НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Брянского областного суда (Брянская область) от 18.05.2022 № 3А-768/2021

Дело № 3а-768/2021

УИД 32OS0000-01-2022-000366-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2022 года г. Брянск

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.

при секретаре Пешей Е.В.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации общественного объединения – Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации общественного объединения – Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил (далее – Общественное объединение, Региональное отделение, Отделение), ссылаясь на то, что в результате анализа сведений, поступивших в Управление, в деятельности общественного объединения – Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.

Так, в нарушение требований абзаца 9 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту – Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ) Общественным объединением в установленный срок не представлены в Управление документы об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общественного объединения. Выявленные нарушения явились основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ в адрес общественного объединения – Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил предупреждения о недопустимости нарушений законодательства Российской Федерации, в котором установлен срок для устранения выявленных нарушений – до 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, в нарушение требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ Общественным объединением в установленный срок не представлены в Управление документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о новом адресе Общественного объединения. В связи с необходимостью устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес общественного объединения – Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил вынесено предупреждение о недопустимости нарушений законодательства Российской Федерации, в котором установлен срок для устранения выявленных нарушений – до 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

Нарушения, послужившие основаниями для вынесения предупреждений, в установленный срок устранены не были.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступило письмо представителя Общественного объединения по доверенности ФИО2 с указанием на то, что работа по устранению выявленных нарушений Общественным объединением ведется, и просьбой продлить срок для устранения нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ в результате рассмотрения поступившего ходатайства, срок для устранения выявленных в деятельности Общественного объединения нарушений (по адресу и руководителю) продлен до 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по состоянию на 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о новом адресе и руководителе Общественного объединения в Управление не поступали.

На основании изложенного, административный истец просит суд ликвидировать общественное объединение – Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области ФИО1 заявленные требования поддержала, просила ликвидировать общественное объединение – Брянское региональное отделение Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указала, что решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ во внесении изменений в сведения о Брянском региональном отделении Российского общественного благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных Сил, содержащихся в ЕГРЮЛ, отказано.

В направленных в адрес суда возражениях председатель Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил ФИО3 просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

В ходатайстве о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области начальник инспекции ФИО4 указывает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общественное объединение – Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил не имеет задолженности перед налоговым органом. Решений о предстоящем исключении указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц, в рамках статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не принималось, записей о недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц не имеется.

Представители административного ответчика общественного объединения – Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил, заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителя заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

От представителя Российского общественного благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил ФИО5 поступило ходатайство о предоставлении Брянскому региональному отделению Российского фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил возможности повторной подачи документов в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области для внесения изменений в ЕГРЮЛ, которое расценивается судом как ходатайство об отложении слушания дела.

Изучив заявленное ходатайство, суд, учитывая сроки рассмотрения дела, то, что ранее судебное заседание уже откладывалось для представления административному ответчику времени для обращения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области, не находит оснований для его удовлетворения и отложения судебного разбирательства по делу.

Принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения и разрешения заявленного требования, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области ФИО1, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Согласно части 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статья 5 указанного Федерального закона определяет, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в форме общественного фонда. Общественным фондом является один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (статья 10 Федерального закона от 19 мая 1995 № 82-ФЗ).

Как следует из материалов дела, общественное объединение – Брянское региональное отделение Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций – , ОГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Адрес (место нахождения) Регионального отделения, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц - <адрес>.

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Отделения, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, является председатель правления – ФИО10.

Из представленных административным истцом документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило письмо супруги председателя правления Общественного объединения о том, что ФИО10. умер. Данные обстоятельства также подтверждаются копией письма и копией свидетельства о смерти ФИО10 серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ от Брянской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов в адрес Управления поступило сообщение о том, что по адресу: <адрес> зарегистрированы и действуют Брянская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и Брянская городская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения. В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй).

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с абзацем 9 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

В силу пунктов «в», «л» части 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, а также сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.

В нарушение приведенных законоположений Отделением не представлены документы об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от его имени и об адресе (месте нахождения) своего постоянно действующего руководящего органа.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Управление в адрес общественного объединения – Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил вынесло предупреждения и с указанием перечисленных нарушений действующего законодательства и предоставлением срока для их устранения до 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения ходатайства представителя Общественного объединения ФИО2 срок для устранения выявленных в деятельности Общественного объединения нарушений (по адресу и руководителю) был продлен до 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

Все предупреждения были направлены Управлением по адресу (месту нахождения) Отделения, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, а также в адрес места нахождения и на электронную почту Российского общественного благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил, структурным подразделением которого является Отделение, но были возвращены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области организацией связи истечении срока хранения.

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно требованиям абзаца 2 части 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что направленные в адрес Общественного объединения предупреждения считаются доставленными.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ письмо Управления получено Российским общественным благотворительным фондом ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил, структурным подразделением которого является Отделение.

Однако, по состоянию на 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о новом адресе и руководителе Общественного объединения в Управление не поступали.

С целью устранения нарушений действующего законодательства, указанных в предупреждениях, Брянским региональным отделением Российского общественного благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области представлены документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

На основании экспертизы указанных документов, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области принято решение об отказе во внесении изменений сведений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, допущенные нарушения действующего законодательства Брянским региональным отделением Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил до настоящего времени не устранены.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (абзац 3).

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпунктах 3, 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации (часть 3 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ).

Уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, который вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений, является управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (подпункты 65 и 74 пункта 6 раздела 2 Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 26).

На основании изложенного, оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными, поскольку общественным объединением – Брянским региональным отделением Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил допущены грубые нарушения требований действующего законодательства.

В данном случае ликвидация общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах является соразмерной допущенным Организацией нарушениям.

Таким образом, суд считает административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации общественного объединения – Брянского регионального отделения Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил, удовлетворить.

Ликвидировать общественное объединение – Брянское региональное отделение Российского благотворительного фонда ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных сил (учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций – , ОГРН от ДД.ММ.ГГГГ) и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 1 июня 2022 года.

Председательствующий Е.М. Бурлина