НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Буденновского городского суда (Ставропольский край) от 26.06.2017 № 2-768/17

дело№2-768/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2017 года город Буденновск

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Никитиной М.В.,

при секретаре Савиной К.В.,

с участием:

заявителя - помощника Буденновского межрайонного прокурора Цыбулиной

Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Буденновского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель, заместитель Буденновского межрайонного прокурора Шейкин В.В. обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой в порядке ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения бюджетного и налогового законодательства. В ходе проверки в служебном кабинете № 17 межрайонной прокуратуры, расположенной по адресу: г. Буденновск, ул. Октябрьская, д. 21, 16.05.2017 установлен Интернет-сайт с URL адресом: «http://stavropol.primercredit.ru/credit.html», на котором размещена информация о способах незаконной покупки справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации, что подтверждается актом осмотра данного сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно Приложению к форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485, сведения о доходах физических лиц представляются по форме 2-НДФЛ. Форма справки заполняется на основании данных учета доходов, выплаченных физическим лицам налоговым агентом, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. В соответствии с ч. 1 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Частью 2 указанной статьи установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки с полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким образом, справка о доходах по форме 2-НДФЛ составляется по каждому физическому лицу, получившему доходы от налогового агента. Наличие справки о доходах физического лица формы 2-НДФЛ дает определенные права и возлагает обязанности. Например, для получения потребительского кредита необходимо предоставить в банк ряд документов, подтверждающих доход и занятость, в том числе и справку о доходах физического лица формы 2-НДФЛ. При этом ст. 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков. Статьей 324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР. Кроме того, информация, указанная на указанной выше интернет - странице, побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - «подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт»). Таким образом, проверка показала, что информация, содержащаяся на интернет- сайте с URL адресом: «http://stavropol.primercredit.ru/credit.html», находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о незаконных способах покупки справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации. Кроме того, владелец указанной выше интернет-страницы получает от этого определенный доход. Согласно ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее по тексту - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В связи с чем, во исполнение действующего федерального законодательства доступ к вышеуказанным сайтам следует ограничить. Согласно требованиям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Согласно ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Заявитель просит признать информацию, распространенную на Интернет-сайте с URL адресом:«http://stavropol.primercredit.ru/credit.html» информационно- телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. После вступления решения суда в законную силу направить его копию Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационные технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу, для включения интернет-страницы «http://stavropol.primercredit.ru/credit.html» в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель заявителя – помощник прокурора Цыбулина Н.П. заявленные требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо, представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, представив заключение в порядке ст. 47 ГПК РФ, указав, что в ходе проверки Управлением установлено, что интернет-страница «http://stavropol.primercredit.ru/credit.html» в Едином реестре отсутствует, доступ к вышеуказанному сетевому адресу установлен, поэтому суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, полагает возможным удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе, об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Перечень фактов, имеющих юридическое значение, указан в ч. 2 ст. 264 ГПК РФ.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает другие имеющие юридическое значение факты.

Положениями п. 2 указанной статьи установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

Заявление о признании информационных материалов запрещенными к распространению на территории РФ подано с целью установления их правового состояния, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение таких материалов, но и для предотвращения их использования в будущем иными лицами, в связи с чем, оно подлежит рассмотрению в порядке особого производства.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно Приложению к форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485, сведения о доходах физических лиц представляются по форме 2-НДФЛ. Форма справки заполняется на основании данных учета доходов, выплаченных физическим лицам налоговым агентом, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. В соответствии с ч. 1 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Частью 2 указанной статьи установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки с полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким образом, справка о доходах по форме 2-НДФЛ составляется по каждому физическому лицу, получившему доходы от налогового агента. Наличие справки о доходах физического лица формы 2-НДФЛ дает определенные права и возлагает обязанности. Например, для получения потребительского кредита необходимо предоставить в банк ряд документов, подтверждающих доход и занятость, в том числе и справку о доходах физического лица формы 2-НДФЛ.

При этом ст. 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Статьей 324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.

Кроме того, информация, указанная на указанной выше интернет - странице, побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - «подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт»).

Из представленных скриншотов усматривается, что не сайте «http://stavropol.primercredit.ru/credit.html» информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о незаконных способах покупки справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации. Указанная информация находится в свободном доступе для пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 9,10,15 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.

Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет») является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.

Изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа являются уголовно наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена уголовная ответственность ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Размещенная на указанном сайте информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по продаже справки 2 НДФЛ при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации и является рекламой.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 части 5 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность обращения в суд с требованием о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Вынесение соответствующего судебного акта в силу вышеуказанного положения закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.

Информация, размещенная на указанном сайте, подрывает авторитет Российской Федерации, а также основы нравственности граждан России, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению.

При таких обстоятельствах, требования заместителя Буденновского межрайонного прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,262 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление заместителя Буденновского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, распространенную на сайте «http://stavropol.primercredit.ru/credit.html» информационно-телекоммуникационной сети Интернет запрещенной на территории Российской Федерации.

При вступлении решения в законную силу, его копию направить в Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу для включения интернет-страницы «http://stavropol.primercredit.ru/credit.html» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, начиная с 1 июля 2017 года.

Судья Никитина М.В.