Дело № 2а-292/2021
УИД 32RS0003-01-2020-005594-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 23 июня 2021 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Васиной О.В.,
при секретаре Давыдовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области (МИФНС России № 5 по Брянской области) обратилась в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что ФИО2 состоит на налоговом учете и является налогоплательщиком, однако установленную законом обязанность по уплате налога на доход физических лиц не исполнила.
16.04.2019г. ФИО2 в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 г., согласно которой административным ответчиком в 2018г. был получен от ООО СКФ «Комфорт» доход в сумме 815368 руб., сумма подлежащая уплате в бюджет составила 105998 руб.
В налоговый орган налоговым агентом ООО СКФ «Комфорт» была представлена справка № 44 от 12.10.2018г. о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) за 2015г., согласно которой ФИО2 в 2015г. получил от ООО СКФ «Комфорт» доход в сумме 457250 руб., сумма налога в размере 59443 руб. не была удержана налоговым агентом.
В связи с нарушением положений ст. 229 НК РФ, выразившейся в непредставлении в срок до 30.04.2016г. налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2015г., с суммой к уплате в размере 59443 руб., в отношении ФИО2 МИФНС России № 5 по Брянской области была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой было принято решение № 15 от 20.05.2019г. о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ФИО2 была подана апелляционная жалоба в Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее УФНС по Брянской области). Решением УФНС по Брянской области от 15.07.2019г. оспариваемое решение МИФНС России №5 по Брянской области №15 от 20.05.2019г. отменено в части привлечения ФИО2 к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на доходы физических лиц в размере 5944 руб.
С учетом частичного удовлетворения требований ФИО2 был начислен НДФЛ в сумме 59443 руб., а так же пеня по НДФЛ в сумме 1013 руб. 37 коп.
29.05.2019г. ФИО2 был произведен в бюджет платеж по НДФЛ в размере 106998 руб., который в автоматическом режиме был зачислен в счет погашения НДФЛ в сумме 59443 руб., доначисленного в рамках выездной налоговой проверки, оставшаяся часть в сумме 47555 руб. была зачтена в счет уплаты НДФЛ за 2018г. В связи, с чем задолженность по уплате НДФЛ за 2018г. оставила 58443 руб., начисленная пеня по НДФЛ составила 1274 руб. 06 коп.
Направленное налоговым органом административному ответчику требование № от 15.10.2019г. об уплате налога на доходы физических лиц и пени оставлено последним без исполнения, задолженность по уплате налога в установленные сроки и по настоящее время не погашена.
Определением мирового судьи судебного участка №73 Брянского судебного района от 21.04.2020г. был отменен вынесенный мировым судьей по обращению МИФНС России № 5 по Брянской области судебный приказ №2а-655/2020 о взыскании с ФИО2 в пользу МИФНС России № 5 по Брянской области задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 59717 руб. 06 коп., а также судебных расходов по уплате государственной пошлины. Указанное послужило причиной обращения в суд с настоящим административным иском.
На основании изложенного, административный истец, просил суд взыскать с ФИО2 в пользу МИФНС России № 5 по Брянской области задолженность по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 59717 руб. 06 коп., в том числе налог на доходы физических лиц в сумме 58443 руб., пени в сумме 1274 руб. 06 коп.
В судебное заседание после перерыва представитель административного истца МИФНС России № 5 по Брянской области, административный ответчик ФИО2, иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела административный ответчик ФИО2 возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что ею в установленный законом срок была произведена в полном объеме оплата НДФЛ за 2018 г., в подтверждение чего ею был представлен чек-ордер от 29.05.2019г. При этом, административный ответчик указала, что действия налогового органа о зачете поступившей суммы в счет уплаты задолженности по налогу за иной налоговый период являются необоснованными, поскольку платежный документ содержал необходимые реквизиты, в частности назначение платежа для уплаты НДФЛ за 2018г.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
При этом административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом (часть 2).
Аналогичные положения закреплены в ст. 48 Налогового кодекса РФ, которой предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено законом.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года N 2465-О при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Как следует из копий материалов административного дела № 2а-655/2020 по заявлению МИФНС России № 5 по Брянской области о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности в общей сумме 59717 руб.06 коп, а именно недоимки по НДФЛ в сумме 58443 руб. и пени в сумме 1274 руб. 06 коп., в связи с неисполнением требования № от 15.10.2019г., МИФНС России № 5 по Брянской области обратилась к мировому судье судебного участка № 73 Брянского судебного района Брянской области-30.03.2020г., т.е. в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, установленного до 13.11.2019г.
Определением мирового судьи судебного участка № 73 Брянского судебного района Брянской области от 21.04.2020г., судебный приказ от 30.03.2020г. о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в сумме 59717 руб. 06 коп. был отменен в связи с потупившими от должника возражениями.
С административным исковым заявлением в Брянский районный суд Брянской области административный истец обратился 07.09.2020г. т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности платить налоги в НК РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
В силу положений п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
В силу п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (подпункт 6); иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации (подпункт 10).
Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
На основании пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, исходя из сумм таких доходов.
Пунктом 4 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Согласно п.5 ст.226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обязательства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
В таком случае на основании п.2 ст.228 НК РФ налогоплательщики налога на доходы физических лиц самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст.225 НК РФ. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет (не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом), исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.
Данная обязанность в силу п.1 ст.45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно,если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст.ст. 46, 47, 69 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Установлено судом что, 16.04.2019г. ФИО2 в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 г., согласно которой административным ответчиком в 2018г. был получен от ООО СКФ «Комфорт» доход в сумме 815368 руб., исчисленная сумма налога подлежащего уплате в бюджет составила 105998 руб.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 12.10.2018г. налоговым агентом ООО СКФ «Комфорт» в налоговую инспекцию была представлена справка (2-НДФЛ) о доходах физического лица за 2015г. № 44 в отношении ФИО2, из которой было установлено, что административным ответчиком в 2015г. был получен доход «код 2010» (выплаты по договорам гражданско-правового характера) в сумме 457250 руб.
Указанное послужило основанием для проведения выездной налоговой проверки на основании решения Межрайонной ИФНС № 5 по Брянской области №15 от 20.12.2018г. в отношении ФИО2 в целях соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты НДФЛ за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г., в ходе, которой было установлено, что 23.09.2015г. между ФИО2, (исполнитель) и ООО СКФ «Комфорт» (заказчик) был заключен договор оказания услуг. Пунктом 4 указанного договора предусмотрено что исчисление и уплата НДФЛ и страховых взносов осуществляется исполнителем. За выполнение работ по вышеуказанному договору ФИО2 от ООО СКФ «Комфорт» был получен доход в размере 457250 руб., что подтверждается представленными расходными кассовыми ордерами.
Вместе с тем, НДФЛ из дохода в размере 457250 руб. полученного ФИО2 налоговым агентом ООО СКФ «Комфорт» не был исчислен и не был удержан, при этом ФИО2, так же не произвела исчисление и удержание налога в требуемой сумме.
Решением МИФНС № 5 России по Брянской области от 20.05.2019г. № 15, по результатам проверки, на основании акта выездной налоговой проверки № 14-1-05/15деп от 29.03.2019г. ФИО2, была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде доначисления недоимки по НДФЛ за 2015г. в размере 59443 руб., пени в размере 1013 руб. 37 коп., а также штрафа в размере 5944 руб.
Решением УФНС России по Брянской области от 15.07.2019г., по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ФИО2 решение МИФНС № 5 России по Брянской области от 20.05.2019г. № 15 отменено в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) НДФЛ в виде штрафа в размере 5944 руб.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, ФИО2 правомерно признана плательщиком налога на доходы физического лица, а у налогового органа, имевшего информацию о получении административным ответчиком доходах, имелись основания для начисления налога.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение требований ч.2 ст. 228 НК РФ, 16.04.2020г. ФИО2 в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2018 г., согласно которой административным ответчиком в 2018г. был получен от ООО СКФ «Комфорт» доход в сумме 815368 руб., в связи с чем была исчислена сумма подлежащая уплате в бюджет, которая составила 105998 руб.
В соответствии с ч.4 ст. 228 НК РФ (в редакции от 15.04.2019г.) общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с представленным в материалы дела чек-ордером Брянского отделения № 8605 филиала №149 ПАО «Сбербанк России» от 29.05.2019г. (№ операции 4962) установлено, что ФИО2 произведена оплата налога в размере 106998 руб.
Как следует из материалов дела и пояснений данных представителем административного истца в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что произведенный ФИО2 29.05.2019г. платеж по НДФЛ в размере 106998 руб., в автоматическом режиме был зачислен в счет погашения НДФЛ за 2015г. в сумме 59443 руб., доначисленного в рамках выездной налоговой проверки, при этом оставшаяся часть в сумме 47555 руб. была зачтена в счет уплаты НДФЛ за 2018г. В связи, с чем задолженность по уплате НДФЛ за 2018г. оставила 58443 руб., начисленная пеня по НДФЛ составила 1274 руб. 06 коп.
Вместе с тем, в связи с отсутствием оплаты в полном объеме в установленный законом срок, административным ответчиком НДФЛ за 2018г. в адрес ФИО2 было направлено требование об уплате налога.
Требованием № по состоянию на 15.10.2019г., направленным в адрес ФИО2, административный истец обязал должника уплатить налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическим лицом в соответствии со ст. 228 НК РФ, в сумме 58443 руб., пени по данному налогу в сумме 1274 руб. 06 коп., а всего 59717 руб. 06 коп., в срок до 13.11.2019г.
Административный истец ссылается на то что вышеназванное требование до настоящего времени административным ответчиком не исполнено, задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ и пени за 2018г. ФИО2 в полном объеме не погашена, что и послужило основанием для обращения МИФНС России № 5 по Брянской области, в суд с настоящим иском.
Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" установлены Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (Приложение № 2 к Приказу Минфина России № 107н) (далее - Правила).
Из анализа представленного административным ответчиком чек-ордера от 29.05.2019г. усматривается, что ФИО2 внесен платеж в размере 106998 руб. в счет оплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в связи, с чем указан соответствующий КБК (№), в качестве основания платежа указано «ТП» (платежи текущего года), с указанием, что налог является годовым платежом («ГД»), который уплачен за 2018г.
При таких обстоятельствах, поскольку платежный документ содержит необходимые реквизиты, в частности налоговый период, основание платежа, КБК, сумму налога соответствующую исчисленной сумме НДФЛ за 2018г., то налоговый орган имел возможность однозначно идентифицировать платеж и отнести поступившие денежные средства в счет уплаты НДФЛ за 2018г., тем самым отсутствовали основания для зачета поступившей денежной суммы в счет погашения недоимки по НДФЛ за 2015г.
Исходя из изложенного, суд полагает, что в данном случае действия налогового органа о зачете поступившей суммы в счет уплаты задолженности по налогу за иной период являются необоснованными, поскольку при поступлении названного платежа налоговый орган должен был зачесть его в соответствии с указанными налогоплательщиком реквизитами платежа, в частности указанным плательщиком налоговым периодом.
Вместе с тем, суд находит не состоятельными довод, представителя административного истца МИФНС России № 5 по Брянской области, о том, что поскольку выстраивание операций в программном комплексе налогового органа в карточке налогоплательщика производится в хронологическом порядке по сроку уплаты налога, постольку поступивший от ФИО2 платежный документ от 29.05.2019г. на сумму 106998 был частично зачтен в счет погашения недоимки за 2015г., что, по мнению налогового органа не нарушает права административного ответчика.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 обязанность по уплате НДФЛ за 2018год исполнена в полном объеме.
При таких обстоятельствах заявленные МИФНС России № 5 по Брянской области требования о взыскании с ФИО2 обязательных платежей и санкций по НДФЛ за 2018 год удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Васина
Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2021 года