По делу №За-29 /2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «05» февраля 2018 г. Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Турковой Г.Л., при секретаре Волошиной А.А., с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Шипулиной В.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Мятченко Кристины Александровны к Совету депутатов Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области и Администрации Карталинского городского поселения об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления и УСТАНОВИЛ: Мятченко К.А. обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области ( далее - Совет депутатов Карталинского городского поселения) и Администрации Карталинского городского поселения, в котором (с учетом уточнения предмета требования) просит признать недействующими с даты принятия пункт 14 Положения «Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих», утвержденного решением Совета депутатов Карталинского городского поселения от 20 июля 2017 года № 101 в части слов «состоящим в штате по состоянию на 01 сентября 2017 года» и подпункт 1 пункта 1, пункт 2 решения Совета депутатов Карталинского городского поселения от 24 августа 2017 года № 109 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Карталинского городского поселения от 20 июля 2017 года №"101» в части слов «состоящим в штате по состоянию на 01 сентября 2017 года», возложить на административных ответчиков обязанность принять меры по восстановлению её прав и законных интересов, обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, заменяющий пункт 14 Положения «Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих» в части слов |
«состоящим в штате по состоянию на 01 сентября 2017 года» и приложение № 3 к Положению «Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих» в части применения индексации в размере 11% к должностному окладу ***городского поселения, состоявшей в штате администрации Карталинского городского поселения на 01 января 2017 года. В обоснование своих требований административный истец указала на противоречие оспариваемых норм положениям статей 2, 19 и 37 конституции Российской Федерации, статьям 3, 132 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 1 Конвенции № 11 Международной организации труда, дискриминационный характер оспариваемых норм и нарушении её права на получение оплаты труда на равных условиях с другими муниципальными служащими. В судебном заседании Мятченко К.А. заявленные требования поддержала. Председатель Совета депутатов Карталинского городского поселения Новокрещенова Н.И. и представитель Совета депутатов Карталинского городского поселения Тельнова А.А., действующая на основании доверенности, с заявленным административным иском не согласились, указав на отсутствие противоречий оспариваемых норм федеральному законодательству, соблюдение порядка принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов. Представитель Администрации Карталинского городского поселения Кочнева Т.А:, действующая на основании доверенности, поддержала позицию представителей Совета депутатов Карталинского городского поселения. Выслушав пояснения административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, доказательства, представленные сторонами в подтверждение исковых требований и в возражениях на требования административного истца, заключение прокурора, полагавшей о наличии оснований для удовлетворения административного иска об оспаривании в части нормативного правового акта, суд приходит к следующим выводам. В ходе судебного разбирательства установлено, что Мятченко К.А. в период с 01 января 2017 года до 03 июля 2017 года занимала должность ***Карталинского городского поселения, имела классный чин действительного советника муниципальной службы 3 класса и была уволена в связи с сокращением численности штата. При увольнении |
административный истец получила предусмотренные законом выплаты исходя из должностного оклада и ежемесячной надбавки за классный чин в размере, предусмотренном Положением «Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих органов местного самоуправления Карталинского городского поселения», утвержденного решением Совета депутатов Карталинского городского поселения от 21 декабря 2015 года № 48. Согласно пункту 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В судебном заседании установлено, что административный истец осуществляла трудовую деятельность в период, на который распространено действие оспариваемого в части нормативного правового акта, в связи с чем, она вправе оспорить его в порядке, предусмотренном главой 21 КАС Российской Федерации. Решением Совета депутатов Карталинского городского поселения от 20 июля 2017 года № 101 «Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих» утверждены Положение «Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих», размеры денежного вознаграждения лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и размеры ежемесячных надбавок за классный чин муниципальных служащих. С момента вступления в силу настоящего решения решение Совета депутатов Карталинского городского поселения от 21 декабря 2015 года № 48 признано утратившим силу. Решение опубликовано в газете «Карталинская новь» № 16 от 22 июля 2017 года. Подпунктом 1 пункта 1 решения Совета депутатов Карталинского городского поселения 24 августа 2017 года № 109 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Карталинского городского поселения от 20 июля 2017 года № 101» пункт 14 Положения об оплате изложен в новой редакции: «Настоящее Положение распространяется на лиц, осуществляющих у работодателя трудовую деятельность на основании заключенных с ним |
трудовых договоров и принятых на работу в соответствии с распорядительными актами работодателя согласно структуры, утвержденной решениями Совета депутатов Карталинского городского поселения. Произвести перерасчет заработной платы с 01 января 2017 года работникам, состоящим в штате по состоянию на 01 сентября 2017 года в соответствии с настоящим положением» (подпункт 1 пункта 1 решения)». Пунктом 2 решения Совета депутатов Карталинского городского поселения 24 августа 2017 года № 109 установлено, что это решение вступает в силу со дня официального опубликования и распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2017 года. Решение опубликовано в газете «Карталинская новь» № 21 от 02 сентября 2017 года. Согласно положениям статей 4, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статей 3, 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статей 1,10 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года № 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» правовую основу местного самоуправления, муниципальной службы составляют, в том числе конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты могут приниматься только по вопросам местного значения, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон о муниципальной службе в Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (статья 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), |
По общему правилу, размер денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным" законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Частью 2 статьи 10 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года № 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области. Исходя из положений статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьёй 17 Устава Карталинского городского поселения, принятого решением Совета депутатов Карталинского городского поселения от 04 мая 2010 года № 21, Совет депутатов городского поселения является представительным органом местного самоуправления. Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, решение об удалении главы поселения в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом. Решения Совета депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после официального опубликования в средствах массовой информации. Официальным опубликованием решений Совета депутатов считается публикация полного текста в газете «Карталинская новь» (статья 21 Устава Карталинского городского поселения). |
Согласно статьям 37 и 41 Устава Карталинского городского поселения правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами Челябинской области и муниципальными правовыми актами поселения. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий определяют размеры и условия оплаты труда депутатов Совета депутатов поселения, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, главы поселения, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, определяя общие принципы оплаты труда муниципального служащего (статьи 22 и 26), одновременно устанавливает перечень гарантий, предоставляемых муниципальному служащему (статья 23). В ходе судебного разбирательства было установлено, что решениями Совета депутатов Карталинского городского поселения от 28 апреля 2016 года № 48 и от 08 июня 2016 года № 69 «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения Карталинского городского поселения», которым в связи с передачей полномочий администрации Карталинского муниципального района администрации городского поселения предписывалось провести необходимые мероприятия по уведомлению сотрудников о предстоящем сокращении численности штата и увольнении. В исполнении указанных выше решений администрацией Карталинского городского поселения издан приказ от 26 июня № 100л/с , которым из штатного расписания администрации были выведены ряд должностей муниципальной службы, в том числе должность ***администрации, которую занимала Мятченко К.А., которая в последствие была уволена по сокращению численности с 03 июля 2017 года. Решениями Совета депутатов Карталинского городского поселения от 20 июля 2017 года № 102, и от 24 августа 2017 года № 107 с 1 сентября 2017 года, в целях упорядочения управления, установления подчиненности и соподчиненности утверждена структура администрации Карталинского городского поселения, которой должность ***городского поселения не предусмотрена. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, |
возникшим после введения его в действие (часть 3 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации). Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 4 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 4 решения Совета депутатов Карталинского городского поселения от 20 июля 2017 года № 101 «Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих» данное решение вступило в действие со дня официального опубликования, т.е. с 22 июля 2017 года. Пунктом 14 Положения об оплате предусматривалось распространение его действия на лиц, осуществляющих трудовую деятельность согласно структуре, утвержденной решениями Совета депутатов Карталинского городского поселения. Пункт 2 решения Совета депутатов Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 24 августа 2017 года № 109 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 20 июля 2017 года № 101» предусматривает вступление в действие данного решения со дня официального опубликования и распространение действия на правоотношения, возникшие с сентября 2017 года. Статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № Ш-фЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. 1). Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 2). Поскольку оспариваемой нормой императивно установлена дата (1 января 2017 г.), с которой должен быть осуществлен перерасчет заработной платы, то это обстоятельство само по себе не может судом рассматриваться как нарушение требований трудового законодательства, поскольку данное Положение по сравнению с ранее действующим увеличивало размеры денежных вознаграждений и доплат. |
Пункт 2 решения Совета депутатов Карталинского городского поселения от 24 августа 2017 года № 109, вопреки доводам административного истца не содержит слов «состоящим в штате по состоянию на 01 сентября 2017 года». Из буквального толкования положений этого пункта следует, что он регулирует сроки введения в действие всего нормативного правового акта о внесении изменений в решение от 20 июля 2017 года № 101 и не противоречит федеральному законодательству и статье 21 Устава Карталинского городского поселения о порядке введения в действие нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска в части требований об оспаривании пункта 2 решения Совета депутатов Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 24 августа 2017 года № 109 не имеется. Доводы административного истца о противоречии федеральному законодательству положений пункта 14 Положения об оплате, которым предусмотрено осуществление перерасчета заработной платы в соответствии с настоящим Положением за период с 01 января 2017 года для работников, состоящих в штате по состоянию на 01 сентября 2017 года, являются обоснованными. Поскольку оспариваемой нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 14 Положения об оплате в действующей редакции, предусмотрена возможность перерасчета заработной платы за период, предшествующий введению в действие этого нормативного правового акта, представительным органом по существу действию Положения об оплате придана обратная сила, но только в отношении той части работников, трудовые отношения с которыми были сохранены по состоянию на 01 сентября 2017 года. Таким образом, из числа работников, имеющих право на перерасчет заработной платы, исключены работники, осуществлявшие трудовую деятельность в этот же период и прекратившие трудовые отношения до 01 сентября 2017 года, в том числе в связи с сокращением численности штата сотрудников, обусловленной передачей части полномочий городской администрации в администрацию муниципального района. При таких обстоятельствах оспариваемая административным истцом норма о перерасчете заработной платы с 01 января 2017 года в части слов «состоящим в штате по состоянию на 01 сентября 2017 года», исключающая возможность перерасчета денежного вознаграждения должностным лицам, замещавшим должности муниципальной службы в период с 01 января по 31 августа 2017 года, на равных условиях с должностными лицами, трудовые отношения с которыми не были прекращены, означает сохранение в этом же периоде прежнего, более низкого денежного вознаграждения для тех |
должностных лиц, должности которых были сокращены, а трудовые отношения прекращены в связи с увольнением по сокращению численности штата. Такое правовое регулирование противоречит статье 37 Конституции Российской Федерации, запрещающей какую-либо дискриминацию в сфере труда, и части 2 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой запрещена какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью - или ...в . .части .признается . не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об оспаривании пункта 14 Положения об оплате в части слов «состоящим в штате по состоянию на 01 сентября 2017 года» подлежит удовлетворению, в связи с чем, положения этого пункта подлежат признанию недействующими со дня принятия. Оснований для удовлетворения административного иска в части требований о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 решения Совета депутатов Карталинского городского поселения от 24 августа 2017 года № 109 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Карталинского городского поселения от 20 июля 2017 года № 101» в части слов «состоящим в штате по состоянию на 01 сентября 2017 года» не имеется, поскольку данной нормой в оспариваемый нормативный правовой акт внесены изменения в пункт 14 Положения об оплате, законность которого проверена судом в действующей редакции, т.е. в редакции названного подпункта. Признание пункта 14 Положения об оплате в оспариваемой части недействующим исключает его дальнейшее действие и не требует признания недействующей и нормы, которой она была внесена в оспариваемый нормативный правовой акт. Оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 216 КАС Российской Федерации для удовлетворения административного иска в части требований о возложении ответчиков обязанности принять меры - по восстановлению её прав и законных интересов, обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий пункт 14 Положения «Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих» о применении индексации в размере 11% к должностному окладу |
***городского поселения, состоявшей в штате администрации Карталинского городского поселения на 01 января 2017 года в ходе судебного разбирательства не установлено. Признание судом пункта 14 Положения об оплате в части, не свидетельствует о недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Установление же конкретных размеров денежного вознаграждения должностных лиц местного самоуправления, размера их индексации отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления, что в силу принципа разделения властей исключает вмешательство суда в полномочия этого органа и понуждения его установить конкретный размеры вознаграждения или индексации заработной платы. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда по настоящему административному делу подлежит опубликованию Советом депутатов Карталинского городского поселения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Карталинская новь». Руководствуясь статьями 174-178, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление Мятченко Кристины Александровны удовлетворить частично. У Признать недействующими со дня принятия пункт 14 Положения «Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих», утвержденного решением Совета депутатов Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 20 июля 2017 года № 101 в части слов «состоящим в штате по состоянию на сентября 2017 года». В остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд. | |
Председательствующий | Буркова Г.Л. |