Дело № 3а-242/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2021 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего Ишимова И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кононенко О.А.,
с участием прокурора Ермакова М.А.,
а также представителя администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области – Семенова А.В., представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области – Ковалевой Р.Р., Дюковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
в Челябинский областной суд поступило по подсудности административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение» (далее – МУП «ДВиВ») к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в котором предприятие с учетом принятых судом уточнений просило признать недействующим постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года № 43/41 с даты его принятия (т. 1 л.д. 6-8, т. 4 л.д. 212-217).
В обоснование заявленных требований указано, что 24 сентября 2020 года Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на основании заявления МУП «ДВиВ» от 20 июля 2020 года утвержден тариф на холодное водоснабжение для потребителей с. Долгодеревенское и д. Шигаево в размере 35,07 руб./куб.м, о чем вынесено оспариваемое постановление. При утверждении тарифа Министерством в соответствии с Основами ценообразования в области холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 406, применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат), поскольку предприятие ранее не осуществляло регулируемую деятельность. Между тем, применяя названный метод, Министерство неверно произвело расчет расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, расходов на текущий ремонт, расходов на оплату труда ремонтного и административно-управленческого персонала, расходов на оплату информационных услуг (СМИ, ГИ ЖКХ, программист 1С ЖКХ, телекоммуникационных услуг), расходов на приобретение канцелярских товаров (бумаги) и заправку картриджей, расходов на средства телекоммуникации (интернет), что повлечет возникновение у предприятия убытков.
Представитель административного истца МУП «ДВиВ» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) рассмотрел дело в его отсутствие.
Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области – Ковалева Р.Р., Дюкова А.С., действующие на основании доверенности, в судебном заседании административное исковое требование не признали по основаниям, изложенным отзыве и дополнениях.
Представитель заинтересованного лица администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области – Семенов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы административного искового заявления.
Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, в том числе заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Ермакова М.А., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, МУП «ДВиВ» создано на основании постановления администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 01 июня 2020 года № <данные изъяты> в целях осуществления деятельности в сферах естественных монополий – водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Долгодеревенского сельского поселения, с предметом деятельности – предоставление коммунальных услуг гражданам и юридическим лицам (т. 1 л.д. 71-72, т. 2 л.д. 14-15).
Распоряжением администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 июня 2020 года № <данные изъяты> (ОД) гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории Долгодеревенского сельского поселения, назначено МУП «ДВиВ» (т. 1 л.д. 68-69, т. 2 л.д. 36-37).
16 июня 2020 года между администрацией Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области и МУП «ДВиВ» заключен договор на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, по которому предприятию согласно приложению № 1 к договору переданы магистральные водопроводы, водоводы, разводящие сети водоснабжения, головные сооружения водопроводного комплекса, сети водоснабжения, встроенное нежилое помещение (т. 1 л.д. 73-75, т. 2 л.д. 24-35).
20 июля 2020 года за вх. № <данные изъяты> МУП «ДВиВ» обратилось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с заявлением об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения для потребителей МУП «ДВиВ» на 2020-2021 гг., в котором просило установить тариф в сфере холодного водоснабжения для потребителей МУП «ДВиВ» на период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 45,95 руб. (без НДС), при установлении указанного тарифа применить при расчете необходимой валовой выручки (далее – НВВ) метод индексации, приложив к заявлению документы на 178 листах (т. 1 л.д. 11, т. 2 л.д. 1-2).
Уведомлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27 июля 2020 года № <данные изъяты> МУП «ДВиВ» было уведомлено о том, что в предложении об установлении тарифов представлены обосновывающие материалы в объеме, не соответствующем п. 17 раздела IV Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406. Для открытия дела об установлении тарифов предложено представить следующие обосновывающие материалы:
1. подпункт г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату (форма № 1-водопровод, форма 22-ЖКХ);
2. подпункт е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (приложения 2, 2.1.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания)) по следующим статьям затрат:
- капитальный ремонт (расчеты, обосновывающие необходимость ремонтов, предусмотренных проектами производственных программ), а именно:
- копии локальных смет, дефектных ведомостей, составленных комиссионно и обосновывающие необходимость ремонтов;
- план на проведение ремонтов на планируемый период регулирования, согласованный с собственником имущества и утвержденный руководителем организации (с указанием способа выполнении ремонтов);
- документы, подтверждающие необходимость проведения данных работ (акты осмотров производственных объектов, соответствующие требованиям первичной документации согласно Федеральному закону от 02 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
- расчет планового расхода по электроэнергии исходя из технических характеристик используемого оборудования;
- расчет расходов на приобретение холодной воды в соответствии с приложением 2.1.6 Методических указаний;
- расчет расходов на оплату труда на регулируемый период согласно приложениям 2.2., 2.2.1 Методических указаний;
- расчет нормативной численности персонала согласно Методическим рекомендациям по нормированию труда, утвержденным типовыми отраслевыми нормами численности работников водопроводно-канализационного хозяйства (приказ Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр);
- уведомление о применении упрощенной системы налогообложения;
3. подпункт ж) расчет размера тарифов согласно приложению 7 Методических указаний;
4. подпункт з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным сетям согласно приложению 1 Методических указаний;
5 пункт о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе:
- копию договора энергоснабжения за 2020 год;
- копию договора на информационные услуги за 2020 год;
- копию договора на консультационные услуг за 2020 год;
- копию договора на холодную воду, заключенного с МУП «ПОВВ».
Также Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области указано замечание, что в представленном проекте производственной программы не заполнены показатели, предусмотренные разделом 3 «Плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованной системы водоснабжения» (т. 2 л.д. 180-182).
В ответ на указанное выше уведомление МУП «ДВиВ» сопроводительным письмом от 05 августа 2020 года № <данные изъяты> предоставило Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области документы на 236 листах. Одновременно сообщило, что представить копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату (форма № 1-водопровод, форма 22-ЖКХ) МУП «ДВиВ» не имеет возможности, т.к. деятельность по оказанию услуг водоснабжения с. Долгодеревенское и д. Шигаево Сосновского муниципального района Челябинской области ранее (до 16 июня 2020 года) осуществляло ООО «Сосновский водоканал», находящееся в стадии банкротства. МУП «ДВиВ» не является правопреемником и документы по хозяйственной деятельности от общества в МУП «ДВиВ» конкурсным управляющим не передавались. По представленному расчету планового расхода по электроэнергии исходя из технических характеристик используемого оборудования пояснило, что между МУП «ДВиВ» и <данные изъяты>» заключен договор поставки воды № <данные изъяты> от 27 июля 2020 года. Вода поступает с городских емкостей в резервуар под давлением и также поступает в распределительную сеть. Свои скважины и оборудование для подъема воды в с. <данные изъяты> и д. <данные изъяты> отсутствуют. Затраты по электроэнергии происходят из-за обогрева головного сооружения водопроводного комплекса, распложенного на территории резервуара, т.к. здание примерно 70-80 годов постройки и центральное/ газовое отопление в нем отсутствует. В приложенном расчете указан расход электроэнергии исходя из данных, полученных за месяц осуществления деятельности (показания ПУ за месс. * тариф * на 12 м. = год расх. Эл./эн). В представленном проекте производственной программы показатель эффективности использования ресурсов, в части п. 3.1, 3.2 расход электрической энергии, потребляемый в технологическом процессе подготовки и транспортировке воды, не указан из-за расхода электрической энергии, не связанного с подготовкой и транспортировкой воды. По представленной смете расходов в части расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями (п. 1.3), указаны данные по расходам на оплату услуг по договору подряда с <данные изъяты>» № <данные изъяты> исходя из средней стоимости оказанных работ/услуг по устранению аварий за период с 16 июня – 31 июля 2020 года (на примере двух контрактов с собственником сетей водоснабжения – администрации Долгодеревенского с/п). Так по двум контрактам стоимость работ составила 78,9 т.р.: 2/ 12 мес. = 473,4 тыс.руб. (т. 3 л.д. 1-2).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 12 августа 2020 года № <данные изъяты> открыто дело об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год по предложению МУП «ДВиВ», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (т. 1 л.д. 13).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 03 сентября 2020 года № <данные изъяты> продлен срок установления тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП «ДВиВ», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения, не более чем на 30 календарных дней (т. 1 л.д. 235).
Согласно выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 03 сентября 2020 года № <данные изъяты> в связи с поступившим в Министерство письменным мнением МУП «ДВиВ», содержащим несогласие с расходами, определенными экспертом при расчете тарифа, решено продлить срок для установления тарифа, а предприятию указано представить следующие обосновывающие материалы:
1) расчеты расходов (в виде таблиц) с указанием стоимости товаров (услуг) и его количества на:
- приобретение электроэнергии для освещения резервуаров, исходя их технических характеристик, количества объектов, подлежащих освещению;
- оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями;
- услуги связи и интернета;
- осуществление производственного контроля качества воды;
- оплату услуг вневедомственной охраны объектов и территории;
- оплату информационных услуг.
2) документы и материалы, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта:
- план-график (ремонтная программа) проведения планового капитального ремонта с указанием сроков реализации и обосновыванием его проведения и протяженности сетей;
- документы, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта сетей водоснабжения в соответствии с установленной нормативной периодичностью его проведения, а также указывающие на дату проведения последнего капитального ремонта сетей и участков труб, указанных в план-графике;
- дефектные ведомости, составленные комиссионно с учетом требований оформления первичной документации в соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», с указанием способа выполнения локальных смет и локальных расчетов, а также подробным описанием дефектов требующих ремонта;
- информация о способах выполнения ремонтных работ, предусмотренных в представленных локальных сметах;
- акты технического осмотра объектов водоснабжения, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ;
- техническое задание или проектная документация при планировании капитального ремонта;
3) акты выполненных работ по устранению аварий на основании заключенных контрактов № <данные изъяты> от 25 июня 2020 года, № <данные изъяты> от 08 июля 2020 года;
4) скорректированная производственная программа с указанием периода реализации на 2020 год и конкретных мероприятий по капитальному ремонту объектов централизованной системы холодного водоснабжения (в годовом исчислении) (т. 1 л.д. 236-268).
Письмом Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07 сентября 2020 года № <данные изъяты> директор МУП «ДВиВ» уведомлен о продлении срока установления тарифов на питьевую воду для МУП «ДВиВ», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения, на 2020 год, в связи с уточнением и обоснованием заявленных требований регулируемой организации. А именно указано представить до 14 сентября 2020 года в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области дополнительные документы и материалы, указанные в выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 03 сентября 2020 года № 40 (т. 1 л.д. 233-234).
Сопроводительным письмом от 09 сентября 2020 года № <данные изъяты> МУП «ДВиВ» дополнительно представлены Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области копии документов на 179 листах с описью, а также сообщено, что выполнение ремонтных работ, предусмотренных локальными сметами, будет осуществляться на конкурсной основе. (т. 4 л.д. 1-3).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года № 43/41 установлены тарифы на питьевую воду на 2020 год для МУП «ДВиВ», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2020 год согласно приложению. В пункте 2 постановления указано, что тарифы действуют со дня вступления в силу настоящего постановления по 31 декабря 2020 год. Согласно приложению № 1 тариф на 2 полугодие 2020 года на питьевую воду утвержден в размере 35,07 руб./куб.м без НДС (т. 1 л.д. 17-18, т. 2 л.д. 122-123).
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку МУП «ДВиВ» является гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории Долгодеревенского сельского поселения, то оно имеет право на обращение в суд с данным административным иском.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и на водоотведение (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», п.п. 1 и 2 ч. 2, п. 1 ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300 утверждено Положение о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в подп. 52 п. 8 которого к основным функциям Министерства отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения: в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
В порядке п. 18 упомянутого выше Положения для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области общей численностью не более 9 человек. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании.
Решение Правления оформляется в виде постановления Министерства, которое публикуется на официальном сайте Министерства в «Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации (пп. 19, 20 Положения).
В выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года № <данные изъяты> отражено, что на заседании присутствовали следующие члены правления: председатель правления ФИО1 – и.о. обязанности Министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области; ФИО2, ФИО3 – заместители Министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области; ФИО4 – заместитель начальника управления – начальник отдела Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области; ФИО5 – начальник отдела Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области; ФИО6 – ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков УФАС по Челябинской области.
Рассмотрение заявления об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду для МУП «ДВиВ», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на 2020 год, стояло на 14 повестке заседания. Единогласным голосованием был установлен тариф на питьевую воду на 2 полугодие 2020 года в размере 35,07 руб./куб.м без НДС (т. 1 л.д. 124-130).
Оспариваемое постановление Министерства от 24 сентября 2020 года № 43/41 в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» и постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 февраля 2006 года № 26 «Об официальных и иных печатных изданиях Законодательного Собрания Челябинской области» опубликовано в газете «Южноуральская панорама» 10 декабря 2020 года № 109/1 (т. 1 л.д. 150-151).
Таким образом, оспариваемое постановление Министерства принято полномочным органом, в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренных законодательством, опубликовано с соблюдением порядка обнародования нормативного правового акта и по этим основаниям не оспаривается административным истцом.
Проверяя оспариваемое постановление от 24 сентября 2020 года № 43/41 по существу, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, которая может быть рассчитана в том числе методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.
Согласно ч. 2 этой же статьи закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Исходя из подп. «а» п. 37 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительством РФ от 13 мая 2013 года № 406 (далее – Основы ценообразования), если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов может применяться метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Поскольку МУП «ДВиВ» обратилось в орган регулирования за установлением тарифа на питьевую воду на 2020 год 20 июля 2020 года, при этом ранее не осуществляло деятельность в сфере холодного водоснабжения, тариф в соответствии с подп. «а» п. 37 Основ ценообразования подлежал расчету с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), что и было сделано Министерством.
На основании п. 12 Основ ценообразования регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (п. 5 ч. 2 ст. 3 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно п. 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. Аналогичные положения содержатся в п. 11 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э.
В соответствии с п. 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
По смыслу приведенных выше правовых норм при установлении тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения расходы регулируемой организации подлежат проверке и оценке на предмет их экономической обоснованности в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
При этом в порядке п. 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении, которое в силу п. 26 этих же Правил должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг (подп. «а»), обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов (подп. «г»), расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов (подп. «д»).
Кроме того, виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, с указанием оснований принятия такого решения на основании подп. «ж» п. 29 упомянутых выше Правил подлежат отражению в протоколе заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов.
Согласно п. 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормированной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации. Аналогичные положения содержатся в п. 15 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями, к числу которых отнесены расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание (п. 39 Основ ценообразования, подп. 8 п. 7 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
Из материалов дела усматривается, что в подтверждение расходов на аварийно-диспетчерское обслуживание МУП «ПВиВ» представило в Министерство копии заключенных администрацией Долгодеревенского сельского поселения с <данные изъяты>» контрактов, в частности копию контракта № <данные изъяты> на оказание услуг от 25 июня 2020 года, копию контракта № <данные изъяты> на оказание услуг от 08 июля 2020 года, копию контракта № <данные изъяты> на оказание услуг от 16 июля 2020 года, копию контракта № <данные изъяты> на оказание услуг от 27 июля 2020 года, копию муниципального контракта № <данные изъяты> на выполнение работ от 24 августа 2020 года, предметом которых являлись работы по устранению аварий водопровода на суммы 36100 руб., 31800 руб., 13800 руб., 13200 руб., 77339,37 руб. соответственно. К указанным контрактам также были приложены документы, подтверждающие проведение работ и их оплату, а также письма директора МУП «ПВиВ» в адрес главы Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, содержащие просьбы устранить аварии (т. 4 л.д. 100-111, 112-121, 122-131, 132-140, 141-164).
Согласно экспертному заключению от 23 сентября 2020 года экспертом со ссылкой на п. 22 Правил регулирования тарифов были исключены расходы по контрактам на оказание услуг по устранению аварий водопровода № <данные изъяты> от 25 июня 2020 года, № <данные изъяты> от 08 июля 2020 года, № <данные изъяты> от 16 июля 2020 года и приняты к учету только расходы по контракту № <данные изъяты> от 27 июля 2020 года и муниципальному контракту № <данные изъяты> от 24 августа 2020 года на общую сумму 90,54 тыс. руб. (т. 1 л.д. 141 оборот -142). Такой же подход к оценке расходов на аварийно-диспетчерское обслуживание приведен административным ответчиком в обоснование своих возражений по административному делу.
Между тем, как отмечалось выше, расходы регулируемой организации подлежат проверке и оценке на предмет их экономической обоснованности в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями, а не Правилами регулирования тарифов.
Кроме того, вопреки позиции Министерства абз. 2 п. 22 Правил регулирования тарифов не указывает на необходимость исключения из экономически обоснованных расходов, учитываемых при установлении тарифа на текущий период регулирования, расходов, фактически понесенных до дня подачи документов, приведенных в пп. 14, 16, 17 Правил.
Абзац 2 п. 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает, что для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
Таким образом, в данной правовой норме речь идет исключительно о сведениях об экономически обоснованных расходах, которые впервые обратившаяся с предложением об установлении тарифов организация фактически понесла в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования. Указано, что такие сведения рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
Учитывая изложенное, положения абз. 2 п. 22 Правил регулирования тарифов не подлежали применению в спорных правоотношениях, соответственно, у Министерства при расчете необходимой валовой выручки (далее – НВВ) на 2020 год не имелось законных оснований для исключения расходов по контрактам на оказание услуг по устранению аварий водопровода № <данные изъяты> от 25 июня 2020 года, № <данные изъяты> от 08 июля 2020 года, № <данные изъяты> от 16 июля 2020 года.
Ссылка представителя Министерства в судебном заседании на то, что контракты на оказание услуг по устранению аварий были заключены без проведения закупок не принимается судом во внимание, так как в силу п. 17(1) Правил регулирования тарифов при установлении тарифов для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, документы, указанные в подпунктах «л» - «н» пункта 17 настоящих Правил, к заявлению об установлении тарифов не прилагаются. А требование о приложении к заявлению об установлении тарифа копий документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок) как раз предусмотрено подп. «л» п. 17 названных Правил.
Также суд обращает внимание на то, что в нарушение подп. «ж» п. 29 Правил регулирования тарифов в протоколе заседания Правления Министерства от 24 сентября 2020 года № <данные изъяты> не отражены основания принятия решения об исключении расходов, понесенных по контрактам на оказание услуг по устранению аварий водопровода № <данные изъяты> от 25 июня 2020 года, № <данные изъяты> от 08 июля 2020 года, № <данные изъяты> от 16 июля 2020 года.
Согласно подп. «а» п. 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Исходя из тарифного дела МУП «ДВиВ» расходы на текущий ремонт заявлены не были.
В то же время Министерством на основании представленных предприятием документов был самостоятельно произведен расчет расходов на текущий ремонт в соответствии с п. 65 Методических указаний по проверке гидротехнических сооружений на этапе их эксплуатации, утвержденных приказ Ростехнадзора от 27 июня 2016 года № 240, предусматривающего, что аварийный запас материалов в денежном выражении должен составлять не менее пяти процентов от общей стоимости сооружений.
Пункт 2 названных Методических указаний устанавливает, что они распространяются на ГТС, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения определены как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 14 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения – инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с распоряжением администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 июня 2020 года № <данные изъяты> (ОД) МУП «ДВиВ», как гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории Долгодеревенского сельского поселения, указано обеспечить водоснабжение объектов капитального строительства абонентов, присоединенных в установленном порядке к централизованной системе водоснабжения, в пределах зоны деятельности (т. 1 л.д. 68-69, т. 2 л.д. 36-37).
По договору на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от 16 июня 2020 года администрация Долгодеревенского сельского поселения закрепила за МУП «ПВиВ» на праве хозяйственного ведения имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятия (т. 2 л.д. 24-27). В перечне муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «ПВиВ», значатся магистральные водоводы, водоводы, разводящие сети водоснабжения, головные сооружения водопроводного комплекса, сети водоснабжения, встроенное нежилое помещение (т. 2 л.д. 29-33).
Таким образом, исходя из указанных выше документов, следует, что переданное МУП «ДВиВ» муниципальное имущество по договору на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от 16 июня 2020 года является инженерным сооружением, входящим в состав централизованной системы горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, которое в силу содержащегося в ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» исключения не относится к гидротехническим сооружениям.
Следовательно, при расчете расходов на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, положения п. 65 Методических указаний по проверке гидротехнических сооружений на этапе их эксплуатации не подлежали применению, что исключает правомерность произведенного Министерством расчета расходов на текущий ремонт в сумме 240,20 тыс. руб. посредством определения 5 % от стоимости головного сооружения водопроводного комплекса, равной 4803,917 тыс. руб.
Позиция представителя Министерства в судебном заседании о возможности применения положения п. 65 Методических указаний по проверке гидротехнических сооружений на этапе их эксплуатации по аналогии отклоняется судом, поскольку не основана на законе.
При этом п. 51 Основ ценообразования прямо устанавливает, что размер ремонтных расходов определяется с использованием расчетных цен и экономически (технически, технологически) обоснованного объема ремонтных работ, предусмотренного производственной программой регулируемой организации.
Согласно подп. «в» п. 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (п. 52 Основ ценообразования).
В соответствии с п. 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Согласно штатному расписанию МУП «ПВиВ» (с учетом внесенных в него изменений приказом от 03 сентября 2020 года) общее количество штатных единиц составило 11 человек (т. 1 л.д. 23). Однако в предложении МУП «ПВиВ» общая численность в соответствии со штатным расписанием от 01 сентября 2020 года заявлена 10 человек, из которых общее руководство – 1 единица, бухгалтерский учет – 2 единицы, общее делопроизводство – 1 единица, организация технической эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) отведения – 5 единиц, правовое обслуживание – 1 единица (т. 1 д.д. 159, 195).
Приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр утверждены Типовые отраслевые нормы численности работников водопроводно-канализационного хозяйства.
МУП «ПВиВ» на 2020 год заявлена 1 ставка ремонтного персонала, численность которой соответствует установленным в Типовых нормах численности норме численности, рассчитанной исходя из численности работников предприятия (до 100 человек). В соответствии с предложением МУП «ПВиВ» средняя заработная плата ремонтного персонала за 2020 год составила 352,70 тыс. руб.
В экспертном заключении средняя заработная плата 1 единицы ремонтного персонала в месяц определена в сумме 16452 руб. Расчет средней заработной платы произведен с учетом минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в размере 11004,74 руб., доплаты по 2 разряду (коэффициент 1,3), уральского районного коэффициента (15 %).
Между тем в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 года (пролонгированным на период 2020 - 2022 годы), с учетом письма Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 15 марта 2019 года № 01/56-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14 марта 2019 года № 24-АК/2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 - 2022 годы» минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения на 01 января 2020 года установлена в размере 10746 руб.
При указанных обстоятельствах отраженный Министерством в приложении к экспертному заключению размер расходов на оплату труда ремонтного персонала в сумме 197,42 тыс. руб. (16454 руб. х 12 мес.), рассчитанный исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в размере 11004,74 руб., нельзя признать обоснованным.
Также суд обращает внимание на то, что в нарушение подп. «ж» п. 29 Правил регулирования тарифов в протоколе заседания Правления Министерства от 24 сентября 2020 года № 43 не отражены основания принятия решения, которым не учтены заявленные МУП «ПВиВ» расходы на оплату труда ремонтного персонала в сумме 352,70 тыс. руб.
Согласно подп. «б» п. 41 Основ ценообразования к административным расходам относятся расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.
Исходя из таблицы 1 Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, в организации численностью работников до 100 человек предполагается возможность наличия 30 единиц административно-управленческого персонала. В таблице 6 Типовых отраслевых норм предусмотрено 2-3 работника административно-управленческого персонала на 40 работников по эксплуатации водопроводных сетей.
Между тем, как указывалось выше, МУП «ПВиВ» была заявлена общая численность работников в количестве 10 человек, из которых 5 работников отнесены к ремонтному и производственному персоналу.
На основании п. 6 Типовых отраслевых норм при расчете численности работников могут быть применены методы интерполяции (определение промежуточного значения нормы численности работников внутри интервала) и экстраполяции (определение значения нормы численности работников вне интервала).
В случае, если полученное при расчете численности работников в соответствии с Типовыми нормами численности значение не является целым числом, такое значение округляется до целого числа в большую сторону (п. 9 Типовых отраслевых норм).
Поскольку общая численность штатных сотрудников МУП «ПВиВ» менее 100 человек, суд соглашается с применением Министерством метода интерполяции при определении нормы численность административно-управленческого персонала, в соответствии с которым на 5 единиц ремонтного и производственного персонала требуется с учетом округления не более 2 единиц административно-управленческого персонала (30 х 5 / 100) + (2 х 5 / 100).
Между тем определяя среднюю заработную плату административно-управленческого персонала, Министерство ошибочно приняло во внимание минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда в сумме 11004,74 руб., так как ее размер на 01 января 2020 года в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (с учетом письма Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 15 марта 2019 года № 01/56-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14 марта 2019 года № 24-АК/2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 - 2022 годы») составляет 10746 руб., о чем указывалось выше. Поэтому отраженный Министерством в приложении к экспертному заключению размер расходов на оплату труда административно-управленческого персонала в сумме 513,29 тыс. руб. (21387 руб. х 12 мес. х 2) нельзя признать обоснованным.
Также суд обращает внимание на то, что в нарушение подп. «ж» п. 29 Правил регулирования тарифов в протоколе заседания Правления Министерства от 24 сентября 2020 года № <данные изъяты> не отражены основания принятия решения, которым не учтены заявленные МУП «ПВиВ» расходы на оплату труда административно-управленческого персонала в сумме 2111,20 тыс. руб.
Согласно подп. «а» п. 41 Основ ценообразования к административным расходам относятся расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам.
В смете расходов МУП «ПВиВ» указало расходы на оплату информационных услуг в сумме 31,6 тыс. руб. (т. 1 л.д. 164), однако доказательств фактического несения указанных расходов не представило. Само по себе наличие заключенного с АНО «Редакция газеты «Сосновская Нива» договора о предоставлении платных печатных услуг от 19 июня 2020 года № <данные изъяты> (т. 3 л.д. 57-59) без наличия актов выполненных работ и платежных документов правомерно расценено Министерством в экспертном заключении как неподтверждение данных расходов, поскольку в соответствии с п. 1.2 данного договора услуги считаются оказанными после подписания акта приема оказанных услуг.
В силу подп. «е» п. 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на общехозяйственные расходы.
МУП «ПВиВ» заявило общехозяйственные расходы на сумму 266,3 тыс. руб. (т. 1 л.д. 164), в том числе расходы на приобретение бумаги и заправку картриджей.
В пояснениях к расчету на питьевую воду предприятие произвело расчет расходов на приобретение бумаги на сумму 11416,80 руб., исходя из 2515 абонентов, количества пачек бумаги в год для распечатки квитанций на оплату – 60 шт., стоимости 1-й пачки бумаги – 190,28 руб. Кроме того, организация заявила о необходимости использования дополнительно 10 листов бумаги на одного абонента в целях заключения договора на холодное водоснабжение, сверку с юридическими лицами, составления актов оказанных услуг к счетам для юридических лиц, что потребует 600,6 пачек бумаги в год или 114853 руб. (т. 1 л.д. 156-157).
В обоснование таких расходов предприятие предоставило документы: счет от 20 июня 2020 года, товарную накладную от 01 сентября 2020 года, счет-фактуру, подтверждающие приобретение бумаги 15 пачек на сумму 3479,94 руб. (стоимость 1 пачки 193,33 руб.) (т. 1 л.д. 201-202, 204); товарную накладную, счет от 21 июля 2020 года на приобретение бумаги 15 пачек на сумму 3425,04 руб. (стоимость 1 пачки 190,28 руб.) (т. 1 л.д. 205-206).
Между тем из представленных документов следует, что в месяц МУП «ПВиВ» приобретает 15 пачек бумаги. Следовательно, за год предприятию потребуется 180 пачек бумаги (15 х 12). Доказательств необходимости использования бумаги в большем размере, в частности с учетом 10 листов бумаги на одного абонента в целях заключения договора на холодное водоснабжение, сверку с юридическими лицами, составления актов оказанных услуг к счетам для юридических лиц административным истцом не представлено.
Напротив, произведенный Министерством расчет расходов на приобретение бумаги на сумму 41,10 тыс. руб. путем умножения стоимости 15 пачек (3,425 тыс. руб.) на 12 мес. соответствует представленным МУП «ПВиВ» документами, не противоречит тарифному законодательству.
В то же время суд не может согласиться с произведенным Министерством расчетом расходов на заправку картриджей в размере 5600 руб., поскольку он не основан на представленных МУП «ПВиВ» документах (т. 1 л.д. 177-182), согласно которым в период с июня по августа 2020 года ежемесячно организация оплачивала стоимость заправки 4-х картриджей на сумму 1400 руб. исходя из стоимости заправки одного картриджа в размере 350 руб. Следовательно, за год размер расходов составит 16800 руб. (1400 руб. х 12 мес.). Принятая Министерством периодичность заправки картриджей 1 раз в квартал в экспертном заключении не мотивирована. Кроме того, изложенный Министерством в отзыве на уточненное административное исковое заявление расчет расходов по заправке картриджей исходя из количества расходуемой в год бумаги в листах (30180 листов) не соответствует его же расчету расходов на приобретение бумаги в количестве 180 пачек в год или 90000 листов (180 х 5).
Как указывалось выше, подп. «а» п. 41 Основ ценообразования к административным расходам помимо прочих относит расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи.
МУП «ПВиВ» предложило принять в качестве расходов по оплате услуг связи и интернета сумму 42,40 тыс. руб. В подтверждение своих расходов по оплату данных услуг представило Министерству копию договора на оказание услуг виртуальной АТС для юридических лиц от 23 июня 2020 года № <данные изъяты> (т. 3 л.д. 83-94), копию договора об оказания услуги связи от 23 июня 2020 года № № <данные изъяты> (т. 3 л.д. 95-97), копию счета от 30 июня 2020 года на оплату услуг телефонной связи и Интернета на сумму 1558,98 руб. (т. 3 л.д. 98, т. 4 л.д. 31), копию акта оказанных услуг за июнь 2020 года (т. 4 л.д. 32), копию счета за июль 2020 года на оплату услуг телефонной связи и Интернета на сумму 4320,90 руб. (т. 4 л.д. 27), копию акта оказанных услуг за июль 2020 года (т. 4 л.д. 28).
Согласно экспертному заключению расходы по статье «услуги связи и интернета» скорректированы экспертом на сумму 15,20 тыс. руб. и приняты МТРиЭ в размере 27 тыс. руб. Подтверждающие документы – договор об оказании услуг связи (интернет) от 23 июня 2020 года № <данные изъяты>, копия счета (2250 руб. х 12 мес.) (т. 1 л.д. 145).
В отзыве на уточненное административное исковое заявление Министерство привело иной расчет расходов по оплате услуг связи и интернета, а именно предложенную предприятием сумму расходов 42,40 тыс. руб. разделило на 11 человек и 12 месяцев, определив таким образом затраты на одного человека в месяц в сумме 0,32121 тыс. руб., после чего данную сумму умножило на 7 человек и 12 месяц, получив результат 26,98 тыс. руб., а с учетом округления 27 тыс. руб.
Однако приведенные выше и различные между собой способы расчета расходов на оплату услуг связи и интернета не содержат обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принял решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов, что является обязательным в силу требования подп. «г» п. 26 Правил регулирования тарифов.
Также основания принятия решения об исключении части расходов МУП «ПВиВ» по оплате услуг связи и интернета вопреки требованию подп. «ж» п. 29 Правил регулирования тарифов не нашли отражение в протоколе заседания Правления Министерства от 24 сентября 2020 года № 43.
С учетом изложенного выше суд приходит к выводу, что, осуществляя выборочную проверку по своему усмотрению и произвольно, без предварительного извещения об этом регулируемой организации, изменяя подход к оценке доказательств подтверждения расходов по статьям «на аварийно-диспетчерское обслуживание», «на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения», «на общехозяйственные расходы», «на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи и информационных услуг», тарифный орган существенно нарушил принцип тарифного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения –установление тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, суд признает, что расчет оспариваемого тарифа произведен регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства по изложенным выше основаниям и свидетельствует о противоречии оспариваемого постановления от 24 сентября 2020 года № 43/41 требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы, в связи с чем в силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ административный иск подлежит удовлетворению.
В абзаце 3 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку постановление Министерства от 24 сентября 2020 года № 43/41 уже применялось и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд в рассматриваемом деле полагает необходимым признать данное постановление не действующими с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение» удовлетворить.
Признать недействующим постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года № 43/41 «Об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области».
Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области обязанность опубликовать в газете «Южноуральская панорама» настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий