НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бугурусланского районного суда (Оренбургская область) от 07.02.2020 № 560007-02-2020-000062-96

УИД № 56RS0007-02-2020-000062-96 <данные изъяты>

Гр. дело 2(2)-111/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Асекеево 25 февраля 2020 г.

Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Янгубаевой И.С.,

при секретаре Данилюк М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Оренбургской области к администрации муниципального образования «Алексеевский сельсовет» Асекеевского района Оренбургской области, администрации муниципального образования «Новосултангуловский сельсовет» о признании права государственной собственности Оренбургской области на бесхозяйные скотомогильники,

установил:

Правительство Оренбургской области обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Алексеевский сельсовет» Асекеевского района Оренбургской области, администрации муниципального образования «Новосултангуловский сельсовет» о признании права государственной собственности Оренбургской области на бесхозяйные скотомогильники, указав, что в соответствии с решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 10 июля 2019 г. По делу №2(2)а-298/2019 Правительство Оренбургской области обязано в срок до 31 декабря 2021 г. на территории муниципального образования «Алексеевский сельсовет» Асекеевского района Оренбургской области обустроить и привести в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов место для захоронения животных, расположенное в <адрес>. В соответствии с решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 10 июля 2019 г. №2(2)а-297/2019 Правительство Оренбургской области обязано в срок до 31 декабря 2021 г. на территории муниципального образования «Новосултангуловский сельсовет» Асекеевского района Оренбургской области обустроить и привести в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов место для захоронения животных, расположенное <адрес>.

Скотомогильники, расположенные в <адрес> и в <адрес>, подлежат ремонту и дальнейшей эксплуатации. Судом установлено, что данные скотомогильники является бесхозяйными. Однако, Правительство Оренбургской области не может профинансировать работы по обустройству бесхозяйного имущества в силу положений ст. ст. 6, 28 и ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что препятствует исполнению решения суда. В соответствии с подп. 49 п. 2 ст. 26.3, подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, для реализации которых в государственной собственности может находиться имущество, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 06.09.2013 г. № 326-р министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области должно инициировать в судебном порядке признание права государственной собственности Оренбургской области на бесхозяйные объекты утилизации биологических отходов, находящиеся на территории Оренбургской области. Согласно ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильник - это земельный участок площадью не менее <данные изъяты> кв.м, на котором размещены одна или несколько биотермических ям. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (п. 1.6, 5.3, 5.6, 5.8 и др.).

При указанных обстоятельствах, просили: признать право государственной собственности Оренбургской области на скотомогильник, расположенный <адрес>; признать право государственной собственности Оренбургской области на скотомогильник, расположенный <адрес>.

Представитель истца Правительства Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Новосултангуловский сельсовет» Асекеевского района Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, исковые требования признает.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Алексеевский сельсовет» Асекеевского района Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора государственное казенное учреждение «<адрес>ное управление ветеринарии» извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, иск просит удовлетворить.

Суд, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей истца, ответчиков, а также представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу п. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании достоверно установлено, что на территории муниципального образования Алексеевский сельсовет Асекеевского района в <адрес>, находятся места для захоронения животных.

Вступившими в законную силу решениями Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 10 июля 2019 г. по делу №2(2)а-297/2019 и №2(2)а-298/2019 установлено, что указанные места для захоронения животных не обустроены в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469. Указанными решениями суда на Правительство Оренбургской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2021 г. обустроить и привести в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов вышеуказанные места для захоронения животных.

Согласно ответу территориального управления Росимущества в Оренбургской области, управление не располагает информацией о принадлежности указанных скотомогильников.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о собственнике указанных объектов недвижимости отсутствуют.

Таким образом, из установленных по делу обстоятельств, следует, что данные скотомогильники на учете как объекты недвижимого имущества не стоят.

Статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (пункт 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 2).

Из указанной нормы закона следует, что право на обращение в регистрирующий орган для постановки на учет бесхозяйной вещи имеет орган местного самоуправления.

Вместе с тем, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).

Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27).

Определяя круг вопросов местного значения муниципального района, федеральный законодатель вопросы по организации скотомогильников не отнес к полномочиям муниципального района (пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом России 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, обязательных для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Целью создания скотомогильника, предназначенного для захоронения биологических отходов, являются нераспространение возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждение заболеваний людей зооантропонозными болезнями и охрана окружающей среды от загрязнения (пункты 1.6 и 1.11 названных выше ветеринарно-санитарных правил), в связи с чем, содержание этого объекта федеральным законодательством к вопросам местного значения не отнесено.

Установлено, что земельные участки, на которых расположены скотомогильники, на момент рассмотрения дела на кадастровый учет поставлены.

На территории муниципального образования Алексеевский сельсовет Асекеевского района скотомогильник расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м.

На территории муниципального образования Новосултангуловский сельсовет Асекеевского района скотомогильник расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м.

В ходе рассмотрения дела по существу ответчики права на указанные скотомогильники не заявили.

Поскольку указанное имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, следовательно, как имущество, предназначенное для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации и не требуемое для решения возложенных на местное самоуправление задач, может находиться только в собственности субъекта - Оренбургской области.

Ссылка суда первой инстанции на то, что права истца действиями ответчика не нарушены, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказано, необоснованна.

Статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральнымизаконами.

В силу положений пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности (пункт 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Поскольку скотомогильники находятся на земельных участках, государственная собственность на землю на которые не разграничена, на территории муниципальных образований Алексеевский сельсовет и Новосултангуловский сельсовет Асекеевского района Оренбургской области, они является надлежащими ответчиками по делу и на них возложена обязанность предоставить земельные участки.

Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерациизащита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

В силу положений статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ для осуществления полномочий, указанных в пункте 2статьи 26.3настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 06 сентября 2013 года N 326-р «Об организации мероприятий по приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями мест утилизации биологических отходов на территории Оренбургской области» министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области поручено инициировать в судебном порядке признание права государственной собственности Оренбургской области на бесхозяйные объекты утилизации биологических отходов, находящиеся на территории Оренбургской области.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены основные принципы бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной системы Российской Федерации; разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированность бюджета; эффективность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; прозрачность (открытость); достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов; единство кассы.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Поскольку право на обращение в регистрирующий орган для постановки на учет бесхозяйной вещи имеет только орган местного самоуправления, однако скотомогильники в собственности муниципальных образований Алексеевский сельсовет и Новосултангуловский сельсовет Асекеевского района Оренбургской области находиться не могут в силу закона, их собственник отсутствует, Правительство Оренбургской области вправе заявить о признании права собственности на данные скотомогильники за субъектом Российской Федерации – Оренбургская область.

В ином случае истец лишен права осуществлять возложенные на него федеральным законом полномочия субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обустройству бесхозяйных мест для захоронения животных в Алексеевском сельсовете и Новосултангуловском сельсовете Асекеевского района Оренбургской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании права государственной собственности Оренбургской области на бесхозяйные скотомогильники, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

исковые требования Правительства Оренбургской области к администрации муниципального образования «Алексеевский сельсовет» Асекеевского района Оренбургской области, администрации муниципального образования «Новосултангуловский сельсовет» о признании права государственной собственности Оренбургской области на бесхозяйные скотомогильники, удовлетворить.

Признать право государственной собственности Оренбургской области на скотомогильник, расположенный <адрес>.

Признать право государственной собственности Оренбургской области на скотомогильник, расположенный <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Бугурусланский районный суд.

Председательствующий: подпись И.С. Янгубаева

Мотивированное решение составлено 28.02.2020 года