26.04.2017 N 211-П, от 13.11.2017 N 586-П, от 29.03.2018 N 105-П) для субъектов малого и среднего предпринимательства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий