НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бугульминского городского суда (Республика Татарстан) от 08.09.2020 № 2А-948/20

16RS0037-01-2020-002827-88 Дело № 2а-948/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Кутнаевой Р.Р.,

при ведении протокола помощником судьи Печерской Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан к Фатхутдинову Рустему Ильдусовичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, встречному административному иску Фатхутдинова Рустема Ильдусовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан об отмене задолженности по обязательным платежам и санкциям,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Фатхутдинову Р.И. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям.

В обоснование исковых требований указано, что в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) Фатхутдинову Р.И. были произведены начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страховое в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, за 2017 год в сумме 23 400 рублей (погашено), за 2018 год в сумме 27 071, 15 рублей (частично погашено, остаток задолженности в сумме 21 117, 15 рублей), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, за 2017 год в сумме 4 590 рублей (погашено), за 2018 год в сумме 5 840 рублей (частично погашено, остаток задолженности в сумме 3 546 рублей).

В соответствии со статьей 75 НК РФ за несвоевременную плату (неуплату) страховых взносов Фатхутдинову Р.И. были начислены пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2017 год, в сумме 3 752, 57 рублей (частично погашено, остаток задолженности в сумме 3 698, 95 рублей); за 2018 год в сумме 1874, 23 рублей (частично погашено, остаток задолженности в сумме 1 848, 40 рублей), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, за 2017 год в сумме 736, 10 рублей (частично погашено, остаток задолженности в сумме 725, 58 рублей), за 2018 год в сумме 409,39 рублей (частично погашено, остаток задолженности в сумме 404, 61 рублей).

В связи с неуплатой страховых взносов, налогов и пени Фатхутдинову Р.И. было направлено требование по почте, однако в установленный срок добровольно задолженность Фатхутдиновым Р.И. не была исполнена.

Межрайонной ИФНС России № 17 по Республике Татарстан было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Фатхутдинова Р.И. задолженности по страховым взносам и пени.

14 февраля 2020 года определением мирового судьи судебного участка № 3 по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан судебный приказ по делу от ДД.ММ.ГГГГ года отменен.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан просила взыскать с административного ответчика Фатхутдинова Р.И. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2018 год в сумме 21 117, 15 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2017 год в сумме 3 698, 95 рублей, за 2018 год в сумме 1 848, 40 рублей; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2018 год в сумме 3 546 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2017 год в сумме 725, 58 рублей, за 2018 год в сумме 404, 61 рублей, итого в общей сумме 31 340, 69 рублей.

Не согласившись с требованиями административного иска, Фатхутдинов Р.И. предъявил к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан встречный иск об отмене задолженности по обязательным платежам и санкциям.

Свои требования мотивировал тем, что он является арбитражным управляющим, состоит в Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Меркурий», включен в Реестр за регистрационным <данные изъяты>.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации им были выплачены взносы: за 2017 год в ПФ РФ в сумме 23 400 рублей и в ФФОМС - 4 590 рублей; за 2018 год в ПФ РФ - 27 395 рублей, в ФФОМС - 5 840 рублей.

Указанные суммы на его лицевом счете в Пенсионном фонде не были отражены, в связи с этим в ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в территориальные органы пенсионного фонда по месту учета с требованием отразить указанные начисления в его лицевом счете, либо, в случае отказа, вернуть уплаченные суммы.

В письме <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года ему предоставлен ответ, из которого следует, что в начислении платежей ему отказано, поскольку он не состоит на учете в налоговом органе в качестве арбитражного управляющего. По вопросу возврата уплаченных сумм рекомендовано обратиться с заявлением в налоговый орган по месту регистрации.

19 сентября 2019 года на основании его заявления все уплаченные суммы за 2017-2018 годы налоговым органом ему были возвращены.

Однако 15 ноября 2019 года им получено требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан об уплате указанных страховых взносов за 2017-2018 годы в размере 60 901, 15 рублей и пени в размере 6 772, 29 рублей (конечный срок добровольной уплаты 26 ноября 2019 года).

19 ноября 2019 года им подана жалоба в Управление ФНС России по Республике Татарстан на действия налогового органа, однако письмом от 13 декабря 2019 года она была оставлена без удовлетворения.

Кроме того им были уплачены взносы в ПФ РФ за 2019 год в сумме 29 354 рублей и в ФФОМС - 6 884 рублей.

Указанные суммы были неправомерно зачтены налоговым органом в счет погашения задолженности за 2017-2018 годы, начисленной в октябре 2019 года.

Согласно письму Управления ФНС России по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ года сведения о нем, как арбитражном управляющем, были получены 4 октября 2019 года и отражены в базе данных налогового органа 6 октября 2019 года.

С 1 января 2017 года (с введением статьи 430 НК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ) момент начала деятельности, если плательщики страховых взносов (не производящие выплат и вознаграждений физическим лицам) начинают осуществлять ее после начала очередного расчетного периода, для арбитражного управляющего, определяется как календарный месяц, в котором он поставлены на учет в налоговом органе.

Таким образом, как в старом Федеральном законе № 212-ФЗ, так и в действующем Налоговом кодексе Российской Федерации установлено правило, по которому если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, то размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется ими пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности.

За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца, то есть с принятием статьи 430 НК РФ изменился порядок определения данного момента, он более не связан с датой получения соответствующих полномочий, а привязан к дате постановки на учет в налоговом органе.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Фатхутдинов Р.И. просил признать действия налогового органа неправомерными; отменить требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан от 16 октября 2019 года на сумму 67 673, 64 рублей; отказать в удовлетворении административного искового заявления о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям за 2017-2018 годы в общей сумме 31 340, 69 рублей; считать временем постановки на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан с целью начисления страховых взносов дату внесения сведений о нем как арбитражном управляющем - ДД.ММ.ГГГГ года; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан произвести перерасчет начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемый в ФФОМС с момента его постановки на налоговый учет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании представитель административного истца Никитина О.П. поддержала административные исковые требования, встречный административный иск не признала.

Административный ответчик Фатхутдинов Р.И. возражал против удовлетворения административного иска, поддержал встречный административный иск.

Представители заинтересованных лиц Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Бугульминском районе и г.Бугульма Республики Татарстан, Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные НК РФ страховые взносы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Кодекса плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено статьей 430 Кодекса: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 430 НК РФ в целях реализации пункта 3 статьи 430 Кодекса календарным месяцем начала деятельности для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, признается календарный месяц, в котором указанные лица поставлены на учет в налоговом органе.

Пунктом 1 статьи 432 Кодекса установлено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 432 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными и подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 432 НК РФ, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

На основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

В силу пункта 9 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в peecтр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития России от 8 июля 2010 года № 284 «О порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на бумажном и электронном носителях путем внесения в Реестр реестровых записей, содержащих сведения о некоммерческой организации по Перечню сведений, включаемых в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Абзацем 1 пункта 4.1 статьи 85 НК РФ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Из материалов дела следует, что Фатхутдиновым Р.И. произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: ДД.ММ.ГГГГ года - 23 400 рублей; ДД.ММ.ГГГГ года - 15 225 рублей; ДД.ММ.ГГГГ года - 11 320 рублей, ДД.ММ.ГГГГ года - 850 рублей, на общую сумму - 50 795 рублей, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере: ДД.ММ.ГГГГ года - 4 590 рублей, ДД.ММ.ГГГГ года - 5 840 рублей, на общую сумму - 10 430 рублей.

По данным налогового органа, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (КБК ) числилась переплата в размере 50 795 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (КБК ) числилась переплата в размере 10 430 рублей.

17 сентября 2019 года в соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ налоговым органом на основании письменного заявления Фатхутдинова Р.И. о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 50 795 рублей, на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 10 430 рублей, принято решение о возврате сумм переплаты, подлежащей возмещению на банковские реквизиты, указанные в заявлении налогоплательщика.

Согласно представленным ПАО Сбербанк сведениям 19 сентября 2019 года сумма переплаты по страховым взносам поступила на счет налогоплательщика.

На основании поступивших ДД.ММ.ГГГГ года по системе межведомственного электронного взаимодействия сведений о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих в отношении Фатхутдинова Р.И. начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере отражены в карточке «Расчетов с бюджетом» налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ года: за 2017 год – 23 400 рублей, ДД.ММ.ГГГГ года: за 2018 год – 26 545 рублей.

Расчет страховых взносов исходя из дохода 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей за 2018 год составил 526,15 рублей.

Начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере отражены в карточке расчета с бюджетом налогоплательщика 6 октября 2019 года: за 2017 год – 4 590 рублей, 8 октября 2019 года: за 2018 год – 5 840 рублей.

В связи с образовавшейся задолженностью по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года и страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, налоговым органом в адрес налогоплательщика по почте заказным письмом направлено требование на уплату налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 16 октября 2019 года на сумму 67 673,44 рублей со сроком исполнения 26 ноября 2019 года.

Указанное требование получено налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ года.

Не согласившись с требованием инспекции, Фатхутдинов Р.И. обжаловал действия налогового органа в управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое решением от 13 декабря 2019 года оставило жалобу налогоплательщика без удовлетворения.

Кроме того, правомерность действий должностных лиц налоговых органов по Республике Татарстан подтверждена решением Федеральной налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ оставившим без удовлетворения жалобу Фатхутдинова Р.И.

ДД.ММ.ГГГГ года Фатхутдинов Р.И. произвел оплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ сумме 29 354 рублей, а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в бюджет ФФОМС в сумме 6 884 рублей.

Указанные платежи были учтены в счет погашения имеющейся у Фатхутдинова Р.И. задолженности за 2017 - 2018 годы.

Таким образом, недоимка за 2017 год по страховым взносам была погашена в полном объеме, недоимка за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составляет – 21 117, 15 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере составляет 3 546 рублей.

На указанные суммы недоимки в соответствии со статьей 75 НК РФ Фатхутдинову Р.И. были начислены пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2017 год, в сумме 3 752, 57 рублей (частично погашено, остаток задолженности в сумме 3 698, 95 рублей); за 2018 год в сумме 1874, 23 рублей (частично погашено, остаток задолженности в сумме 1 848, 40 рублей), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, за 2017 год в сумме 736, 10 рублей (частично погашено, остаток задолженности в сумме 725, 58 рублей), за 2018 год в сумме 409,39 рублей (частично погашено, остаток задолженности в сумме 404, 61 рублей).

Вопреки доводам Фатхутдинова Р.И., оснований для признания неправомерными действий налогового органа и отмене оспариваемого им требования от ДД.ММ.ГГГГ года суд не усматривает.

Согласно поступившим в налоговый орган сведениям Фатхутдинов Р.И. является членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих с ДД.ММ.ГГГГ года.

Действующее налоговое законодательство ставит обязанность по уплате страховых взносов арбитражными управляющими в зависимость не от факта ведения деятельности или получения дохода, а от членства в соответствующей саморегулируемой организации.

Установив, что датой приобретения Фатхутдиновым Р.И. статуса арбитражного управляющего является ДД.ММ.ГГГГ года, налоговый орган на основании статей 419, 430, 432 НК РФ, статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» правомерно произвел расчет страховых взносов и пени, поскольку по состоянию на дату наступления срока уплаты страховых взносов за 2017- 2018 годы у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан отсутствовали сведения об уплате Фатхутдиновым Р.И. страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за указанный период, соответственно налоговым органом согласно положениям статей 69, 70 НК РФ правомерно сформировано и направлено Фатхутдинову Р.И. требование от ДД.ММ.ГГГГ года об уплате недоимки и пени.

Приведенные Фатхутдиновым Р.И. во встречном исковом заявлении доводы о незаконности начисления страховых взносов со дня внесения сведений в реестр о присвоении ему статуса арбитражного управляющего основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем признаются судом несостоятельными.

Арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования, как лица, занимающиеся частной практикой, приравниваются к индивидуальным предпринимателям, соответственно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей.

Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 210-О).

Обязанность уплачивать страховые взносы может быть прекращена только с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Согласно пункту 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Сведений о прекращении Фатхутдиновым Р.И. деятельности арбитражного управляющего и обращении в налоговый орган по месту учета с соответствующим заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающими документами материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с Фатхутдинова Р.И. подлежат взысканию в доход государства недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2018 год в сумме 21 117, 15 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2017 год в сумме 3 698, 95 рублей, за 2018 год в сумме 1 848, 40 рублей; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2018 год в сумме 3 546 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2017 год в сумме 725, 58 рублей, за 2018 год в сумме 404, 61 рублей, итого в общей сумме 31 340, 69 рублей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования встречного административного иска Фатхутдинова Р.И подлежат в полном объеме оставлению без удовлетворения.

Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из размера удовлетворенных требований, и с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 140, 23 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан к Фатхутдинову Рустему Ильдусовичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям удовлетворить.

Взыскать в доход государства с Фатхутдинова Рустема Ильдусовича недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2018 год в сумме 21 117, 15 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2017 год в сумме 3 698, 95 рублей, за 2018 год в сумме 1 848, 40 рублей; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2018 год в сумме 3 546 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет в ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года за 2017 год в сумме 725, 58 рублей, за 2018 год в сумме 404, 61 рублей, итого в общей сумме 31 340, 69 рублей.

Взыскать с Фатхутдинова Рустема Ильдусовича государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 1 140, 23 рублей.

В удовлетворении встречного административного иска Фатхутдинова Рустема Ильдусовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан об отмене задолженности по обязательным платежам и санкциям отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья: Кутнаева Р.Р.

Решение вступило в законную силу «____»______________2020 года.

Судья Кутнаева Р.Р.

Дата изготовления мотивированного решения – 15 сентября 2020 года.