НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Чамзинского районного суда (Республика Мордовия) от 26.07.2021 № 2А-303/2021

Дело № 2а-303/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Чамзинка,

Республика Мордовия 26 июля 2021г.

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Бондаревой Н.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия к Абрамову С.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере,

установил:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Мордовия (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 3 по РМ) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что Абрамов С.Н. состоит на учете в налоговом органе в качестве арбитражного управляющего с 13 апреля 2018 г., а, следовательно, является плательщиком страховых взносов. Налогоплательщиком Абрамовым С.Н. добровольно в установленные сроки не уплачена следующая задолженность:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. за 2019г. в размере 3 633 руб. 22 коп., пени за период с 01 января 2020 г. по 12 ноября 2020 г. в размере 282 руб. 13 коп.

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.) за 2019 г. в размере 15 492 руб. 39 коп., пени за период с 10 января 2019 г. по 12 ноября 2020г. в размере 1 717 руб. 19 коп., а всего на общую сумму 21 124 руб. 93 коп.

В связи с изложенным, просит взыскать с Абрамова С.Н. указанную задолженность.

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик просит в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия отказать по тем основаниям, что регистрация Абрамова С.Н. в качестве страхователя как индивидуального предпринимателя, и как арбитражного управляющего, не влечет его обязанности уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа дважды. Взыскание страховых взносов не повлечет увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, что в свою очередь не отвечает принципам возмездности и не будет являться компенсацией застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Учитывая также, что решение по данному делу может повлиять на его пенсионные права, просит привлечь к участию по делу в качестве третьего лица ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное).

В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 3 по РМ, административный ответчик Абрамов С.Н. не явились.

В поданном административном исковом заявлении заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия Старкина Т.В. просила рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Поскольку явка указанных лиц является необязательной и не признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд приходит к выводу о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, без проведения устного разбирательства, ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.

Разрешая ходатайство Абрамова С.Н. о привлечении к участию по делу в качестве третьего лица ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), суд считает указанное ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку с 1 января 2017 г. в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам, в связи с чем, оснований для привлечения к участию по делу ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) не имеется.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны также уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 НК РФ, в соответствии с пунктом 1, которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

В пункте 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ).

Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 НК РФ.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что Абрамов С.Н. как арбитражный управляющий, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Действующей с 1 января 2017 г. главой 34 НК РФ указанная категория страхователей по обязанному пенсионному страхованию также отнесена к плательщикам страховых взносов.

Следовательно, Абрамов С.Н. был обязан уплачивать страховые взносы, пени и штрафы по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за 2019 год.

Однако административный ответчик не исполнил возложенные на него обязанности. В связи с чем, за Абрамовым С.Н. образовалась задолженность в размере 21 124 руб. 93 коп.

Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия в адрес административного ответчика Абрамова С.Н. направлялось требование от 13 января 2020 г. №22002 об уплате в срок до 29 декабря 2020 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 15 492 руб., пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 847 руб. 31 коп., страховых взносов на ОМС в ФФОМС за 2019 год в размере 3 633 руб. 22 коп., пени на страховые взносы на ОМС в ФФОМС за 2019 год в размере 198 руб. 70 коп. Требование административным ответчиком не исполнено.

Мировым судьей судебного участка №1 Чамзинского района Республики Мордовия 21 апреля 2021 г. выдан судебный приказ о взыскании с Абрамова С.Н. вышеуказанной задолженности в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, который 20 мая 2021 г. на основании возражений административного ответчика был отменен.

Принимая во внимание, что Абрамов С.Н. в 2019 году являлся арбитражным управляющим, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование, которое он не исполнил в установленный законом срок, суд приходит к выводу о правомерности заявленных налоговым органом требований в части взыскания задолженности по указанным страховым взносам. Размер задолженности по обязательным платежам и пени судами проверен и признан правильным.

Доказательств в подтверждение оплаты имеющейся задолженности административным ответчиком не представлено.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Срок для обращения в суд с данным административным иском, предусмотренный статьей 286 КАС РФ, статьей 48 НК РФ, административным истцом не пропущен, также как и не был пропущен при подаче заявления о выдаче судебного приказа.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Судебный приказ отменен 20 мая 2021 г., административный истец обратился в суд с административным иском 17 июня 2021 г., в связи с чем, срок исковой давности для взыскания задолженности по страховым взносам, задолженности по пени, административным истцом не пропущен.

В силу части первой статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым (статья 333.18 НК РФ) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В связи с этим, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района или городского округа по месту рассмотрения административного дела.

Поскольку административный истец, как государственной орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с административного ответчика Абрамова С.Н. в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии с положениями части 1 статьи 114 КАС РФ с Абрамова С.Н. в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 834 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 290 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия к Абрамову С.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, удовлетворить.

Взыскать с Абрамова С.Н., <данные изъяты> следующую задолженность:

- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г. за 2019 г. в размере 3 633 (три тысячи шестьсот тридцать три) рубля 22 копейки (<данные изъяты>

- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г.) за 2019 г. в размере 15 492 (пятнадцать тысяч четыреста девяносто два) рубля 39 копеек <данные изъяты>

Взыскать с Абрамова С.Н. в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия госпошлину в размере 834 (восемьсот тридцать четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Н.В. Бондарева

1версия для печатиДело № 2а-303/2021 ~ М-336/2021 (Решение)