Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2020 года г.о.Чехов, Московская область
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.
при секретаре Дурневой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании выделить средства из бюджета на бесплатное питание детей, компенсации затрат на питание,
У С Т А Н О В И Л :
Истица обратилась в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчику Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании выделить средства из бюджета для обеспечения ее несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатным питанием (завтраки, обеды) с сентября 2019 года и на период обучения в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении, обязании компенсировать затраты понесенные на оплату питания ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период обучения в школе ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-37).
Истец в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, по водам указанным в иске, с учетом представленных доказательств, указав, что доказательств осуществления затрат на питание, с учетом заявленных требований о компенсации не имеется, кроме справок, что ребенок обеспечивался питанием.
Ответчик, представитель Администрации городского округа Чехов Московской области по доверенности ФИО7 (л.д.85), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.41-44).
Представитель третьего лица ФКОУ СОШ г. Чехов-2 Московской области ФИО8 в судебном заседании поддержала требования истца, указав, что у третьего лица письменные доказательства оплаты истицы за питание отсутствуют, так как сбор денежных средств осуществлялся представителем родительского комитета.
3-и лица, представители органа опеки и попечительства Министерства образования Московской области, ООО «Комбинат питания «МК», ГУ Спецпрограмма Президента РФ, в судебное заседание не явились, извещены. От ГУ Спецпрограмм Президента РФ поступил письменный отзыв с заявление о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя (л.д.86-87). При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся третьих лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).
Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством, отцовством и детством.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи родителям по содержанию детей указывает и Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 года. Так, согласно ее статье 26, государства - участники Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с национальным законодательством; эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка.
Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей (пункты 1 и 3).
Согласно принципу 6 Декларации прав ребенка на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Там же указано: желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года для многодетных семей установлены следующие меры социальной поддержки: бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств.
В целях обеспечения гарантированной государством защиты семьи, материнства, отцовства и детства Российская Федерация совместно с субъектами устанавливает общие начала их защиты, определяет категории лиц, нуждающихся в ней, предусматривает различные льготы для многодетных семей.
Судом установлено, что истец ФИО12 состоит в зарегистрированном браке с ФИО9., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.10).
Истица от брака с ФИО10 имеет трех несовершеннолетних детей – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в подтверждение чего представлены свидетельства о рождении детей (л.д.12,14,15), удостоверение многодетной семьи (л.д.11).
Судом установлено, что семья ФИО13 является многодетной семьей, о чем выдано удостоверение многодетной семьи (л.д.11).
Судом установлено, что несовершеннолетняя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается в ФКОУ СОШ г.Чехов-2 Московской области (л.д.13, 27, 28,).
Как следует из объяснений истицы, что не оспаривается ответчиком, истец обращалась в администрацию городского округа Чехов Московской области с заявлением об обеспечении несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р., бесплатным питанием на период обучения в школе, учитывая, что семья является многодетной. В ответе Администрации Чехова указано, что, так как ФКОУ СОШ г. Чехов-2 не является муниципальной общеобразовательной организацией, то Администрация Чехова не может обеспечить детей из многодетных семей бесплатным питанием (завтраки, обеды), поскольку законодательством Московской области не определен порядок организации горячего питания отдельным категориям обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях, что так же подтверждается письменными возражениями ответчика (л.д.41-44).
Судом установлено, что несовершеннолетняя дочь истицы обучатся в ФКОУСОШ г.Чехов-2 Московской области (л.д.27-28). Судом установлено, что указанное общеобразовательное учреждение находится на территории городского округа Чехов Московской области, что не оспаривалось сторонами и подтверждается материалами дела (л.д.46-79). Судом установлено, что указанное общеобразовательное учреждение учреждено Российской Федерацией (л.д.60, 45).
Общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение учащихся бесплатным питанием является мерой социальной поддержки, предоставление которой относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Для поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлены меры социальной поддержки, в числе которых бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» обязанность по обеспечению бесплатным питанием детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, возложена на органы власти субъектов.
Во исполнение названного Указа № 431 издано Постановление Главы администрации Московской области от 29.07.1992 года № 168 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в п. 1 которого установлено, что на территории Московской области многодетными семьями, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, являются семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет.
Согласно п. 8 данного Постановления, главам администраций городов и районов предписано установить бесплатное питание (завтраки, обеды) для учащихся общеобразовательных учебных заведений за счет средств всеобуча и других внебюджетных отчислений.
При этом, данный документ не содержит указаний на разграничение общеобразовательных учреждений по их подведомственности и финансированию.
Таким образом, обеспечение бесплатным питанием детей из многодетных семей, являющихся учащимися общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Московской области, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Наличие образовательных учреждений различного рода подведомственности и финансирования на территории одного муниципального образования не должно влиять на право истицы на получение мер социальной поддержки и не может зависеть от вида образовательного учреждения, в котором обучаются несовершеннолетние дети.
При этом суд также обращает внимание на то, что Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).В силу положений ст. 1 Закона Московской области N 24/2005-03 "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях" от 19.01.2005 N 24/2005-03 частичная компенсация стоимости питания назначается отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения (за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении в государственных муниципальных общеобразовательных учреждениях, негосударственных общеобразовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования Московской области.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Московской области от 19.01.2005 года № 24/2005-ОЗ (ред. от 11.07.2016) «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях» (принят постановлением Мособлдумы от 29.12.2004 года № 15/123-П) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по согласованию с муниципальными общеобразовательными организациями в Московской области и частными общеобразовательными организациями в Московской области, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, в пределах выделенных финансовых средств определяют категории получателей, включая детей из многодетных семей, обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области и в частных общеобразовательных организациях в Московской области, порядок выплаты денежной компенсации или предоставления дотации на питание, в том числе детям из многодетных семей, обучающимся по указанным основным общеобразовательным программам.
Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует порядок и условия предоставления социальных льгот, связанных с бесплатным обеспечением питания, школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей, обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Чеховского городского округа Московской области.
Однако данное обстоятельство не может служить непреодолимым препятствием для разрешения указанных вопросов, поскольку от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан, к которой относится и истец.
Несмотря на то, что в вышеуказанном Законе Московской области от 19.01.2005 года № 24/2005-ОЗ федеральные государственные образовательные учреждения не поименованы, это не влияет на правомерность заявленных истицей требований, поскольку право истицы на получение мер социальной поддержки корреспондирует Указом Президента РФ от 05.05.1992 года № 431, и предоставление ей соответствующих льгот как многодетной матери не может зависеть от вида образовательного учреждения, где проходят обучение ее дочь.
С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные исковые требования ФИО12, в части требований об обязании Администрации городского округа Чехов Московской области выделить средства из бюджета для обеспечения льготами ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатным питанием (завтраки, обеды) с сентября 2019 года и на период обучения в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем истицей заявлены требований к ответчику об обязании ответчика компенсировать истице затраты понесенные на оплату питания ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период обучения в школе с 01.112016 года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые суд считает не обоснованными и не подлежащим удовлетворению.
Стороной истца обоснование затрат на питание были представлены справки, из содержание которых усматривается, что ребенок истицы был обеспечен питанием в указанные периоды, доказательств несения истицей расходов на питания о компенсации которых было заявлено, не представлено (л.д.38-40).
Кроме того суд учитывает, что в соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 19.01.2005 года N 24/2005-ОЗ "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях" (далее Закон Московской области N 24/2005-ОЗ) частичная компенсация стоимости питания назначается отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения (за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении в государственных муниципальных общеобразовательных учреждениях, негосударственных общеобразовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования Московской области.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Московской области N 24/2005-ОЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
В силу ст. 4 Закона Московской области N 24/2005-ОЗ средства для частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области и в негосударственных общеобразовательных учреждениях в Московской области, прошедших государственную аккредитацию, предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области (далее - органы местного самоуправления) по согласованию с муниципальными общеобразовательными учреждениями в Московской области и негосударственными общеобразовательными учреждениями в Московской области, прошедшими государственную аккредитацию, в пределах выделенных финансовых средств определяют категории получателей, порядок выплаты денежной компенсации или предоставления дотации на питание.
На основании ст. 4.1 Закона Московской области N 24/2005-ОЗ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области и в негосударственных общеобразовательных учреждениях в Московской области, прошедших государственную аккредитацию.
Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий (в том числе административные регламенты).
Право ребенка истицы на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием основано на Указе Президента РФ от 05.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законе Московской области от 19.01.2005 года N 24/2005-ОЗ "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях", Законе Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", меры социальной поддержки в виде обеспечения детей из многодетных семей горячим питанием предоставляются в натуральном виде. Бесспорных доказательств осуществления оплаты питания за периоды обучения до сентября 2019 года со стороны истицы представлено не было, так же как и не представлено доказательств, что со стороны учреждений обеспечивающих питание в школе был получен отказ в бесплатном предоставлении питания ребенку многодетной семьи в указанные периоды.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 167, 56,59, 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 к Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании выделить средства из бюджета на бесплатное питание детей, компенсации затрат на питание, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области выделить средства из бюджета для обеспечения льготами ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатным питанием (завтраки, обеды) с сентября 2019 года и на период обучения в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении.
В удовлетворении исковых требований об обязании компенсировать затраты понесенные на оплату питания, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Председательствующий судья: подпись Е.Н.Колотовкина
Решение суда в окончательном виде составлено 29 января 2020 года
<данные изъяты>