�����������������
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 08 июля 2016 года
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Богородской Н.А.
при секретаре Чесаковой О.А.
с участием прокурора Пахомовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Клинцовский автокрановый завод» о признании недействующим приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1854 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы»,
У С Т А Н О В И Л :
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1854 утверждены результаты определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости для земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы».
АО «Клинцовский автокрановый завод» обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим названного приказа Управления имущественных отношений Брянской области с момента его издания, ссылаясь на то, что АО «Клинцовский автокрановый завод» является субъектом отношений, регулируемых приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1854, и в отношении него применен оспариваемый нормативный акт, поскольку административный истец имеет в собственности земельные участки, на территории городского округа «Город Клинцы», кадастровая стоимость которых была изменена.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемый нормативный акт принят Управлением имущественных отношений Брянской области в отсутствие надлежащих полномочий, противоречит пунктам 1 и 4 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктам 1 и 2 статьи 57 Устава Брянской области, статье 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил заявленные требования, просит признать приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1854 недействующим с момента его издания, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ применен в отношении административного истца, поскольку АО «Клинцовский автокрановый завод» имеет в собственности земельные участки на территории городского округа «Город Клинцы» и их кадастровая стоимость была увеличена. В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. Однако, административному ответчику в соответствии с Положением об Управлении имущественных отношений Брянской области было поручено только организовать государственную кадастровую оценку, т.е. провести комплекс мероприятий, предшествующих государственной кадастровой оценке земли, совершение действий, связанных с кадастровой оценкой административному ответчику поручено не было. Считает, что в связи с отсутствием полномочий у Управления имущественных отношений Брянской области на утверждение результатов кадастровой оценки земельных участков, в силу прямого указания закона, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
В судебном заседании представитель АО «Клинцовский автокрановый завод» ФИО1 уточненный административный иск поддержал.
Представитель Управления имущественных отношений Брянской области ФИО2 заявленные требования не признала, полагает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, т.к. оспариваемый административным истцом приказ утвержден Управлением имущественных отношений Брянской области в соответствии с предоставленными ему полномочиями по организации государственной кадастровой оценки земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы», в том числе, и по утверждению результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного иска АО «Клинцовский автокрановый завод» не имеется, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки определен главой III.1. Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со статьей 24.11. Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа Управления имущественных отношений Брянской области) понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, АО «Клинцовский автокрановый завод» на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные в гор.Клинцы Брянской области, с кадастровыми номерами 32:30:0020614:5, 32:30:0020902:47, 32:30:0010103:4, 32:30:0020614:4 и 32:30:0020902:48, категория земель - земли населенных пунктов.
Результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков утверждены оспариваемым административным истцом приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1854 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы».
Согласно статье 24.12. Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ).
В соответствии с частью 1 статьи 24.17. указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Исходя из положений названных правовых норм, утверждение результатов определения кадастровой стоимости относится к полномочиям заказчика работ по определению кадастровой стоимости, которым является орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти Брянской области формируются Губернатором Брянской области на основе системы исполнительных органов государственной власти Брянской области, установленной законом Брянской области. Компетенция исполнительных органов государственной власти Брянской области устанавливается в положениях об этих органах, которые утверждаются Губернатором Брянской области (статья 57 Устава Брянской области).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года № 92-З «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области» к исполнительным органам государственной власти Брянской области относятся: администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, департаменты Брянской области, управления Брянской области, комитеты Брянской области, инспекции Брянской области.
Органы исполнительной государственной власти Брянской области принимают приказы в пределах полномочий данных органов (часть 1 статьи 26 указанного Закона Брянской области).
Согласно Положению об Управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, в редакции Указа Губернатора Брянской области от 12 января 2015 года № 1, действовавшей на момент утверждения кадастровой стоимости земельных участков оспариваемым приказом, Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области (пункт 1.1), организует государственную кадастровую оценку земельных участков земель следующих категорий: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; объектов недвижимости (объектов капитального строительства) на территории Брянской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости (пункт 3.49).
Судом установлено, что приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 11 февраля 2015 года № 335, с учетом изменений внесенных приказом от 09 апреля 2015 года № 776, принято решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области по состоянию на 01 января 2015 года. Заказчиком работ по проведению кадастровой оценки земельных участков является Управление имущественных отношений Брянской области.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 10 апреля 2015 года № 785 создана рабочая группа по сопровождению государственной кадастровой оценки, проводимой в 2015 году на территории Брянской области.
14 апреля 2015 года филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области в Управление имущественных отношений Брянской области направлены перечни объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированные по состоянию на 01 января 2015 года, в отношении земельных участков, расположенных на территории Брянской области, относящихся, в том числе и к категории «земли населенных пунктов».
13 июля 2015 года между Управлением имущественных отношений Брянской области (заказчик) и ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» (исполнитель) заключен Государственный контракт № 13-Б на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области.
По результатам проведенных работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области исполнителем – ООО Брянский городской «Центр оценки и консалтинга» подготовлен отчет № 2015.13-Б-2015-02 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Брянской области. На указанный отчет саморегулируемой организацией «Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и экспертов» НП СРО «ЮСО» дано положительное заключение № П.15.09.21 от 26 ноября 2015 года.
26 ноября 2015 года приказом Управления имущественных отношений Брянской области № 1854 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы».
Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1854 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «город Клинцы» опубликован на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2015 года, что соответствует порядку, установленному частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области».
Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Доводы административного истца об отсутствии у Управления имущественных отношений Брянской области полномочий на утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы», суд находит необоснованными, поскольку, как установлено судом, Управление имущественных отношений Брянской области, являясь исполнительным органом государственной власти Брянской области, было наделено полномочиями по организации государственной кадастровой оценки земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, что согласно статье 24.11. Закона об оценочной деятельности включает в себя и утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
При этом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы», утверждены Управлением имущественных отношений Брянской области, являющимся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости указанных земельных участков, что соответствует положениям части 1 статьи 24.17. Закона об оценочной деятельности.
Проверив доводы административного истца о противоречии оспариваемого приказа Управления имущественных отношений Брянской области статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, суд находит их несостоятельными.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков.
Однако, учитывая, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оснований для признания оспариваемого приказа Управления имущественных отношений Брянской области не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации не имеется, поскольку, как следует из предписаний пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
На основании изложенного, с учетом указанных выше требований федерального законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления АО «Клинцовский автокрановый завод» о признании недействующим приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1854 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы».
Доводы административного истца о том, что оспариваемым приказом Управления имущественных отношений Брянской области увеличена кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в его собственности, что ведет к увеличению суммы земельного налога, подлежащего уплате АО «Клинцовский автокрановый завод», не подлежат рассмотрению в рамках настоящего административного дела. При этом административный истец не лишен права на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления АО «Клинцовский автокрановый завод» о признании недействующим приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1854 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская