НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 02.06.2016 № ГП-000183-01/16

По делу № За-168 /2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» июня 2016 г. Челябинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Турковой Г.Л., при секретаре Дюсембаеве А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Челябинской области к Собранию депутатов Копейского городского округа Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления и

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Челябинской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Копейского городского округа Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления и просил признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 5 Решению Собрания депутатов Копейского городского округа от 23 декабря 2015 года № 52-МО «О бюджете Копейского городского округа на 2016 год» (в редакции решения № 88-МО от 25 февраля 2016 года), приложений № 4 и № 5 к этому же решению Собрания депутатов Копейского городского округа в части включения в бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств городского округа на 2016 год расходов на доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, в сумме ***рублей. В обоснование заявленных требований прокурор указал на противоречие оспариваемой нормы требованиям статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 31, 33, части 1 статьи 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и указал на противоречие принципу самостоятельности и сбалансированности бюджетов, необеспечение баланса публичных и частных интересов условиях дефицита муниципального бюджета. В судебном заседании прокуроры прокуратуры Челябинской области Султанова Р.Д. и Авдеева В.Н. заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области Ахмадулина Э.Р. с


2

требованиями прокурора не согласилась, указав на отсутствие противоречий оспариваемой нормы федеральному законодательству, поскольку решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области № 127-МО от 27 апреля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Копейский городской округ», вступившим в действие с 27 мая 2016 года, предусмотрена возможность установления депутатам, осуществлявшим полномочия на постоянной основе ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в связи с прекращением его полномочий (в том числе досрочно), при этом расходы относятся за счет средств местного бюджета.

Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, изучив представленные суду письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление прокурора Челябинской области не подлежащим удовлетворению.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Как установлено абзацем 3 пункта 1 статьи 9 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.

В силу положений статьи 11 БК РФ местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.


3

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15, пунктом 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 23 декабря 2015 года № 52-МО «О бюджете Копейского городского округа на 2016 год», действующего в редакции решения Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области № 88-МО от 25 февраля 2016 года, утвержден общий объем -бюджетных ассигнований . на исполнение публичных нормативных обязательств городского округа на 2016 год в размере *** тысяч рублей, утверждено распределение бюджетных ассигнований на 2016 год по целевым (муниципальным (государственным) программам городского округа и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам и подразделам классификации расходов бюджетов согласно приложению № 4, утверждена ведомственная структура расходов бюджета городского округа согласно приложению № 5.

Согласно приложению № 4 к бюджету Копейского городского округа на 2016 год в составе муниципальной программы «Социальная поддержка населения Копейского городского округа» подпрограммы «Повышение качества жизни населения Копейского городского округа» предусмотрены расходы на выполнение публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме в виде доплаты к пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в размере ***рублей.

Согласно приложению № 5 к бюджету Копейского городского округа на 2016 год в составе ведомственной структуры расходов бюджета по Управлению социальной защиты населения администрации Копейского городского округа Челябинской области предусмотрены расходы по доплате к пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в размере ***рублей.

Данные решения опубликованы в газете «Копейский рабочий» соответственно в № 122 от 25.12.2015 года и № 18 от 09.03.2016 года.


4

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ закреплено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливают другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В силу абз. четвертого пункта 1 статьи 9, пунктов 1 и 2 статьи 86 БК РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

На момент рассмотрения настоящего дела по существу Устав муниципального образования «Копейский городской округ» в статье 34 «Гарантии осуществления деятельности депутата» предусматривает установление депутатам, осуществляющим полномочия на постоянной основе ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в связи с прекращением его полномочий (в том числе досрочно) в соответствии с положениями части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, которой предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.


При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в силу которой расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ, при этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливают минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения, а также аналогичных предписаний, приведенных в п. 4 ст. 86 БК РФ, в силу которых расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, пп 2 п.1 статьи 29 Устава муниципального образования «Копейский городской округ», относящего вопросы принятия бюджета городского округа к исключительной компетенции Собрания депутатов Копейского городского округа, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые прокурором нормы не противоречат федеральному и иному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, суд не усматривает наличия противоречий оспариваемых норм положениям ст. 74.1 БК РФ, согласно которым к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения, расходные обязательства по которым могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств и предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Доводы прокурора о противоречии оспариваемых норм статье 31 БК РФ, устанавливающей принцип сбалансированности бюджета, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов, и статьей 34 БК РФ, устанавливающей принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного


6

бюджетом объема средств (результативности) судом отклоняются в связи с недоказанностью наличия таких противоречий.

Не являются основанием для признания оспариваемых норм недействующими и довод прокурора на то, что расходы на произведение выплат выборным лицам местного самоуправления за счет средств местного бюджета предусмотрены несмотря на дотационность городского округа.

Из содержания пункта 1 решения Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 23 декабря 2015 года № 52-МО «О бюджете Копейского городского округа на 2016 год» в действующей редакции следует, что бюджет составлен с профицитом бюджета, т.е. превышение доходов бюджета над его расходами в сумме ***рублей.

Поскольку финансовое обеспечение гарантий осуществления полномочий выборных лиц осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, а оспариваемым правовым регулированием установлены общие муниципальные расходы к предусмотренным уставом гарантиям выборных должностных лиц местного самоуправления, указанные спорные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов соответствующего местного бюджета, то суд, исходя из принципа разделения властей, не вправе вмешиваться в бюджетный процесс и признавать оспариваемые нормы недействующими исходя из целесообразности установления муниципальным образованием расходных обязательств на основании муниципальных актов и экономии бюджетных средств с целью их направления на другие социальные нужды.

Проанализировав приведенные законоположения, а также Устав Копейского городского округа, суд первой инстанции приходит к выводу о принятии оспариваемого муниципального правового акта Собранием депутатов Копейского городского поселения Челябинской области в пределах полномочий, предоставленных законодательством, с соблюдением требований к форме муниципального правового акта, порядку принятия и введения его в действия, отсутствии противоречий оспариваемых норм федеральному и иному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.


7

Руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд

РЕШИЛ:

Отказать прокурору Челябинской области в удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу статьи 5 решению Собрания депутатов Копейского городского округа от 23 декабря 2015 года № 52-МО «О бюджете Копейского городского округа на 2016 год» (в редакции решения № 88-МО от 25 февраля 2016 года), приложений № 4 и № 5 к этому же решению Собрания депутатов Копейского городского округа в части включения в бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств городского округа на 2016 год расходов на доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, в сумме 589 159,69 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий

Туркова Г.Л.