НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Брянского областного суда (Брянская область) от 28.10.2020 № 3А-1069/20

дело № 3а-1069/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 28 октября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Кравцовой М.В.,

с участием представителя административного истца Новикова К.А., представителя административного ответчика департамента здравоохранения Брянской области Исаковой И.О, представителя заинтересованного лица Правительства Брянской области Черниковой С.И. и представителя заинтересованного лица департамента финансов Брянской области Малаева С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Брянской области об оспаривании в части приказа департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 «Об установлении выплат работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств областного бюджета»,

У С Т А Н О В И Л :

Приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 «Об установлении выплат работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств областного бюджета» утверждены Порядок установления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации согласно приложению N 1 к настоящему приказу; Порядок установления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств областного бюджета согласно приложению N 2 к настоящему приказу; Порядок установления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

Прокурор Брянской области обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части указанного приказа департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 ( далее - приказ № 460), ссылаясь на несоответствие отдельных норм данного приказа требованиям действующего федерального законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что абзацем 1 пункта 3 Порядка № 1, утвержденного оспариваемым приказом, установлено, что размер выплаты за счет средств иного межбюджетного трансферта устанавливается по основной должности, а также по должности, занятой в порядке совместительства (срочный трудовой договор) за фактически отработанное время, в абзаце 3 пункта 3 Порядка № 1 указано, что выплата устанавливается с первого дня оказания медицинской помощи, абзацем 4 пункта 3 Порядка № 1 предусмотрено, что выплата работникам, оказывающим и участвующим в оказании, а также обеспечивающим условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, устанавливается ежемесячно с момента поступления граждан, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция. Вместе с тем, ни Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 ( далее - Правила № 415), ни иные нормативные правовые акты в указанной сфере, не содержат конкретной нормы регламентирующей порядок определения и исчисления периода работы, за который необходимо производить выплаты. Данные правоотношения должны быть урегулированы локальным актом непосредственно медицинской организации в самостоятельном порядке.

Считает, что закрепление в абзаце 3 пункта 3 Порядка № 1 понятия «непосредственного» лечения граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, влекущего за собой назначение стимулирующих выплат только медицинским работникам, обеспечивающим непосредственное лечение указанной категории граждан в ходе оказания первичной медико-санитарной помощи, противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации № 415 от 02 апреля 2020 года, т.к. Правила № 415 не распространяют свое действие на такую категорию медицинских работников.

Кроме того, проверкой оспариваемого приказа выявлено отсутствие правового регулирования порядка осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь «лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», в то время как такая категория медицинских работников предусмотрена Правилами № 415, в связи с чем полагает необходимым приведение приказа № 460 в соответствие с Правилами № 415.

Просит признать противоречащими Правилам № 415 абзац 3 пункта 3 Порядка № 1, утвержденного приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460, в части слов «непосредственного» и «выплата устанавливается с первого дня оказания медицинской помощи», и абзац 4 пункта 3 Порядка № 1, утвержденного названным приказом, в части слов «с момента поступления граждан, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция»; признать недействующим приказ № 460 в части отсутствия в нем правового регулирования порядка оказания стимулирующих выплат медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией; привести абзац 3 пункта 3 Порядка № 1, утвержденного приказом от 24 апреля 2020 года № 460, в соответствие с Правилами № 415, исключив слова «непосредственного» и «выплата устанавливается с первого дня оказания медицинской помощи»; привести абзац 4 пункта 3 Порядка № 1, утвержденного приказом от 24 апреля 2020 года № 460, в соответствие с Правилами № 415, исключив слова «с момента поступления граждан, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция».

В ходе рассмотрения административного дела административный истец уточнил заявленные требования, просит признать недействующими с момента издания абзац 2 пункта 3 Порядка № 1, утвержденного приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460, в части слов «Выплата устанавливается единожды и не устанавливается в следующих периодах (за исключением вновь выявленного случая заболевания новой коронавирусной инфекцией)»; абзац 3 пункта 3 Порядка № 1, утвержденного приказом от 24 апреля 2020 года № 460, в части слов «непосредственного лечения»; абзац 4 пункта 3 Порядка № 1, утвержденного приказом от 24 апреля 2020 года № 460, в части слов «ежемесячно, с момента поступления граждан, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция»; пункт 3 Порядка № 1, утвержденного указанным приказом № 460 в той мере, в которой в нем отсутствует правовое регулирование порядка установления стимулирующих выплат медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансирования обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административным истцом дополнительно указано, что пунктом 10 Правил № 415 определены медицинские и иные работники, а также учреждения здравоохранения, работа в которых, при условии оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения ею, дает право на получение стимулирующих выплат. Это медицинский персонал скорой помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад (подпункты «а»-«в» пункта 10 Правил № 415), медицинский персонал и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (подпункты «г»-«е» пункта 10 Правил № 415), медицинский персонал и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях ( подпункты «ж»-«и» пункта 10 Правил № 415).

Ссылаясь на положения статьи 33 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», считает, что право на получение стимулирующих выплат имеют медицинский персонал и медицинские работники с высшим(немедицинским) образованием: фельдшеры, акушеры и другие медицинские работники со средним медицинским образованием; врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры, врачи-педиатры участковые и врачи общей практики (семейные врачи), врачи-специалисты, оказывающие первичную медико-санитарную помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Кроме того, статьей 34 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Таким образом, медицинский персонал и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, т.е. в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, имеют право на получение стимулирующих выплат.

Считает, что поскольку в постановлении № 415 отсутствует формулировка «непосредственное лечение», а используется формулировка «оказание медицинской помощи», то использование в абзаце 3 пункта 3 Порядка № 1 формулировки «непосредственное лечение» сужает категорию лиц из числа медицинского персонала и медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, которые оказывают медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения ею, только категорией, которая лечит граждан от коронавирусной инфекции. При этом медицинский персонал, оказывающий помощь по своему профилю, например, врачи-специалисты, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, и врачи-специалисты, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, необоснованно лишены права на получение стимулирующих выплат.

Кроме того, административный истец полагает, что позиция департамента здравоохранения Брянской области о наличии права на получение стимулирующих выплат только у медицинского персонала стационара и поликлиники, оказывающего медицинскую помощь больному уже с подтвержденными диагнозом «коронавирусная инфекция», не согласуется с Правилами № 415, в которых отсутствует указание на подтвержденный диагноз, а также с утвержденными Минздравом России Временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (СОVID-19).Версия8 (03.09.2020)», которые предусматривают подозрительный на СОVID-19 случай, вероятный (клинически подтвержденный) случай СОVID-19 и подтвержденный случай.

Считает, что абзацы 2-4 пункта 3 Порядка № 1 вопреки постановлению № 415 не содержат такой категории как «лица из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», за оказание медицинской помощи которым медицинский персонал и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием имеют право на получение стимулирующей выплаты, что не согласуется с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373, согласно которым в целях предотвращения распространения новой коронавирсуной инфекции ведется информационный ресурс, в котором наряду с другими сведениями, учитывается информация о медицинских работниках, которым установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в связи с оказанием ими медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). При этом лица из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией определены пунктом 1.4 Приложения № 2, пунктом 1.2 Приложения № 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н, и к ним отнесены: лица в возрасте старше 60 лет, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременные женщины.

Кроме того, административный истец полагает, что абзацы 2-4 пункта 3 Порядка № 1 в оспариваемой части противоречат пункту 11 Правил № 415, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, и статьям 91, 106, 107, 121 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно пункту 11 Правил № 415 стимулирующая выплата устанавливается за фактически отработанное время, а исходя из положений трудового законодательства, фактически отработанное время включает в себя непосредственное выполнение работником трудовой функции, за исключением периода временной нетрудоспособности, а также времени отдыха, поскольку работник в указанные периоды трудовую деятельность не осуществляет.

В судебном заседании представитель административного истца Новиков К.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и в уточнениях административного искового заявления.

Представитель административного ответчика департамента здравоохранения Брянской области Исакова И.О. административный иск не признала, ссылаясь на то, что оспариваемые административным истцом положения приказа № 460 Правилами № 415 не урегулированы, а в соответствии с пунктом 11 Правил № 415 отнесены к компетенции медицинской организации. Считает, что исключение понятия «непосредственно» из пункта 3 Порядка № 1, утвержденного оспариваемым приказом № 460, послужит основанием для производства необоснованных выплат всем работникам подразделений, оказывающим и участвующим в оказании первичной медико-санитарной помощи, независимо от факта лечения граждан, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция, что будет противоречить Правилам № 415. Период, на который устанавливаются выплаты, не определен, однако Минздрав Российской Федерации рекомендует устанавливать их на каждый месяц с начала оказания медицинской помощи в подразделении пациентам, зараженным COVID-19.

Полагает, что административным истцом не принято во внимание, что по смыслу Правил № 415, их действие распространяется на медицинских работников, которые участвуют в оказании помощи больным коронавирусной инфекцией, а не на медицинских работников, которые оказывают помощь различным группам населения, не зараженным COVID-19. Понятие «группа риска» не раскрыто законодателем в Правилах № 415, а приказом № 198н данное понятие не определено в целях применения указанных Правил, при этом в письме Минздрава Российской Федерации от 06 мая 2020 года к группе риска отнесены медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19: врачи-рентгенологии, врачи-патологоанатомы, врачи-эпидемиологи, помощники врачей-эпидемиологов, медицинские работники клинико-диагностических лабораторий, в том числе специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами-специалистами. Считает, что произвольное толкование понятия «группа риска» и расширение таким образом Правил № 415 на неопределенный круг лиц, приведет к неэффективному и необоснованному расходованию бюджетных средств. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица Правительства Брянской области Черникова С.И. считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что основаниями назначения выплат стимулирующего характера являются особые условия труда и дополнительная нагрузка на медицинских работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь гражданам, с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Иные правовые основания, которые позволяли бы распространить действие Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку на медицинских работников, которые оказывают медицинскую помощь, не связанную с оказанием медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, отсутствуют. Считает необоснованными доводы административного истца об отсутствии нормы, регламентирующей порядок определения исчисления периода работы, за который необходимо производить выплаты, поскольку согласно разъяснениям Минздрава Российской Федерации рекомендовано устанавливать выплату стимулирующего характера на каждый месяц с начала оказания медицинской помощи в подразделении гражданам, у которых выявлена новая коронарвирусная инфекция. Таким образом, круг лиц, имеющих право на получение выплат стимулирующего характера из федерального бюджета, а также период, установленный оспариваемым приказом для начала начисления выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам в рамках Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, являющимся стороной Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, и осуществляющим контроль за соблюдением субъектом условий предоставления иного межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных Соглашением.

Представитель заинтересованного лица департамента финансов Брянской области Малаев С.С. поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск, пояснив, что распоряжениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 852-р, от 28 мая 2020 года № 1405-р и от 25 июня 2020 года № 1673-р Брянской области распределен иной межбюджетный трансферт, предоставляемый в 2020 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, на общую сумму 150 228 600 руб. Полагает, что оснований для удовлетворения требований административного истца по доводам, изложенным в административном иске и в уточнениях административного искового заявления, не имеется.

Заинтересованное лицо Министерство здравоохранения Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Заинтересованное лицо управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель управления не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено. В представленном в суд письменном отзыве на административный иск начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области Рудакова Н.Е. считает доводы прокурора Брянской области, изложенные в уточненном административном исковом заявлении, обоснованными, просит удовлетворить заявленные требования.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц Министерства здравоохранения Российской Федерации и управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.2 Положения о департаменте здравоохранения Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 76, департамент здравоохранения Брянской области (далее - департамент) является исполнительным органом государственной власти Брянской области, участвующим в формировании и проведении единой государственной политики в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, мобилизационной подготовки здравоохранения, разработки региональных государственных программ, координации деятельности в этой сфере исполнительных органов государственной власти Брянской области.

Департамент здравоохранения Брянской области подотчетен Правительству Брянской области и Министерству здравоохранения Российской Федерации.

В области создания нормативно-правовой базы и методического обеспечения департамент здравоохранения Брянской области организует подготовку законодательных инициатив Правительства Брянской области, участвует в создании нормативной правовой базы по закрепленной сфере деятельности, издает нормативные правовые акты в пределах компетенции.

В соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2014 года N 89-З «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Брянской области» постановлением Правительства Брянской области от 22 января 2016 года № 34-п утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Брянской области, пунктом 5.9 которого предусмотрено, что размер выплат стимулирующего характера за дополнительную медицинскую помощь определяется по основной должности, должности, занимаемой в порядке совместительства, за фактически отработанное время, с учетом критериев и показателей оценки эффективности деятельности указанных категорий работников, утверждаемых приказом департамента здравоохранения Брянской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 (ред. от 29 мая 2020 года ) утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией ( далее – Правила № 415).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 (ред. от 07 октября 2020 года) утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 ( далее – Правила № 484).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 415 условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов являются: а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигновании на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты; б) заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа с использованием государственной интегрированной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

13 апреля 2020 года в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Правилами от 02 апреля 2020 года № 415 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 852-р между Министерством здравоохранения Российской Федерации (Министерство) и Правительством Брянской области (Субъект) заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2020 году бюджету Брянской области иного межбюджетного транферта, имеющего целевое назначение, на софинансирование, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству, как получателю средств федерального бюджета.

Согласно данному Соглашению контроль за соблюдением Субъектом условий предоставления иного межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных Соглашением, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации, которое обязуется направлять разъяснения Субъекту по вопросам, связанным с исполнением настоящего Соглашения, при этом Субъект обязуется обеспечивать предоставление в Министерство документов и материалов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением Субъектом условий предоставления иного межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, в том числе данных бухгалтерского учета и первичной документации, связанных с исполнением Субъектом условий предоставления иного межбюджетного трансферта (пункты 4.1.2, 4.14, 4.3.3 Соглашения).

В соответствии с пунктами 6.1.1, 6.1.3 указанного Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) настоящего Соглашения и предоставление отчетности, является департамент здравоохранения Брянской области, который представляет в Министерство отчет о начислении выплат стимулирующего характера в учреждениях, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления субъекта Российской Федерации, за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

В соответствии с указанными выше постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 и от 12 апреля 2020 года № 484 приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 «Об установлении выплат работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств областного бюджета» утверждены Порядок установления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации согласно приложению N 1 к настоящему приказу; Порядок установления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств областного бюджета согласно приложению N 2 к настоящему приказу; Порядок установления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

Приказ департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 опубликован в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», N 3, 30 июня 2020 года в соответствии с требованиями части 1 статьи 29 Закон Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области».

Таким образом, приказ департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 «Об установлении выплат работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств областного бюджета» является нормативным правовым актом, принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и опубликован в установленном порядке, что не оспаривается административным истцом.

На момент рассмотрения административного иска указанный приказ департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 действует в редакциях приказов департамента здравоохранения Брянской области от 26 мая 2020 года № 508, от 08 июня 2020 года № 535 и от 10 августа 2020 года № 748.

Проверяя содержание приказа департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 в части, оспариваемой административным истцом, на предмет соответствия федеральному законодательству, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 Правил № 415, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, данные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением г.Москвы), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее соответственно – иные межбюджетные трансферты, выплаты стимулирующего характера).

Согласно пункту 10 указанных Правил № 415 средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах:

а) врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад, - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

б) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты), - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

в) фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

г) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

д) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

е) младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи, - 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

ж) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

з) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

и) младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

Локальными нормативными актами медицинской организации устанавливаются: а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера ( пункт 11 Правил № 415).

В соответствии с пунктом 12 Правил № 415 субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373 утверждены Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19), пунктом 2 которых предусмотрено, что в информационном ресурсе (COVID-19) ведется учет:

а) информации о лицах с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе о лицах, являющихся носителями возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19), лицах с признаками пневмонии, госпитализированных лицах, больных гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (далее - пациенты), а также данных о количестве случаев заболевания гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, лечение которых проводилось в амбулаторных условиях;

б) информации о лицах, контактировавших с лицами с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе с лицами, являющимися носителями возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также с лицами с признаками пневмонии (далее - контактировавшие лица);

в) информации о лицах, находящихся на карантине, в том числе в связи с прибытием из стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - наблюдаемые лица);

г) информации о лицах, иммунизированных с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

д) информации о медицинских работниках, которым установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в связи с оказанием ими медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), медицинских и иных работниках, которым установлены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ в связи с непосредственным участием в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - медицинские и иные работники, которым установлены стимулирующие выплаты);

е) информации о медицинских и иных организациях (их структурных подразделениях) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организациях, работники которых имеют право на получение специальной социальной выплаты в связи с оказанием медицинской помощи (участием в оказании, обеспечением оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактированием с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - медицинские и иные организации, работники которых имеют право на получение специальной социальной выплаты).

Из взаимосвязанных положений Порядка № 415, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, и Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373, следует, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID -19, внесенным в информационный ресурс (COVID -19), в соответствии с указанными Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19).

Таким образом, действие Правил № 415 распространяется на медицинских работников, которые непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи больным с подтвержденным диагнозом COVID -19, а не на всех медицинских работников, которые оказывают помощь различным группам населения, не зараженным COVID-19. Правовых оснований, которые позволяли бы распространить действие указанных Правил № 415 в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку на медицинских работников, которые оказывают медицинскую помощь, не связанную с оказанием помощи лицам с подтвержденным диагнозом COVID -19, в данном случае не имеется.

При этом Перечень должностей медицинских работников, указанных в пункте 10 Правил № 415, не является исчерпывающим и определяется в каждой медицинской организации локальным нормативным актом.

Судом установлено, что в соответствии с пунктом 1 Порядка установления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации согласно приложению N 1 к настоящему приказу, утвержденного приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 (далее - Порядок № 1), настоящий Порядок разработан в целях установления и осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - выплаты), за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - средства иного межбюджетного трансферта).

Категории работников, имеющих право на установление выплат, и их размер за счет средств иного межбюджетного трансферта установлены пунктом 2 названного Порядка № 1:

а) врачи скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад, - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Брянской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (20169,60 рубля);

б) средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи (фельдшера скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты), - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Брянской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (10084,80 рубля);

в) фельдшера (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Брянской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (5042,40 рубля);

г) врачи подразделений, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачи-инфекционисты, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-педиатры, врачи-педиатры участковые, врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи-пульмонологи), - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Брянской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (20169,60 рубля);

д) средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе средний медицинский персонал фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Брянской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (10084,80 рубля);

е) младший медицинский персонал, обеспечивающий условия для оказания первичной медико-санитарной помощи, - 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Брянской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (5042,40 рубля);

ж) врачи, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачи-инфекционисты, врачи-анестезиологи-реаниматологи), - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Брянской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (25212,00 рублей);

з) средний медицинский персонал, участвующий в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Брянской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (12606,00 рублей);

и) младший медицинский персонал, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Брянской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (7563,60 рубля).

Согласно пунктам 4 и 5 Порядка № 1 в целях предоставления бюджетных ассигновании за счет средств иного межбюджетного трансферта учреждения, подведомственные департаменту здравоохранения Брянской области (далее - учреждения) представляют в департамент здравоохранения Брянской области (далее - департамент) в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным, заявку о предоставлении субсидии на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - заявка) по форме согласно приложениям N 1 к настоящему Порядку.

К заявке прилагается проект локального нормативного акта учреждения, в котором устанавливаются: а) перечень наименований подразделений учреждения, работа в которых дает право на установление выплаты за фактически отработанное время; б) перечень должностей медицинских работников (работников) подразделений учреждения, работа в которых дает право на установление выплаты за фактически отработанное время; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Таким образом, анализ Порядка № 1, утвержденного приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460, в части определения категорий работников, имеющих право на установление стимулирующих выплат, и их размера за счет средств иного межбюджетного трансферта, свидетельствует о соответствии его положений положениям Порядка № 415, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого Порядка № 1 требованиям федерального законодательства в той мере, в которой в нем отсутствует правовое регулирование порядка установления стимулирующих выплат медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, к которым, по мнению административного истца, относятся лица в возрасте старше 60 лет, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременные женщины, суд находит необоснованными.

Как указано выше, Порядком № 415, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, определена категория лиц, имеющих право на стимулирующие выплаты, к которым относятся медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID -19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373, а не все медицинские работники, которые оказывают помощь различным группам населения, не зараженным COVID -19.

При этом, исходя из писем Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 мая 2020 года № 16-3/И/2-5951, от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965, от 10 июня 2020 года № 16-3/И/2-8198, в которых даны разъяснения о порядке осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, к лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, на которых распространяются стимулирующие выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, относятся медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, а также медицинские работники, работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе: врачи-рентгенологи; врачи-патологоанатомы; врачи-эпидемиологи; медицинские работники клинико-диагностических лабораторий; лица с высшим (немедицинским) образованием (биологи клинико-диагностических лабораторий, медицинские психологи); средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами-специалистами.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

Согласно пункту 6.6 названного Положения Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства, в части оказания государственных услуг и управления государственным имуществом.

Кроме того, в соответствии с пунктами 4.1.2 и 4.1.4 названного выше Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением условий предоставления иного межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных Соглашением, и обязуется направлять разъяснения по вопросам, связанным с исполнением настоящего Соглашения.

Таким образом, к лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в рамках применения Правил № 415 относятся медицинские работники, которые контактируют с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с зараженным COVID-19 биоматериалом в результате осуществления своей профессиональной деятельности.

Доводы административного истца о том, что лица из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией определены пунктом 1.4 Приложения № 2, пунктом 1.2 Приложения № 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н, и к ним отнесены: лица в возрасте старше 60 лет, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременные женщины, являются несостоятельными.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н утверждены Временный порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 согласно приложению № 2, и Временный порядок организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 согласно приложению № 3.

В соответствии с пунктами 1 и 1.4 указанного Временного порядка организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 ( приложение № 2) руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (далее - медицинские организации, оказывающие скорую помощь) предписано организовать работу медицинских организаций, оказывающих скорую помощь с приоритетом оказания ее пациентам с симптомами ОРВИ, в том числе лицам из групп риска (лица в возрасте старше 60 лет, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременные женщины).

Согласно пунктам 1 и 1.2 Временного порядка организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (приложение № 3) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (далее - медицинские организации), принимают меры по выявлению пациентов с симптомами ОРВИ, в том числе из групп риска (лиц в возрасте старше 60 лет, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременных женщин) и оказанию им медицинской помощи.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что понятие «лица из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», используемое в Правилах № 415, которыми устанавливаются цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и понятие «лица из групп риска (лица в возрасте старше 60 лет, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременные женщины)», используемое в указанных выше Временных порядках организации оказания медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции, несут разную смысловую нагрузку, подразумевая риск наступления различных последствий, в связи с чем не являются тождественными.

Проверив доводы административного истца о несоответствии требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, абзацев 2-4 пункта 3 Порядка № 1, утвержденного приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460, суд приходит к следующему.

Как следует из приведенных выше положений пункта 11 Правил № 415, выплаты стимулирующего характера осуществляются за фактически отработанное время.

Согласно информации, изложенной в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965, это означает, что выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой помощи) и осуществляется за фактически отработанное время по графику, т.е. за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 Порядка № 1, утвержденного приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460, размер выплаты за счет средств иного межбюджетного трансферта устанавливается по основной должности, а также по должности, занятой в порядке совместительства (срочный трудовой договор) за фактически отработанное время, что в полной мере соответствует положениям Порядка № 415 и согласуется с разъяснениями Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Порядка № 1 выплата работникам скорой медицинской помощи устанавливается в случае оказания медицинской помощи гражданам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция. Выплата для таких работников устанавливается и начисляется в следующем периоде (месяце) за отчетным периодом (месяце), в котором была выявлена новая коронавирусная инфекция. Выплата устанавливается единожды и не устанавливается в следующих периодах (за исключением вновь выявленного случая заболевания новой коронавирусной инфекции).

Абзацем 3 пункта 3 Порядка № 1 предусмотрено, что выплата работникам подразделений, оказывающим и участвующим в оказании первичной медико-санитарной помощи, осуществляется в случае непосредственного лечения граждан, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция. Выплата устанавливается с первого дня оказания медицинской помощи.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 Порядка № 1 выплата работникам, оказывающим и участвующим в оказании, а также обеспечивающим условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях устанавливается ежемесячно с момента поступления граждан, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция.

Исходя из положений пункта 11 Порядка № 415 срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера, т.е. начало периода оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и его окончание, устанавливается локальным нормативным актом медицинской организации.

В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 мая 2020 года № 16-3/И/2-5951 рекомендуется устанавливать выплату стимулирующего характера на каждый месяц с начала оказания медицинской помощи в подразделении гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.

Исходя из взаимосвязанных положений Порядка № 415, рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации, учитывая, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, т.е. больным с подтвержденным диагнозом COVID-19, суд приходит к выводу, что началом оказания медицинской помощи больному с указанным диагнозом в каждой медицинской организации является момент, когда в нее поступил первый больной COVID-19. Следовательно, абзацем 4 пункта 3 Порядка № 1 обоснованно предусмотрено, что выплата работникам, оказывающим и участвующим в оказании, а также обеспечивающим условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, устанавливается с момента поступления граждан, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция, при этом указанная выплата носит ежемесячный характер, т.е. устанавливается на каждый месяц с начала оказания медицинской помощи в подразделении медицинской организации гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.

Доводы административного истца о том, что в Порядке № 415 отсутствует формулировка «непосредственное лечение», а используется формулировка «оказание медицинской помощи» не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений Порядка № 1 названному Порядку № 415.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Таким образом, оказание медицинской помощи включает в себя предоставление медицинских услуг, т.е. медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний и т.д., к которым, в соответствии с указанной нормой закона относится и лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

С учетом изложенного, оспариваемые административным истцом положения пункта 3 Порядка № 1 в части слов: «непосредственного лечения» (абз.3) и «ежемесячно, с момента поступления граждан, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция» (абз.4) соответствуют Порядку № 415, которым определены условия и порядок предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

Указание в абзаце 3 пункта 3 Порядка № 1 о том, что «Выплата устанавливается единожды и не устанавливается в следующих периодах (за исключением вновь выявленного случая заболевания новой коронавирусной инфекции)» не свидетельствует о противоречии данных положений Порядку № 415, поскольку согласно толковым словарям русского языка под ред.Ушакова Д.Н. и под ред.Ожегова С.И. значение слова «единожды» определяется, как - один раз. Соответственно в контексте оспариваемых положений, указание на то, что стимулирующие выплаты устанавливаются единожды, т.е. один раз в периоде (месяце) и не устанавливаются в следующих периодах (месяцах), за исключением, если в следующем периоде будет вновь выявлен случай заболевания новой коронавирусной инфекцией, не противоречит требованиям федерального законодательства, а напротив, конкретизирует порядок осуществления стимулирующих выплат, исключая возможные нарушения норм бюджетного законодательства.

На основании изложенного, с учетом указанных выше требований федерального законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления прокурора Брянской области о признании недействующим в части приказа департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 «Об установлении выплат работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств областного бюджета».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления прокурора Брянской области об оспаривании в части приказа департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 «Об установлении выплат работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств областного бюджета» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская