Материал № 12-04/2020
РЕШЕНИЕ
17 марта 2020 г. пос. Тикси
Булунский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Е.Г. Павленко, единолично, при секретаре Е.В. Тымчук, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Саха (Якутия) на постановление Мирового судьи судебного участка *** от -дата- которым должностное лицо – генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью ***ФИО, -дата- г.р., уроженец -адрес-, зарегистрированный по месту жительства по адресу : -адрес-, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Саха (Якутия) обратилась в суд с апелляционной жалобой на постановление Мирового судьи судебного участка *** от -дата- которым должностное лицо – генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью ***ФИО, -дата- г.р., уроженец -адрес-, зарегистрированный по месту жительства по адресу : -адрес- признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В своей жалобе заявитель, представитель Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Саха (Якутия) просит отменить постановление мирового судьи по судебному участку № *** от -дата- по делу №___ о назначении административного наказания и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что Межрайонной ИФНС России № 8 по РС(Я) (далее - Инспекция или налоговый орган) был направлен в адрес мирового судьи по судебному участку № -адрес- РС(Я) протокол об административном правонарушении №___, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении ФИО, директора ООО *** (далее – ответчик) в связи с тем, что ответчиком не обеспечена возложенная на него обязанность по исполнению в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ представлять в установленном порядке в налоговый орган налоговую декларацию на прибыль организаций за -дата-, которая была представлена с нарушением срока.
Мировым судьей было вынесено постановление от -дата- о назначении административного наказания предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ в виде предупреждения, в котором указана возможность обжалования в течение 10 суток в Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня вручения (получения) копии постановления. Постановление Инспекцией получено -дата- что подтверждается печатью входящей корреспонденции от -дата- вх. №___, на сопроводительном письме мирового суда от -дата-№___.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что в действиях должностного лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 года № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении КоАП РФ» мировым судом, действия привлекаемого лица были переквалифицированы с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ на ст. 15.5 КоАП РФ.
Обстоятельства в силу которых налоговый орган не согласен с позицией мирового судьи по судебному участку № -адрес- РС(Я). Статья 23 НК РФ предусматривает обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статья 55 НК РФ устанавливает под налоговым периодом календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период состоит из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики налога на прибыль организации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
В ст. 285 НК РФ указано, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа.
Пунктом 1 ст. 80 НК РФ разграничены понятия «налоговая декларация» и «расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом».
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.
В соответствии с п. 3 ст. 58 НК РФ определено, что в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
Из приведенных положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Изложенное свидетельствует, что объективную сторону статьи 15.5 КоАП РФ составляет нарушение установленных сроков представления налоговой декларации. Несвоевременное представление расчета авансового платежа по налогу объективную сторону данного административного правонарушения не образует и охватывается диспозицией части 1 статьи 15.6 КоАП РФ.
Представитель заявителя, Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, суд, руководствуясь ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определил рассмотреть жалобу на постановление мирового судьи без участия представителя заявителя.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, руководствуясь ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд определил рассмотреть дело в отсутствии должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав доводы должностного лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, -дата- Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Саха (Якутия) в отношении должностного лица составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ, правонарушение выразилось в том, что при осуществлении мероприятий налогового контроля обнаружено, что -дата- по адресу нахождения налогового органа : -адрес-, ООО *** представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организации за три месяца 2019 г. с нарушением срока, установленного НК РФ - не позднее -дата-, в связи с чем ФИО, руководителем ООО *** не обеспечена возложенная на него обязанность по представлению в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации ( расчеты) в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации ( расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Мировой судья по судебному участку № -адрес- Республики Саха (Якутия) при рассмотрении протокола об административном правонарушении пришёл к выводу, что действия должностного лица, выразившиеся в нарушении установленных законодательством о налогах и сборах сроков предоставления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета юридического лица следует переквалифицировать с части1 статьи 15.6 КоАП РФ на статью 15.5 КоАП РФ, поскольку данная норма является специальной по отношению к части 1 статьи 15.6 КоАП РФ.
С выводами мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьёй 15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан, в том числе представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 5 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данной статьёй Налогового кодекса Российской Федерации разграничены понятия «налоговая декларация» и «расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом».
Согласно данной норме налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и ( или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога ( первый абзац пункта 1 статьи 80 НК РФ).
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.
Порядок уплаты налогов и сборов установлен статьёй 58 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 ст. 58 НК РФ определено, что в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из приведенных положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Налоговый период – период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате ( ст. 55 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Согласно п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п. 1 ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и ( или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 15.6 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО ***-дата- в налоговый орган предоставлена налоговая декларация по налогу на прибыль за первый квартал 2019 г. с нарушением установленного срока – не позднее -дата-, данный расчет авансового платежа за отчетный период относится к сведениям, необходимым для налогового контроля, и не является налоговой декларацией, которая предоставляется за год.
Таким образом, в действиях должностного лица отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, объективную сторону которого составляет нарушение установленных сроков представления налоговой декларации.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № -адрес- Республики Саха (Якутия) от -дата- подлежит отмене.
Согласно п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущим назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел не истек, дело об административном правонарушении в соответствии с требованиями п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № -адрес- Республики Саха (Якутия).
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7, 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
решил:
Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Саха (Якутия) на постановление Мирового судьи судебного участка № *** от -дата- которым должностное лицо – генеральный директор ООО ***ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № -адрес- Республики Саха (Якутия) от -дата- по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ отменить, возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № -адрес- Республики Саха (Якутия).
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) в порядке и в сроки, установленные ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья : Е.Г. Павленко