НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Буденновского городского суда (Ставропольский край) от 15.04.2019 № 2А-503/19

дело № 2а-503/19

26RS0008-01-2019-000699-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2019 года г. Буденновск

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Каблахова Р.Д., при секретаре Беляшкиной С.А., с участием представителя административного истца администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> Самойленко Т.В., действующей на основании доверенности от 15.03.2019, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Ставропольскому краю Кодола В.Г., действующего на основании доверенности от 09.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Межмуниципальному отделу по <адрес> и <адрес> управления Федеральной службы кадастра и картографии по Ставропольскому края о признании незаконными действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указано, что в соответствии со ст. ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Перечень вопросов местного значения, относящихся к решению муниципальными образованиями, устанавливается Федеральным законом от 06.10.2013 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3), согласно ст. 18 которого финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно ст. ст. 14, 35 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, установление, изменение и отмена налогов и сборов находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. На основании ст. 15 Налогового кодекса к местным налогам и сборам относятся земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор.

Законом № 131-ФЗ определено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 52), формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 55).

В бюджеты сельских поселений подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами сельских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе, земельного налога - по нормативу 100 процентов (ст. 61.5 Бюджетный кодекс Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1 Устава муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> (далее - Устав) муниципальное образование <адрес> сельсовета <адрес> является сельским поселением (далее - поселение) в соответствии с Законом Ставропольского края от 4 октября 2004 года № 88-кз «О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского сельского поселения, городского округа, муниципального района».

В исключительной компетенции представительного органа поселения - Совета депутатов муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> (далее - представительный орган поселения) согласно ст. 25 Устава находится, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. К полномочиям администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> (далее - администрация) исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, относятся, в том числе, разработка проекта бюджета поселения и исполнение бюджета поселения, исполнение принятых представительным органом поселения решений и постановлений (ст. 34).

В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> от 12.11.2014 «О ставках земельного налога и представлении льгот по взиманию земельного налога на территории муниципального образования <адрес> сельсовета», и действующим в настоящее время решением от 29.11.2017 «О ставках земельного налога и предоставлении льгот по взиманию земельного налога на территории муниципального образования <адрес> сельсовета» установлены налоговые ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; в следующем размере 0,3 %.

В силу ранее указанной ст. 61.5 БК РФ налоговые доходы от земельного налога, установленного представительным органом поселения, подлежат зачислению по нормативу 100 процентов в бюджет муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>. Таким образом, доходность местного бюджета муниципального образования <адрес> сельсовета напрямую зависит от поступления налоговых доходов, в том числе, от земельного налога, что в свою очередь, влияет на степень исполнения финансовых обязательств, возникающих у поселения в связи е решением вопросов местного значения муниципального образования.

Согласно ст. ст. 388, 389 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость указанных земельных участков, определяемая в соответствии е земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390).

В соответствии со ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, согласно ст. 392 Налогового кодекса РФ, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Начисление земельного налога в соответствии с налоговой базой напрямую зависит от своевременного внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с 01 января 2017 года полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав переданы территориальным органам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по субъектам Российской Федерации, в <адрес> данные полномочия осуществляет межмуниципальный отдел-по <адрес> и <адрес> Управления Росреестра по Ставропольскому краю.

Администрацией при исполнении решений представительного органа поселения о земельном налоге, разработке проекта бюджета поселения и исполнении бюджета поселения установлено снижение налоговых доходов от земельного налога. Администрация связывает данное обстоятельство с незаконными действиями (бездействием) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Незаконные действия (бездействие) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> (далее орган кадастрового учета) выразилось в отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером и включении площади данного участка в исходный земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в границах землепользования бывшего ЗАО «<данные изъяты>» (Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от «11» марта года об отказе в снятии с учета объекта недвижимости).

Земельный участок находится в долевой собственности (541 доля) в соответствии с установленными требованиями Федерального закона № 218-ФЗ. <адрес> данного участка составляла 59 510 000 кв.м. В последующем из него были выделены земельные участки с кадастровыми номерами: площадью 10 615 000 кв.м.; площадью 1 540 000 кв.м.; площадью 1 045 000 кв.м.; площадью 770 000 кв.м.; площадью 1 430 000 кв.м.; площадью 660 000 кв.м.; площадью 330 000 кв.м.

В связи с регистрацией права общей долевой собственности на выделенные земельные участки площадь исходного земельного участка уменьшилась на площадь выделенных из него участков, и количество участников общей долевой собственности также уменьшилось на количество собственников, выделивших свои земельные доли в самостоятельные вышеуказанные земельные участки.

Таким образом, площадь земельного участка после произведенных выделов должна составить 43 125 007 кв. м, а количество участников долевой собственности должна составлять 309.

В 2011 году часть собственников земельных долей в земельном участке в количестве 196 человек произвели выдел своих долей в самостоятельный участок, который был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый площадью 21 564 400 кв.м. Право, собственности на земельный участок собственники долей не зарегистрировали. Статус образованного земельного участка был изменен с «Временный» на «Учтенный» в связи с регистрацией права аренды от 03.05.2012 и субаренды от 08.06.2012, в отношении исходного земельного участка были внесены изменения в части площади и местоположения границы, площадь земельного участка с кадастровым номером была вычтена из площади исходного земельного участка. Регистрация права аренды от 03.05.2012 и субаренды от 08.06.2012 подтверждена решением Буденновского городского суда от 11 июня 2013 года по гражданскому делу (судья П.Ю.М.).

В соответствии с и. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент выдела земельного участка) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Органом кадастрового учета в нарушение указанной нормы закона, в отсутствии государственной регистрации права собственности на земельный участок , статус земельного участка с кадастровым номером был изменен с «Временный» на «Учтенный».

Согласно п.53 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (в редакции на момент выдела земельного участка) в отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений ГКН изменяется на "учтенный" с момента государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо е момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, незаконные действия органа кадастрового учета по изменению статуса земельного участка на «учтенный» привели к тому, что площадь исходного земельного участка уменьшилась на площадь выделенного участка кв.м, тогда как общее количество участников долевой собственности осталось прежнее - 541 чел.

Право собственности на земельный участок собственники долей не зарегистрировали и до настоящего времени.

Таким образом, в настоящее время земельный налог начисляется 541 собственникам земельных долей в земельном участке исходя из площади участка 21 560 607 кв.м (вместо 43 125 007 кв.м) в расчете, что размер доли составляет не 11 га, а 5,5 га, тогда как земельный налог за земельный участок никем не оплачивается, т.к. отсутствует правообладатель данного земельного участка.

При исчислении земельного налога происходит следующее: в 2017 году за 2016 год берется кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в сумме 135 676 804,00 рублей (Приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1381, таблица 1) умножается на ставку земельного налога (0,3%), умножается на количество долей (1), принадлежащих дольщику и делится на количество всех дольщиков земельного участка, т.е. 541 доля как до выдела всех вышеуказанных земельных участков, при этом сумма налога составляет 752,37 рублей. В 2018 году за 2017 год при кадастровой стоимости 131 646 910,28 рублей ((площадь земельного участка 21560607 кв.м.) сумма налога будет составлять 730,02 рублей. При этом налог на земельный участок с кадастровым номером вообще не начисляется.

Если земельный участок с кадастровым номером будет снят с кадастрового учета и его площадь войдет в исходный земельный участок с кадастровым номером , площадь исходного земельного участка составит 43 125 007 кв.м., кадастровая стоимость - 263 316 980,24 рублей, а сумма налога - 1460,17 рублей (за одну долю).

При внесении изменений в размер площади исходного земельного участка и изменений размера доли в исходном земельном участке сумма налога должна составить 2015 рублей: кадастровую стоимость земельного участка 263 316 980,24 рублей (площадь 43 125 07 кв.м.) умножить на 0,3% (ставка налога), умножить на долю (110000/43125007).

Таким образом, администрация не дополучит в местный бюджет денежных средств в сумме примерно составляющей 622 635 рублей (разница суммы предполагаемого налога и налога, исчисляемого по существующим данным).

Недоначисление земельного налога негативно отражается на деятельности администрации в виде недополучения доходов в бюджет поселения и не позволяет администрации в полной мере исполнять финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, что в свою очередь, нарушает права и законные интересы администрации, как органа публичной власти, подрывает ее авторитет и влечет применение мер ответственности за неисполнение установленных ей полномочий, а также нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории поселения, на решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

На основании изложенного, просит суд признать незаконными действия (бездействие) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, выразившиеся в отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка и включении площади данного участка в исходный земельный участок ; обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю аннулировать запись об изменении статуса земельного участка с «временного» на «учтенный»; обязать Управление Росреестра по СК внести в значение характеристики «площадь земельного участка» с кадастровым номером сведения о площади данного участка в размере до вычета из него площади выделенного земельного участка с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель административного истца администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> Самойленко Т.В. заявленные требования подержала и просила их удовлетворить по основаниям указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ставропольскому краю Кодола В.Г. административные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, пояснив, что 04.12.2018 администрация муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером . 10.12.2018 государственный кадастровый учет был приостановлен в соответствии с п.33 части 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» согласно которому, земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом. Земельный участок с кадастровым номером в сведениях Единого государственного реестра недвижимости имеет статус «Учтенный», не является преобразуемым и поэтому не может быть снят с кадастрового учета. 11.03.2019, в связи с не устранением заявителем причин приостановления кадастрового учета, было принято решение об отказе в снятии с учета объекта недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером не подпадает ни под одну норму Закона о снятии его с кадастрового учета. Также, земельный участок с кадастровым номером был образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером и передан в аренду участками коллективно-долевой собственности. Администрация муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> не вправе распоряжаться земельным участком с кадастровым номером . Считает доводы административного истца не основаны на фактических обстоятельствах дела, нормах действующего законодательства и не подлежат удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В связи с чем, суд с согласия представителя административного истца и представителя административного ответчика, а также на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положение части 1 статьи 46 Конституции РФ не предусматривает выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых, применительно к отдельным категориям дел, определяются федеральными законами.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из представленных материалов дела судом установлено, что земельный участок земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, площадью 21 560 607 кв.м. находится в долевой собственности, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.03.2018.

Первоначально площадь данного участка составляла 59 510 000 кв.м. В последующем из него были выделены земельные участки с кадастровыми номерами: площадью 10 615 000 кв.м.; площадью 1 540 000 кв.м.; площадью 1 045 000 кв.м.; площадью 770 000 кв.м.; площадью 1 430 000 кв.м.; площадью 660 000 кв.м.; площадью 330 000 кв.м.

В связи с регистрацией права общей долевой собственности на выделенные земельные участки площадь исходного земельного участка уменьшилась на площадь выделенных из него участков, и количество участников общей долевой собственности также уменьшилось на количество собственников, выделивших свои земельные доли в самостоятельные вышеуказанные земельные участки.

Таким образом, как считает административный истец, площадь земельного участка после произведенных выделов должна составить 43 125 007 кв.м., а количество участников долевой собственности должна составлять 309.

В 2011 году часть собственников земельных долей в земельном участке в количестве 196 человек произвели выдел своих долей в самостоятельный участок, который был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый площадью 21 564 400 кв.м. Право, собственности на земельный участок собственники долей не зарегистрировали. Статус образованного земельного участка был изменен с «Временный» на «Учтенный» в связи с регистрацией права аренды от 03.05.2012 и субаренды от 08.06.2012, в отношении исходного земельного участка были внесены изменения в части площади и местоположения границы, площадь земельного участка с кадастровым номером была вычтена из площади исходного земельного участка. Регистрация права аренды от 03.05.2012 и субаренды от 08.06.2012 подтверждена решением Буденновского городского суда от 11 июня 2013 года по гражданскому делу (судья П.Ю.М.).

Право собственности на земельный участок , по адресу (местоположение): <адрес>, в границах землепользования бывшего ЗАО «<данные изъяты>» собственники долей не зарегистрировали, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 02.03.2018.

В соответствии со ст. ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Перечень вопросов местного значения, относящихся к решению муниципальными образованиями, устанавливается Федеральным законом от 06.10.2013 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно ст. 18 которого финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно ст. ст. 14, 35 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, установление, изменение и отмена налогов и сборов находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. На основании ст. 15 Налогового кодекса к местным налогам и сборам относятся земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор.

Законом № 131-ФЗ определено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 52), формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 55).

В бюджеты сельских поселений подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами сельских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе, земельного налога - по нормативу 100 процентов (ст. 61.5 Бюджетный кодекс Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1 Устава муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> (далее - Устав) муниципальное образование <адрес> сельсовета <адрес> является сельским поселением в соответствии с Законом Ставропольского края от 4 октября 2004 года № 88-кз «О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского сельского поселения, городского округа, муниципального района».

В исключительной компетенции представительного органа поселения - Совета депутатов муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> согласно ст. 25 Устава находится, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. К полномочиям администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> (далее - администрация) исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, относятся, в том числе, разработка проекта бюджета поселения и исполнение бюджета поселения, исполнение принятых представительным органом поселения решений и постановлений (ст. 34).

В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> от 12.11.2014 «О ставках земельного налога и представлении льгот по взиманию земельного налога на территории муниципального образования <адрес> сельсовета», и действующим в настоящее время решением от 29.11.2017 «О ставках земельного налога и предоставлении льгот по взиманию земельного налога на территории муниципального образования <адрес> сельсовета» установлены налоговые ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; в следующем размере 0,3 %.

В силу ст. 61.5 БК РФ налоговые доходы от земельного налога, установленного представительным органом поселения, подлежат зачислению по нормативу 100 процентов в бюджет муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>. Таким образом, доходность местного бюджета муниципального образования <адрес> сельсовета напрямую зависит от поступления налоговых доходов, в том числе, от земельного налога, что в свою очередь, влияет на степень исполнения финансовых обязательств, возникающих у поселения в связи е решением вопросов местного значения муниципального образования.

Согласно ст. ст. 388, 389 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость указанных земельных участков, определяемая в соответствии е земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390).

В соответствии со ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, согласно ст. 392 Налогового кодекса РФ, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Начисление земельного налога в соответствии с налоговой базой напрямую зависит от своевременного внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с 01 января 2017 года полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав переданы территориальным органам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по субъектам Российской Федерации, в <адрес> данные полномочия осуществляет межмуниципальный отдел-по <адрес> и <адрес> Управления Росреестра по <адрес>.

Административным истцом - администрацией при исполнении решений представительного органа поселения о земельном налоге, разработке проекта бюджета поселения и исполнении бюджета поселения установлено снижение налоговых доходов от земельного налога. Данное обстоятельство администрация связывает с незаконными действиями (бездействием) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>.

Как следует из представленных материалов дела, в настоящее время земельный налог начисляется 541 собственникам земельных долей в земельном участке исходя из площади участка 21 560 607 кв.м. (вместо 43 125 007 кв.м) в расчете, что размер доли составляет не 11 га, а 5,5 га, тогда как земельный налог за земельный участок никем не оплачивается, т.к. отсутствует правообладатель данного земельного участка.

При исчислении земельного налога происходит следующее: в 2017 году за 2016 год берется кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в сумме 135 676 804,00 рублей (Приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1381, таблица 1) умножается на ставку земельного налога (0,3%), умножается на количество долей (1), принадлежащих дольщику и делится на количество всех дольщиков земельного участка, т.е. 541 доля как до выдела всех вышеуказанных земельных участков, при этом сумма налога составляет 752,37 рублей. В 2018 году за 2017 год при кадастровой стоимости 131 646 910,28 рублей ((площадь земельного участка 21560607 кв.м.) сумма налога будет составлять 730,02 рублей. При этом налог на земельный участок с кадастровым номером не начисляется.

В связи с этим, административный истец считает, что если земельный участок с кадастровым номером будет снят с кадастрового учета и его площадь войдет в исходный земельный участок с кадастровым номером , площадь исходного земельного участка составит 43 125 007 кв.м., кадастровая стоимость - 263 316 980,24 рублей, а сумма налога - 1460,17 рублей (за одну долю).

При внесении изменений в размер площади исходного земельного участка и изменений размера доли в исходном земельном участке сумма налога должна составить 2015 рублей: кадастровую стоимость земельного участка 263 316 980,24 рублей (площадь 43 125 07 кв.м.) умножить на 0,3% (ставка налога), умножить на долю (110000/43125007).

Таким образом, администрация не дополучит в местный бюджет денежных средств в сумме примерно составляющей 622 635 рублей (разница суммы предполагаемого налога и налога, исчисляемого по существующим данным). Недоначисление земельного налога негативно отражается на деятельности администрации в виде недополучения доходов в бюджет поселения и не позволяет администрации в полной мере исполнять финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, что в свою очередь, нарушает права и законные интересы администрации, как органа публичной власти, подрывает ее авторитет и влечет применение мер ответственности за неисполнение установленных ей полномочий, а также нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории поселения, на решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Также судом установлено, что 04.12.2018 года административный истец - администрация муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером

10.12.2018 государственный кадастровый учет был приостановлен в соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» согласно которому, земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Земельный участок с кадастровым номером в сведениях Единого государственного реестра недвижимости имеет статус «Учтенный», не является преобразуемым и поэтому не может быть снят с кадастрового учета.

Согласно решения Управления Росреестра по <адрес> от 11.03.2019 администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> отказано в снятии с учета объекта недвижимости, в связи с тем, что земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с п. 33 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», а именно: земельный участок с кадастровым номером не может быть снят с кадастрового учета, так как имеет статус «Учтенный».

Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

Пунктом 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2017, предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.

Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2015 году, имеет статус «Учтенный».

Однако, земельный участок с кадастровым номером не подпадает ни под одну норму Закона о снятии его с кадастрового учета.

Кроме того, как следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 02.03.2018, земельный участок с кадастровым номером был образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером и передан в аренду участками коллективно-долевой собственности.

В соответствии со ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

С учетом изложенного, администрация муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> не вправе распоряжаться земельным участком с кадастровым номером .

Поскольку у регистратора отсутствуют законные основания для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, суд полагает, что в удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, Межмуниципальному отделу по <адрес> и <адрес> управления Федеральной службы кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действия (бездействие) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, выразившиеся в отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка и включении площади данного участка в исходный земельный участок ; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> аннулировать запись об изменении статуса земельного участка с «временного» на «учтенный»; об обязании Управления Росреестра по СК внести в значение характеристики «площадь земельного участка» с кадастровым номером сведения о площади данного участка в размере до вычета из него площади выделенного земельного участка с кадастровым номером следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требованиях администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, Межмуниципальному отделу по <адрес> и <адрес> управления Федеральной службы кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действия (бездействие) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, выразившиеся в отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка и включении площади данного участка в исходный земельный участок ; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> аннулировать запись об изменении статуса земельного участка с «временного» на «учтенный»; об обязании Управления Росреестра по СК внести в значение характеристики «площадь земельного участка» с кадастровым номером сведения о площади данного участка в размере до вычета из него площади выделенного земельного участка с кадастровым номером – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 19 апреля 2019 года.

Решение составлено в совещательной комнате.

Судья Р.Д. Каблахов