НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Чебоксарского районного суда (Чувашская Республика) от 17.04.2018 № 2-575/2018

Дело № 2-575/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Юрия Андреевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении досрочной пенсии,

у с т а н о в и л :

Истец Тимофеев Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное), в котором просит признать незаконным решение ответчика от 15 февраля 2018 года под в части не включения в подсчет специального стажа периодов: с 28.10.1982 г. по 15.11.1984 г. - службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г., с 21.09.2015 г. по 02.10.2015 г. - курсов повышения квалификации; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) включить в специальный педагогический стаж в календарном исчислении периоды: с 28.10.1982 г. по 15.11.1984 г. – службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г., с 21.09.2015 г. по 02.10.2015 г. - курсов повышения квалификации; назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью как педагогическому работнику со дня обращения к ответчику – с 08.02.2018 г., а также возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В обоснование искового заявления истцом указано, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) от 15.02.2018 г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого 25-летнего педагогического стажа на дату обращения за пенсией, так, ответчиком признана фактическая продолжительность специального стажа – 23 года 6 месяцев 24 дня и при этом ответчик не включил в подсчет специального стажа периоды: с 28.10.1982 г. по 15.11.1984 г. - службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г., с 21.09.2015 г. по 02.10.2015 г. - курсов повышения квалификации. Как указывает истец, с указанном решением в этой части он не согласен и период службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации с 28.10.1982 г. по 15.11.1984 г. ответчик не включил в специальный стаж на том основании, что на 1 января 2001 года у него нет продолжительности педагогического стажа 16 лет 8 месяцев, в связи с чем решение ответчика в этой части не обоснованно. Далее указано, что в спорный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и п.п. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным постановлением, предусматривалось, что учителям в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР, а довод ответчика о том, что на 1 января 2001 года истцом должен был быть выработан стаж 16 лет 8 месяцев, опровергается решением Верховного Суда РФ от 25.07.2008 г. № 2-В08-7, в котором указано, что период службы подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения работника за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, и иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение. Так, как указывает истец, принимая решение о характере своей деятельности в период действия названного постановления, он был вправе рассчитывать на предусмотренную данным постановлением социальное обеспечение в будущем и наступившие впоследствии (до выработки им необходимого 25 летнего педагогического стажа) изменения в законодательстве, вовсе исключившие возможность зачета в специальный стаж времени службы в составе Вооруженных сил СССР, не должны ограничивать такую возможность. Также истец в иске указывает, что оценку его пенсионных прав необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, что подтверждалось и в принятом после введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» постановлении СМ РСФСР от 6.09.1991 г. № 463, в котором было указано о сохранении за другими педагогическими работниками условий и порядка назначения пенсий за выслугу лет, действовавших до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», также данная позиция изложена Конституционным судом РФ в постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П и это же подтверждается постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», приказом Минтруда РФ от 24.09.2015 г. № 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях». Как указано далее, довод ответчика опровергается определением Верховного Суда РФ от 2.08.2013 г. по делу № 47-КГ13-5, в котором указано, что период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при наличии 2/3 специального стажа на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Также истец указывает, что периоды времени, в течение которых он находился на курсах повышения квалификации с 17.11.2014 г. по 28.11.2014 г., с 21.09.2015 г. по 02.10.2015 г., должны быть включены в специальный стаж по следующим основаниям, так, повышение квалификации с отрывом от производства по направлению работодателя является обязанностью работника и непосредственно связано с трудовой функцией и действовавшее в период нахождения на курсах повышения квалификации пенсионное законодательство, а именно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с ст. ст.27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Правительством РФ от 11.07.2002 г. № 516, определял, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Также в иске указано, что согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

На судебном заседании истец Тимофеев Ю.А. исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

На судебное заседание представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республике-Чувашии, надлежаще и своевременно извещённый, не явился, представив заявление о рассмотрении дела без их участия, в удовлетворении исковых требований просит отказать.

Выслушав пояснения истца и изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданско-процессуального кодекса РФ определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданско-процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.

Также при этом суд учитывает положения ст. 196 Гражданско-процессуального кодекса РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как следует из материалов дела, 8 февраля 2018 года истец Тимофеев Ю.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (п.п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

Оспариваемым решением ответчика от 15 февраля 2018 года истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подп.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией, так, фактическая продолжительность специального стажа Тимофеева Ю.А. по подсчетам Пенсионного фонда составила 23 года 6 месяцев 24 дня, при требуемой продолжительности специального стажа – 25 лет.

При этом в стаж также не были включены следующие периоды – прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах РФ с 28 октября 1982 года по 15 ноября 1984 года, а также нахождения на курсах повышения квалификации с 17 по 28 ноября 2014 года и с 21 сентября по 2 октября 2015 года.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01.01.2015 г.) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. п. 19 п. 1 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из ч. 3 приведенной нормы периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2015 г.) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен п. п. «м» п. 1 и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно п. 3 Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, педагогическим работникам осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (Правила 2002 года).

По выбору застрахованных лиц могут применяться нормативные акты, действовавшие в период осуществления соответствующей деятельности.

Как установлено судом, что следует из представленных материалов и также не оспаривается сторонами, истец Тимофеев Ю.А. имеет педагогическое образование.

В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Как следует из материалов дела и пенсионного дела (отказное), а также копии трудовой книжки Тимофеев Ю.А., последний с 7 апреля 1987 года по 14 августа 1996 года работал тренером-преподавателем в «Детско-юношеской спортивной школе» Чебоксарского РОНО, также с 1 сентября 2001 года по 3 мая 2002 года, с 1 января по 10 апреля 2003 года работал учителем физической культуры в МБОУ «Анат-Кинярская СОШ», с 1 января 2004 года по 18 ноября 2005 года, с 1 сентября 2006 года по 16 ноября 2014 года, с 19 ноября 2014 года по 20 сентября 2015 года, с 3 октября 2015 года и по настоящее время работает учителем физической культуры и ОБЖ в МБОУ «Анат-Кинярская СОШ».

Из справки МБОУ «Анат-Кинярская СОШ». от 9 февраля 2018 года следует, что истец в период вышеуказанной работы находился на курсах повышения квалификации с 17 по 28 ноября 2014 года и с 21 сентября по 2 октября 2015 года.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 17 по 28 ноября 2014 года и с 21 сентября по 2 октября 2015 года подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.

Также, как указано выше, ответчиком в оспариваемым решении в специальный стаж не были включены периоды прохождения истцом военной службы по призыву в Вооруженных силах РФ с 28 октября 1982 года по 15 ноября 1984 года.

Разрешая исковые требования в этой части суд исходит из следующего.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Период службы истца относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Так, в период прохождения военной службы истца действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее - Положение 1959 года), утратившее силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года под № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Отказывая в удовлетворении требований истца о включении периода прохождения истцом военной службы по призыву в стаж, ответчик в оспариваемом решении указал, что приравниваемые к соответствующей работе периоды военной службы засчитываются в стаж при условии, если имеется не менее 16 лет 8 месяцев стажа на соответствующих видах работы и применительно к норме п. 12 Правил № 781 такая продолжительность определяется на 1 января 2001 года, и так как данное условие не соблюдено, то по мнению ответчика оснований для зачеты вышеуказанного периоды в специальный стаж истца, не имеется.

Данный вывод ответчика является ошибочным.

Как указано выше, к периодам работы, имевшим место до 1 января 1992 года, подлежит применению Положение 1959 года.

Согласно п. п. «г» п. 1 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Пунктом 4 этого же Положения предусмотрено правило, согласно которому время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На день обращения истца с заявлением о назначении пенсии его стаж работы в качестве учителя физической культуры и ОБЖ (8 февраля 2018 года) составил 23 года 6 месяцев 24 дня, то есть более 2/3 от требуемых 25 лет.

При таких обстоятельствах ответчик необоснованно оставил без удовлетворения требования истца о включении периода прохождения службы по призыву с 28 октября 1982 года по 15 ноября 1984 года в педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права и иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно оспариваемому решению ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) № 328 от 15 февраля 2018 года продолжительность специального стажа истца составляет 23 года 6 месяцев 24 дня, из пенсионного дела истца усматривается, что подсчет специального стажа работы произведен на дату обращения – 8 февраля 2018 года.

Из материалов дела и пояснений истца следует, что последний обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 8 февраля 2018 года, но с учетом включения в его специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 17 по 28 ноября 2014 года и с 21 сентября по 2 октября 2015 года, а также службы по призыву в Вооруженных силах РФ с 28 октября по 15 ноября 1984, он на дату 8 февраля 2018 года – дату, с которой истец просит назначить ему досрочную страховую пенсию по старости согласно искового заявления, выработал необходимый 25-летний специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с момента подачи заявления в пенсионный орган, то есть с 8 февраля 2018 года.

В соответствии со ст. 98 Гражданско-процессуального кодекса РФ в пользу истца также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, уплаченные им при предъявлении искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд,

р е ш и л :

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) об отказе в назначении пенсии от 15 февраля 2018 в части не включения в подсчет специального стажа Тимофеева Юрия Андреевича периодов с 28 октября 1982 года по 15 ноября 1984 года – службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, а также с 17 по 28 ноября 2014 года и с 21 сентября по 2 октября 2015 года – на курсах повышения квалификации.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить в подсчет специального стажа Тимофеева Юрия Андреевича, дающего право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации с 28 октября 1982 года по 15 ноября 1984 года, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17 по 28 ноября 2014 года и с 21 сентября по 2 октября 2015 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить Тимофееву Юрию Андреевичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения за назначением пенсии, с 8 февраля 2018 года.

Взыскать в пользу Тимофеева Юрия Андреевича с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: Афанасьев Э.В.