К делу № 2а-50/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
станица Брюховецкая Краснодарского края 10 апреля 2019 года
Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Дорошенко Е.В.
с участием административного истца ФИО1
Представителя административного ответчика - Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Краснодарскому краю ФИО2,
Представителя заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда РФ в Брюховецком районе ФИО3
секретаря Руденко Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю о признании задолженности по страховым взносам безнадежной к взысканию и подлежащей списанию,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к МИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю о признании задолженности по страховым взносам безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, указывая, что в отношении истца органами ПФР РФ передано начисление в виде отрицательного сальдо (задолженность) за период до 01.01.2017 г. на общую сумму 470 282,62 руб. Ответчиком на основании ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации …» и Приказа ФНС России от 14.05.2018 г. № ММВ-7-8/256@ «Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года», проведено списание задолженности по страховым взносам в ОМС и ПФ на общую сумму 335 837,72 руб.
В результате по состоянию на 06.02.2019 г. согласно письму МРИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю от 06.02.2019 г. за № 07-27/001023 за истцом числится непогашенная в полном объеме задолженность в сумме 183 833,51 руб., в том числе:
КБК 18210910020060000160, ОКТМО 03610407, страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2010 г., с видом платежа «пеня» - в сумме 2 513,33 руб.;
КБК 18210910010060000160, ОКТМО 03610407, страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2010 г., с видом платежа «пени», - в сумме 5 356,84 руб.;
КБК 18210202150060000160, ОКТМО 03610407, страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (2013-2016 гг.), с видом платежа «налог» - в сумме 7 495,20 руб.;
КБК 18210202150060000160, ОКТМО 03610407, страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (2013-2016 гг.), с видом
платежа -налог» - в сучче 4 034.45 руб.;
КБК 18210202140060100160. ОКТМО 03610407, страховые взносы на ОПС в фиксированном рпмере, запнсляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, нстежшне до 01 января 2017 г. (2013-2016 гг.), с видом платежа «налог» - в сумме 46 141,39 руб.;
КБК 18210202140060100160, ОКТМО 03610407, страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г. (2013-2016 гг.), с видом платежа «пеня» - в сумме 20 841,72 руб.;
КБК 18210202110060000160, ОКТМО 03610407, страховые взносы на ОПС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 г., с видом платежа «налог» - в сумме 9 555,12 руб.;
КБК 18210202110060000160, ОКТМО 03610407, страховые взносы на ОПС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 г., с видом платежа «пени» - в сумме 7008,12 руб.;
КБК 18210202100060000160, ОКТМО 03610407, страховые взносы на ОПС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 г., с видом платежа «налог» - в сумме 28 732,80 руб.;
КБК 18210202100060000160, ОКТМО 03610407, страховые взносы на ОПС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 г., с видом платежа «налог» - в сумме 20 754,11 руб.;
КБК 18210202103080011160, ОКТМО 03610407, страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды до 01.01.2017 г. (2013-2016 гг.), с видом платежа «налог» - в сумме 21 104,38 руб.;
КБК 18210202103080011160, ОКТМО 03610407, страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды до 01.01.2017 г. (2013-2016 гг.), с видом платежа «пени» - 10 296,05 руб.
До 2010 года правовое регулирование уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регламентировалось Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), в соответствии с которым индивидуальные предприниматели уплачивали страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа устанавливался исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, и подлежал уплате не позднее 31 декабря текущего календарного года.
За периоды с 01.01.2010 г. по 31.12.2016 г. правовое регулирование исчисления и уплаты страховых взносов регламентировалось Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации …. » (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ) с 01.01.2017 года органом контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, соответствующих пеней и штрафов являются налоговые органы Российской Федерации.
Вышеуказанная задолженность начислена Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Брюховецком районе за период осуществления истцом предпринимательской деятельности под ОГРНИП <***> с 24.10.2005 г. по 30.12.2016 г., исходя из следующих условий. На основании ч. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивали страхсаые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, определяемые в следующем порядке:
в 2010-2012 гг. - в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года; в 2013 - 2016 гг. - в фиксированном размере.
Страховые взносы на ОПС и ОМС в фиксированном размере уплачивались до 31 декабря текущего календарного года (ч. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).
Соответственно, в случае неуплаты вышеуказанных страховых взносов появляется недоимка, начиная с 1 января года, следующего после текущего календарного года.
В таком случае задолженность подлежит принудительному взысканию, которое происходит только в досудебном порядке (п. 1 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).
Обязанность по уплате страховых взносов на ОПС на накопительную часть трудовой пенсии прекращена в 2014 году ст. 6.1 ФЗ №351 от 04.12.2013г.) Таким образом все начисления по страховым взносам на ОПС на накопительную часть трудовой пенсии осуществлялись до 2014 г.
Данные суммы задолженности приняты налоговым органом, в связи с чем у органов Пенсионного фонда отсутствуют основания для взыскания и (или) признания указанной задолженности безнадежной к взысканию и списанию.
Так как за период до 01.01.2017 г. в силу п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации, то, как следует из положений ст. 19 и 20 названного Федерального закона, именно пенсионные органы были наделены правом принимать в отношении индивидуальных предпринимателей властные решения и обращать их к принудительному исполнению во внесудебном порядке.
Порядок принудительного взыскания задолженности пенсионными органами определен в ныне недействующем Законе № 212-ФЗ в статьях 19, 20, 21, 22, и представляет из себя ряд последовательных действий, строго ограниченных во времени их осуществления. Все сроки принудительного взыскания исчисляются от даты возникновения задолженности.
В соответствии со ст. 22 Закона № 212-ФЗ Управлением ПФР на задолженность по уплате страховых взносов, пени и штрафов направляются требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам (далее - Требование).
Требование должно быть направлено плательщику в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки и подлежит исполнению в течение 10 календарных дней со дня его получения (п. 5 ст. 22 Закона № 212-ФЗ). При этом в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты отправления заказного письма (п. 7 ст. 22 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, срок для требования и его исполнения составляет 3 месяца и 16 календарных дней от даты возникновения недоимки.
В случае неисполнения или неполного исполнения Требования в установленный срок пенсионные органы обязаны были обратить взыскания на денежные средства на банковских счетах плательщика страховых взносов (ст. 19 Закона № 212-ФЗ) на основании соответствующего решения, принимаемого Управлением ПФ РФ. Такое решение принимается Управлением ПФ РФ после истечения срока, установленного в Требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, что предусмотрено п. 5 ст. 19 Закона № 212- ФЗ. Таким образом, срок для действия принудительного взыскания составляет 5 месяцев и 16 дней от даты возникновения задолженности (3 месяца и 16 календарных дней для Требования + 2 месяца для решения о взыскании с банковского счета).
Решение о взыскании, принятое после истечение указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 5.3. ст. 19 Закона № 212-ФЗ).
В случае пропуска указанных сроков, установленных для принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на банковских счетах, Управление ПФ РФ может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика суммы задолженности (п. 5.4. ст. 19 Закона № 212-ФЗ). При этом заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения Требования (3 месяца и 16 календарных дней для Требования + 6 месяцев для обращения в суд = 9 месяцев и 16 дней от даты образования задолженности). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления в суд может быть восстановлен судом (п. 5.7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика Управление ПФ РФ вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика в пределах сумма, указанных в Требовании (п. 14 ст. 19, ст. 20 Закона № 212-ФЗ).
Такое решение о взыскании задолженности за счет имущества плательщика направляется –управлением селением ПФ РФ судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных ст. 20 Закона № 212-ФЗ, а именно:
Постановление о взыскании страховых взносов с плательщика - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения Требования (п. 3 ст. 20 Закона № 212-ФЗ) Таким образом, общий срок осуществления действия по принудительному взысканию от даты образования задолженности составляет 3 месяца и 16 календарных дней для Требования и 1 год для решения о взыскании за счет имущества, что составляет 1 год 3 месяца и 16 дней);
Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (п. 7 ст. 20 Закона № 212-ФЗ).
ГУ УПФРФ в Брюховецком районе Краснодарского края предоставили сведения о произведенных ими действий в рамках принудительного взыскания в досудебном порядке, из которых следует:
20.04.2007 г. вынесено решение № 471 о взыскании недоимки за 2006 год в размере 799,85 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 898 от 20.02.2007 г.
службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство на сумму указанной недоимки на основании постановления № 471, выданного пенсионным органом 17.05.2007 г. (ИП № 8276-4-Д-ЮФ/07) и 04.09.2008 г. на основании постановления № 471, выданного пенсионным органом 17.05.2007 г. (ИП № 3/28/9853/3/2008).
16.05.2008 г. вынесено решение № 497 взыскании недоимки за 2007 год в размере 1891,04 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 448 от 10.03.2008 г.
Службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство на сумму указанной недоимки от на основании документа № 497, вынесенного пенсионным органом
г. (ИП № 28/7699/1989/3/2008).
г. вынесено решение № 215 взыскании недоимки за 2007 год в размере 82,16 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 215 от 31.03.2008 г.
Службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство на сумму указанной недоимки на основании документа № 215, вынесенного пенсионным органом 30.05.2008 г. (ИП № 28/8910/2484/3/200/).
Постановлением об окончании ИП от 25.11.2009 г. производство в отношении взыскания 82.16 руб. окончено в связи с фактическим исполнением требования.
23.06.2009 г. вынесено решение № 627 о взыскании недоимки за 2008 год в размере 4 125,03 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 2060 от 27.03.2009 г.
службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство на сумму указанной недоимки на основании документа № 627, выданного пенсионным органом 23.06.2009 г. (ИП№ 3/28/15058/3/2009)
18.08.2010 г. вынесено постановление о взыскании недоимки за 2009 г. за счет имущества плательщика страховых взносов № 033029018276/389 в размере 8157,59 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 389 от 04.03.2010 г.
службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство на сумму указанной недоимки на основании документа № 18276/389, выданного пенсионным органом
г. (ИП № 3/28/21653/3/2010).
г. вынесено постановление о взыскании недоимки за 2009 года (доначисление пени) за счет имущества плательщика страховых взносов № 033029018276/620 в размере 1779,15 руб.
со ссылкой на требование об уплате недоимки № 620 от 18.07.2011 г.
27.02.2012 службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство на сумму указанной недоимки на основании документа № 76/620, выданного пенсионным органом 31.01.2012 г. (ИП № 1923/12/28/23). Данное производство окончено 24.06.2013 г. в связи с отсутствием имущества у должника.
г. вынесено постановление о взыскании недоимки за 2009 г. (доначисление пени) за счет имущества плательщика страховых взносов № 033029018276/603 в размере 986,93 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 603 от 18.04.2012 г.
службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство ИП № 23841/12/28/23 на сумму указанной недоимки на основании документа № 76603, выданного пенсионным органом 30.08.2012 г. Данное производство окончено 24.06.2013 г. по причине отсутствия имущества у должника.
г. вынесено постановление о взыскании недоимки за 2009 г. (доначисление пени) за счет имущества плательщика страховых взносов № 033029018276/264 в размере 1275,04 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 264 от 02.04.2013 г.
службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство ИП № 14569/13/28/23 на сумму указанной недоимки на основании документа № 18276/264, выданного пенсионным органом 13.08.2013 г.
г. вынесено постановление о взыскании недоимки за 2009 г. (доначисление пени) за счет имущества плательщика страховых взносов № 033029018276/232 в размере 1658,02 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 232 от 24.06.2014 г.
службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство ИП № 5342/15/23028-ИП на сумму указанной недоимки на основании документа № 033029018276/232, выданного пенсионным органом 24.04.2015 г.
19.09.2011 г. вынесено решение № 03302990086342 о взыскании недоимки за 2010 год в размере 10 907,96 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 03302940300257 от 05.07.2011 г.
года службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство № 13352/11/28/23 на сумму недоимки в размере 12 598,69 руб. на основании документа № 86342, выданного пенсионным органом 19.09.2011 г. Данное производство прекращено 24.06.2013 г. по причине отсутствия имущества у должника.
19.09.2011 г. вынесено постановление № 033 029 11 СП 0086342 о взыскании недоимки за год за счет имущества плательщика в размере 12598,69 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 033 029 11 ТН 0300257 от 02.08.2011 г.
г. вынесено постановление № 03302990068018 о взыскании недоимки за 2010 год за счет имущества плательщика в размере 14558,25 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 03302940167524 от 30.03.2012 г.
г. службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство № 12552/12/28/23 на сумму недоимки в размере 17 382,60 руб. на основании документа № 68018, выданного пенсионным органом 19.06.2012 г. Данное производство окончено 24.06.2013 г. по причине отсутствия имущества у должника.
19.06.2012 г. вынесено постановление № 033 029 12 СП 0068018 о взыскании недоимки за 2010 год за счет имущества плательщика в размере 17382,60 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 033 029 12 ТН 0167526 от 19.04.2012 г.
Истец с данным требованием не ознакомлен. Сведений об ознакомлении истца с указанным требованием не имеется, порядок принудительного взыскания задолженности нарушен.
18.06.2013 г. вынесено постановление № 03302990074547 о взыскании недоимки за 2012 год за счет имущества плательщика в размере 16910,73 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 03302940150833 от 15.03.2013 г.
г. службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство № ‘1086/13/28/23 на сумму недоимки в размере 20187,28 руб. на основании документа № 74547, выданного пенсионным органом 18.06.2013 г.
Однако истец с указанным требованием не ознакомлен по причине направления требования по адресу, отличному от адреса регистрации по месту жительства истца..
07.06.2014 г. вынесено постановление № 03302990042571 о взыскании недоимки за 2013 год за счет имущества плательщика в размере 36 671,92 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 03302940087376 от 27.02.2014 г.
г. службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство № 7450/14/28/23 на сумму недоимки в размере 40 587,93 руб. на основании документа № 42571, выданного пенсионным органом 07.06.2014 г.
Однако истец с указанным требованием не ознакомлен по причине направления требования по адресу, отличному от адреса регистрации по месту жительства истца.
28.03.2015 г. вынесено постановление № 03302990022284 о взыскании недоимки за 2014 год за счет имущества плательщика в размере 24 296,28 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 033 029 15 ТН 0066183 от 10.02.2015 г.
г. службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство № 4089/15/23028-ИП на сумму недоимки в размере 28 716,33 руб. на основании документа № 03302990022284, выданного пенсионным органом 28.03.2015 г.
Также 27.06.2016 г. вынесено постановление № 033S04160049337 о взыскании недоимки за 2014 год в виде 7МРОТ за счет имущества плательщика в размере 134709,1 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 033 S01160214045 от 26.04.2016 г.
Стоит отметить, что суммы начисления в виде МРОТ по истечению отчетного года списаны налоговым органом.
Однако истец с указанным требованием не ознакомлен по причине направления требования по адресу, отличному от адреса регистрации по месту жительства истца.
22.06.2016 г. вынесено постановление № 033S04160047893 о взыскании недоимки за 2015 год за счет имущества плательщика в размере 22261,38 руб. со ссылкой на требование об уплате недоимки № 033S01160191329 от 19.04.2016 г.
г. службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство № 83203/16/23065-ИП на сумму недоимки в размере 22996,01 руб. на основании документа № 033S04160047893, выданного пенсионным органом 19.10.2016 г.
Однако истец с указанным требованием не ознакомлен по причине направления требования по адресу, отличному от адреса регистрации по месту жительства истца.
Согласно сведений УФССП по г. Тимашевску и Брюховецкому району, а также имеющихся на сайте УФССП в сети интернет в открытом доступе, в настоящее время в отношении административного истца возбуждены следующие исполнительные производства:
83203/16/23065-ИП от 19.10.2016 г. (сводное производство 82725/16/23065-СД) на основании постановления № 033S04160047893 о УПФ в Брюховецком районе взыскании страховых взносов, пеней и штрафов от 22.06.2016 года на общую сумму 22 976,01 руб. (за 2015 год начисления)
В постановлении от 22.06.2016 имеется ссылка на требование № 033S01160191329 от 30.03.2016 г. со сроком исполнения требования 19.04.2016 г. Однако данное требование, если и выслано истцу, то по адресу, не соответствующему адресу регистрации по месту жительства истца. Истец не получала данного требования.
До настоящего времени сумма задолженности не взыскана, несмотря на истечении срока исполнения производства, составляющего двухмесячный срок от даты его возбуждения.
82724/16/23065-ИП от 20.10.2016 г. (сводное производство 82725/16/23065-СД) на основании постановления № 03302911 СП 0086342 УПФ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов от 11.08.2016 г. на общую сумму 12 598,69 руб. (за 2010 г.), в том числе:
В указанном постановлении имеется ссылка на требование № 033 029 11 ТН 0300257 от 30.06.2011 г., которое истец не получала, в связи с чем истец полагает, что указанное постановление вынесено незаконно.
До настоящего времени сумма задолженности не взыскана, несмотря на истечении срока исполнения производства, составляющего двухмесячный срок от даты его возбуждения.
82725/16/23065-ИП от 20.10.2016 г. (сводное производство 82725/16/23065-СД) на основании постановления УПФ № 03302912 СП 0068018 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов от 11.08.2016 г., на общую сумму 17 382,60 руб.
В указанном постановлении имеется ссылка на требование № 033 029 12 ТН 0167524 от 27.03.2012 г., которое истец не получала, в связи с чем полагает, что указанное постановление вынесено незаконно.
До настоящего времени сумма задолженности не взыскана, несмотря на истечении срока исполнения производства, составляющего двухмесячный срок от даты его возбуждения.
Таким образом на основании трех вышеназванных исполнительных производств в службе судебных приставов находится на исполнении следующие размеры задолженности по страховым взносам за следующие годы:
г.: на страховую часть трудовой пенсии 7274,40 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 3117,60 руб., ОМС - 571,56 руб.;
г.: на страховую часть - 10 392 руб., накопительную часть - 3117,60 руб., ОМС - 1610,76 руб.:
2015 г.: на страховую часть - 18610,80 руб., ОМС - 3650,58 руб.
Суммы начисления по остальным годам являются безнадежными ко взысканию и подлежащими к списанию.
По исполнительному производству № 83825/16/23065-ИП от 24.10.2016 г. (сводное производство 82725/16/23065-СД) на основании постановления УПФ в Брюховецком районе от 11.08.2016 г. № 033S04160049337 на сумму 134687,46 руб. (начисления за 2014 год в виде 7МРОТ) имеются данные, что недоимка была списана налоговым органом в рамках налоговой амнистии, однако исполнительное производство не отозвано, что подтверждено ответчиком в ходе судебного процесса. До настоящего времени сумма задолженности не взыскана, несмотря на истечении срока исполнения производства, составляющего двухмесячный срок от даты его возбуждения.
Все иные исполнительные производства, возбужденные службой судебных приставов на основании постановлений, вынесенных Пенсионным Фондом, с целью взыскания задолженности по страховым взносам, начисленным за период с 2005 г. по 2014 г., прекращены.
Истец с 13.11.2012 г. зарегистрирована по адресу: <......>. Однако ответчиком и третьим лицом все документы за период с 13.11.2012 г. и по настоящее время направляют документы по предыдущему адресу регистрации: <......>.
Согласно ст. 85 НК РФ органы миграционного учета направляют в налоговые органы сведения о регистрациях по месту жительства (смены адресы регистрации) в отношении налогоплательщиков в течение 10 дней от даты такой регистрации. Налоговые органы в свою очередь направляют данные сведения по внебюджетным фондам, в том числе в органы пенсионного фонда.
Однако по настоящее время сведения об адресе регистрации по месту жительства истца неактуальны как в налоговом так и в пенсионном органах.
Как сказано выше, с 01.01.2017 г. полномочия по администрированию платежей по страховым взносам возложены на налоговые органы. То есть вопросы принудительного взыскания задолженности подлежат разрешению налоговыми органами.
Учитывая, что с 30.12.2016 г. истец не является индивидуальным предпринимателем, в отношении него со стороны налогового органа применяется порядок взыскания задолженности в соответствии ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При этом датой выявления недоимки по вышеуказанным страховым взносам является первое число года, следующего после года начисления.
Абз.4 п. 4 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период не указан в этом требовании.
Далее налоговый орган в соответствии с с.1 и 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в течение 6 месяцев после истечения срока срока исполнения требования об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, что предусмотрено п. 1 ст. 48 НК РФ.
Таким образом, срок принудительного взыскания по нормам налогового законодательства составляет 9 месяцев и 8 рабочих дней (3 месяца для выставления требования, 8 рабочих дней для довольного исполнения требования, 6 месяцев для обращения в суд с заявлением).
Административным ответчиком - МИ ФНС были направлены в адрес истца 2 требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а именно:
требование № 273300 по состоянию на 20.10.2017 г. об уплате:
страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, прочие начисления 4 кв 2016 г. в виде налога с установленным законом сроком уплаты 13.01.2017 г. в размере 19 304 рублей,
страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления в виде пени с установленным законом сроком уплаты 01.10.2017 г. в размере 4 122,26 руб.
страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в фед.бюджет ОМС до 01.01.2017 г. прочие начисления за 4 кв 2016 г. в виде налога с установленным законом сроком уплаты до г. в размере 3 786,64 руб.
страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в фед.бюджет ОМС до 01.01.2017 г. прочие начисления за 4 кв 2016 г. в виде пени с установленным законом сроком уплаты до 01.10.2017 г. в размере 441,89 руб.
требование № 11648 по состоянию на 02.07.2018 г. об уплате:
страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии прочие начисления в виде пени в размере 1 114,34 руб.
страховые взносы на ОПС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии прочие начисления в виде пени в размере 11 536,06 руб.
страховые взносы на ОПС в фиксированном размере на выплату накопительной пенсии до 13.01.2017 г. прочие начисления в виде пени в размере 1 420,58 руб.
страховые взносы на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 г. прочие начисления в виде пени в размере 4 271,65 руб.
страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в фед. Фонд ОМС до 01.01.2017 г. прочие начисления за 4 кв 2016 г. в виде пени в размере 1 634,97 руб.
Однако данные требования высланы по адресу, отличному от адреса регистрации истца, в связи с чем истец на имела возможности воспользоваться сроком для добровольного погашения сумм задолженности. В связи с чем истец полагает, что ответчиком утрачено право принудительного взыскания вышеуказанной задолженности за 2016 год.
Истец полагает, что на дату передачи органами ПФ РФ в налоговые органы сроки принудительного взыскания числящейся за истцом задолженности уже истекли. Кроме того, по мнению истца по причине неознакомления истца с требованиями об уплате недоимки, от которого и осуществляются принудительное взыскание, все действия, произведенные пенсионными органами в отношении истца, по мнению истца незаконны.
Административный истец просила признать задолженность по страховым взносам и пеням, числящуюся за ней безнадежной к взысканию, обязанности по их уплате прекращенной в отношении следующих начислений:
КБК 18210910020060000160, ОКТМО 03610407, страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2010 г., с видом платежа «пеня» - в сумме 2 513,33 руб.;
КБК 18210910010060000160, ОКТМО 03610407, страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2010 г., с видом платежа «пени», - в сумме 5 356,84 руб.;
страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 г., а именно: за 2009 г. в размере 4850 руб., за 2012 г. в размере 11066,40 руб., за 2013 год в размере 24984 руб., за 2014 год в размере 17328,48 руб., за 2015 год в размере 18 610,80 руб., за 2016 год в размере 19304,45, что составляет в общей сумме 96144,13 руб. с видом платежа «налог», а также в части вида платежа «пеня» - в сумме, начисленной МРИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю на дату исполнения судебного решения;
страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (до 2013 гг. включительно), начисленная за 2009г. в размере 2425 руб., за 2012 г. в размере 3319,92 руб., за 2013 г. в размере 7495,20 руб., что составляет в общей сумме 13 240,12 руб. с видом платежа «налог», а также в части вида платежа «пеня» - в сумме, начисленной МРИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю на дату исполнения судебного решения;
страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды до 01.01.2017 г. (2013-2016 гг.), а именно: за 2012 год в размере 2821,93 руб., за 2013 год в размере 3185,46 руб., за 2014 год в размере 3399,05 руб., за 2015 год в размере 3650,58 руб., за 2016 год в размере 3786,64, что составляет в общей сумме 16843,66 руб. с видом платежа «налог», а также в части вида платежа «пеня» - в сумме, начисленной МРИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю на дату исполнения судебного решения.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 4 по Краснодарскому краю исключить из КРСБ в отношении ФИО1 ИНН <***> сведения о вышеуказанной задолженности по страховым взносам и пеням.
В судебном заседании административный истец ФИО1 иск поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
Дополнительно пояснила, что фактически предпринимательскую деятельность не вела, в связи с чем и не платила страховые взносы. В период образования задолженности она работала и ее работодатели отчисляли за нее страховые взносы в ПФ и фонд ОМС. В ее обязанности как индивидуального предпринимателя не входило оповещение органов ПФ и Налоговой службы об изменении места регистрации.
Представитель административного ответчика – МИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю ФИО2 полагала иск необоснованным в части. Суду пояснила, что в связи с изменением налогового законодательства, с 01 января 2017 года функции по взиманию страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование перешло от органов Пенсионного фонда РФ к Налоговой Службе РФ. Однако передача файлов, содержащих сведения о задолженностях индивидуальных предпринимателей (сальдо расчетов по страховым взносам), происходила в течение определенного периода времени согласно подписанному на федеральном уровне плану-графику мероприятий по передаче полномочий. По этой причине МИ ФНС № 4 требования об уплате недоимок по страховым взносам в ОМС и ПФ направила ФИО1 с запозданием. В связи с неисполнением требований административным ответчиком, МИ ФНС № 4 обращалась в установленный законом 6-месячный срок к мировому судье с заявлениями о вынесении судебных приказов на основании требований МИ ФНС за 2017-2018 годы, судебные приказы были отменены по заявлению должника. Согласно ст. 28 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» страховые платежи должны уплачиваться всеми без исключения ИП независимо от факта ведения предпринимательской деятельности. При регистрации в качестве ИП ФИО1 предоставила сведения о регистрации по месту жительства по адресу: <......>, сведений об изменении места регистрации она в налоговый орган не подавала. За период осуществления предпринимательской деятельности ФИО1 подавала декларации о доходах в 2006,2007, 2009, 2012 годах. При прекращении статуса ИП 30.12.2016 года административный ответчик декларацию не подала.
Представитель заинтересованного лица – УПФ РФ в Брюховецком районе ФИО3 полагала принятие решения на усмотрение суда, пояснив, что Пенсионный фонд направлял заказными письмами требования об уплате страховых взносов в ОМС и ПФ РФ по месту регистрации ФИО1, при этом письмо считается врученным по истечение 6 дней после отправки. Требования она не исполняла, в связи с чем подразделение ПФ РФ в Брюховецком районе на основании ранее действовавшего законодательства выносило постановления и решения о взыскании страховых взносов за счет имущества должника, которые имели силу исполнительного документа и направляло их на исполнение в органы ФССП. Таким образом, меры к принудительному взысканию недоимок и пеней по страховым взносам в ПФ и ОМС пенсионным фондом своевременно применялись. В связи с изменением законодательства и передачей полномочий по взысканию страховых взносов в ПФ и ОМС от органов Пенсионного фонда РФ к органам Налоговой Службы РФ поэтапно, на протяжении нескольких месяцев в 2017 году сальдо по страховым взносам передавались в МИ ФСН № 4.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из дела индивидуального предпринимателя и выписки из ЕГИП усматривается, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 24.10.2005 года по 30.12.2016 года.
Согласно ст.6 ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2001 года «ОБ обязательном пенсионном страховании», ст. 5 ФЗ № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в период, когда ФИО1 С,М. была зарегистрирована в качестве ИП она обязана была отчислять за себя как за индивидуального предпринимателя страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. При этом указанные нормы прямо предусматривали внесение страховых взносов по каждому основанию, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям ( к примеру, наемный работник и индивидуальный предприниматель ).
В связи с изложенным доводы административного истца о том, что в период регистрации в качестве ИП она не должна была платить взносы по причине осуществления ей трудовой деятельности, суд отвергает как не основанные на законе.
Административным истцом верно описаны в иске периоды образования задолженностей по уплате страховых взносов, их размер, а также неоконченные исполнительные производства.
Основания для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание установлены ст. 59 НК РФ.
Однако перечисленных в статье 59 НК РФ оснований для признания недоимки и задолженности безнадежными к взысканию суд не усматривает, так как ФИО1 не признана банкротом ни как физическое лицо, ни как индивидуальный предприниматель, она не умерла, срок к взысканию налоговой недоимки не истек, меры к принудительному взысканию недоимки через ФССП применялись, не имеется данных о фактическом возврате исполнительного документа взыскателю, как требует п. 4.1 ст. 59 НК РФ. При этом постановления о прекращении исполнительных производств от 19.06.2012 года, от 19.11.2011 года вынесены незаконно в нарушение п 3 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» - по данному основанию (невозможность установить местонахождения должника и его имущества) запрещено прекращение исполнительных производств при наличии законных оснований для розыска должника – согласно ч.3 ст. 65 ФЗ «ОБ исполнительном производстве» розыск должника объявляется по исполнительным производствам о взыскании в пользу РФ, субъекта РФ и муниципального образования денежных средств на сумму более 10 000 рублей, по данным ФССП сумма задолженностей по исполнительным производствам, возбужденным 27.09.2011 года и 16.07.2012 года превышала 10 000 рублей. По исполнительным производствам, возбужденным до 2011 года (постановления о возбуждении от 06 июня 2007 года, от 04.09.2008 года, от 11.07.2008 года, от 31.07.2009года, от 18.10.2010 года ), нет сведений об их окончании.
Довод административного истца о пропуске срока на принудительное взыскание налоговой недоимки суд полагает необоснованным.
Согласно представленным Пенсионным фондом требованиям об уплате страховых взносов и пеней, спискам почтовой корреспонденции, решениям о взыскании недоимки указанным органом своевременно с соблюдением сроков, установленных ст. 19 ( сроки вынесения решения о взыскании недоимки органами ПФ РФ) и ст. 22 (сроки выставления требования об уплате страховых взносов и пеней) ФЗ № 2-12-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ ….» выносились требования об уплате страховых взносов, решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пеням.
Срок, установленный ст. 70 Налогового Кодекса РФ, на выставление требований об уплате страховых взносов и пеней МИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю от 20.10.2017 года и от 02.07.2018 года по мнению суда был пропущен по уважительной причине – в связи с тем, что налоговый орган получил полномочия по взысканию страховых взносов в ОМС и ПФ РФ с 01 января 2017 года ( согласно ФЗ № 25-ФЗ от 03 июля 2016 года), при этом передача сведений о плательщиках страховых взносов, начисленных, уплаченных взносах, наличию задолженностей заняла определенное время. План-график мероприятий по передаче полномочий ПФ РФ налоговым органам, согласованный Министром Финансов РФ и Министром труда и социальной защиты РФ предусматривает передачу информации по субъектам РФ с периодичностью. Сроки передачи информации по плательщикам страховых взносов также предусмотрены соглашением ФНС и ПФ от 30 ноября 2016 года «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации».
За период после получения информации о плательщике страховых взносов МИ ФСН №4 рассматривался вопрос о признании безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда и органами Фонда социального страхования недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, в результате чего ФИО1 была освобождена от уплаты недоимки по страховым взносам и пеням на сумму 335 837 рублей. Что также повлияло на срок выставления требований и судом признается уважительной причиной для пропуска срока, установленного ст. 70 НК РФ.
Кроме того, после неисполнения требований в установленный ст. 48 НК РФ срок МИ ФНС № 4 обращалась в суд с заявлением о выдаче судебных приказов на взыскание недоимок по страховым взносам и пеням, что подтверждается судебными приказами и определениями об их отмене.
При этом из дела ИП ФИО1 следует, что при регистрации в качестве ИП она предоставила сведения о регистрации по адресу: <......>. По указанному адресу требования и направлялись органами ПФ РФ и ФНС. По данным паспорта ФИО1 с 13.11.2012 года ФИО1 зарегистрирована по иному адресу. Доказательств извещения налогоплательщика налоговых органов о перемени места жительства в деле не имеется.
При разрешение вопроса о законности выставления требований по адресу регистрации, указанному предпринимателем при постановке на налоговый учет, суд приходит к выводу, что налоговые органы (ПФ и ФНС) выполнили обязанность по выставлению требования об уплате страховых взносов (пеней) надлежащим образом. При этом суд принимает внимание положения ст. 45 НК РФ о том, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный для платы налога, а также полагает необходимым применить по аналогии положения ч.1 ст. 20 и ст. 165.1 ГК РФ о том, что гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Из статьи 20 и ст. 165.1 ГК РФ прямо вытекает, что гражданин, не сообщивший достоверных данных о месте жительства, является надлежащим образом уведомленным о тех или иных обстоятельствах, в частности, о вынесении в отношении него требования об уплате налога, решения о взыскании недоимки, при направлении ему извещения по указанному указанным гражданином адресу. Указанные нормы ГК РФ применяются по аналогии в связи с отсутствием правового регулирования данного вопроса согласно налоговому законодательству.
По указанным основаниям суд отвергает как необоснованные доводы административного истца, что органами ПФ и налоговой Службы был нарушен порядок взимания страховых взносов, выразившийся в направлении требований на неверный адрес страхователя.
По представленным МИ ФНС № 4 данным, не опровергнутым административным истцом, в период осуществления предпринимательской деятельности административный истец не выполняла обязанностей по подаче деклараций о доходах (декларации подавались только за отдельные периоды до 2012 года), при прекращении деятельности ИП ФИО1 также декларацию не подала.
Таким образом, из имеющихся в деле материалов усматривается, что органами Пенсионного Фонда РФ и административным ответчиком принимались меры к своевременному взиманию страховых взносов с административного истца, в том числе к ней применялись меры принудительного исполнения, истец была частично ( в большей части) освобождена от задолженности по уплате налогов, оснований для признания задолженности, указанной в исковом заявлении, безнадежной к взысканию суд не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180, 289-290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю о признании задолженности по страховым взносам безнадежной к взысканию и подлежащей списанию отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2019 года.
Судья подпись Е.В. Дорошенко
Копия верна. Судья ______________________________Е.В. Дорошенко