НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бугульминского городского суда (Республика Татарстан) от 10.10.2023 № 2А-817/2023

16RS0037-01-2023-000937-83

Дело № 2а-817/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Кутнаевой Р.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бородиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Рустамову ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам, указав в обоснование своих требований, что согласно сведениям, представленным в Межрайонную ИФНС России по <адрес>, налогоплательщику ФИО3 принадлежат следующие объекты движимого имущества:

- автомобиль (легковые), государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль (легковые), государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль (грузовые), государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

За вышеуказанные транспортные средства исчислен налог в следующих размерах:

- <данные изъяты> за налоговый период 2017 год налог в размере 1 000 рублей, за налоговый период 2018 год налог в размере 1 000 рублей, общая сумма налоговых обязательств составила 2 000 рублей;

- <данные изъяты> за налоговый период 2017 год налог в размере 149 рублей, за налоговый период 2018 год налог в размере 149 рублей, общая сумма налоговых обязательств составила 298 рублей;

- <данные изъяты> за налоговый период 2017 год налог в размере 3 916 рублей, общая сумма налоговых обязательств составила 3 916 рублей.

Согласно статьям 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлены требования (по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, требование (по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок уплата налогов ответчиком не произведена.

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Между тем ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан судебный приказ а-168/2020, вынесенный ДД.ММ.ГГГГ, был отменен в виду поступления от ответчика возражений относительно его исполнения.

За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислены пени по транспортному налогу по налоговому периоду за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16,20 рублей, налоговому периоду за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 46,98 рублей.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил взыскать с административного ответчика ФИО3 в доход государства недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1 149 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 год в сумме 16,20 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5 065 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 46,98 рублей. Итого в общей сумме 6 277,18 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик в судебное заседание также не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту регистрации, проверенному судом, каких-либо заявлений, ходатайств с указанием уважительности причин его неявки в судебное заседание и предоставлением соответствующих доказательств в адрес суда не направил.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с абзацем 1 и 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из материалов дела, ФИО3 в заявленные налоговые периоды являлся собственником следующих объектов движимого имущества:

- автомобиль (легковые), государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль (легковые), государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль (грузовые), государственный регистрационный знак <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

За вышеуказанные транспортные средства исчислен налог в следующих размерах:

- <данные изъяты> год налог в размере 1 000 рублей, за налоговый период 2018 год налог в размере 1 000 рублей, общая сумма налоговых обязательств составила 2 000 рублей;

- <данные изъяты> год налог в размере 149 рублей, за налоговый период 2018 год налог в размере 149 рублей, общая сумма налоговых обязательств составила 298 рублей;

- <данные изъяты> год налог в размере 3 916 рублей, общая сумма налоговых обязательств составила 3 916 рублей.

В установленный срок уплата налогов ответчиком не произведена.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации Рустамову Р.Т. начислены пени по транспортному налогу за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога по налоговому периоду за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16,20 рублей, по налоговому периоду за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 46,98 рублей.

Административному ответчику были направлены налоговые уведомления с указанием расчета задолженности, а также требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа с указанием задолженности. Однако в добровольном порядке в установленный срок задолженность административным ответчиком не погашена.

Административным истцом было направлено заявление на выдачу судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан судебный приказ а-168/2020, вынесенный ДД.ММ.ГГГГ, был отменен в связи с поступившими возражениями ФИО3

В Бугульминский городской суд Республики Татарстан с настоящим иском административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, с соблюдением установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока.

Сведения об уплате административным ответчиком сумм налога и пени в счет погашения задолженности, заявленной административным истцом в расчете исковых требований, на день рассмотрения административного искового заявления в материалы дела не представлены. Как следует из представленных в суд письменных пояснений административного истца, взысканная с должника и перечисленная в пользу взыскателя по исполнительному производству -ИП, возбужденному на основании судебного приказа мирового судьи а-168/2020 от ДД.ММ.ГГГГ до его отмены мировым судьей, сумма в размере 180 рублей, зачтена налоговым органом в счет погашения имеющейся у административного ответчика налоговой задолженности со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: сумма в размере 90 рублей зачтена ДД.ММ.ГГГГ за 2015 год; 50 рублей – ДД.ММ.ГГГГ за 2015 год; 40 рублей – ДД.ММ.ГГГГ за 2015 год.

С учетом изложенных обстоятельств суд полагает, что исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО3 подлежат удовлетворению.

Приведенные в возражениях относительно исполнения судебного приказа мирового судьи за а-168/2020 доводы ФИО3 об отсутствии у него обязанности по уплате исчисленного налоговым органом транспортного налога за транспортное средство ГА333021 с государственным регистрационным знаком Н503ОУ116, ввиду того, что указанное транспортное средство находилось в пользовании его брата, а в последующем, как вещественное доказательство, было помещено на штрафстоянку, после чего в сентября 2022 года сдано им на утилизацию, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, исходя из того, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), и одновременно гарантируя каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (статья 35, часть 2), допускает ограничение указанного права не иначе как федеральным законом в конституционно значимых целях на основе требований необходимости и соразмерности (статья 55, часть 3). Одним из таких случаев правомерного ограничения права собственности является установление Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации транспортного налога, который обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 части 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 Налогового кодекса Российской Федерации), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

В материалах дела отсутствуют сведения об обстоятельствах, которые в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации освобождали бы налогоплательщика от уплаты транспортного налога (розыск, угон, кража транспортного средства).

Само по себе изъятие имущества у собственника в целях обеспечения сохранности вещественного доказательства не влечет прекращения права собственности на него, а означает лишь ограничение полномочий собственника по владению и пользованию принадлежащим ему имуществом.

Сведений о том, что автомобиль, принадлежащий ответчику, по состоянию на 2017-2018 годы был снят с регистрационного учета или зарегистрирован за иным лицом, материалы дела также не содержат.

Доказательств того, что ФИО3 обжаловал в судебном порядке действия правоохранительных органов по изъятию у него транспортного средства, собственником которого он оставался, а, соответственно, и лицом, обязанным к уплате транспортного налога, в материалы дела не представлены.

Таким образом, позиция административного ответчика о прекращении у него обязанности по уплате транспортного налога за транспортное средство ГА333021 с государственным регистрационным знаком Н503ОУ116 основана на неверном толковании норм права, поскольку в данном случае право собственности ответчика на автомобиль сохранялось в спорный налоговый период.

В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче административного искового заявления в силу закона.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Рустамову ФИО1 (ИНН <данные изъяты>) о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить,

Взыскать с Рустамова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход государства недоимку по транспортному налогу за 2017 года в сумме 1 149 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 год в сумме 16,20 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5 065 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 46,98 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Итого в общей сумме 6 277,18 рублей.

Взыскать с Рустамова ФИО1 государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Кутнаева Р.Р.

Решение вступило в законную силу «____»______________20___ года.

Судья: Кутнаева Р.Р.

Дата составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.