Дело №2а-111/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Быстрый Исток 27 мая 2020 года
Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Вдовенко А.В.
при секретаре Рябининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю к Серых О.Г. о взыскании задолженности по уплате налогов и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю (далее – МИФНС) обратилась в суд с административным иском к Серых О.Г. о взыскании задолженности по земельному налогу, просит взыскать с последней задолженность по указанному виду налога за 2015-2017 гг. в общем размере 2 985 руб., а также пени по земельному налогу в размере 56,93 руб., начисленную за периоды с 02.12.2016 по 05.02.2017, с 02.12.2017 по 17.12.2017, с 18.12.2017 по 11.02.2018, с 12.02.2018 по 13.02.2018, с 04.12.2018 по 16.12.2018, с 17.12.2018 по 03.02.2019.
В обоснование требований указано, что Серых О.Г. являлась в течение 2015, 2016 и 2017 годов плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью ей в указанные временные периоды на праве собственности принадлежала 1/150 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Сумма земельного налога в течение 2015-2017 годов за каждый из названных календарный год составила по 995 руб. В связи с неуплатой налога за обозначенные года в установленный срок начислена пени в размере: 21,87 руб. – за период с 02.12.2016 по 05.02.2017, 19,26 руб. – за периоды с 02.12.2017 по 17.12.2017, с 18.12.2017 по 11.02.2018, с 12.02.2018 по 13.02.2018, 15,80 руб. – за периоды с 04.12.2018 по 16.12.2018 и с 17.12.2018 по 03.02.2019.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю не явился, извещён надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Серых О.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд счёл возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьёй 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Земельный кодекс Российской Федерации в п.1 ст.65 устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п.1, пп.5 п.3 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с положениями ст.387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.388 НК РФ, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п.1 ст.389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.
Согласно ст.ст.390, 391 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом в соответствии со ст.393 НК РФ признаётся календарный год.
В соответствии с положениями ст.396 НК РФ в редакции на дату возникновения обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в соответствии с положениями ст.397 НК РФ не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (также ранее установлен срок – не позднее 1 октября, 1 ноября).
Согласно решению сельского Собрания депутатов Новопокровского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении земельного налога на территории муниципального образования Новопокровский сельсовет Быстроистокского района Алтайского края», в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, налоговая ставка установлена в размере 0,3%.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Кроме того, согласно п.2 ст.8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона (до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введённой настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершённой после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (п.2 ст.6).
Названый Закон вступил в силу с 21.01.1998 (ст.33 Закона).
С 02.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу ст.69 названного Закона, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершённой после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьёй 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтённом объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтённом объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществлённый государственный учёт указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтённом объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтённом объекте недвижимости.
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учёт которых не осуществлён, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьёй для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно имеющейся в материалах дела Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 20.04.2020, земельный участок с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, находится по адресу: <адрес>, в период 2015-2017 гг. имел кадастровую стоимость <данные изъяты> руб., относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения». Правообладателем 1/150 доли указанного земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ является Серых О.Г. (номер государственной регистрации права <данные изъяты>.
Таким образом, факт нахождения у административного истца в собственности 1/150 доли земельного участка с кадастровым № в ходе судебного заседания нашёл своё объективное подтверждение, в том числе данное обстоятельство, каких-либо контраргументов с документальным подтверждением обратного административным ответчиком суду не представлено.
Расчёт земельного налога приведён в налоговых уведомлениях и составил: за 2015 год – 995 руб., за 2016 год – 995 руб., за 2017 год – 995 руб.
В связи с неоплатой ответчиком земельного налога за 2015-2017 гг., начислена пени в сумме 56,93 руб.
Согласно ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
При этом следует учитывать предусмотренные законодательством сроки предъявления соответствующих требований и уведомлений об уплате недоимки.
В соответствии с п.4 ст.57 НК РФ, в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктами 2 и 3 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента; в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления; в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Согласно п.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи.
Пункт 1 статьи 48 НК РФ наделяет налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока (п.п.1-3 ст.48 НК РФ).
За несвоевременную уплату налога на основании ст.75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога. В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст.75 НК РФ, пенёй признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
МИФНС в адрес Серых О.Г. на дату 10.08.2016 направило налоговое уведомление № об уплате земельного налога за 2015 год в размере 995 руб., подлежащего уплате в срок до 01.12.2016 (т.е. на сумму, не превышающую 3 000 руб.), на дату 12.08.2017 – уведомление № об уплате земельного налога за 2016 год в размере 995 руб., подлежащего уплате в срок до 01.12.2017 (т.е. на сумму, не превышающую 3 000 руб.), а также на дату 11.09.2018 – уведомление № об уплате земельного налога за 2017 год в размере 995 руб., подлежащего уплате в срок до 03.12.2018.
Между тем, в установленные сроки административным ответчиком не была произведена оплата указанного налога за налоговые периоды 2015-2017 гг. В этой связи административным истцом в адрес Серых О.Г. были направлены требования №№, № и № об уплате земельного налога и пени по состоянию на 06.02.2017, 14.02.2018 и 04.02.2019 соответственно, направленных в адрес ответчика посредством почтовой связи 09.02.2017, 16.02.2018 и 21.02.2019 (подтверждается представленным в материалы дела списками заказных писем с указанными соответствующими почтовыми идентификаторами), в которых налогоплательщику предлагалось погасить образовавшуюся задолженность в сроки до 03.04.2017, 10.04.2018 и 01.04.2019 соответственно. Между тем, данные требования ответчиком были проигнорированы.
МИФНС на дату 25.09.2019 обратилась к мировому судье судебного участка Быстроистокского района Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Серых О.Г. задолженности по земельному налогу за 2015-2017 гг. и соответствующей пени.
30.09.2019 и.о. мирового судьи судебного участка Быстроистокского района Алтайского края по указанному заявлению вынесен судебный приказ №, который затем соответствующим вынесенным на дату 11.10.2019 определением был отменён на основании поступившего от Серых О.Г. заявления.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015-2017 гг. в Быстроистокский районный суд Алтайского края налоговым органом подано 20.03.2019, то есть в течение 6-ти месяцев со дня вынесения мировым судьёй определения от 11.10.2019 об отмене судебного приказа.
Таким образом, предусмотренный статьёй 48 НК РФ срок на подачу настоящего административного искового заявления в суд административным истцом пропущен не был.
С учётом того, что факт правообладания административным ответчиком 1/150 доли земельного участка с кадастровым №, как указывалось выше, в период 2015-2017 гг. установлен, расчёт земельного налога, подлежащего уплате данным налогоплательщиком, выглядит следующим образом:
- за 2015 год: (<данные изъяты> руб. (кадастровая стоимость) х 0,3% (установленная налоговая ставка)) : 150 = 995 руб.;
- за 2016 год: (<данные изъяты> руб. (кадастровая стоимость) х 0,3% (установленная налоговая ставка)) : 150 = 995 руб.;
- за 2017 год: <данные изъяты> руб. (кадастровая стоимость) х 0,3% (установленная налоговая ставка)) : 150 = 995 руб.
Таким образом, суммы земельного налога за период 2015-2017 гг., подлежащие уплате административным ответчиком за 1/150 доли земельного участка с кадастровым № административным истцом исчислены верно.
Расчёт пени за рассчитанный административным истцом период составляет:
- за 2015 год: 66 дн. (количество дней просрочки c 02.12.2016 по 05.02.2017) х 995 руб. (сумма исчисленного налога) х 0,000333 (ставка пени, действующая в обозначенный период) = 21,87 руб.
- за 2016 год: 1). 16 дн. (количество дней просрочки с 02.12.2017 по 17.12.2017) х 995 руб. (сумма исчисленного налога) х 0,000275 (ставка пени, действующая в обозначенный период) = 4,39 руб.; 2). 56 дн. (количество дней просрочки с 18.12.2017 по 11.02.2018) х 995 руб. (сумма исчисленного налога) х 0,000258 (ставка пени, действующая в обозначенный период) = 14,37 руб.; 3). 2 дн. (количество дней просрочки с 12.02.2018 по 13.02.2018) х 995 руб. (сумма исчисленного налога) х 0,000249 (ставка пени, действующая в обозначенный период) = 0,50 руб.; итого 19,26 руб.;
- за 2017 год: 1). 13 дн. (количество дней просрочки с 04.12.2018 по 16.12.2018) х 995 руб. (сумма исчисленного налога) х 0,000249 (ставка пени, действующая в обозначенный период) = 3,22 руб.; 2). 49 дн. (количество дней просрочки с 17.12.2018 по 03.02.2019) х 995 руб. (сумма исчисленного налога) х 0,000258 (ставка пени, действующая в обозначенный период) = 12,58 руб.; итого 15,8 руб.
То есть административный ответчик Серых О.Г. за находящуюся у неё в собственности 1/150 долю земельного участка с кадастровым номером 22:07:190001:148 за налоговые периоды 2015-2017 гг. должна была уплатить земельный налог в общей сумме 2 985 руб. (995 х 3), а также пени в общей сумме 56,93 руб. (21,87 + 19,26 + 15,8).
При таких обстоятельствах суд полностью удовлетворяет административные исковые требования о взыскании с Серых О.Г. недоимки по земельному налогу за 2015-2017 гг. в размере 2 985 руб. и пени на данную недоимку в размере 56,93 руб., т.е. в общей сумме 3 041,93 руб.
В соответствии со ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса; по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворённым требованиям, в связи с чем с административного ответчика в бюджет муниципального образования «Быстроистокский район Алтайского края» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю к Серых О.Г. о взыскании недоимки по земельному налогу и соответствующей пени удовлетворить.
Взыскать с Серых О.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН №, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю недоимку по земельному налогу за 2015г., 2016г. и 2017г. в размере 2 985 руб. и соответствующей пени в размере 56 руб. 93 коп., всего на общую сумму 3 041 руб. 93 коп.
Взыскать с Серых О.Г. в бюджет муниципального образования «Быстроистокский район Алтайского края» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня его вынесения через Быстроистокский районный суд Алтайского края.
Председательствующий А.В. Вдовенко