НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Чекмагушевского районного суда (Республика Башкортостан) от 05.03.2018 № 2-114/2018

Дело № 2-114/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2018 года село Чекмагуш

Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,

при секретаре Галеевой А.М.,

с участием помощника прокурора Чекмагушевского района Республики Башкортостан Викторовой Е.М.,

истцов Гимаевой Р.Н., Кабирова А.А., Шаймухаметова Р.М., Сахапова И.А., Мусина Р.Ф., Валиевой А.Д.,

представителей ответчиков ГБУЗ РБ Чемагушевская ЦРБ Фазлиахметова Э.Ф., Ахкямовой Д.Д.,

представителя третьего лица Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан Мударисовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Чекмагушевского района Республики Башкортостан в интересах Гимаевой Р.Н., Кабирова А.А., Булатова Р.Р., Хафизова А.Ф., Шаймухаметова Р.М., Сахапова И.А., Мусина Р.Ф. , Валиевой А.Д. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Чекмагушевская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ), а также обеспечить финансирование указанных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чекмагушевского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах Гимаевой Р.Н., Кабирова А.А., Булатов Р.Р., Хафизова А.Ф., Шаймухаметова Р.М, Сахапова И.А., Мусина Р.Ф. , Валиевой А.Д. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Чекмагушевская центральная районная больница (далее по тексту ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ), Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ), а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Прокурор свои исковые требования мотивирует тем, что Прокуратурой Чекмагушевского района Республики Башкортостан в связи с поступившим коллективным обращением Гимаевой Р.Н., Кабирова А.А., Булатова Р.Р., Хафизова А.Ф., Шаймухаметова Р.М., Сахапова И.А., Мусина Р.Ф., Валиевой А.Д., страдающих хронической почечной недостаточностью, проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан в Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.

В ходе указанной проверки установлено, что негосударственное отделение гемодиализа ООО «Лаборатория гемодиализа» осуществляет деятельность по оказанию диализной помощи больным на территории села Чекмагуш Чекмагушевского района Республики Башкортостан.

Согласно сведениям ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ гемодиализную помощь получают 8 пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью: Гимаева Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: РБ, <адрес>а; Кабиров А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Булатов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Хафизов А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Шаймухаметов Р.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Сахапов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Мусин Р.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Валиева А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: РБ, <адрес>.

Указанные граждане нуждаются в постоянном лечении гемодиализом с применением аппарата «Искусственная почка», а также в доставлении на лечение и обратно не реже 3-х раз в неделю.

Принимая во внимание общеизвестные факты отсутствия регулярного транспортного сообщения между центром гемодиализа и населенными пунктами Чекмагушевского района Республики Башкортостан, географическую удаленность между данными пунктами, состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью (эмоциональная лабильность (апатия сменяется возбуждением), нарушение ночного сна, сонливость днем, заторможенность и неадекватность поведения) и нуждающихся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в центрах гемодиализа, невозможности проведения гемодиализа по месту жительства граждан, и что данный вид специализированной медицинской помощи представляется гражданам в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2017 № 603, проезд от места жительства к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой частью вида медицинских услуг.

При этом Гимаева Р.Н., Кабиров А.А., Булатов Р.Р., Хафизов А.Ф., Шаймухаметов Р.М., Сахапов И.А., Мусин Р.Ф., Валиева А.Д. вынуждены самостоятельно добираться до ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ и обратно.

ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (п.1.4 Устава ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ, утвержденного Министром здравоохранения РБ 28.12.2011).

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи и обеспечивает ее доступность для граждан, а ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ – организацией, созданной в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства.

Прокурор просит суд обязать ответчиков Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ организовать и обеспечить доставку Гимаеву Р.Н., Кабирова А.А., Булатова Р.Р., Хафизова А.Ф., Шаймухаметова Р.М., Сахапова И.А., Мусина Р.Ф., Валиеву А.Д. – больных хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи в с. Чекмагуш Чекмагушевского района Республики Башкортостан, методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить финансирование указанных мероприятий.

В ходе подготовке дела к судебному разбирательству, по ходатайству ответчиков, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечена в качестве третьего лица по делу Администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан.

Истцы Булатов Р.Р., Хафизов А.Ф. на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Из представленного в суд Министерством здравоохранения Республики Башкортостан возражения на иск следует, что ни федеральным, ни законодательством Республики Башкортостан решение вопроса по транспортировке граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Доставка пациентов к месту получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии не является частью оказываемой медицинской услугой, и ее организация не отнесена к полномочиям Минздрава Республики Башкортостан. ООО «Лаборатория гемодиализа» осуществляет деятельность по оказанию диализной помощи больным на территории села Чекмагуш Чекмагушевского района Республики Башкортостан. Данная организация должна организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи с. Чекмагуш Чекмагушевского района Республики Башкортостан.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора Чекмагушевского района Республики Башкортостан к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Лаборатория гемодиализа» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Из представленного в суд третьим лицом ООО «Лаборатория гемодиализа» отзыва следует, что общества осуществляет медицинскую деятельность в рамках обязательного медицинского страхования на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по соглашению с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности. Иной деятельности организация не осуществляет, других источников дохода не имеет. ООО «Лаборатория гемодиализа» имеет право получать средства в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и обязано использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с программами ОМС, проезд пациентов до места оказания услуг диализа не включен в тариф и не подлежит оплате за счет средств ОМС.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов Булатова Р.Р., Хафизова А.Ф., представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, представителя третьего лица ООО «Лаборатория гемодиализа».

В судебном заседании помощник прокурора Чекмагушевского района Республики Башкортостан Викторова Е.М., истцы Гимаева Р.Н., Кабиров А.А., Шаймухаметов Р.М., Сахапов И.А., Мусин Р.Ф., Валиева А.Д., исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Представители ответчиков ГБУЗ РБ Чемагушевская ЦРБ Фазлиахметов Э.Ф., Ахкямова Д.Д. исковые требования не признали, указав, что согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 16 апреля 2014 года №1089-Д «О совершенствовании организации медицинской помощи больным с почечной недостаточностью в Республике Башкортостан» медицинские организации в Республике Башкортостан, обеспечивающие оказание медико-санитарной помощи по месту прикрепления больных, организуют медицинскую эвакуацию больных ХПН (хронической почечной недостаточностью) на процедуры гемодиализа и обратно при наличии следующих оснований: полная слепота на оба глаза; отсутствие одной или обеих нижних конечностей; тяжелые неврологические заболевания с утратой способности к самостоятельному передвижению 3 степени (неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц).

Представитель третьего лица Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан Мударисова Р.Р. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, указав, что 29 марта 2012 года заключено соглашение Министерством здравоохранения Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан по созданию на территории муниципального района необходимых условий для оказания медицинской помощи населения. Пунктом 2.3.2 указанного соглашения предусмотрено, что Администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан обязуется оказывать содействие в транспортировке пациентов в диализные центры и компенсирование расходов проезда пациентов. Между тем, получение процедуры гемодиализа, как вида специализированной медицинской помощи, предоставляется гражданам в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Учитывая тяжелую переносимость данной процедуры, наличие серьезных сопутствующих заболеваний, а также неудовлетворительное состояние здоровья некоторых пациентов, проезд к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой и необходимой частью этого вида медицинских услуг. Оказание содействие только лишь в виде компенсации расходов пациентов на проезд в диализные центры недостаточно, поскольку нерегулярное прохождение процедуры гемодиализа угрожает жизни и здоровья указанным гражданам.

Выслушав прокурора, истцов, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статья 2 Федерального закона № 323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В свою очередь, медицинское вмешательство определено как выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 80, части 2 статьи 34 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляется, в том числе специализированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В силу части 2 статьи 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 № 115-0, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Согласно статье 4 Федерального закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья является, в том числе доступность и качество медицинской помощи.

На основании статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 13.08.2002 года № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2017 № 603.

Из анализа указанных норм права следует, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составной частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.

Судом установлено, что Прокуратурой Чекмагушевского района Республики Башкортостан в связи с поступившим коллективным обращением Гимаевой Р.Н., Кабирова А.А., Булатова Р.Р., Хафизова А.Ф., Шаймухаметова Р.М., Сахапова И.А., Мусина Р.Ф. , Валиевой А.Д., страдающих хронической почечной недостаточностью, проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан в Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.

В ходе указанной проверки установлено, что негосударственное отделение гемодиализа ООО «Лаборатория гемодиализа» осуществляет деятельность по оказанию диализной помощи больным на территории села Чекмагуш Чекмагушевского района Республики Башкортостан.

Согласно сведениям ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ гемодиализную помощь получают 8 пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью: Гимаева Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: РБ, <адрес>а; Кабиров А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Булатов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Хафизов А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Шаймухаметов Р.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Сахапов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Мусин Р.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес>; Валиева А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: РБ, <адрес>.

Указанные граждане нуждаются в постоянном лечении гемодиализом с применением аппарата «Искусственная почка», а также в доставлении на лечение и обратно не реже 3-х раз в неделю, что стороны по делу в ходе судебного разбирательства не оспаривали.

Принимая во внимание общеизвестные факты отсутствия регулярного транспортного сообщения между центром гемодиализа и населенными пунктами Чекмагушевского района Республики Башкортостан, географическую удаленность между данными пунктами, состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью (эмоциональная лабильность (апатия сменяется возбуждением), нарушение ночного сна, сонливость днем, заторможенность и неадекватность поведения) и нуждающихся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в центрах гемодиализа, невозможности проведения гемодиализа по месту жительства граждан, и что данный вид специализированной медицинской помощи представляется гражданам в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2017 № 603, проезд от места жительства к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой частью вида медицинских услуг.

Как установлено судом, истцы Гимаева Р.Н., Кабиров А.А., Булатов Р.Р., Хафизов А.Ф., Шаймухаметов Р.М., Сахапов И.А., Мусин Р.Ф., Валиева А.Д. вынуждены самостоятельно добираться до ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ и обратно, что стороны по делу в ходе судебного разбирательства не оспаривали.

В соответствии с пунктом 21 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (пункты 5, 6 части 1 указанной статьи).

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим свою деятельность на основании Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан, нормативными правовыми актами Президента Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, а также настоящим Положением.

Пунктом 3.6 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 № 310, функцией Министерства является, в том числе осуществление организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Республики Башкортостан для определенной категории граждан.

Согласно пункту 4.2 полномочиями Республики Башкортостан, осуществляемые Министерством, является, в том числе организация оказания населению Республики Башкортостан первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.

Ответчик ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (п.1.4 Устава ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ, утвержденного Министром здравоохранения РБ 28.12.2011).

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан, который организует оказание данной специализированной медицинской помощи и обеспечивает ее доступность для граждан, а ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ – организацией, созданной в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства.

29 марта 2012 года заключено соглашение Министерством здравоохранения Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан по созданию на территории муниципального района необходимых условий для оказания медицинской помощи населения.

Пунктом 2.3.2 указанного соглашения предусмотрено, что Администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан обязуется оказывать содействие в транспортировке пациентов в диализные центры и компенсирование расходов проезда пациентов.

Транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, должно быть возложено на ответчиков.

Данные расходы не могут быть отнесены к транспортным расходам, обязанность компенсировать которые возлагается на орган местного самоуправления (с учетом нормы об обязанности органа местного самоуправления организовать транспортное обслуживание граждан), поскольку эти расходы непосредственно связаны со специализированной медицинской помощью, необходимы исключительно для оказания такой помощи, а не являются необусловленными необходимостью лечения расходами на транспортное обслуживание граждан муниципального района.

Доводы ответчиков об отсутствии норм права о включении транспортировки больных для оказания специализированной медицинской помощи в состав специализированной медицинской помощи и в стандарт по оказанию такой помощи не могут быть приняты во внимание, так как по существу противоречат нормам ст. ст. 10, 11 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которым оказываемая медицинская помощь (в том числе и специализированная) должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения и отсутствия прямого транспортного сообщения истцы лишены возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться бесплатно для гражданина.

Доводы ответчиков о том, что выделяемые Министерству средства являются целевыми, не могут быть использованы на иные цели, не согласуются с нормой п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ, которой предусмотрена обязанность финансирования расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования, за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Реализация финансирования за счет бюджета республики оказываемых больницей услуг по транспортировке истцов для проведения гемодиализа и обратно может производиться и в порядке применения ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 № 310.

Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке, не указание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Доводы ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о том, что ООО «Лаборатория гемодиализа» должна организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, суд находит несостоятельными, поскольку в настоящее время проезд пациентов до места оказания услуг диализа не включен в тариф и не подлежит оплате за счет средств ОМС. ООО «Лаборатория гемодиализа» обязано использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.

В соответствии с пунктом 16 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", направленного в субъекты Российской Федерации во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования.

При этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации.

Вместе с тем, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 года № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» установлены случаи медицинской эвакуации пациентов выездными бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации для дальнейшего оказания им медицинской помощи, а также поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, распространяющиеся в том числе на медицинскую помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью.

Расходы, связанные с медицинской эвакуацией застрахованных лиц бригадами скорой медицинской помощи, включаются в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом, судом установлено, что истцы, проживающие на территории Чекмагушевского района Республики Башкортостан, нуждающиеся в постоянном лечении гемодиализом с применением аппарата «Искусственная почка», вынуждены самостоятельно добираться из места жительства до места получения лечения, три раза в неделю.

На основании указанных норм действующего законодательства, с учетом нуждаемости лиц, проживающих в Чекмагушевском районе Республики Башкортостан, по жизненным показаниям к Программной гемодиализу по графику, следует, что ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ должно организовать и обеспечить транспортировки указанных граждан до места получения указанными лицами медицинской помощи.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить финансирование по возмещению ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ расходов по доставке больных хронической почечной недостаточностью от места их жительства к месту проведения заместительной терапии методом гемодиализа и обратно.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Чекмагушевского района Республики Башкортостан в интересах Гимаевой Р.Н., Кабиров А.А., Булатов Р.Р., Хафизов А.Ф., Шаймухаметов Р.М., Сахапов И.А., Мусин Р.Ф., Валиевой А.Д. к ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ), а также обеспечить финансирование указанных мероприятий, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Чекмагушевская центральная районная больница организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных хронической почечной недостаточностью Гимаеву Р.Н., Кабирова А.А., Булатова Р.Р., Хафизова А.Ф., Шаймухаметова Р.М, Сахапова И.А., Мусина Р.Ф. , Валиеву А.Д., проживающих на территории муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, от места их жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа.

Обязать Министерства здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить финансирование по возмещению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Чекмагушевская центральная районная больница расходов по доставке больных хронической почечной недостаточностью от места их жительства к месту проведения заместительной терапии методом гемодиализа и обратно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий- подпись

Копия верна

Судья М.Ф. Иркабаев