НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Брянского областного суда (Брянская область) от 06.11.2020 № 3А-813/20

Дело № 3а-813/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 06 ноября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи областного суда Апокиной Е.В.,

при секретаре Бурлуцкой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ляпун Ларисы Олеговны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной,

у с т а н о в и л:

Ляпун Л.О. обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управлению Росреестра по Брянской области), ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», указывая, что ей на праве собственности принадлежит объект недвижимости:

Магазин, с кадастровым номером назначение: нежилое здание, общая площадь 222,9 кв.м.; расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2019 г. – 5 301 810, 44 руб.

Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость объекта недвижимости завышена, что влияет на размер уплачиваемого ею налога, просила суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете ООО «Оценка и Экспертиза» от 26.03.2020 года № 119/03-2020 по состоянию на 01.01.2019 г. - 1 460 000 руб.

Административный истец Ляпун Л.О., её представитель Понкрашова Т.Н., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», представители заинтересованных лиц: Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Мглинского района, Администрации Мглинского района Брянской области, заинтересованное лицо Ляпун В.А. в суд не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, в соответствие со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав представленные суду доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, административному истцу Ляпун Л.О. на праве собственности (долевая собственность: Ляпун Л.О. - 5/6, Ляпун В.А. - 1/6) принадлежит объект недвижимости:

- Магазин, с кадастровым номером , назначение: нежилое здание, общая площадь 222,9 кв.м.; расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 25.12.2012 г.(выписка ЕГРН).

Кадастровая стоимость магазина утверждена Приказом Управления имущественных отношений Брянской области № 1498 от 22.11.2019 г. по состоянию на 01.01.2019 г. в размере 5 301 810, 44 руб. руб. Сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости внесены в ЕГРН.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Определение налоговой базы по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 2 статьи 375, пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391 и пункты 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Административный истец является плательщиком налога в отношении указанного им объекта недвижимости, исходя из его кадастровой стоимости, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимости влияют на его права и обязанности плательщика налога, и дают ему право в силу вышеприведенных положений закона на обращение с требованием об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу статей 70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

В обоснование заявленных требований Ляпун Л.О. представлен отчет об оценке ООО «Оценка и Экспертиза» от 26.03.2020 года № 119/03-2020 (оценщик ФИО6), согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости: с кадастровым номером , по состоянию на 01.01.2019 г. составляет 1 460 000 руб.

Оценщик ФИО6 является членом НП СРО «Деловой союз оценщиков», имеет необходимые дипломы. Ответственность оценщика застрахована в ООО «Абсолют Страхование».

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административного ответчика назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Брянская городская служба недвижимости».

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы ООО «Брянская городская служба недвижимости» № 021 от 13 октября 2020 года (эксперт ФИО7) отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленный ООО «Оценка и Экспертиза» от 26.03.2020 года № 119/03-2020, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Стороны по делу обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.

Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает отчет ООО «Оценка и Экспертиза» от 26.03.2020 года № 119/03-2020 как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения суда.

При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ляпун Л.О. и установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в отчете ООО «Оценка и Экспертиза» от 26.03.2020 года № 119/03-2020 по состоянию на 01.01.2019 г.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ст.ст.24.18, 24.20, абз. 3 п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28).

Как следует из материалов дела, административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался, заявление Ляпун Л.О. в суд о пересмотре кадастровой стоимости подано 18 мая 2020 года.

С учетом изложенного, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск Ляпун Ларисы Олеговны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: Магазин, с кадастровым номером , назначение: нежилое здание, общая площадь 222,9 кв.м.; расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 г. в размере 1 460 000 руб.

Датой подачи заявления Ляпун Л.О. о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости считать 18 мая 2020 года.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий,

судья Брянского областного суда- Е.В.Апокина

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.