Дело № 2-520/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2016 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.,
при секретаре Александровой В.Н.,
с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО8, представителя ответчика Администрации ФИО1 <адрес> – ФИО9, представителей третьего лица МУ Отдела образования администрации ФИО1 <адрес> – ФИО6, ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации ФИО1 <адрес> о признании права ФИО2, директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа №, на применение коэффициента предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников МОБУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа № в размере «3» при расчете заработной платы на 2016 год; возложении обязанности установить оклад директору муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа №ФИО2 на 2016 год исходя из кратного соотношения заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников МОБУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа № в размере «3»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском о признании права как директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа №, на получение заработной платы в 2016 году, начисленной исходя из оклада 37612 рублей 70 копеек в месяц,
В обоснование в иске указал, что он состоит в трудовых отношениях с Администрацией ФИО1 <адрес> в лице главы администрации ФИО7, является директором муниципального бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа №. Между истцом и ответчиком заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. При заключении дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ он указал о несогласии с ним, однако никакой ответной реакции со стороны работодателя не последовало. На неоднократные обращения в МУ отдел образования администрации ФИО1 <адрес>, осуществляющего функции распорядителя бюджетных средств для образовательных учреждений, понятного разъяснения не получил. Он не согласен с размером оклада, установленным ему работодателем, поскольку он рассчитан не в соответствии с нормативными документами.
Постановлением главы администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден порядок согласования условий оплаты труда руководителей муниципальных учреждений района при заключении трудовых договоров. В соответствии с приложением к названному Порядку определен расчет заработной платы руководителя муниципального учреждения для заключения (изменения) трудового договора на текущий год, при этом установлено, что заработная плата руководителя учреждения должна быть меньше или равна предельному коэффициенту кратности, умноженному на среднемесячную заработную плату работников учреждения.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей муниципальных общеобразовательных организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета, и среднемесячной заработной платы работников муниципальной общеобразовательной организации на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, при этом уровень соотношения среднемесячной заработной платы (что является предельным коэффициентом кратности) установлен в зависимости от численности обучающихся. При численности обучающихся от 151 человека до 500 человек предельный уровень установлен до 2,5, при численности обучающихся свыше 501 человека предельный уровень установлен до 3,0.
Приказом начальника МУ Отдел образования администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников этих учреждений устанавливается в кратности в соответствии с приложением № к названному Приказу.
Приложение № к приказу начальника МУ Отдела образования полностью соответствует постановлению <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ и устанавливает те же предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников учреждения в зависимости от количества обучающихся, также при численности обучающихся от 151 человека да 500 человек предельный уровень установлен до 2,5, при численности обучающихся свыше 501 человека предельный уровень установлен до 3,0.
Приказом начальника МУ Отдел образования администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены предельные соотношения средней заработной платы руководителей муниципальных образовательных учреждений к величине средней заработной платы работников учреждений в разрезе образовательных учреждений ФИО1 <адрес>, при этом названные коэффициенты звучат как «до 2,5», «до 3» и т.д.
Таким образом, названый приказ не устанавливает точные коэффициенты для каждого образовательного учреждения, что делает невозможным определить соответствует ли заработная плата руководителя учреждения, которую следует рассчитывать в соответствии с приложением к Постановлению главы администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, сноске «***» приложения названного Постановления и тем самым создает неопределенность в начислении заработной платы руководителям образовательных учреждений ФИО1 <адрес>.
Приказом начальника МУ Отдел образования Администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ему был утвержден предельный размер кратности в размере «2,37», однако приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ вышеназванный приказ был признан утратившим силу.
Считает, что уклонение работодателя и начальника МУ Отдел образования ФИО1 <адрес> от установления конкретного размера коэффициента кратности для руководителя каждого учебного заведения района, является злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ).
Полагает, что коэффициент кратности для руководителя муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа № ДД.ММ.ГГГГ год, должен быть равным предельному размеру «3», поскольку количество обучающихся в школе на ДД.ММ.ГГГГ составило 688 человек и соответственно заработная плата руководителя должна быть не меньше, а равна предельному коэффициенту кратности, умноженному на среднемесячную заработную плату работников учреждения. При среднемесячной заработной плате работников учреждения за 2015 год 23 869,12 рублей и коэффициенте «3», заработная плата руководителя должна составить в 2016 году ежемесячно 71 607, 36 рублей (23 869,12 рублей Х3 = 71 607,36 рублей).
Ежемесячная заработная плата руководителя включает в себя стимулирующие выплаты в размере 15% должностного оклада, за интенсивность 1000 рублей, за ведомственную награду 500 рублей, а также компенсационные выплаты в виде районного коэффициента в размере 30% и дальневосточного коэффициента в размере 30%, рассчитанных на все выплаты. При начислении руководителю всех вышеназванных стимулирующих и компенсационных выплат, при ежемесячной заработной плате 71 607, 36 рублей оклад руководителя должен соответствовать 37 612,7 рублей, ему же на сегодняшний день установлен оклад в размере 29 418,55 рублей. Считает, что оклад установленный руководителю СПОШ № работодателем на 2016 год в размере 29 418,55 рублей безоснователен, не соответствует нормативным актам. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к работодателю с заявлением о рассмотрении возникшего спора на предмет начисления заработной платы в комиссии по трудовым спорам администрации ФИО1 <адрес>. Заседание комиссии с его участием было проведено, однако в нарушение ст. 388 ТК РФ копия решения комиссии по трудовым спорам, ему в течение трех дней со дня принятия решения не вручена.
Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просит признать право ФИО2, директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа №, на применение коэффициента предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников МОБУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа № в размере «3» при расчете заработной платы на 2016 год; обязать Администрацию ФИО1 <адрес> установить оклад директору муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа №ФИО2 на 2016 год исходя из кратного соотношения заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников МОБУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа № в размере «3». В обоснование уточненных требований привел расчет-обоснование необходимости применения коэффициента кратности «3» при установлении размера заработной платы директору муниципального бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа №.
Истец ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, привел доводы изложенные в исковом заявлении, дополнительно объяснил, что установление размера коэффициента кратности влияет на размер заработной платы руководителя. Согласно Постановлению главы администрации ФИО1 <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, размер заработной платы руководителя должен быть меньше либо равен предельному коэффициенту кратности, умноженному на среднемесячную заработную плату работников учреждения. Коэффициент зависит от количества учащихся, и для МОБУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа №, при количестве учащихся 688 человек, размер коэффициента кратности должен быть равен «3» и умножаться на среднемесячную заработную плату работников учреждения. Не отрицая того, что размер должностного оклада устанавливает работодатель, считает, что работодателем нарушено его право на получение достойной заработной платы. Дополнительное соглашение к трудовому договору он подписал, однако был с ним не согласен о чем написал в возражениях, после этого никаких дополнительных соглашений не подписывал.
Представитель истца ФИО2 - ФИО8 в судебном заседании уточненные требования поддержала, дополнительно объяснила, что должностной оклад в размере 29418,55 рублей установлен ФИО2 трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. Нормативные акты, согласно которым устанавливался размер оклада, утратили силу. В связи с чем, ссылка ответчика на нормативные документы, утратившие силу, при расчете оклада не допустима. Трудовые отношения между ФИО2 и администрацией ФИО1 <адрес> являются длящимися к которым должны применяться действующие нормативно правовые акты. В связи с чем, размер оклада должен быть определен в соответствие с действующими нормативными актами. Постановление <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ определяет предельное соотношение размера заработной платы руководителя образовательного учреждения и заработной платы работников. Соответствующее постановление, определяющее конкретный, индивидуализированный размер коэффициента кратности для каждого учреждения, на районном уровне не принято. При этом, для МОБУ Новобурейская СОШ № при количестве учащихся 688 человек должен быть применен коэффициент «3», который должен учитываться при расчете оклада. Заработная плата руководителя должна изменяться регулярно, у ФИО2 заработная плата с 2013 года на одном уровне.
Представитель ответчика Администрации ФИО1 <адрес>ФИО9 с уточненными исковыми требованиями не согласилась, суду объяснила, что заявляя исковые требования о применении при расчете заработной платы ФИО2 предельного коэффициента кратности, истец ссылается на Постановление <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление главы администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом, ни в одном из этих нормативных актов не предусмотрено установление конкретного коэффициента для образовательного учреждения. Заработная плата ФИО2 соответствует вышеуказанным Постановлениям. Уровень соотношения среднемесячной заработной платы директора МОБУ Новобурейская СОШ № и среднемесячной заработной платы работников учреждения не превышает предельно допустимый «до 3,0». Оклад установлен трудовым договором и определение его размера соответствовало действующему на момент установления законодательству. Нарушения прав истца со стороны ответчика не допущено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В письменном отзыве на исковые требования администрация ФИО1 <адрес> указала, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. В соответствии с разделом 6 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год», заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений. Условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), оформляемом в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения». Рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год. Предельное соотношение средней заработной платы руководителей и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8. В соответствии с Типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором. Должностной оклад руководителя устанавливается в размере, предусмотренном настоящим договором. В соответствии с вышеуказанными правовыми актами отделом образования Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Примерное Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений ФИО1 <адрес>. В соответствии с п.5.2 размер должностного оклада руководителю учреждения устанавливается учредителем в соответствии с постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка согласования условий оплаты труда руководителей муниципальных учреждений района при заключении трудовых договоров». Администрацией ФИО1 <адрес> заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. При заключении трудового договора был предусмотрен уже установленный у истца оклад предыдущим трудовым договором в размере 29418,55 рублей. Так как при расчете заработной платы истца, в соответствии с постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка согласования условий оплаты труда руководителей муниципальных учреждений района при заключении трудовых договоров» условие, предусматривающее наличие предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения «до 3» превышение не установлено, имеющийся оклад в размере 29418,55 и был установлен при заключении трудового договора ДД.ММ.ГГГГ. Данный трудовой договор истцом подписан и не оспорен. Правовые акты администрации района и МУ отдел образования являются действующими и не противоречат действующему федеральному и областному законодательству. Учитывая, что оклад руководителю образовательного учреждения устанавливается трудовым договором, является постоянной величиной, а предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения применяется ежегодно в целях мониторинга, а не при расчете оклада руководителя, администрация ФИО1 <адрес> считает заявленные требования истца не законными и не обоснованными, в связи с чем, не подлежащие удовлетворению. Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители третьего лица МУ Отдела образования администрации ФИО1 <адрес>ФИО10 и ФИО6 в судебном заседании указали, что уточненные исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. По мнению истца, ответчиком нарушено его (истца) право на получение достойной заработной платы, между тем, ФИО2 не приведено обстоятельств на которых он основывает свои требования. Не одним из указанных истцом нормативно правовым актом не предусмотрено установление конкретного размера кратности. В сноске к Постановлению главы администрации ФИО1 <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, говоря о том что заработная плата руководителя учреждения должна быть меньше или равна предельному размеру коэффициента кратности умноженному на среднемесячную заработную плату работников учреждения, законодатель имел ввиду, что заработная плата руководителя не должна превышать установленный предел кратности при мониторинге соотношения заработных плат. Фактически заработная плата руководителя учреждения не может превышать трехкратного размера средней заработной платы работников учреждений. Меньше может быть, а больше нет. Установленный коэффициент «до 3,0» - не конкретный коэффициент кратности, а предельный. Заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Размер должностного оклада устанавливается работодателем в трудовом договоре. Конкретный коэффициент кратности не определен, для МОБУ Новобурейская СОШ № предельный уровень соотношения установлен «до 3», и на размер заработной платы руководителя не влияет. Установление конкретного размера кратности невозможно и по той причине, что руководителю учреждения в соответствии с трудовым договором выплачиваются стимулирующие выплаты, размер которых зависит от достижения определенных условий. То есть размер стимулирующих выплат может меняться, что влияет на общий размер заработной платы. Применение конкретного размера кратности не позволит использовать стимулирующие выплаты для повышения эффективности и качества работы. Таким образом, предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения не является составляющей заработной платы и не применяется для расчета ее составляющих. Данный коэффициент применяется при ежегодном расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения и является предельным максимальным уровнем, который не должен быть превышен при указанном расчете.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Министерства образования и науки <адрес>, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, возражений относительно заявленных требований не предоставившего.
Выслушав объяснения сторон, третьего лица МУ Отдела образования администрации ФИО1 <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, которые порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров, а также, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7), труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).
В силу общего принципа диспозитивности гражданского процесса, вытекающего из конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации), размер заявленных требований для суда обязателен, в связи с чем, суд вправе и обязан рассмотреть исковые требования только в рамках заявленных.
Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Отсюда следует, что разногласия между истцом и ответчиком должны быть основаны на нормах права, а не на интересе гражданина. Такое толкование соответствует и ст. 131 ГПК РФ, в соответствии с которой в исковом заявлении должно быть, в частности, указано, в чем заключаются нарушение либо угроза нарушения права, свобод или законных интересов истца. Следовательно, истец ФИО2, обращаясь в суд с иском о признании его права на установление определенного коэффициента кратности и возложении на ответчика обязанности применения данного коэффициента, должен указать нормативный правовой акт, с его точки зрения, нарушенный ответчиком.
В теории права и Конституции РФ принято дифференцировать "интерес", "защищаемый законом интерес" и "право". В соответствии с теорией права и ГПК РФ судебной защите подлежат только "защищаемый законом интерес" и "право".
Выбор способа защиты трудовых прав по общему правилу принадлежит заявителю.
Истец в своём иске указывает на нарушение его права на получение достойной заработной платы, ссылаясь на злоупотребление правом со стороны работодателя в неустановлении ему конкретного размера коэффициента кратности.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации (пункт 2 ст. 26.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 184-ФЗ, пункт 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 16 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с ТК РФ.
Статьей 20 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
В соответствии со ст. 56 Трудового Кодекса Российской Федерации, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 72 Трудового Кодекса Российской Федерации, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Статья 129 Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового Кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются согласно ст. 144 Трудового Кодекса Российской Федерации коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
В соответствии со ст. 145 Трудового Кодекса Российской Федерации оплата труда руководителей муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета, определяются по соглашению сторон трудовых договоров в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников бюджетных учреждений разрабатываются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год.
Так, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, которые разработаны в соответствии со статьей 135 Трудового Кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
Согласно пункту 21 раздела VI указанных рекомендаций, заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений (пункт 22). Условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), оформляемом в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения". Рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год. Предельное соотношение соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8 (пункт 25).
Свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Уставом ФИО1 муниципального района доказано, что Администрация ФИО1 <адрес>, как орган местного самоуправления ФИО1 муниципального района <адрес>, является юридическим лицом.
Частью 1 статьи 8 Устава ФИО1 муниципального района предусмотрено, что систему муниципальных правовых актов муниципального района образуют:
- Устав муниципального района и решения, принятые на районном референдуме;
- решения и положения представительного органа муниципального района;
- постановления и распоряжения председателя представительного органа;
- постановления и распоряжения главы муниципального района;
- постановления и распоряжения главы администрации ФИО1 <адрес>.
Статьей 38 Устава ФИО1 муниципального района доказано, что глава администрации ФИО1 <адрес> заключает от имени администрации ФИО1 <адрес> договоры в пределах своей компетенции.
Распоряжением главы Администрации ФИО1 <адрес>№к от ДД.ММ.ГГГГФИО2 назначен директором СПОШ № с ДД.ММ.ГГГГ с оплатой согласно штатному расписанию.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией ФИО1 <адрес> в лице Главы администрации и ФИО2 заключен трудовой договор на неопределенный срок. Установлен должностной оклад в размере 585,20 рублей в месяц.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией ФИО1 <адрес> (работодатель) в лице Главы администрации и ФИО2 (руководитель, назначенный на должность директора муниципального образовательного бюджетного учреждения Новобурейской средней общеобразовательной школы №) заключен трудовой договор в новой редакции. Указанный договор заключен на неопределенный срок, является продолжением трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, вступил в силу с даты подписания и распространяет действие на правоотношения сторон с ДД.ММ.ГГГГ.
Разделом V трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых Работодателем в соответствии с настоящим трудовым договором; установлен должностной оклад в размере 29418 рублей 55 копеек в кратном отношении 1,81 к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу учреждения (п.17); установлены выплаты компенсационного характера: районный коэффициент 30%, процентная надбавка к заработной плате 30% (п.18), установлены выплаты стимулирующего характера на основании Положения об оплате труда работников ОУ: выслуга лет 15%, за наличие высшей категории 10%, за наличие ведомственной награды 500 рублей, за интенсивность и высокие результаты работы 500 рублей (п.19).
В пункте 1.1.1 Приказа МУ Отдела образования администрации ФИО1 <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что должностной оклад руководителя учреждения устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 2 размеров указанной средней заработной платы. Размер кратности к средней заработной плате работников основного персонала для определения должностного оклада руководителя образовательного учреждения устанавливается в зависимости от отнесения учреждения к группе по оплате труда руководителей: 1-я группа – до 2,0; 2-я группа – до 1,8; 3-я группа – до 1,6; 4-я группа – до 1,4.
Как установлено в судебном заседании и следует из объяснений сторон, МОБУ Новобурейская СОШ № согласно примерному Положению об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений ФИО1 <адрес>, была отнесена к учреждениям 1 группы по оплате труда руководителей. Коэффициент кратности к средней заработной плате работников основного персонала для определения должностного оклада руководителя образовательного учреждения был определен 1,81 и установлен трудовым договором.
Таким образом, должностной оклад ФИО2, как руководителю, назначенному на должность директора муниципального образовательного бюджетного учреждения Новобурейской средней общеобразовательной школы № определен в соответствии с нормативно правовыми актами, действующими на момент его установления. Трудовой договор подписан сторонами.
Дополнительным соглашением к трудовому договору с руководителем муниципального учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Администрацией ФИО1 <адрес> (работодатель), в лице Главы <адрес> и руководителем муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейской средней общеобразовательной школы №ФИО2, пункт 17 раздела V трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции: «должностной оклад руководителя на 2016 год устанавливается в размере 29418,55 рублей исходя из кратного отношения к среднемесячной заработной плате работников учреждения равного 2,37, утвержденного приказом МУ Отдела образования администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№». В качестве поощрения руководителю установлены выплаты стимулирующего характера. Изменения в трудовой договор, определенные настоящим дополнительным соглашением, вступают в силу со дня подписания и распространяются на правоотношения с ДД.ММ.ГГГГ. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено объяснениями истца, данное соглашение подписано ФИО2ДД.ММ.ГГГГ. С указанным дополнительным соглашением ФИО2 не согласился, о чем сделана соответствующая запись на оборотной стороне соглашения.
В рамках настоящего дела истец просит суд признать за ним право на применение коэффициента предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников МОБУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа № в размере «3» при расчете заработной платы на 2016 год, и возложить на Администрацию ФИО1 <адрес> обязанность установить оклад директору муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа №ФИО2 на 2016 год исходя из кратного соотношения заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников МОБУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа № в размере «3».
Справкой директора МОБУ Новобурейская СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждается, что на ДД.ММ.ГГГГ в МОБУ Новобурейской СОШ № обучается 688 учащихся.
Из материалов дела следует, что директор МОБУ Новобурейская СОШ № обращался к Главе ФИО1 <адрес> (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), к начальнику отдела образования администрации ФИО1 <адрес> (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу правильности начисления заработной платы и определения коэффициента кратности средней заработной платы директора школы к заработной плате работников учреждения.
Как следует из имеющихся в материалах дела ответов, заработная плата руководителя образовательного учреждения состоит из оклада. Выплат компенсационного и стимулирующего характера. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руковдителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения не является составляющей заработной платы и не применяется для расчета её составляющих. Данный коэффициент применяется при ежегодном расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения и является предельным максимальным уровнем, который не должен быть превышен при указанном расчете. Руководителю МО Отдел образования администрации ФИО1 <адрес>ФИО6 рекомендовано привести трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие действующему законодательству путем исключения данного коэффициента.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании в <адрес>», обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. В целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях бюджетам муниципальных образований предоставляется иной межбюджетный трансферт на: оплату труда педагогических работников; оплату труда руководителей и иных работников.
В соответствии с ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании в <адрес>», объем межбюджетных трансфертов каждому муниципальному образованию формируется исходя из нормативов финансирования. Нормативы устанавливаются на очередной финансовый год и плановый период постановлением <адрес>.
Согласно ч. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании в <адрес>», межбюджетные трансферты в первоочередном порядке направляются на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций. Муниципальные образовательные учреждения находятся в ведомственном подчинении соответствующих муниципальных образований.
<адрес> устанавливает предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей муниципальных общеобразовательных организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета, и среднемесячной заработной платы работников муниципальной общеобразовательной организации, а также предельную долю оплаты труда руководителей и иных работников муниципальных общеобразовательных организаций в фонде оплаты труда указанных муниципальных общеобразовательных организаций.
На основании изложенного, контроль за правильностью исчисления заработной платы работникам муниципальных образовательных учреждений и соблюдением трудового законодательства осуществляется органом местного самоуправления – в отношении истца администрацией ФИО1 <адрес>.
Постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, установлен предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей муниципальных общеобразовательных организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета, и среднемесячной заработной платы работников муниципальной общеобразовательной организации на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Так при численности обучающихся муниципальной общеобразовательной организации при отсутствии интерната: до 150 человек предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя муниципальной общеобразовательной организации и среднемесячной заработной платы работников организации составляет до 2,0; при 151-500 обучающихся – до 2,5; свыше 501 – до 3,0.
Приказом начальника МУ отдела образования Администрации ФИО1 <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений ФИО1 <адрес>.
Согласно разделу 5 Примерного положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений ФИО1 <адрес>, заработная плата руководителей учреждений, из заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Размер должностного оклада руководителю учреждения устанавливается учредителем в соответствии с постановлением главы ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка согласования условий оплаты труда руководителей муниципальных учреждений района при заключении трудовых договоров». С учетом условий труда руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений, из заместителей, руководителей структурных подразделений и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников этих учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) устанавливается в кратности: для муниципальных общеобразовательных учреждений при осуществлении организации в одном здании, число учащихся которых составляет до 150 – уровень соотношения до 2,0; от 151 до 500 человек – до 2,5; свыше 501 – до 3,0 (Приложение № к приказу). Соотношение средней заработной платы руководителей учреждений, из заместителей, руководителей структурных подразделений и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников этих учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рассчитывается за календарный год с учетом всех финансовых источников формирования заработной платы. Определение размера средней заработной платы осуществляется в соответствии с методикой, используемой при определении средней заработной платы работников для целей статистического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета (п. 5.16)
Приказом начальника МУ отдела образования Администрации ФИО1 <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в приказ муниципального учреждения Отдел образования Администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений ФИО1 <адрес>» внесены изменения: согласно которым Уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений, из заместителей, руководителей структурных подразделений и учреждений устанавливается в кратности в соответствии с приложением №.
В приложении № к Приказу от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя образовательного учреждения и среднемесячной заработной платы работников при осуществлении организации в одном здании учреждения, при числе учащихся до 150 уровень соотношения установлен до 2,0, если от 151 до 500 – уровень до 2,5, свыше 501 ученика – до 3,0.
Согласно Приказу начальника МУ отдела образования Администрации ФИО1 <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, директору муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейской средней общеобразовательной школы №, установлен предельный размер краткости средней заработной платы руководителя учреждения к средней заработной плате работников учреждения – 2,37.
Приказом начальника МУ отдела образования Администрации ФИО1 <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу. В соответствии с приложением к настоящему приказу, для Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа № установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения к величине средней заработной платы работников учреждения – до 3,0.
Постановлением главы ФИО1 <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок согласования условий оплаты труда руководителей муниципальных учреждений района при заключении трудовых договоров.
Согласно вышеуказанному порядку заработная плата руководителей муниципальных учреждений района состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Условия оплаты труда (в том числе размеры должностного оклада, виды и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера) руководителю учреждения устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, по согласованию с главой ФИО1 <адрес>. В сноске к приложению Порядка согласования условий оплаты труда руководителей муниципальных учреждений района при заключении трудовых договоров, указано, что заработная плата руководителя учреждения должна быть меньше или равна предельному размеру коэффициента кратности, умноженному на среднемесячную заработную плату работников учреждений.
Из системного толкования вышеприведенных актов следует, что заработная плата руководителя образовательного учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения не является составляющей заработной платы и не применяется для расчета её составляющих. Уровень соотношения устанавливается для определения максимально возможного размера заработной платы. Данный коэффициент применяется при ежегодном расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения и является предельным максимальным уровнем, который не должен быть превышен при указанном расчете. При этом, минимальный коэффициент соотношения вышеприведенными актами не предусмотрен.
Одним из основополагающих принципов трудового законодательства является равенство трудовых прав и правовых интересов работников и работодателей. Запрещается злоупотребление трудовыми правами и правовыми интересами.
Работодатель, разрабатывая в локальных нормативных актах систему правил поведения, обязательных для исполнения работниками, должен руководствоваться действующим законодательством и не допускать ухудшения положения работников по сравнению с нормами, установленными законом. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Учитывая, что в МОБУ Новобурейская СОШ № на ДД.ММ.ГГГГ обучалось 688 учащихся, предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждений, согласно Постановлению <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ должен составлять до 3,0. Из буквального толкования указанного Постановления, заработная плата директора указанного общеобразовательного учреждения не может превышать трехкратного размера средней заработной платы работников учреждения.
Из расчета заработной платы истца ФИО2, следует, что предельный уровень соотношения его средней заработной платы и средней заработной платы работников школы составил 2,37, т.е. не превышает предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя МОБУ Новобурейская СОШ № к величине средней заработной платы работников учреждения, установленный Постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Главы Администрации ФИО1 <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказ начальника МУ отдела образования Администрации ФИО1 <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об установлении предельного соотношения средней заработной платы руководителей муниципальный образовательных учреждений ФИО1 <адрес>, которым для МОБУ Новобурейская СОШ № уровень соотношения установлен в размере до 3,0, не противоречит вышеуказанным правовым актам и трудовому законодательству.
Таким образом, учитывая, что дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ подписано истцом, содержащиеся в нем условия не ухудшают положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, суд приходит к выводу о том, что неустановление работодателем конкретного коэффициента кратности для определения заработной платы руководителя общеобразовательного учреждения, трудовых прав истца не нарушает, поскольку установление данного коэффициента не влияет на размер заработной платы, а устанавливается для определения её максимально возможного размера.
Отсутствие нарушений прав истца при определении размера кратности соотношения его заработной платы, как руководителя МОБУ Новобурейская СОШ № и заработной платы работников учреждения, подтверждается и актом проверки правомерности начисления заработной платы руководителям общеобразовательных учреждений ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства образования и науки <адрес>, согласно которому в МОБУ Новобурейская СОШ № не установлено превышение установленного коэффициента кратности 3,0.
Методика распределения фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений <адрес>, утвержденная Постановлением Главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, не является правоприменительным актом, поскольку не распространяется на правоотношения сторон по настоящему делу.
Установление конкретного коэффициента кратности для определения заработной платы руководителя общеобразовательного учреждения не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения сторон.
В силу установленных судом обстоятельств, ссылка истца на то, что уклонение работодателя от установления конкретного размера коэффициента кратности для руководителя каждого учебного заведения района, является злоупотреблением правом, несостоятельна.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2, в связи с чем в иске ФИО2 надлежит отказать за необоснованностью.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Администрации ФИО1 <адрес> о признании права на применение коэффициента предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников МОБУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа № в размере «3» при расчете заработной платы на 2016 год; возложении обязанности установить оклад директору муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобурейская средняя общеобразовательная школа №ФИО2 на 2016 год исходя из кратного соотношения заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников МОБУ Новобурейская средняя общеобразовательная школа № в размере «3», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
Судья ФИО1 районного суда Ю.И. Дробаха
Мотивированный текст решения составлен 04 июля 2016 года