Дело № 2а-724/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2016 года г. Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Лабеко Г.В.
при секретаре Агаевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС №5 по Брянской области о признании недействительным решения налоговой инспекции,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Межрайонную ИФНС России №5 по Брянской области с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета предусмотренного ч.З и ч.4 п.1, ст.220 НК РФ. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении имущественного налогового вычета в сумме расходов на погашение процентов в соответствии с договором займа (исключены расходы связанные с приобретение строительных и отделочных материалов), а так же имущественного налогового вычета в сумме расходов на приобретение строительных и отделочных материалов и расходов, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с апелляционной жалобой в УФНС России по Брянской области. Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, рассмотрев апелляционную жалобу административного истца и применив подпункт 5 пункта 3 статьи 220 НК вынесло ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе в удовлетворении жалобы ссылаясь на необоснованно заявленные расходы. С вынесенными решениями не согласна. В фактические расходы на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться в том числе расходы на приобретение строительных и отделочных материалов, а так же расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке.
Состав отделочных работ в строительстве определен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) в группе 43.3 "Работы строительные отделочные». Получение истицей свидетельства о регистрации права жилого дома как объекта недвижимости для нее не означает, что отделочные работы уже завершены и объект недвижимости пригоден для проживания.
Просят суд подтверждением наличия или отсутствия отделочных работ на период регистрации объекта недвижимости и последующей его продажи считать кадастровый (технический) паспорт на указанный объект (содержащий его описание), а так же акт приема -передачи, подтверждающий состояние объекта на момент его передачи.
В подтверждение факта отсутствия внутренней отделки жилого дома и невозможности проживания в приобретенном доме просят суд принять письмо Банка ВТБ 24 ПАО, и фотографии, выполненными сотрудником банка для формирования отчета об оценки объекта недвижимости для оформления ипотечного договора в январе 2014 года. В состав вычета включаются суммы процентов, уплаченных только по целевому Займу (кредиту) (Подпункт 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). То есть в договоре должно быть указано, что заемщик обязуется потратить деньги именно на приобретение жилья, а также на покупку отделочных материалов и на оплату ремонтных работ, если по договору купли-продажи объект недвижимости продается без отделки (Пункт 1 ст. 814 ГК РФ).
Просят суд:
признать недействительным решение Межрайонная ИФНС России №5 по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части необоснованного увеличения налогового вычета в сумме 67.728 рублей на приобретение строительных и отделочных материалов и расходов на погашения процентов по целевым кредитам; признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы на решение Межрайонная ИФНС России №5 по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части необоснованного увеличения налогового вычета в сумме 67.728 рублей на приобретение строительных и отделочных материалов и расходов на погашение процентов по целевым кредитам;
обязать Межрайонную ИФНС России №5 по Брянской области предоставить административному истцу ФИО1 имущественный налоговый вычет в сумме расходов на приобретение строительных и отделочных материалов и расходов, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке, а так же имущественный налоговый вычет в сумме расходов на погашение процентов в соответствии с договором займа, предоставленного для приобретения жилого дома, в том числе его отделки.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 поддержали заявленные административные требования, ссылаясь на ч.3 и ч.4 п.1, подпункт 1 пункта ст.220 НК РФ., п.1 ст.16 ЖК РФ, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), п.4. ст. 25.3. Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", часть 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 №1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС №5 по Брянской области ФИО3 административные исковые требования не признала, указала, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 представлена уточненная (корректирующая) налоговая декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 год, в связи с приобретением жилого дома и земельного участка, и расходов на достройку и отделку жилого дома по адресу: <адрес>, а также фактически уплаченных процентов по кредиту в 2014 году. В налоговой декларации заявлен имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов на приобретение жилого дома и земельного участка, а также расходов на достройку и отделку жилого дома в сумме 2000000 рублей, также заявлена сумма фактически уплаченных процентов по кредиту в сумме 519818.99 рублей, сумма налога, подлежащая возврату из бюджета составила 139637 рублей.
Должностным лицом налогового органа была проведена камеральная налоговая проверка в ходе, которой установлено, что ФИО1 необоснованно увеличила имущественный налоговый вычет по расходам на достройку и отделку жилого дома в сумме 1500000 рублей, и частично необоснованно "заявила фактически уплаченные проценты в 2014 году в сумме 468956,08 рублей. составлен акт камеральной налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагается частично отказать в возврате налога на доходы физических лиц за 2014 год в размере 68025 рублей.
Исполняющий обязанности начальника Инспекции ДД.ММ.ГГГГ вынес решение № об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ФИО1 частично отказано в возврате из бюджета НДФЛ за 2014 год в сумме 68025 рублей. УФНС России по Брянской области, рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изложило пункт 2 резолютивной части решения от ДД.ММ.ГГГГ в следующей редакции: частично отказать ФИО1 в возврате из бюджета НДФЛ в сумме 67728 рублей (с учетом арифметической ошибки, допущенной при определении суммы процентов по кредиту, подлежащих включению в состав имущественного налогового вычета за 2014 год). Возражения на доводы истца о неверном применении налоговым органом положений подпункта 5 пункта 3 статьи 220 НК РФ), по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по фактически уплаченным процентам по кредиту в 2014 году изложены в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель заинтересованного лица Банк ВТБ 24 (ПАО) в судебное заседание не явился. О слушании дела уведомлен правильно и своевременно, с согласия участников процесса, суд рассмотрел дело без его участия в порядке ст. п.6 ст.226 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 1, 19 КАС РФ дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматриваются районными судами в порядке административного судопроизводства в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (глава 22). Административный иск поступил в районный суд в установленные сроки. Ходатайств о пропуске срока обращения от административного ответчика не поступило.
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 собственник жилого дома, назначение: жилое, 2-этажный (подземных этажей 1) общая площадь 230 кв.м., адрес объекта: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Основание для возникновения права: договор купли-продажи недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ. К договору купли-продажи недвижимости приложен акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано: «Отделочные работы не выполнены».
В техническом паспорте здания (строения) жилого дома, принадлежащего административному истцу, инвентарное дело № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выданном ГУП «Брянскоблинвентаризация» произведено описание конструктивных элементов, отражено, что внутренняя отделка данного объекта отсутствует.
Из справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ оперативным офисом «Брянский» филиала № Банка ВТБ 24 (ПАО), залогодержателем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> по месту требования следует, что объект недвижимости был передан сторонам по акту приема-передачи к договору купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ без внутренней отделки. От административного ответчика суду не представлено доказательств незаконности выдачи данной справки, что дает суду право оценить ее в совокупности с представленными стороной административного истца доказательствами.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Межрайонную ИФНС России №5 по Брянской области с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета предусмотренного ч.3 и ч.4 п.1, ст.220 НК РФ. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России №5 по Брянской области отказала административному истцу в удовлетворении заявления о предоставлении имущественного налогового вычета в сумме расходов на погашение процентов в соответствии с договором займа (исключены расходы связанные с приобретение строительных и отделочных материалов), а так же имущественного налогового вычета в сумме расходов на приобретение строительных и отделочных материалов и расходов, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в рамках ст.138 НК РФ обратилась с апелляционной жалобой в УФНС России по Брянской области.Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, рассмотрев апелляционную жалобу административного истца и применив подпункт 5 пункта 3 статьи 220 НК вынесло ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе в удовлетворении жалобы ссылаясь на необоснованно заявленные расходы, чем вызвано обращение в суд с административным иском.
Суд принимает доводы стороны административного истца и, соответственно, отклоняет доводы административного ответчика.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2000 000 рублей
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 220 НК РФ в фактические расходы на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться в том числе расходы на приобретение строительных и отделочных материалов, а так же расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке.
Состав отделочных работ в строительстве определен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) в группе 43.3 "Работы строительные отделочные", в которую, в частности, включаются работы штукатурные, столярные и плотничные работы, облицовку стен, устройство перегородок, потолков, полов, по установке дверей (кроме автоматических и вращающихся), окон, дверных и оконных рам из дерева или прочих материалов.
При этом к отделочным материалам могут быть отнесены все материалы, используемые при производстве вышеуказанных отделочных работ.
В соответствии с п.1 ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относится, в том числе жилой дом. Жилой дом - индивидуальноопределенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. ( пункт 2 статьи 16 ЖК РФ).
В соответствии с п.4. ст. 25.3. Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ на момент постройки дома и его регистрации) документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства являлся единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил такие документы самостоятельно.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также, в зависимости от вида объекта недвижимости, иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с Порядком технической инвентаризации регулируется законодательством, в том числе Постановлениями Правительства РФ от 13.10.1997 №1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", в результате технического учета (инвентаризации) происходит описание и индивидуализация реально существующего объекта недвижимого имущества, устанавливаются объективные границы недвижимости, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества.
Постановка жилого дома на кадастровый или технический учет, и выдача кадастрового паспорта для дальнейшей регистрации жилого дома не связаны с выполнением в жилом доме внутренних отделочных работ, однако наличие или отсутствие таких работ может отражаться в техническом плане. Разделом II Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Однако, из указанного Положения не усматривается, что признание помещения жилым ставиться в зависимость от наличия или отсутствия в таком помещении внутренних отделочных работ.
Жилой дом был поставлен на кадастровый учет (на основании технического паспорта) и регистрация права собственности на него была проведена не зависимо от наличия или отсутствия внутренних отделочных работ. Единственным подтверждением наличия или отсутствия отделочных работ на период регистрации объекта недвижимости и последующей его продажи является кадастровый (технический) паспорт на указанный объект (содержащий его описание), а так же акт приема -передачи, подтверждающий состояние объекта на момент его передачи.
В соответствии с ч.4.п.1.ст.220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
При вынесении решений Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ налоговые органы, ошибочно применили подпункт 5 пункта 3 статьи 220 НК РФ и исключили расходы на приобретение строительных материалов из имущественного налогового вычета.
По смыслу ч.3.п.3.ст.220 НК РФ в фактические расходы на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома включаются расходы на приобретение строительных и отделочных материалов.
В состав вычета включаются суммы процентов, уплаченных только по целевому Займу (кредиту) (Подпункт 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). То есть в договоре должно быть указано, что заемщик обязуется потратить деньги именно на приобретение жилья, а также на покупку отделочных материалов и на оплату ремонтных работ, если по договору купли-продажи объект недвижимости продается без отделки (Пункт 1 ст. 814 ГК РФ)
Предоставляется он только в отношении одного объекта недвижимого имущества в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000 руб.
Сумма платежей в погашение процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному административным истцом с банком за весь срок пользования кредитом составит 5.988.077,85 рублей
Соответственно льгота по НДФЛ составит 3.000.000*13%= 390.000 рублей. Расчет судом проверен и принимается. Возражений против расчет в материалах дела не имеется.
Суд приходит к выводу, что начиная с 2014 года административный истец имеет право заявлять процентный вычет за каждый год до тех пор, пока не погасит кредит или не получит вычет в полной сумме.
Истцом в налоговый орган были предоставлены документы подтверждающие уплату в 2014 году процентов в сумме 519.818,99 рублей по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ№ с Банк ВТБ 24 (ЗАО).
В силу ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
В нарушение налогового законодательства административным ответчиком представленные административным истцом документы на имущественный налоговый вычет не приняты во внимание. Отказ носит незаконный характер, привел к нарушению баланс прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, нарушает имущественные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 227, 297-298 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонная ИФНС России №5 по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части необоснованного увеличения налогового вычета в сумме 67.728 рублей на приобретение строительных и отделочных материалов и расходов на погашения процентов по целевым кредитам.Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы на решение Межрайонная ИФНС России №5 по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части необоснованного увеличения налогового вычета в сумме 67.728 рублей на приобретение строительных и отделочных материалов и расходов на погашение процентов по целевым кредитам.
Обязать Межрайонную ИФНС России №5 по Брянской области предоставить ФИО1 имущественный налоговый вычет в сумме расходов на приобретение строительных и отделочных материалов и расходов, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке, а так же имущественный налоговый вычет в сумме расходов на погашение процентов в соответствии с договором займа, предоставленного для приобретения жилого дома (в том числе его отделки) в срок по вступлению решения в законную силу.
Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области сообщить об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.В. Лабеко