НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Брянского областного суда (Брянская область) от 09.11.2020 № 3А-1530/19

Дело № 3а-1530/2019

32ОS0000-01-2020-001061-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 9 ноября 2020 г.

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Горбарчука С.А.,

при секретаре Бурлуцкой А.В.,

с участием представителя административного истца Герцева С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации некоммерческой организации – Регионального общественного фонда «Поддержки экономического партнерства»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (далее - Управление) обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации – Регионального общественного фонда «Поддержки экономического партнерства» (далее – Фонд) и об исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на грубые и неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации.

Региональный общественный фонд «Поддержки экономического партнерства» зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области при создании 29 октября 2001 г., учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций – , ОГРН от 31 декабря 2002 г.

Фонд осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного протоколом № 1 от 10 октября 2001 г. собранием учредителей и участников Фонда.

Адрес места нахождения Фонда, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц – <адрес>.

Лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени Фонда, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, являются Президент Котов Александр Викторович и Председатель Совета Федоткин Иван Тимофеевич.

Административный истец указывает, что в результате анализа материалов учетного дела Фонда, установлено, что Фондом в 2019 году нарушены требования законодательства Российской Федерации, а именно:

- в нарушение требований абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Фонд не информировал орган, принимающий решение о государственной регистрации общественных объединений, о продолжении своей деятельности в 2018 году;

- в нарушение требований абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Фонд в установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» срок не представил сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, указанных в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании в 2018 году.

Управлением Фонду было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации от 8 мая 2019 г. № 32/03-1326 с установлением срока для устранения выявленных нарушений – до 18 час. 00 мин. 24 июля 2019 г. Данное предупреждение было направлено по адресу места нахождения Фонда, однако почтовое отправление было возвращено Управлению за истечением срока хранения. В связи с неполучением Фондом предупреждения, Управлением в адрес Фонда было направлено повторное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации от 25 июля 2019 г. № 32/03-2488, с установлением нового срока для устранения выявленных нарушений – до 18 час. 00 мин. 17 сентября 2019 г. Повторное предупреждение также не было получено Фондом.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 Советского судебного района г. Брянска от 21 октября 2019 г. по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, составленного 18 сентября 2019 г. Управлением в отношении Фонда за неисполнение предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации от 25 июля 2019 г. № 32/03-2488, Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Указанные нарушения требований законодательства Российской Федерации не устранены и в настоящее время.

Фондом в 2020 году нарушены требования законодательства Российской Федерации, а именно:

- в нарушение требований абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Фонд не информировал орган, принимающий решение о государственной регистрации общественных объединений, о продолжении своей деятельности в 2019 году;

- в нарушение требований абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Фонд в установленный п. 2 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» срок не представил сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, указанных в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании в 2019 году.

Управлением Фонду было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации от 16 июля 2020 г. № 32/03-2199 с установлением срока для устранения выявленных нарушений – до 18 час. 00 мин. 1 сентября 2020 г.

Указанное предупреждение было направлено в адрес Фонда, а также в адреса мест жительства лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени Фонда (Президента – Котова А.В. и Председателя Совета – Федоткина И.Т.).

Предупреждения, направленные в адрес Фонда и в адрес места жительства Президента получены не были.

Согласно сведениям с официального сайта Почты России, предупреждение, направленное в адрес места жительства Председателя Совета Фонда, получено адресатом 24 июля 2020 г.

В установленный срок нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, не были устранены.

При этом 2 сентября 2020 г. в адрес Управления поступило заявление Президента Фонда Котова А.В., согласно которому Фонд не осуществляет деятельность, устранить выявленные нарушения не в состоянии, не возражает против ликвидации Фонда в судебном порядке.

В связи с тем, что в деятельности Фонда Управлением выявлены неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации, административный истец просит ликвидировать Региональный общественный фонд «Поддержки экономического партнерства» и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области по доверенности Герцев С.П. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители административного ответчика Регионального общественного фонда «Поддержки экономического партнерства» - Котов А.В. и Федоткин И.Т., имеющие право действовать от имени Фонда без доверенности, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без его участия, указав при этом, что административный ответчик имеет задолженность перед бюджетом Российской Федерации в размере 2 рубля 48 копеек.

Принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения и разрешения заявленных требований, дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях»).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об общественных объединениях», ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 44 данного Федерального закона.

Абзацем 3 части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях», п.п. 65, 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. № 26 и Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации и, в том числе, обращаться в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области.

В соответствии с абз. 1 - 2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании п. 3.2. ст. 32 вышеуказанного закона, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

В силу абз. 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано: ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 установлены сроки представления некоммерческими организациями отчетности.

В силу п. 10 ст. 33 Федерального закона «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Судом установлено, что Фонд в нарушение положений ст. 33 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», неоднократно, а именно два раза (один раз в 2019 году и один - в 2020 году) не представил в Управление информацию о продолжении своей деятельности в 2019 году и 2020 году; в сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», которое действовало в 2019 году, приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», не представил сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, указанных в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании в 2019 году и 2020 году.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела.

Письмом от 2 сентября 2020 г. Президент Фонда Котов А.В. сообщил Управлению, что в штате Фонда отсутствует специалист по бухгалтерскому учету, Фонд финансовую деятельность не ведет, не представляется возможным направлять в Управление отчеты. Фонд не планирует вести какую-либо деятельность и не возражает о ликвидации Фонда в судебном порядке.

В соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Оценив совокупность представленных доказательств в контексте перечисленных правовых норм, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания Фонда прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Доказательств, свидетельствующих о деятельности Фонда, суду не представлено.

По смыслу ст. 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица возможна несколькими способами, при этом она считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Факт неоднократного нарушения Фондом требований законодательства Российской Федерации нашел свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела, поэтому суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 264, 265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации некоммерческой организации – Регионального общественного фонда «Поддержки экономического партнерства» удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию – Региональный общественный фонд «Поддержки экономического партнерства», учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций основной государственный регистрационный от 31 декабря 2002 г. и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2020 г.

Председательствующий

судья Брянского областного суда С.А. Горбарчук