НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бутурлиновского районного суда (Воронежская область) от 09.01.2024 № 2А-67/2024

Дело № 2а-67/2024

УИД 36RS0011-01-2023-000863-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Бутурлиновка 09 января 2024 года

Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Денисовой С.Д.,

при секретаре судебного заседания Горлачевой В.Н.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Шаповаловой Галине Павловне о взыскании задолженности пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени на единый налог на временный доход для отдельных видов деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Шаповаловой Г.П. о взыскании задолженности пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, единого налога на временный доход, указав, что на налоговом учёте в МИФНС России № 3 по Воронежской области состоит в качестве налогоплательщика Шаповалова Г.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, ИНН: . Согласно Выписке из ЕГРИП от 15.09.2022 Шаповалова Г.П. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.07.2012 и прекратила предпринимательскую деятельность 12.02.2019.

Шаповалова Г.П. имеет задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): за 2020 год, пеня за период с 23.12.2020 по 05.02.2020, в размере 447 рублей 62 копейки. Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: за 2020 год, пеня за период с 23.12.2020 по 05.02.2020 в размере 104 рубля 97 копеек. Пени на единый налог на временный доход для отдельных видов деятельности за период 2020 года, в размере 368 рублей 42 копейки за период с 23.12.2020 по 05.02.2020. В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику выставлены требования от 30.07.2018 , от 05.02.2020 , от 23.12.2020 об уплате налога, страховых взносов, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и (или) о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.

До настоящего времени указанная сумма пени в бюджет не поступила. МИФНС № 3 по Воронежской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка №2 в Бутурлиновском судебном районе Воронежской области в отношении Шаповаловой Г.П. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени. 26.04.2021 мировым судьей судебного участка № 2 в Бутурлиновском районе Воронежской области было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

В связи с изложенным, административный истец МИФНС России № 3 по Воронежской области, просит суд восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности и взыскать с Шаповаловой Галины Павловны, ИНН пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, размер пени составляет 104 рубля 97 копеек, за период с 23.12.2020 по 05.02.2020. Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, за период 2020 год, размер пени составляет 447 рублей 62 копейки за период с 23.12.2020 по 05.02.2020, пени на единый налог на временный доход для отдельных видов деятельности за период 2020 год, в размере 368 рублей 42 копейки за период с 23.12.2020 по 05.02.2020, на общую сумму 921 рубль 01 копейка.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 3 по Воронежской области не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Административный ответчик Шаповалова Г.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещалась судом надлежащим образом по месту ее регистрации.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 138 КАС РФ, неявка сторон не является препятствием к проведению предварительного судебного заседания.

Таким образом, суд рассматривает требование административного истца о восстановлении пропущенного срока взыскания задолженности в отсутствие не явившихся сторон в предварительном судебном заседании, руководствуясь при этом рекомендациями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Настоящее предварительное судебное заседание назначено для рассмотрения вопроса о пропуске административным истцом сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 6 ст. 289 КАС РФ, предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Истцом заявлено требование о взыскании задолженности с Шаповаловой Г.П. пени по страховым взносам, взимаемому с налогоплательщиков на общую сумму 921 рубль 01 копейка.

В судебном заседании установлено, что административному ответчику были направлены налоговые требование об уплате страховых взносов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и (или) о сумме, начисленной на сумму недоимки пени от 30.07.2018 , срок исполнения до 09.08.2018, от 05.02.2020 , срок исполнения до 21.02.2020.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. А, согласно ч. 3 указанной статьи, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В судебном заседании установлено, что определением мирового судьи судебного участка № 2 в Бутурлиновском судебном районе Воронежской области от 26.04.2021 МИФНС № 3 по Воронежской области было отказано в принятии

заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам с должника Шаповаловой Г.П..

Подача административного иска в суд 12.12.2023 произошла с существенным пропуском сроков, установленных ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, срок, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса РФ для обращения налогового органа о взыскании задолженности в судебных органах, истек.

Абзацем 4 части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В качестве уважительности причины пропуска срока для обращения с настоящим иском в суд административный истец указывает на нестабильную работу технических программ и сервисов.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Вместе с тем, каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи заявления о вынесении судебного приказа и обращения в суд с иском в установленный законом срок, административным истцом не приведено.

Учитывая длительность пропуска срока для обращения в суд (более года), отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу о том, в удовлетворении заявления о пропуске срока должно быть отказано.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 219, 289-290 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Шаповаловой Галине Павловне о взыскании задолженности пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года размер пени составляет 104 рубля 97 копеек, за период с 23.12.2020 по 05.02.2020, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, за период 2020 год, размер пени составляет 447 рублей 62 копейки за период с 23.12.2020 по 05.02.2020, пени на единый налог на временный доход для отдельных видов деятельности за период 2020 год, в размере 368 рублей 42 копейки за период с 23.12.2020 по 05.02.2020, на общую сумму 921 рубль 01 копейка, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий С.Д. Денисова