НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Бурейского районного суда (Амурская область) от 10.09.2020 № 2-371/20

УИД 28RS0006-01-2020-000687-91

Дело № 2-371/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«10» сентября 2020 года п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области

в составе:

председательствующего судьи Дробаха Ю.И.

при секретаре Александровой В.А.,

с участием прокурора – помощника прокурора Бурейского района ФИО10,

представителя Администрации Бурейского района – ФИО11,

представителя МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» - ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бурейского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к администрации Бурейского района, МКУ отделу образования администрации Бурейского района о возложении обязанности обеспечить финансирование расходов: необходимых для установки стационарных или ручных металлоискателей; на охрану МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на установку внутреннего и наружного видеонаблюдения по периметру образовательной организации; на установку целостного периметрального ограждения в здании МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 30 января 2021 года;

к МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» о возложении обязанности установить: стационарные или ручные металлоискатели; заключить договор охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; установить внутреннее и наружное видеонаблюдение по периметру образовательной организации, установить целостное периметральное ограждение в здании МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 30 марта 2021 года

установил:

Прокурор Бурейского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних, обратился в суд с настоящим иском к администрации Бурейского района, МКУ отделу образования администрации Бурейского района, МОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок».

В обоснование иска, указав, что прокуратурой Бурейского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении Бурейский детский сад № 50 «Теремок», который расположен по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено следующее. МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», является муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых оно создано. Учредителем МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», является муниципальное образование Бурейский район. Функции и полномочия учредителя исполняют администрация Бурейского района и МКУ отдел образования администрации Бурейского района. МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием и другими реквизитами, необходимыми для деятельности, бланки, штампы. От своего имени приобретает и осуществляет имущественные и не имущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Согласно п.1.9.Устава МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», указанное юридическое лицо несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность в том числе за жизнь и здоровье детей и работников ДОУ во время образовательного процесса.

Непосредственное руководство ДОУ осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий (руководитель). Руководитель ДОУ несет ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов на оказание услуги являются: собственные средства ДОУ; бюджетные средства; имущество переданное ДОУ собственником.

Администрация Бурейского района, являясь собственником имущества МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» и выступая в качестве органа местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, несет ответственность по обязательствам МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок».

МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» осуществляет образовательный процесс по двум адресам, а именно: <адрес> и <адрес>.

Согласно паспортам безопасности, объект МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» по адресу: <адрес> отнесен к III категории опасности; объект МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» по адресу: <адрес> отнесен к IV категории опасности.

В ходе проведенной прокуратурой Бурейского района 15.07.2020 года выездной проверки установлено, что требования норм действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, соблюдены не в полном объеме, а именно: в здании МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют стационарные или ручные металлоискатели; не обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; отсутствует наружное и внутреннее видеонаблюдения по периметру образовательной организации; периметральное ограждение требует замены. Указанные нарушения ведут к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а так же способствуют несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

Просил обязать администрацию Бурейского района, МКУ отдел образования администрации Бурейского района обеспечить финансирование расходов, необходимых: для установки стационарных или ручных металлоискателей; на охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на установку внутреннего и наружного видеонаблюдения по периметру образовательной организации; на установку целостного периметрального ограждения в здании МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес> в срок до 30 января 2021 года;

Обязать МОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» установить: стационарные или ручные металлоискатели; заключить договор охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; установить внутреннее и наружное видеонаблюдение по периметру образовательной организации, установить целостное периметральное ограждение в здании МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 30 марта 2021 года.

Определением Бурейского районного суда от 25 августа 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство образования и науки Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал, просил заявленный иск удовлетворить, в обоснование привел те же доводы, что в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации Бурейского района ФИО11 с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что на сегодняшний день в бюджете Бурейского муниципального образования отсутствуют денежные средства, необходимые для выполнения требований прокурора по антитеррористической защищенности. Мероприятия по финансированию указанных требований объектов МДОБУ Бурейский детский сад «Теремок» запланированы на 2021-2022 годы. Бюджет Бурейского района является дотационным, на 2021 год доходную часть только предстоит сформировать с учетом прогноза налоговых и иных поступлений. Указанные прокурором мероприятия требуют большого объема финансовых и временных затрат. Поэтому, заявленный прокурором срок для выполнения обязанности по финансированию не может быть признан достаточным для исполнения.

Представитель ответчика - МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» ФИО12 в судебном заседании исковые требования в части необходимости создания условий безопасности несовершеннолетних и граждан пребывающих в образовательной организации, признала, не согласилась с требованиями прокурора в части установления сроков выполнения требований законодательства в области антитеррористической защищенности, объяснила, что в срок, предлагаемый прокурором, выполнить вышеприведенные требования не представляется возможным, полагала реальным сроком выполнения всех видов работ по соблюдению требований конец 2021 года.

Представитель ответчика МКУ отдел образования администрации Бурейского района представители третьих лиц: Министерства образования и науки Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Правительства Амурской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд счёл возможным рассмотреть и разрешить дело при имеющейся явке.

В письменном отзыве на исковое заявление МКУ отдел образования администрации Бурейского района указал, что финансовые средства на замену периметрального ограждения д/с «Теремок» по адресу: <адрес> не запланированы. Плановая стоимость установки рамок металлодетекторов на объекте составляет 55 тыс. руб. Плановая стоимость установки систем видеонаблюдения на объекте д/с «Теремок» составляет 36 тыс. руб. Плановая стоимость обеспечения квалифицированной физической охраной на объекте д/с «Теремок» составляет 2550 тыс. руб. При этом на все статьи расходов, связанные с обеспечением безопасности по объекту д/с «Теремок» запланировано на период 2020-2022 г.г. из средств местного бюджета 112,52 тыс. рублей в том числе: 2020 год — 36 тыс. рублей, 2021 год — 37,98 рублей, 2022 год — 38,94 рублей. Для исполнения исковых требований прокуратуры средств местного бюджета явно не достаточно. Исходя из фактических возможностей местного бюджета в указанные прокурором сроки возможно финансирование работ по установке рамок металлодетекторов, а также по установке средств видеонаблюдения, на проведение остальных видов работ средства в местном бюджете отсутствуют. В части требования к МДОБУ детский сад «Теремок» об установлении целостного периметрального ограждения в зданиях МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» в срок до 30 марта 2021, полагал, что данное требование выполнить невозможно, так как в марте на территории Амурской области среднесуточные температуры отрицательные, состояние грунтов и почвенного покрытия не позволяет проводить земляные работы. Возможно финансирование и проведение работ с целью обеспечения антитеррористической защищенности объектов до конца 2021 года. В связи с чем, просил в удовлетворении требований прокурора отказать.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

На основании пункта 3 статьи 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Часть 1 статьи 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Бурейского района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и несовершеннолетних в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав граждан пребывающих в образовательном учреждении по комплексной безопасности и антитеррористической защищенности.

Обращение в суд прокурора Бурейского района с данным иском является законным и обоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

В силу статей 2, ч.1 ст. 20, 38, 41 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В силу ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как следует из ч. 3 ст. 5 названного Федерального закона, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Как указано в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии п.п. 2, 15 ч. 3 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из содержания п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.

В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно Уставу муниципального дошкольного общеобразовательного бюджетного учреждения Бурейский сад № 50 «Теремок», утвержденному постановлением главы Бурейского района от 27 июля 2016 года № 452, учреждение является правопреемником муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения Бурейского детского сада № 1 «Гнездышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития детей (МДОБУ Бурейского д/с № 1 «Гнездышко») согласно передаточному акту с объемом прав и обязанностей, установленных действующим законодательством, с сохранением основных целей деятельности учреждения. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Бурейского района и МУ Отдел образования администрации Бурейского района в соответствии с разделом 5 настоящего Устава (п.1.1.Устава).

ДОУ является некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п.1.4 Устава).

ДОУ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием и другими реквизитами, необходимыми для его деятельности, бланки, штампы (п.1.8 Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов на оказание услуги являются: собственные средства ДОУ; бюджетные средства; имущество, переданное ДОУ собственником и др.(п.4.3.7 Устава).

Главным распорядителем бюджетных средств, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, является МУ Отдел образования администрации Бурейского района (п.4.3.8 Устава).

Непосредственное руководство ДОУ осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий (руководитель) (п.5.5 Устава).

Руководитель ДОУ несет ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников (п.5.7 Устава).

Из изложенного следует, что администрация Бурейского района, являясь собственником имущества МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» и выступая в качестве органа местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, несет ответственность по обязательствам МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок».

Из материалов дела следует и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», расположенное по адресу: <адрес><адрес>, отнесен к третьей категории опасности.

Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 были утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Согласно п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.

Согласно вышеуказанному Постановлению к мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) является пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму пр. (пункт 20 Постановления).

Пунктом 24 указанных Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В соответствии с п. 25 вышеуказанных Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).

Пунктом 32 Требований, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов.

Из чего следует, что Требованиями прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

В судебном заседании установлено, что в рамках проведённой прокурорской проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности было выявлено отсутствие в МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес>: стационарных или ручных металлоискателей; не обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; наружного и внутреннего видеонаблюдения по периметру образовательной организации; периметральное ограждение требует замены (акт проверки от 15.07.2020 года).

Выявленные нарушения подтверждаются материалами прокурорской проверки исполнения законодательства о безопасности образовательных организаций, их антитеррористической защищенности, профилактике преступлений и правонарушений, в том числе, суицидного поведения подростков, и их безнадзорности, противодействии экстремизму и терроризму среди несовершеннолетних и молодежи.

Согласно плану мероприятий по совершенствованию (поддержанию) защиты объекта МДОБУ Бурейского детского сада № 50 «Теремок» администрацией, утвержденному приказом заведующего МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», в отделении детского сада № 50 «Теремок», расположенном по адресу: <адрес>, запланировано провести следующие мероприятия: оснащение объекта системой передачи тревожных сообщений в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии, в срок до 10.01.2020 года (исполнено); оснащение объекта (территории) системой видеонаблюдения, в срок до 09.2021 года (сметы подготовлены); обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до 09.2022 года; оснащение объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями, в срок до 09.2021 года; замена АПС (автоматическая пожарная сигнализация), в срок до 08.2020 года (сметы имеются, договор на монтаж системы имеется, деньги выделены, работы будет выполнены в период проведения ремонтных работ до 20.07.2020 года).

Из сообщения МКУ Отдела образования администрации Бурейского района от 05.02.2020 года следует, что согласно паспорту безопасности, МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» присвоена четвертая категория опасности. Разработаны Паспорта безопасности, согласованы и утверждены руководителями учреждений. Просчитана предварительная потребность и финансовое обеспечение мероприятий по антитеррористической защищенности. Требуемая сумма более шестидесяти миллионов рублей, по мере выделения финансирования будут обеспечены все меры безопасности.

Из сообщения Администрации Бурейского района Амурской области от 10.02.2020 года следует, что кнопки тревожной сигнализации с выводами на пульт централизованной охраны Бурейского филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Амурской области» установлены в том числе в отделении МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» по адресу: <адрес>.

Согласно потребностям в финансовом обеспечении мероприятий по антитеррористической защищенности за счет средств муниципальных образований, МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» <адрес> на финансирование указанных мероприятий необходимо 3063,4 тыс.руб., в том числе планируется за счет средств местных бюджетов в 2020 году- 36 тыс.руб., в 2021 году- 37,58 тыс.руб., в 2022 году -38,94 тыс. руб.

Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 года от 13.01.2020 года, МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» расположенного по адресу: <адрес>, показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) на 9 января 2020 года составили 4331600,00 рублей, в том числе доходы от оказания услуг, работ, компенсации затрат учреждений- 4331600,00 рублей.

Из показателей выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения) на 13 января 2020 года, следует, что выплаты на закупку товаров, работ, услуг составили на 2020 год- 8572347,80 рублей, на 2021 год- 8408365,42, на 2022 год- 8776353,42 рубля.

Согласно уведомлению № 552 о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2020 год и плановый 2021 и 2022 годов от 04 марта 2020 года, предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта на 2020 года в размере 5022023,00, на 2021 и на 2022 год- 0,00.

Администрация Бурейского района письмом от 13.03.2020 года адресованным Министерству образования и науки Амурской области, просила предоставить бюджету Бурейского района субсидию на софинансирование мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций в 2020 году в размере 5177343,00 рублей.

Из сообщения Министерства образования и науки Амурской области от 23.06.2020 года следует, что бюджету Бурейского района из областного бюджета в 2020 году предоставлена субсидия на проведение мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций в размере 5022023 рублей. Однако в силу положений ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, а так же обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления. В настоящее время в связи со сложной санитарно- эпидемиологической и экономической обстановкой в области, министерство образования и науки области не имеет возможности оказания дополнительной финансовой помощи бюджету Бурейского района. В случае увеличения доходной части бюджета вопрос по оказанию финансовой помощи бюджету Бурейского района на проведение мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций будет рассмотрен.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе, международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

На МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» <адрес>, в силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ возложена обязанность создать безопасные условия для воспитанников и педагогических работников.

Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств, своих бюджетов.

В соответствии с п. 6.1. ч. 1 ст. 9 Устава Бурейского района к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района.

Согласно п.2.9 Устава МКУ Отдела образования администрации Бурейского района, отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств Бурейского района, выделяемых на сферу образования.

Таким образом, орган местного самоуправления – администрация Бурейского района и МКУ Отдел образования администрации Бурейского района, обязаны финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы представителей администрации Бурейского района Амурской области, МКУ Отдела образования администрации Бурейского района не являются исключительными обстоятельствами, не позволяющими исполнить судебное решение.

Кроме того, доказательств того, что выявленные прокуратурой Бурейского района нарушения МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» <адрес>, устранены, ответчиками суду не представлено. Предоставленные ответчиками документы свидетельствуют об отсутствии технической укрепленности антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» <адрес>.

Доводы об отсутствии финансирования, не могут служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательному учреждению охраны объекта в целях его террористической защищенности и исполнений требований действующего законодательства, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности в зависимость от финансовых возможностей. Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности не может служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.

В связи с чем, суд считает, что администрация Бурейского района, МКУ отдел образования администрации Бурейского района, МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» <адрес> являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности зданий образовательного учреждения.

Несмотря на то, что ответчиками разработан план мероприятий по обеспечению террористической защищенности объекта - МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» <адрес>, на 2020 и 2022 финансовый год, суд полагает, что обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного объекта должны быть выполнены в кротчайшие сроки, поскольку МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» <адрес> является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.

Действующее законодательство признает за детьми право на реализацию конституционного приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Бурейсого района Амурской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Относительно предлагаемых прокурором сроков исполнения решения суда, суд считает их разумными.

Учитывая, что полномочия администрации Бурейского района, МКУ отдел образования администрации Бурейского района, МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» <адрес>, по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить сроки исполнения решения суда, заявленные прокурором, по первому требованию до 30.01.2021 года, по второму требованию до 30.03.2021 года, полагая данные сроки разумными, достаточными и направленными на скорейшее создание условий безопасного пребывания людей, в том числе несовершеннолетних граждан в образовательной организации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Бурейского района в интересах неопределённого круга лиц и несовершеннолетних,- удовлетворить.

Возложить на администрацию Бурейского района, МКУ отдел образования администрации Бурейского района обязанность обеспечить финансирование расходов: необходимых для установки стационарных или ручных металлоискателей; на охрану МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на установку внутреннего и наружного видеонаблюдения по периметру образовательной организации; на установку целостного периметрального ограждения в здании МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в срок до 30 января 2021 года

Возложить на МБОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» обязанность установить: стационарные или ручные металлоискатели; заключить договор охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; установить внутреннее и наружное видеонаблюдение по периметру образовательной организации, установить целостное периметральное ограждение в здании МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 30 марта 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий (подпись)

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха

Мотивированное решение составлено 11 сентября 2020 года