НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Буйнакского районного суда (Республика Дагестан) от 27.12.2017 № 2А-961/17

Дело №2а-961/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Буйнакск 27 декабря 2017 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи Мамаева Р.И.,

при секретаре Аскеровой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Атавова М. М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №7 по Республике Дагестан о признании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Атавов М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к МРИ ФНС России №7 по РД о признании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности.

В обоснование требований указано, что в 2006 году для занятия предпринимательской деятельностью (производство и реализация мебели) им было подано заявление в налоговую инспекцию о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Указанную деятельность он, фактически не осуществлял. 31.08.2016 года регистрация в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена на основании поданного им заявления.

В конце ноября 2017 года его остановили сотрудники ГИБДД осуществлявшие совместные рейдовые мероприятия с Буйнакским МРО УФССП по РД, после чего ему стало известно о наличии в отношении него возбужденного исполнительного производства по налогам. Никаких претензий, требований со стороны налогового органа, органа пенсионного фонда, службы судебных приставов он не получал.

4.12.2017 года, он обратился в налоговый орган г.Буйнакска за разъяснением причин начисления налогов, они выдали ему справку о состоянии расчетов №143136 от 04.12.2017 года, в которой было указано о наличии за ним задолженности по страховым взносам в ПФ РФ в размере 135558 руб. 07 коп. и штраф за нарушение кассовой дисциплины в размере 3000 руб.

Указанная задолженность начислена отделением пенсионного фонда по Буйнакскому району за период регистрации меня в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. до 31.08.2016 года. С действиями контролирующих органов, он не согласен и считает их не соответствующими положениям Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Просит признать задолженность по страховым взносам в ПФ РФ в размере 135558 руб. 07 коп. и штраф за нарушение кассовой дисциплины в размере 3000 руб. отраженной в справке МРИ ФНС России № 7 по РД о состоянии расчетов №143136 от 04.12.2017 года безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания.

В судебном заседании административный истец Атавов М.М. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика требования истца по доверенности Магомедов Р.А. признал и оставил решения вопроса на усмотрение суда.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Как следует из имеющего в материалах дела выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 04.12.2017г. ОГРНИП за и установлено судом, административный истец Атавов М.М. являлся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица.

Согласно справке №143136 от 04.12.2017г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 29.11.2017 за ИП Атавовым М.М. числится задолженность: единый налог до 01.01.2013), распределяемый по уровням бюджетной системы РФ: налог – 14 386,32 рублей, пеня- 5 044,03 руб.; единый налог до 01.01.2017г., распределяемый по уровням бюджетной системы РФ: налог – 15 558,25 рублей, пеня – 33 312,04 рублей, штраф – 3 000 рублей.

Согласно расшифровке задолженности индивидуального предпринимателя, за Атавовым М.М. числится задолженность по виду налога – 97 227,43 руб.

Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен ст.59 НК РФ.

Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.В соответствии с пп.4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам

В силу п.5 ст.59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п.1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно пп.2 п.2 ст.59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного пп.3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных пп.4 и5 п.1 настоящей статьи.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации №ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее – Порядок) и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В п.3 Порядка предусмотрено, что решение о признании задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4-2.5 Порядка.

Из п.2.4 Порядка следует, что данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пп.4 п.1 ст.59 НК РФ. Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, приведен в приложении №2 к приказу Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@.

Исходя из приведенных положений налогового законодательства, инспекция может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока сама по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца.

Как следует из п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57, согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подл. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Более того, налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

При указанных выше обстоятельствах суд считает, что исковых требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Атавова М. М. удовлетворить.

Признать задолженность по страховым взносам в ПФ РФ в размере 135558 руб. 07 коп. и штраф за нарушение кассовой дисциплины в размере 3000 руб. отраженной в справке МРИ ФНС России № 7 по РД о состоянии расчетов №143136 от 04.12.2017 года безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания.

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2017 года.

Решение в окончательной форме принято 28 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Р.И. Мамаев.