НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Брянского районного суда (Брянская область) от 23.06.2021 № 2А-1544/20

Дело № 2а-292/2021

УИД 32RS0003-01-2020-005594-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 23 июня 2021 года

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Васиной О.В.,

при секретаре Давыдовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Похорихиной Т.И. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области (МИФНС России № 5 по Брянской области) обратилась в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что Прохорихина Т.И. состоит на налоговом учете и является налогоплательщиком, однако установленную законом обязанность по уплате налога на доход физических лиц не исполнила.

16.04.2019г. Прохорихиной Т.И. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 г., согласно которой административным ответчиком в 2018г. был получен от ООО СКФ «Комфорт» доход в сумме 815368 руб., сумма подлежащая уплате в бюджет составила 105998 руб.

В налоговый орган налоговым агентом ООО СКФ «Комфорт» была представлена справка № 44 от 12.10.2018г. о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) за 2015г., согласно которой Прохорихина Т.И. в 2015г. получил от ООО СКФ «Комфорт» доход в сумме 457250 руб., сумма налога в размере 59443 руб. не была удержана налоговым агентом.

В связи с нарушением положений ст. 229 НК РФ, выразившейся в непредставлении в срок до 30.04.2016г. налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2015г., с суммой к уплате в размере 59443 руб., в отношении Прохорихиной Т.И. МИФНС России № 5 по Брянской области была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой было принято решение № 15 от 20.05.2019г. о привлечении Прохорихиной Т.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, Прохорихиной Т.И. была подана апелляционная жалоба в Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее УФНС по Брянской области). Решением УФНС по Брянской области от 15.07.2019г. оспариваемое решение МИФНС России №5 по Брянской области №15 от 20.05.2019г. отменено в части привлечения Прохорихиной Т.И. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на доходы физических лиц в размере 5944 руб.

С учетом частичного удовлетворения требований Прохорихиной Т.И. был начислен НДФЛ в сумме 59443 руб., а так же пеня по НДФЛ в сумме 1013 руб. 37 коп.

29.05.2019г. Прохорихиной Т.И. был произведен в бюджет платеж по НДФЛ в размере 106998 руб., который в автоматическом режиме был зачислен в счет погашения НДФЛ в сумме 59443 руб., доначисленного в рамках выездной налоговой проверки, оставшаяся часть в сумме 47555 руб. была зачтена в счет уплаты НДФЛ за 2018г. В связи, с чем задолженность по уплате НДФЛ за 2018г. оставила 58443 руб., начисленная пеня по НДФЛ составила 1274 руб. 06 коп.

Направленное налоговым органом административному ответчику требование от 15.10.2019г. об уплате налога на доходы физических лиц и пени оставлено последним без исполнения, задолженность по уплате налога в установленные сроки и по настоящее время не погашена.

Определением мирового судьи судебного участка №73 Брянского судебного района от 21.04.2020г. был отменен вынесенный мировым судьей по обращению МИФНС России № 5 по Брянской области судебный приказ №2а-655/2020 о взыскании с Прохорихиной Т.И. в пользу МИФНС России № 5 по Брянской области задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 59717 руб. 06 коп., а также судебных расходов по уплате государственной пошлины. Указанное послужило причиной обращения в суд с настоящим административным иском.

На основании изложенного, административный истец, просил суд взыскать с Прохорихиной Т.И. в пользу МИФНС России № 5 по Брянской области задолженность по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 59717 руб. 06 коп., в том числе налог на доходы физических лиц в сумме 58443 руб., пени в сумме 1274 руб. 06 коп.

В судебное заседание после перерыва представитель административного истца МИФНС России № 5 по Брянской области, административный ответчик Прохорихина Т.И., иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела административный ответчик Прохорихина Т.И. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что ею в установленный законом срок была произведена в полном объеме оплата НДФЛ за 2018 г., в подтверждение чего ею был представлен чек-ордер от 29.05.2019г. При этом, административный ответчик указала, что действия налогового органа о зачете поступившей суммы в счет уплаты задолженности по налогу за иной налоговый период являются необоснованными, поскольку платежный документ содержал необходимые реквизиты, в частности назначение платежа для уплаты НДФЛ за 2018г.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).

При этом административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом (часть 2).

Аналогичные положения закреплены в ст. 48 Налогового кодекса РФ, которой предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено законом.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года N 2465-О при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Как следует из копий материалов административного дела № 2а-655/2020 по заявлению МИФНС России № 5 по Брянской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Прохорихиной Т.И. задолженности в общей сумме 59717 руб.06 коп, а именно недоимки по НДФЛ в сумме 58443 руб. и пени в сумме 1274 руб. 06 коп., в связи с неисполнением требования от 15.10.2019г., МИФНС России № 5 по Брянской области обратилась к мировому судье судебного участка № 73 Брянского судебного района Брянской области-30.03.2020г., т.е. в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, установленного до 13.11.2019г.

Определением мирового судьи судебного участка № 73 Брянского судебного района Брянской области от 21.04.2020г., судебный приказ от 30.03.2020г. о взыскании с Прохорихиной Т.И. задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в сумме 59717 руб. 06 коп. был отменен в связи с потупившими от должника возражениями.

С административным исковым заявлением в Брянский районный суд Брянской области административный истец обратился 07.09.2020г. т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 НК РФ.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).

Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности платить налоги в НК РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.

В силу положений п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет.

В силу п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (подпункт 6); иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации (подпункт 10).

Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

На основании пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, исходя из сумм таких доходов.

Пунктом 4 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Согласно п.5 ст.226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обязательства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

В таком случае на основании п.2 ст.228 НК РФ налогоплательщики налога на доходы физических лиц самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст.225 НК РФ. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет (не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом), исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.

Данная обязанность в силу п.1 ст.45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно,если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст.ст. 46, 47, 69 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Установлено судом что, 16.04.2019г. Прохорихиной Т.И. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 г., согласно которой административным ответчиком в 2018г. был получен от ООО СКФ «Комфорт» доход в сумме 815368 руб., исчисленная сумма налога подлежащего уплате в бюджет составила 105998 руб.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что 12.10.2018г. налоговым агентом ООО СКФ «Комфорт» в налоговую инспекцию была представлена справка (2-НДФЛ) о доходах физического лица за 2015г. № 44 в отношении Прохорихиной Т.И., из которой было установлено, что административным ответчиком в 2015г. был получен доход «код 2010» (выплаты по договорам гражданско-правового характера) в сумме 457250 руб.

Указанное послужило основанием для проведения выездной налоговой проверки на основании решения Межрайонной ИФНС № 5 по Брянской области №15 от 20.12.2018г. в отношении Прохорихиной Т.И. в целях соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты НДФЛ за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г., в ходе, которой было установлено, что 23.09.2015г. между Прохорихиной Т.И., (исполнитель) и ООО СКФ «Комфорт» (заказчик) был заключен договор оказания услуг. Пунктом 4 указанного договора предусмотрено что исчисление и уплата НДФЛ и страховых взносов осуществляется исполнителем. За выполнение работ по вышеуказанному договору Прохорихиной Т.И. от ООО СКФ «Комфорт» был получен доход в размере 457250 руб., что подтверждается представленными расходными кассовыми ордерами.

Вместе с тем, НДФЛ из дохода в размере 457250 руб. полученного Прохорихиной Т.И. налоговым агентом ООО СКФ «Комфорт» не был исчислен и не был удержан, при этом Прохорихина Т.И., так же не произвела исчисление и удержание налога в требуемой сумме.

Решением МИФНС № 5 России по Брянской области от 20.05.2019г. № 15, по результатам проверки, на основании акта выездной налоговой проверки № 14-1-05/15деп от 29.03.2019г. Прохорихина Т.И., была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде доначисления недоимки по НДФЛ за 2015г. в размере 59443 руб., пени в размере 1013 руб. 37 коп., а также штрафа в размере 5944 руб.

Решением УФНС России по Брянской области от 15.07.2019г., по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Прохорихиной Т.И. решение МИФНС № 5 России по Брянской области от 20.05.2019г. № 15 отменено в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) НДФЛ в виде штрафа в размере 5944 руб.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, Прохорихина Т.И. правомерно признана плательщиком налога на доходы физического лица, а у налогового органа, имевшего информацию о получении административным ответчиком доходах, имелись основания для начисления налога.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение требований ч.2 ст. 228 НК РФ, 16.04.2020г. Прохорихиной Т.И. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2018 г., согласно которой административным ответчиком в 2018г. был получен от ООО СКФ «Комфорт» доход в сумме 815368 руб., в связи с чем была исчислена сумма подлежащая уплате в бюджет, которая составила 105998 руб.

В соответствии с ч.4 ст. 228 НК РФ (в редакции от 15.04.2019г.) общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с представленным в материалы дела чек-ордером Брянского отделения № 8605 филиала №149 ПАО «Сбербанк России» от 29.05.2019г. (№ операции 4962) установлено, что Прохорихиной Т.И. произведена оплата налога в размере 106998 руб.

Как следует из материалов дела и пояснений данных представителем административного истца в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что произведенный Прохорихиной Т.И. 29.05.2019г. платеж по НДФЛ в размере 106998 руб., в автоматическом режиме был зачислен в счет погашения НДФЛ за 2015г. в сумме 59443 руб., доначисленного в рамках выездной налоговой проверки, при этом оставшаяся часть в сумме 47555 руб. была зачтена в счет уплаты НДФЛ за 2018г. В связи, с чем задолженность по уплате НДФЛ за 2018г. оставила 58443 руб., начисленная пеня по НДФЛ составила 1274 руб. 06 коп.

Вместе с тем, в связи с отсутствием оплаты в полном объеме в установленный законом срок, административным ответчиком НДФЛ за 2018г. в адрес Прохорихиной Т.И. было направлено требование об уплате налога.

Требованием по состоянию на 15.10.2019г., направленным в адрес Прохорихиной Т.И., административный истец обязал должника уплатить налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическим лицом в соответствии со ст. 228 НК РФ, в сумме 58443 руб., пени по данному налогу в сумме 1274 руб. 06 коп., а всего 59717 руб. 06 коп., в срок до 13.11.2019г.

Административный истец ссылается на то что вышеназванное требование до настоящего времени административным ответчиком не исполнено, задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ и пени за 2018г. Прохорихиной Т.И. в полном объеме не погашена, что и послужило основанием для обращения МИФНС России № 5 по Брянской области, в суд с настоящим иском.

Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" установлены Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (Приложение № 2 к Приказу Минфина России № 107н) (далее - Правила).

Из анализа представленного административным ответчиком чек-ордера от 29.05.2019г. усматривается, что Прохорихиной Т.И. внесен платеж в размере 106998 руб. в счет оплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в связи, с чем указан соответствующий КБК (), в качестве основания платежа указано «ТП» (платежи текущего года), с указанием, что налог является годовым платежом («ГД»), который уплачен за 2018г.

При таких обстоятельствах, поскольку платежный документ содержит необходимые реквизиты, в частности налоговый период, основание платежа, КБК, сумму налога соответствующую исчисленной сумме НДФЛ за 2018г., то налоговый орган имел возможность однозначно идентифицировать платеж и отнести поступившие денежные средства в счет уплаты НДФЛ за 2018г., тем самым отсутствовали основания для зачета поступившей денежной суммы в счет погашения недоимки по НДФЛ за 2015г.

Исходя из изложенного, суд полагает, что в данном случае действия налогового органа о зачете поступившей суммы в счет уплаты задолженности по налогу за иной период являются необоснованными, поскольку при поступлении названного платежа налоговый орган должен был зачесть его в соответствии с указанными налогоплательщиком реквизитами платежа, в частности указанным плательщиком налоговым периодом.

Вместе с тем, суд находит не состоятельными довод, представителя административного истца МИФНС России № 5 по Брянской области, о том, что поскольку выстраивание операций в программном комплексе налогового органа в карточке налогоплательщика производится в хронологическом порядке по сроку уплаты налога, постольку поступивший от Прохорихиной Т.И. платежный документ от 29.05.2019г. на сумму 106998 был частично зачтен в счет погашения недоимки за 2015г., что, по мнению налогового органа не нарушает права административного ответчика.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Прохорихиной Т.И. обязанность по уплате НДФЛ за 2018год исполнена в полном объеме.

При таких обстоятельствах заявленные МИФНС России № 5 по Брянской области требования о взыскании с Прохорихиной Т.И. обязательных платежей и санкций по НДФЛ за 2018 год удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Похорихиной Т.И. о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Васина

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2021 года