Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГП-000019-02/2011 table.main tr.row td.cell div.block div.paragraph .font0 font:11.00pt "Times New Roman", serif; .font1 font:13.00pt "Times New Roman", serif;
Дело №3-35/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2011 года Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Свинцовой Г.В. при секретаре Садыкове P.P.,
с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Терюшовой И.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению Фоминова А.А. об оспаривании в части нормативного правового акта -постановления Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года № 111 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» и
УСТАНОВИЛ:
Фоминов А.А. обратился в Челябинский областной суд с заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта - постановления Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года № 111 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда»» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» и просил признать незаконным абзац 4 подпункта «а» подпункта 1 пункта 4 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», поскольку закрепленный этой нормой исчерпывающий перечень знаков отличия в труде, относящихся к ведомственным знакам, не ставится в зависимость от органа (лица), осуществляющего это награждение. В обоснование своих требований заявитель указал на то, что он награжден нагрудным знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км, имеет необходимый трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда», с 03 мая 2007 года ему назначена пенсия по старости. Оспариваемая норма сужает перечень лиц, относящихся в категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» и нарушает права заявителя на присвоение звания «Ветеран труда», получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».
В судебном заседании Фоминов А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и уточнил, что он оспаривает абзац 2 подпункта «а» подпункта 1 пункта 4 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 20.04.2006 №111.
Представитель Губернатора Челябинской области Третьякова Е.Ф. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась и
указала на то, что оспариваемое постановление издано в соответствии с полномочиями, предоставленными Губернатору Челябинской области Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области» и не противоречит федеральному законодательству. Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде, в связи с этим субъект Российской Федерации вправе определить этот перечень самостоятельно; просила о прекращении производства по делу в связи тем, что оспариваемая норма была предметом рассмотрения суда и судом принято решение от 17 сентября 2009г. по заявлению С.А.В.
Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области Мальцева Н.А. в судебном заседании просила об отказе заявителю в удовлетворении требований ввиду отсутствия противоречий оспариваемой части нормативного правового акта федеральному закону.
Выслушав пояснения заявителя, представителей Губернатора Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, исследовав материалы дела, проверив доводы стороны, выслушав заключение прокурора Челябинской областной прокуратуры, полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости прекращения производства по делу, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма принята Губернатором Челябинской области в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит федеральному законодательству.
В ходе судебного заседания установлено, что Фоминов А.А. приказом президента ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД») от 13 апреля 2007 года №94 награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве I ООО ООО км» и с 03 мая 2007 года ему назначена пенсия по старости на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
02 августа 2007 года письмом № 794-ОЛ Министерством социальных отношений Челябинской области заявителю было отказано в присвоении ему звания «Ветеран труда» в связи с тем, что ОАО «РЖД» не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, поэтому награды, выдаваемые открытым акционерным обществом, не относятся к ведомственным знакам отличия, учитываемым при присвоении звания «Ветеран руда».
Заявителем оспаривается п.п. «а» п.1 ст. 4 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», поскольку эта норма, по мнению заявителя, содержит исчерпывающий перечень ведомственных знаков отличия, который не учитывает знака отличия в труде «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», утвержденного приказом ОАО «Российские железные дороги» от 30 марта 2006 года №57.
2
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия Законодательным Собранием Челябинской области принят Закон Челябинской области от 30.11.2004 № 327-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области».
Согласно п.п. «б» п.1 статьи 1 Закона Челябинской области 30 «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области» к числу лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие на территории Челябинской области, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет,
В соответствии с п.2 статьи 1 указанного Закона Челябинской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» определяются Губернатором Челябинской области.
В целях реализации Закона Челябинской области Губернатором Челябинской области принято постановление от 20.04.2006 № 111 (действующее в редакции от 09.09.2008) «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области», которым утверждено соответствующее Положение. Постановление опубликовано в Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2006 г., выпуск № 4 (апрель) и газете «Южноуральская панорама», № 83, 11.05.2006. Изменения, внесенные постановлением от
3
09 сентября 2008 года, опубликованы в газете «Южноуральская панорама», № 172, 16.09.2008 и в Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, № 9 (часть 1), сентябрь, 2008.
Согласно подпункту 1 пункта 2 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Пунктом 4 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области установлено, что документами, подтверждающими право граждан на присвоение звания «Ветеран труда» для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Положения является удостоверения (дубликаты удостоверений) к орденам, медалям, почетным званиям СССР или Российской Федерации, документы к ведомственным знакам отличия в труде.
Частью второй этого пункта предусмотрено, что к ведомственным знакам отличия в труде в целях применения настоящего Положения относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные заслуженные звания), решение о награждении которыми граждан принято Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента Российской Федерации, руководителями аппаратов палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителями
межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, руководителями органов государственной власти СССР и РСФСР.
Ордена, медали и почетные звания Российской Федерации входят в государственную наградную систему Российской Федерации. Положение о государственных наградах Российской Федерации утверждено Указом
4
Президента Российской Федерации от 07.09.2010 №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».
Ведомственные знаки отличия в труде не являются государственными наградами.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении граждан ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии нормативными актами министерства и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Министерство транспорта Российской Федерации учреждено Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (новая структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 №724).
Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №395,
Согласно подпункту 6.2 пункта 6 названного Положения, Министерство транспорта Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
Ведомственные награды Министерства транспорта Российской Федерации учреждены приказом Министерства от 18.10.2005 №130, в том числе для поощрения работников железнодорожного транспорта учрежден нагрудный знак «Почетный железнодорожник». Награждение ведомственными наградами производится приказом Министерства.
Нагрудные значки «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» учреждены приказом Министра путей сообщения СССР от 18.07.1985г. №29-Ц «О введении нагрудных значков «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км», согласно которому награждение указанными значками производится приказом по Главному управлению локомотивного хозяйства Министерства по представлению начальника железной дороги или его заместителя ведающего локомотивным хозяйством.
Министерство путей сообщения Российской Федерации в силу пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре органом исполнительной власти» упразднено без правопреемства. Министерство транспорта Российской Федерации, в
5
ведении которого находится железнодорожный транспорт, также не является правопреемником Министерства путей сообщения.
Награждение «За безаварийный пробег на локомотиве 1 ООО ООО км» Фоминова А.А. произведено ОАО «Российские железные дороги» на основании приказа Президента ОАО «РЖД» от 13.04.2007 №94.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и Уставом ОАО «Российские железные дороги» названное общество является коммерческой организацией и не является ведомством.
Суд приходит к выводу о том, что наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда». Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда.
При этом граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона «О ветеранах». В отношении лиц, имеющих иные знаки, наличие которых соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривается как основание для присвоения звания «Ветеран труда» в порядке индивидуального решения, не могут служить основанием для вывода об обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации включить в соответствующий перечень те или иные знаки.
В рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» полномочий, соответствующим нормативным правовым актом субъекта РФ может быть самостоятельно определен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.
Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков. Законодательная норма, которая бы прямо обязывала субъект Российской Федерации предусматривать право на присвоение звания «Ветеран труда» лицам, награжденным нагрудным знаком отличия в труде «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», утвержденным ОАО «Российские железные дороги».
6
С учетом указанных обстоятельств, оспариваемые заявителем нормы Положения - о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», утвержденные постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года № 111 не противоречат Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Закону Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области».
Доводы заявителя о том, что оспариваемая норма принята Губернатором Челябинской области с превышением его полномочий, поскольку дает расширенное толкование ст.7 Федерального закона «О ветеранах», основаны на ошибочном применении федерального законодательства.
Суд находит необоснованными доводы заявителя о том, что оспариваемая норма нарушает его права на получение звания «Ветеран труда» и на получение соответствующих мер социальной поддержки наравне с работниками, имеющими звание ««За безаварийный пробег на локомотиве 1 ООО ООО км», но присвоенного в период действия Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Доводы заявителя по существу сводятся к тому, что знак отличия в труде «За безаварийный пробег на локомотиве 1 ООО ООО км», учрежденный Министерством путей сообщения Российской Федерации, по своей правовой природе аналогичен знаку отличия в труде «За безаварийный пробег на локомотиве 1 ООО ООО км», учрежденному ОАО «Российские железные дороги».
Однако то обстоятельство, что заявителю отказано в присвоении звания «Ветеран труда», не могут служить основанием для удовлетворения его требований в части признания незаконной оспариваемой нормы, поскольку вопросы ее правоприменения, а именно вопрос об отнесении того иного знака отличия в труде к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветерана труда», и вопрос об отнесении к этой категории в частности ведомственного знака, учрежденного ОАО «Российские железные дороги», должны разрешаться судом в ходе рассмотрения заявления об оспаривании им решения Министерства социальных отношений Челябинской области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». Разрешение этого вопроса в данном деле не возможно, поскольку проверка законности отказа заявителю в присвоении ему звания «Ветеран труда» не относится к предмету данного спора. Оспариваемая норма этому не препятствует.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что социальные права, возникшие по ранее действовавшему законодательству, в том числе в отношении лиц, которым в описанном выше присваивается звание «Ветеран труда» в связи с наличием у них знака отличия в труде «За
7
безаварийный пробег на локомотиве 1 ООО ООО км», учрежденного как упраздненным Министерством путей сообщения Российской Федерации, так и ОАО «Российские железные дороги», признаются соответствующими органами государственной власти других субъектов Российской Федерации не свидетельствует о противоречии оспариваемой нормы законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Индивидуальные решения о присвоении звания «Ветеран труда» категории лиц, имеющих знак отличия в труде ««За безаварийный пробег на локомотиве 1 ООО ООО км», учрежденного ОАО «Российские железные дороги», не могут рассматриваться судом как законодательно установленные гарантии, и не могут возлагать на Губернатора Челябинской области обязанность по установлению в оспариваемом пункте самостоятельной нормы о включении в перечень данной категории лиц.
Кроме того, возможность расширения перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания ветерана труда, определена федеральным законодательством, в соответствии с которым реализация государственной политики в отношении ветеранов на основании статьи 9 Закона «О ветеранах» осуществляется и органами государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из предоставленных полномочий, в том числе определение порядка и условий присвоения этого звания исходя из экономических, политических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации.
Соответственно, Челябинская область как субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда». Однако установить обязательность такого регулирования суд не может, поскольку по сути такое регулирование представляло бы собой установление льготных условий, дополнительных к установленным федеральным законом, что является прерогативой законодателя.
Исходя из конституционных положений о разделении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не может принять или обязать законодательный орган субъекта Российской Федерации принять дополнительные нормы о включении в перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», знака отличия в труде «За безаварийный пробег на локомотиве 1 ООО ООО км», учрежденного ОАО «Российские железные дороги», о чем фактически ставит вопрос заявитель, поскольку такое регулирование не вытекает из публично-правовых обязательств законодательной власти субъекта, а составляет сферу ее дискреционных полномочий.
8
При установлении регулирования данного вида общественных отношений, органы государственной власти субъекта, безусловно, должны определять свою политику исходя из целей социального государства, закрепленных в Конституции Российской Федерации руководствуясь принципами, лежащими в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав. Однако определение конкретных мер по реализации этой политики на территории субъекта, в том числе решение вопросов о приравнивании тех или иных категорий граждан к законодательно установленному кругу получателей льгот, расширении их перечня и установлении дополнительных льгот относится к исключительным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В силу статьи 248 ГПК РФ суд отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.
В соответствии с частью 8 статьи 251 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.
Как следует из решения Челябинского областного суда от 17 сентября 2009 года по заявлению С.А.В., судом проверена оспариваемая Фоминовым А.А. часть Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 20.04.2006 №111, в той части, в которой она не позволяет учитывать знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», утвержденный приказом Государственной корпорацией «Росатом» от 26 июня 2008 года №225. При этом не судом указанная правовая норма не проверялась в части отнесения к ведомственным знакам отличия в труде в целях применения данного Положения почетных грамот, дипломов, благодарностей, нагрудных и почетных знаков, ведомственных медалей, почетных званий и иных наградных значков, включая значок «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», утвержденный ОАО «Российские железные
9
дороги». Следовательно, Фоминов А.А. обратился в суд с тем же требованиями, что и С.А.В., но по иным основаниям, указанным в заявлении.
При таких обстоятельствах, ходатайство представителя Губернатора Челябинской области о необходимости прекращения производства по делу по основанию, предусмотренному статьей 248 ГПК РФ, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 253, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Фоминову А.А. в удовлетворении заявления о признании незаконной ч.2 п.п. «а» п.1 статьи 4 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года № 111 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Г.В.Свинцова
10