№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего, судьи Панасенко В.И.
при секретаре судебного заседания Левченко В.А.,
с участием истца ФИО1,
а также представителей ответчиков: администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области Федоровой Е.В., отдела по образованию администрации Бутурлиновского муниципального района Кумицкой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, к отделу по образованию администрации Бутурлиновского муниципального районаовзыскании задолженности по коммунальным платежам,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратилась в суд с иском, утверждая, что ей как педагогическому работнику, осуществлявшему свою деятельность с 1993 по 2004 годы в сельской местности, <адрес>,вуказанный период времени не предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как, лицу проживающему в сельской местности. ФИО1 работала директором, а затем учителем Песковской начальной школе № в период с 1994 по 2004 годы. При этом она проживала на территории Клеповского сельского поселения. Исходя из правил расчета предоставляемых компенсаций по оплате коммунальных услуг, в школе, где она работала, составлялись списки педагогических работников, и велся учет предоставляемых компенсаций. Однако в период с 1994 по 2004 год компенсационные выплаты учителям не производились. Она, как и многие учителя производили оплату коммунальных услуг за свой счет. После этого на основании статистических данных о средних потребительских ценах на уголь, дрова и электроэнергию, а также, исходя из норм обеспечения, утвержденных Решением исполкома Воронежского Совета № 277 от 9 июня 1988 года «О нормах обеспечения специалистов, работающих в сельской местности и рабочих поселках, бесплатными квартирами, топливом и освещением» производился расчет денежной компенсации, подлежащей выплате педагогическому работнику сельской местности. Согласно указанному решению исполкома Воронежского облсовета устанавливались следующие нормы: 2,4 тонны угля, 2,5 складо-метра дров, 450 кВт электроэнергии. В связи с невыплатами она в 2001 году обращалась в суд с иском о взыскании задолженности. По решению Бутурлиновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Бутурлиновского района в ее пользу была взыскана часть задолженности. В последующем меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг не оказывались, и ей приходилось оплачивать дрова, уголь и электроэнергию за свой счет. В последующем отдел по образованию администрации Бутурлиновского муниципального района произвел уточнение списков педагогических работников, перед которыми не была погашена задолженность за период с 1994 по 2004 годы. В школах составлялись необходимые для сверки списки, из которых исключался дог за период с 2000 по 2002 года, в отношении тех, кто получил компенсации через судебные решения.
Согласно указанным спискам задолженность перед ФИО1 составляет в следующих размерах:
- по электроэнергии: за 1994 год- 13,22 рубля, за 1995 год- 35,6 рублей, за 1996 год- 45 рублей, за 1997 год- 98 рублей, за 1998 год – 108 рублей, за 1999 год- 144 рубля;
- по углю: за 1995 год- 447 рублей, за 1996 год- 827 рублей, за 1997 год-1208 рублей, за 1998 год- 1313 рублей, за 1999 год- 1341 рубль, за 2003 год- 3949 рублей, и за 2004 год- 4166 рублей;
- по дровам: за 1994 год- 60,71 рублей, за 1995 год- 70,75 рублей, за 1996 год- 79,52 рубля, за 1997 год- 77,84 рубля, за 1998 год- 82,79 рублей, за 1999 год- 285,82 рубля, за 2003 год- 499,43 рублей, за 2004 год- 527,79 рублей.
В настоящее время администрация района и отдел по образованию Бутурлиновского муниципального района отказываются выплачивать задолженность, мотивируя свой отказ тем, что согласно письму председателя правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ и департамента финансово- политики Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ задолженность должна погашаться только при наличии документов, подтверждающих понесенные расходы (квитанции).
ФИО1 полагает, что ее права нарушены и просит взыскать с ответчиков образовавшийся долг по оплате коммунальных платежей с учетом индексации в сумме 56484 руб.15 копеек.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила свои исковые требования в связи с уточненными расчетами и просит взыскать с ответчиков 60388 руб. 36 коп.
В судебном заседании ФИО1 поддержала свои исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.
При рассмотрении дела в суде, от истца ФИО1 поступило ходатайство,в котором она отказывается от своих исковых требований к администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района и просит привлечь в качестве соответчика отдел по образованию Бутурлиновского муниципального района. Ходатайство мотивировано тем, что на отдел по образованию возлагается задачи по разработке программы развития системы образования Бутурлиновского района, устанавливает нормативы по финансированию образовательных учреждений района. В то же время на органах управления сельскими поселениями обязанность по производству компенсационных выплат не возложена.
Данное ходатайство судом было удовлетворено.
Представитель ответчика, администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, Федорова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала полностью.При этом она пояснила, что на основании письма администрации Воронежской области «О погашении задолженности специалистам сельской местности и рабочих поселков» № 09-65-3057 от 25.12.2008 года в соответствии с нормами, установленными решение исполнительного комитета Воронежского областного совета народных депутатов от 09.06.2988 года № 277 «О нормах обеспечения специалистов, работающих в сельской местности и рабочих поселках, бесплатными квартирами, топливом и освещением» было произведено администрацией Бутурлиновского муниципального района частичное погашение кредиторской задолженности в период до 2011 года. Распоряжением администрации Бутурлиновского муниципального района № 80 от 23.04.2009 года на отдел по образованию администрации Бутурлиновского муниципального района была возложена обязанность по формированию списков отдельных категорий граждан, имеющих право на частичное погашение задолженности по оплате жилых помещений с отоплением и освещением, проживающих в сельской местности. Администрации сельских поселений при этом осуществляли подготовку и предоставление списков лиц, работавших и проживавших в сельской местности, в отдел по образованию Бутурлиновского муниципального района. При формировании списков на частичное погашение задолженности сумма средств, подлежащих выплате, формировалась либо по фактической сумме представленных документов за указанные периоды (при их наличии) либо по установленным нормам и средним потребительским ценам на дрова, уголь, электроэнергию и газ в соответствии с письмом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области. После чего, согласно сформированных списков с приложением личных заявлений граждан, отдел по образованию подавал заявки в администрацию Бутурлиновского муниципального района для финансирования в пределах средств, поступивших из областного бюджета. Гражданам, обратившимся с заявлениями в отдел по образованию, в 2009 -2010 годах была частично выплачена задолженность по коммунальным платежам за период с 1994 по 2004 годы.
В настоящее время в соответствии с письмом Правительства Воронежской области от 10.05.2011 года № 04-11—385 «О задолженности по коммунальным услугам специалистам села» и письма департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области от 03.11.2010 года № 04-04/0529 муниципальным районам Воронежской области было сообщено, что задолженность по коммунальным услугам может быть выплачена только в случае предоставления документов, подтверждающих расходы, понесенные гражданами.
До настоящего времени документы, подтверждающие понесенные ею расходы по коммунальным услугам ФИО1 не представлены, в связи с чем, ей отказано в выплате компенсации по коммунальным услугам.
Кроме того администрация Клеповского сельского поселения Бутурлиновского района Воронежской области не обладает полномочиями по погашению указанной задолженность перед указанной категорией граждан. При таких обстоятельствах она полагает администрация сельского поселения является ненадлежащим ответчиком.
В подтверждение своей позиции по заявленным исковым требованиям по ходатайству ответчика приобщена копия письма первого заместителя председательства правительства Воронежской области от 10.05.2011 г. № 04-11-0385 направленного в адрес глав муниципальных районов Воронежской области «О задолженности по коммунальным услугам специалистам села». В указанном письме указано, что возникновение кредиторской задолженности по коммунальным услугам за период с 1994 по 2004 годы явилось следствием неисполнения местными бюджетами своих обязательств перед гражданами, ее погашение относится к полномочиям муниципальных образований.
Представитель ответчика отдела по образованию администрации Бутурлиновского муниципального района Кумицкая Е.А. исковые требования ФИО1 не признала, по тем основаниям, что ФИО1 не представила документы, подтверждающие суммы понесенных ею затрат на приобретение угля, дров и оплату электроэнергии.
Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, находит исковые требования к отделу по образованию администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области и администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Уставом Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района к ведению сельской администрации вопросы по осуществлению мер социальной поддержки педагогическим работникам не относится.
Согласно Постановлению Совета министров СССР от 10 февраля 1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и Постановлению Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года за №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», местные органы власти обязаны были предоставлять педагогическимработникам села бесплатное отопление и электроснабжение жилья.
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года №263-1 «О действии актов органов СССР на территории РСФСР» указанные постановления являются действующими.
В соответствии с абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании" (в редакции Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с представлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. В связи с чем, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим, и проживающим в сельской местности были регламентированы Законом Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ (ред. от 27.12.2012) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 11.11.2008).
В силу требований ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2004 года за №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом ч.1 ст. 160 ЖК РФ гарантирует отдельным категориям граждан (например, педагогам в силу ст. 55 Закона РФ «Об образовании») предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Подтверждением тому, что ФИО1 является педагогическим работником, осуществлявшим свою деятельность в сельской местности, находящимся на пенсии, истицей представлена копия трудовой книжки, согласно которой она с 1994 года по 2004 год работала в Песковской начальной школе №. Указанное обстоятельство подтверждается также справкой выданной директором Клёповской средней общеобразовательной школы.
Согласно справке, выданной администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района <адрес> ФИО1, является собственником жилого дома, расположенного в <адрес>, год постройки 1980, состоящего из 4 жилых комнат, общей площадью 92,3 м2, отапливаемая площадь- 80,4 м2.
Согласно копии решения Бутурлиновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Клеповской сельской администрации, а в случае отсутствия средств, - бюджета Бутурлиновского района – отдела финансов администрации Бутурлиновского района в пользу ФИО1 взыскано 10111,50 рублей.
В подтверждение тому, что ответчиками частично погашена задолженность по коммунальным платежам, ФИО1 представлена копия сберегательной книжки, выданной на ее имя. На счет ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ были зачислены денежные средства в сумме 4974 рубля, и ДД.ММ.ГГГГ зачислено 4576 рублей.
Согласно справке администрации Гвазденского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, на основании норм обеспечения, утвержденных Решением исполкома Воронежского Совета №277 от 09 июня 1988 года «О нормах обеспечения специалистов, работающих в сельской местности и рабочих поселках, бесплатными квартирами, топливом и освещением» устанавливались следующие нормы:2,4 тонны угля, 2,5 складо-метра дров и 450 кВт электроэнергии.
Согласно представленных ответчиками списков педагогических работников МОУ Песковская ООШ Бутурлиновского муниципального района, имеющих задолженность по коммунальным услугам, согласно сметы, подписанным директором школы, главой сельской администрации и ведущим специалистом отдела по образованию. В графе 11 данных списков указана ФИО1, задолженность перед которой за период с 1994 по 2004 годы по дровам составляет 1802,51 рубль, по электроэнергии -1099,13 рублей, по углю- 13512 рублей.
В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Согласно п.2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно положению об отделе по образованию Бутурлиновского муниципального района, отдел по образованию является структурным подразделением и непосредственно подчинен администрации Бутурлиновского муниципального района. Отдел является юридическим лицом. По поручению администрации района с участием учреждений образования разрабатывает программу развития системы образования района, устанавливает норматив финансирования учреждений образования района.
Таким образом, как в соответствии с ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время федеральным законодательством, право педагогических работников на предоставление бесплатной жилой площади с освещением и отоплением в сельской местности, является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Разрешая заявленный спор по существу, суд приходит к выводу, что с учетом положений Постановления Совета Министров СССР от 10.03.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», решения исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов от 09.06.1998 года №277 «О нормах обеспечения специалистов, работающих в сельской местности и рабочих поселках, бесплатными квартирами, топливом и освещением», Закона РФ от 10 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», ФЗ от 06.05.2003года № 52-ФЗ, ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», по обязательствам возникшим до 01 января 2005 года, по оплате коммунальных услуг работникам муниципальной системы образования ответственность несет муниципальное образование.
Истец ФИО1 данными льготами в период с 2003 по 2004 год не пользовалась. Дрова, уголь приобретала за свой счет, своими средствами оплачивала пользование электроэнергией, а потому понесла убытки, которые в соответствии со ст. 15 ГК РФ подлежат возмещению.
Сумма возмещения убытков истцом определена правильно на основании действовавших в Воронежской области норм, утвержденных решением исполкома Воронежского областного совета № 277 от 09 июня 1988 года « О нормах обеспечения специалистов, работающих в сельской местности и рабочих поселках, бесплатными квартирами, топливом и освещением» и с учетом индексации составляет 60388 рублей.
Суд не принимает доводы ответчиков, что в связи с отсутствием подтверждающих документов оплаты истцами в 2003-2004 года дров, угля и электроэнергии их требования не обоснованы, поскольку как установлено в судебном заседании утверждения истца ФИО1 о том, что она в 2003-2004 годах отапливала свой дом с помощью дров и угля, пользовалась электрической энергией и на бесплатной основе не получала эти виды услуг, представителями ответчиков не опровергнуты и не вызывают у суда сомнений в своей достоверности.
В соответствии со ст. ст. 15, 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено иное.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
На основании п. 3 ст. 393 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска.
В силу п. 49 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" в соответствии со ст. 15 ГК РФ подлежат возмещению как понесенные к моменту предъявления иска убытки, так и расходы, которые сторона должна понести для восстановления нарушенного права. Поэтому, если нарушенное право может быть восстановлено в натуре путем приобретения определенных вещей (товаров), стоимость соответствующих вещей (товаров) должна определяться по правилам п. 3 ст. 393 ГК РФ и в тех случаях, когда на момент предъявления иска фактические затраты кредитором еще не произведены.
Возмещение убытков является одним из видов гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, для наступления которой лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт их причинения, вину должника и размер убытков.
По мнению суда, размер причиненных ФИО1 убытков обоснованно определен истцом на основании представленных расчетов.
Представленные истицей расчеты задолженности ответчиками не оспорены.
Исковые требования ФИО1 к администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам, суд полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку администрация Клеповского сельского поселения не наделена полномочиями в обеспечении педагогических работников льготами по обеспечению углем, дровами и электрической энергией. Кроме того истица в своем заявлении отказалась от иска к администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района. При таких обстоятельствах в удовлетворении и исковых требований к администрации Клеповского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам, суд отказывает.
В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче иска истицей уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, а также 1000 рублей на оплату услуг адвоката.
Решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены полностью, а потому с ответчиков подлежат взысканию в пользу истицы расходы на оплату услуг адвоката в размере 1000 (одна тысяча) рублей, и расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
На основании ст. 15,393 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 333.36 НК РФ, ст.ст. 98,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1.Исковые требования ФИО1 удовлетворить, взыскав с отдела по образованию администрации Бутурлиновского муниципального района, а при недостаточности средств с администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области в ее пользу в качестве возмещения убытков, связанных с оплатой стоимости угля, дров и электроснабжения за период с 1994 по 1999 и за 2003, 2004 годы 60388 (шестьдесят тысяч триста восемьдесят восемь) рублей.
2.Взыскать с отдела по образованию администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, а при недостаточности средств с администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 1200 (одна тысяча двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в тридцатидневный срок с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.И. Панасенко