гр.д.№2(1)-14/2013г.
Решение
Именем Российской Федерации
15 января 2013 года г.Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Афонькина Р.Ю.,
при секретаре Синицыной Т.П.,
с участием истца Валентовой Т.А., представителя ответчика Зуевой О.А., представителя третьего лица Туменко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валентовой Т.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области о взыскании недоначисленных пособий,
установил:
Валентова Т.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области, указав, что она с ДД.ММ.ГГГГ работает в МИФНС №1 по Оренбургской области, с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась дочь <данные изъяты>. В связи с беременностью и рождением ребенка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она находилась в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. В период нахождения на больничном листе и в отпуске ей начислялось и выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В ДД.ММ.ГГГГ она узнала, что при определении её среднего заработка, не были учтены суммы выплаченного ей материального стимулирования в виде премий, установленного Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти». В ДД.ММ.ГГГГ ей было выплачено <данные изъяты> в качестве средств материального стимулирования (за 1 квартал- <данные изъяты>, 2 квартал-<данные изъяты>, 3 квартал <данные изъяты>), в ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> (1 квартал-<данные изъяты>, 2 квартал-<данные изъяты>, 3 квартал-<данные изъяты>).
Просит суд признать незаконными действия МИФНС № 1 по Оренбургской области в части не включения в расчет среднего заработка сумм средств материального стимулирования в виде премий, начисленных за предшествующие 12 календарных месяцев, при назначении пособия по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с МИФНС № 1 по Оренбургской области в её пользу недополученные суммы пособия по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Истец Валентова Т.А. в судебном заседании поддержала свои исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области Зуева О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала, также заявила письменное ходатайство о применении трехмесячного срока исковой давности для обращения в суд в соответствии ст. 392 ТК РФ.
Представитель третьего лица Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по доверенности Туменко Т.В., в судебном заседании пояснила, что в соответствии с действующим законодательством, работодатель при исчислении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком должен учитывать все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, в том числе материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде премий, а поэтому иск Валентовой Т.А. подлежит удовлетворению.
Заслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 года N 207-ФЗ) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании, - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Согласно ст. 15 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.
В соответствии со ст. 14 п. 2 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 14 данного Федерального закона особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
На основании абзаца 2 п. 1 ст. 237 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) (в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ) при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375 было утверждено «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию».
Пунктом 2 данного Положения, в редакции, действовавшей до 01.01.2010 года в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпунктам «к», «и» к данным выплатам относятся также премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет и другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.
Согласно пункту 6 Положения пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам.
Как следует из пункта 14 Положения, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, включаются в средний заработок с учетом следующих особенностей:
ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;
премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 30.12.2006 года N 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию», согласно которому с 01.01.2007 года исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Таким образом, пособие по уходу за ребёнком и пособие по беременности и родам, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляются одинаково.
Судом установлено, что истец работает в Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь <данные изъяты>. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предъявлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 -х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
При расчете пособий, в заработок Валентовой Т.А. не включены суммы средств материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».
Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» установлено, что с 01.01.07 года и в 2008-2010 годах материальное стимулирование государственных служащих органов Федеральной налоговой службы осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства.
В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года N 90н был утверждён Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Пунктом 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утверждённого Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 года N 90н предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
На основании Приказа начальника МИФНС № 1 по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Валентовой Т.А. были выплачены средства материального стимулирования государственным гражданским служащим МИФНС № 1 за 1,2,3 квартал ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>.
На основании Приказов начальника МИФНС № 1 по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ Валентовой Т.А. были выплачены средства материального стимулирования государственным гражданским служащим МИФНС №1 за 1,2,3 квартал ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
При этом Федеральный закон от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375, предусматривают, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат (а не денежным содержанием), учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
В Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понятие «система оплаты труда» отсутствует.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 2 статьи 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Изложенное буквально означает, что другие выплаты гражданским служащим производятся помимо денежного содержания (оклада денежного содержания и дополнительных выплат), но поскольку их выплата предусмотрена законом, то они включаются в систему оплаты труда.
Материальное стимулирование сотрудников Федеральной налоговой службы предусмотрено нормативным правовым актом - Постановлением Правительства Российской Федерации, при этом данное материальное стимулирование выплачивается в виде премий за качество исполнения ими своих должностных обязанностей.
То есть Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено премирование государственных гражданских служащих. При этом указание на то, что данные выплаты не относятся к системе оплаты труда, данное постановление не содержит.
С начисленной истцу премии был уплачен единый социальный налог, что не отрицали стороны в судебном заседании.
С учётом изложенного, суд считает, что средства материального стимулирования, выплаченные истцу в виде премии, должны учитываться при расчёте пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Представленные ответчиком расчёты пособия, произведённые с учётом премий, выплаченных истцу, сторонами не оспаривались. Недоначисленная сумма составила <данные изъяты>, из которой пособия по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд и применении к спорным правоотношениям требований ст.392 ТК РФ по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 7 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения в системе обязательного социального страхования.
Согласно ст. 26 вышеуказанного закона сроки исковой давности в системе обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Применительно к пособию по беременности и родам, по уходу за ребенком сроки исковой давности до настоящего времени специальным законодательством не установлены.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном страховании, носят публично-правовой характер, нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, (ст.196 ГК РФ) к ним также неприменимы. Такой вывод следует из анализа п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которым гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Валентовой Т.А. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по Оренбургской области в части не включения Валентовой Т.А. в расчет среднего заработка сумм средств материального стимулирования в виде премий, начисленных за предшествующие 12 календарных месяцев, при назначении пособия по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с МИФНС № 1 по Оренбургской области в пользу Валентовой Т.А. недополученные суммы пособия по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение изготовлено в окончательной форме 18 января 2013 года.
Председательствующий: