НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бугурусланского районного суда (Оренбургская область) от 25.04.2018 № 2(2)-134/2018Г

№ 2(2)-134/2018 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Асекеево 25 апреля 2018 года

Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Головань А.В.,

при секретаре Волынкиной А.М.,

с участием истца Багаутдинова М.М., представителя ответчика администрации МО «Асекеевский район» - Абрамовой А.В., действующей на основании доверенности от 15 февраля 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаутдинова Мухамета Миннахметовича к администрации муниципального образования «Асекеевский район» Оренбургской области, Министерству образования Оренбургской области о сохранении права на предоставление компенсации расходов на оплату отопления и освещения,

установил:

Багаутдинов М.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Асекеевский район» Оренбургской области, указывая на то, что он является вдовцом Багаутдиновой З.М., работавшей педагогическим работником с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проживавшей на территории <адрес> и имевшей право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Он пользовался льготой на бесплатную квартиру с отоплением и освещением, как член семьи до дня смерти супруги – ДД.ММ.ГГГГ. Он является пенсионером, пенсия – единственный источник его существования.

При указанных обстоятельствах истец просил суд обязать ответчика восстановить его права, как члена семьи умершего пенсионера-педагога <данные изъяты> на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Определением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 28 марта 2018 года по делу в качестве соответчика привлечено Министерство образования Оренбургской области.

В судебном заседании истец Багаутдинов М.М. заявленные исковые требования уточнил и просил сохранить за ним как за членом семьи умершей ФИО2, право на предоставление компенсации расходов на оплату отопления и освещения; возложить на администрацию муниципального образования «Асекеевский район» Оренбургской обязанность включить Багаутдинова Мухамета Миннахметовича в реестр получателей компенсации и в течении месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу направить реестр в министерство образования Оренбургской области.

Представитель ответчика администрации МО «Асекеевский район» - Абрамова А.В., действующая на основании доверенности от 15 февраля 2018 года, просила в удовлетворении иска отказать и указала, что администрация МО «Асекеевский район» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в настоящее время признаны утратившими силу постановления, в соответствии с которыми производилось возмещение местным бюджетам фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности на территории Оренбургской области.

Представитель ответчика Министерства образования Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В своем письменном отзыве от 16 апреля 2018 году на исковое заявление указали, что не возражают против удовлетворения исковых требований Багаутдинова М.М.

Представитель третьего лица отдела образования администрации МО «Асекеевский район» Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, свое мнение по иску не выразил, о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовал.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав доводы истца, представителя ответчика администрации МО «Асекеевский район» Оренбургской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

В соответствии с п. 3 разъяснений "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" (утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22) право на бесплатные квартиры (независимо от размера площади) с отоплением и освещением сохраняется за членами семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими льготами и после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств существования.

Право издавать разъяснения о применении действующего законодательства о труде и социальном обеспечении, обязательные для исполнения министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, было предоставлено Госкомтруду СССР пунктом 11 Положения о Государственном комитете Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 03 октября 1977 года N 890), и осуществленное им истолкование порядка сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию педагогическими работниками в сельской местности, а также за членами семьи умершего пенсионера, основывалось не только на предписании подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255, но и на иных нормах действовавшего в тот период законодательства.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, а также членам семьи умершего педагогического работника, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации "Об образовании". Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений, равно как и нетрудоспособных членов их семей. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В судебном заседании установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая согласно свидетельству о смерти ДД.ММ.ГГГГ, до выхода на пенсию не менее 10 лет, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проработала воспитателем детского сада, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проработала заведующей детским садом <адрес>, что подтверждается записями в ее трудовой книжке, и проживала в <адрес>.

Из справки , выданной ДД.ММ.ГГГГ МКУ «ЦОДОУ» администрации МО «<адрес>» следует, что ФИО2 при жизни, как педагогический работник сельской местности, вышедший на пенсию, пользовалась льготой по возмещению расходов по оплате жилья с отоплением и освещением по декабрь 2017 года.

Из свидетельства о браке серии II-УЧ , выданного ДД.ММ.ГГГГ, видно, что Багаутдинов М.М. состоял в зарегистрированном браке с ФИО2.

В силу ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (вступившего в силу с 1 сентября 2013 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичная норма включена в Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 года N 1698/506-V-03 "Об образовании в Оренбургской области". В соответствии с ч. 4 ст. 21 данного закона педагогические работники государственных и муниципальных организаций, осуществляющие образовательную деятельность, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения за счет областного бюджета. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций Оренбургской области, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законом Оренбургской области и обеспечиваются за счет
бюджетных ассигнований областного бюджета.

Согласно Закону Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1834/378-IV-ОЗ "О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области", порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, определяется постановлением Правительства Оренбургской области.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 года №178 –п утвержден «Порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет». Согласно положению п.4 вышеуказанного Порядка, выплата компенсации педагогическим работникам осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству образования Оренбургской области.

При этом из положений вышеуказанного Порядка, решение о постановке педагогического работника на персонифицированный учет для компенсации расходов осуществляет орган местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, осуществляющий управление в сфере образования.

Министерство образования Оренбургской области на основании реестров, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, осуществляющими управление в сфере образования, формирует платежные поручения на перечисление компенсации.

Согласно представленным истцом пенсионному удостоверению, Багаутдинов М.М. достиг пенсионного возраста в 1997 году и является получателем пенсии по старости. Из представленных истцом справок об отсутствии подсобного хозяйства, о том, что он не является индивидуальным предпринимателем и не работает, следует, что Багаутдинов М.М. иных доходов, кроме пенсии по старости, не имеет.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что
истец, для которого пенсия является единственным источником средств существования, как член семьи умершей ФИО2, имевшей
на момент смерти право на льготу, приобрел право на сохранение за ним права на бесплатную квартиру с отоплением и освещением в виде установленного действующим Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N273-Ф3"Об образовании в Российской Федерации" права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в связи с чем, его исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку администрация МО «Асекеевский район» Оренбургской области является органом, осуществляющим управление в сфере образования на территории Асекеевского района, суд считает необходимым возложить на неё обязанность по постановке Багаутдинова М.М. на персонифицированный учет для компенсации расходов на оплату отопления и освещения за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству образования Оренбургской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

исковые требования Багаутдинова Мухамета Миннахметовича удовлетворить.

Сохранить за Багаутдиновым Мухаметом Миннахметовичем, как за членом семьи умершей ФИО2, право на предоставление компенсации расходов на оплату отопления и освещения.

Возложить на администрацию муниципального образования «Асекеевский район» Оренбургской обязанность включить Багаутдинова Мухамета Миннахметовича в реестр получателей компенсации и в течении месяца с момента вступления данного решения суда в законную силу направить реестр в министерство образования Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.В.Головань

Мотивированное решение суда составлено 03 мая 2018 г., что является датой принятия решения в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).