НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Брянского гарнизонного военного суда (Брянская область) от 23.10.2017 № 2А-220-221/17

Дело № 2а-220-221/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 2017 года город Брянск

Брянский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Зайцевой Н.Ю., при секретаре Королеве Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсковой части , <данные изъяты>Зыкова А.В. и Кривощекова Д.С. об оспаривании приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГс об отмене административным истцам выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70%, -

установил:

Зыков и Кривощеков проходят военную службу по контракту в войсковой части в должности командира и помощника командира корабля авиационного отряда авиационной эскадрильи, соответственно.

Полагая незаконным приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГс, в соответствии с которым Зыкову и Кривощекову с июля 2017 года отменена выплата ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70%, по тому основанию, что в настоящее время они не выполняют полеты, административные истцы обратились в суд с исками, в которых просят:

- признать незаконным и недействующим с момента издания приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГс и обязать командира войсковой части отменить его;

- обязать ответчика произвести действия по выплате им ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности с момента прекращения выплаты.

Стороны извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и в надлежащей форме, в суд не прибыли, ходатайств об отложении судебного заседания не направили, просили провести судебное заседание в их отсутствие.

При этом командир войсковой части просил отказать в удовлетворении административных исков, ссылаясь на то, что Зыков и Кривощеков отстранены от полетов и руководством полетами, так как не прошли врачебно-летную комиссию в установленный срок, а поэтому они утратили право на данную надбавку.

Исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

Так, как провозглашено в статье 27 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд и вознаграждение за него без какой бы то ни было дискриминации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада по воинскому званию и месячного оклада по воинской должности, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

При этом, согласно пункту 18 указанной статьи Федерального закона, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливается, в том числе, и ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.

В соответствии с названным Федеральным законом от 7 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073 утверждены Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, согласно подпункту «а» пункта 3 которых, выплата надбавки производится военнослужащим летного состава, выполняющим полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), при условии выполнения установленной государственным органом нормы налета часов.

При этом пунктом 2 указанных Правил выплату надбавки в составе денежного довольствия военнослужащих Правительство Российской Федерации поручило производить соответствующим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с установленным в этих органах порядком.

Министр обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий приказом от 30 декабря 2011 года № 2700 установил в подпункте «б» пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации положение (далее – Порядка), что выплата ежемесячной надбавки за особые условия военной службы производится военнослужащим, выполняющим полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), при условии выполнения ими нормы налета часов за истекший год.

Анализ буквального содержания и смысла вышеприведенных законодательных норм позволяет суду прийти к выводу о том, что основным условием выплаты надбавки военнослужащим летного состава, безусловно, является выполнение ими нормы налета часов за истекший год, при этом данная надбавка устанавливается на один год при выполнении указанного выше условия и выплачивается ежемесячно в течении года, следующего за годом выполнения нормы налета часов.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2014 года № 720-дсп «Нормы годового налета часов, установленные летному составу Вооруженных Сил Российской Федерации», норма годового налета часов на самолетах специального назначения, вертолетах, кроме базирующихся на кораблях, военно-транспортных, транспортных и пассажирских самолетах составляет 40 часов.

В соответствии с примечанием к данному Приложению, о выполнении военнослужащими в истекшем году установленных норм налета часов объявляется приказом соответствующих командиров (начальников).

Как подтверждается копиями послужных списков, Зыков и Кривощеков в спорный период непрерывно проходят военную службу по контракту в войсковой части , Зыков – в должности командира, а Кривощеков – в должности помощника командира корабля авиационного отряда авиационной эскадрильи войсковой части .

Согласно приложениям к приказу командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и к приказу командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, Зыкову и Кривощекову установлено количество налета часов за 2016 год в размере 237 и 480 часов, соответственно, что также подтверждается копиями листов учета летной работы.

Как видно из копий летных книжек истцов, установленная вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации норма годового налета часов административными истцами за январь - февраль 2017 года выполнена.

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ-с Зыков с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава данной воинской части, и ему установлена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности за службу на воинских должностях летного состава, выполняющего полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов, - по ДД.ММ.ГГГГ.

Такая же надбавка приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ-с на 2017 год установлена и Кривощекову.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ-с Зыкову и Кривощекову с 24 и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, выплата указанной надбавки отменена на основании рапорта начальника медицинской службы от ДД.ММ.ГГГГ.

Прекращение истцам производства выплаты надбавки в июле 2017 года подтверждается их расчетными листками.

Как усматривается из письменных возражений командира войсковой части на административные иски, на основании рапортов начальника и ВрИО начальника медицинской службы войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемая выплата отменена ввиду отстранения Зыкова и Кривощекова от полетов как не прошедших в установленный срок врачебно-летную комиссию, что также усматривается из указанных рапортов.

Между тем, в силу пунктов 2 и 8 постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 (в редакции от 30 марта 2017 года) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» для проведения данной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе и причинной связи увечий, заболеваний).

Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии.

В соответствии с пунктом 33 Приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 1999 года № 455 «О медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных сил Российской Федерации» (далее – Приложение), если в состоянии здоровья летчиков и штурманов произошли изменения, требующие уточнения диагноза или экспертного заключения, они подлежат направлению на внеочередное стационарное медицинское освидетельствование.

Пунктом 68 указанного Приложения установлено, что через шесть месяцев после очередного медицинского освидетельствования всем военнослужащим проводится углубленный медицинский осмотр. По результатам углубленного медицинского осмотра начальник медицинской службы воинской части выносит заключение о допуске военнослужащих к летной работе (руководству полетами, парашютным прыжкам и полетам).

Как подтверждается медицинскими документами, представленными административными истцами, Зыков и Кривощеков прошли освидетельствование врачебно-летной комиссией ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. При этом в данных заключениях не определен иной срок их действительности.

При этом согласно медицинской книжке, Зыков прошел квартальный медосмотр ДД.ММ.ГГГГ и медосмотр в июле 2017 года – по прибытию в войсковую часть , в соответствии с которыми изменений в его состоянии здоровья не установлены, а Кривощеков, согласно выписным эпикризам, с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, находился на лечении и обследовании в военном госпитале и был выписан в воинскую часть под наблюдение врача с дальнейшим прохождением медицинского освидетельствования, которым у него были диагностированы временные функциональные расстройства, что подтверждается справкой .

Согласно письменным объяснениям истцов от ДД.ММ.ГГГГ, Зыков и Кривощеков в связи с ухудшившимся состоянием здоровья обращались в медицинскую службу в середине июля 2017 года, в связи с чем они были отстранены от полетов. При этом Зыков на лечение не направлялся, а Кривощеков был направлен на лечение в военный госпиталь <адрес>.

Из рапорта начальника медицинской службы войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Кривощеков подлежит отстранению от полетов как непрошедший врачебно-летную комиссию в установленный срок по причине изменения в состоянии здоровья.

Как следует из рапорта ВрИО начальника медицинской службы войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, Зыков не прошел медицинский осмотр по прибытию в апреле 2017 года в воинскую часть, а также – квартальный и углубленный осмотры, в нарушение пункта 68 Приложения.

Таким образом, учитывая, что Зыков и Кривощеков не прошли в установленном названным пунктом порядке медицинские осмотры в силу объективных причин, связанных с временным ухудшением их состояния здоровья, какой-либо недобросовестности в их действиях судом не усматривается.

Кроме того, 41495 вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ ответчиком не представлено доказательств того, в какие сроки каждый из административных истцов обязан был пройти освидетельствование врачебно-летной комиссией в порядке пункта 68 Приложения, как не представлено и сведений об их направлении на внеочередное стационарное медицинское освидетельствование либо о решении военно-врачебной комиссии о пересмотре очередных заключений.

Проанализировав фактические обстоятельства дела в совокупности с нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу о том, что поскольку административные истцы, являясь военнослужащими летного состава, выполнявшие в истекшем 2016 году полеты по планам боевой (специальной) подготовке экипажей самолетов, при этом выполнили установленную Министерством обороны Российской Федерации норму налета часов, а заключения врачебно-летных комиссий в отношении них действительны в период спорных правоотношений, то их административные иски подлежат удовлетворению.

При таких данных судом признается, что отстранение административных истцов от полетов и невыполнение ими полетов носило временных характер в связи с их временной нетрудоспособностью, а потому не может служить основанием для нарушения их прав в части обеспечения установленным денежным довольствием в полном объеме, то есть их конституционного права на вознаграждение за труд, поскольку, как прямо следует из упомянутых заключений врачебно-летных комиссий, Зыков и Кривощеков годны к летной работе на всех типах транспортных и поршневых самолетов.

Более того, такие обстоятельства, как временная нетрудоспособность военнослужащего, как и очередной отпуск, в течение которых полеты по планам боевой подготовки ими также не выполняются, не предусмотрены законом в качестве оснований для прекращения установленной на текущий год оспариваемой надбавки.

Согласно требованиям части 4 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, а также является обязанностью командиров (начальников).

В соответствии же со статьей 82 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, командир обязан обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов обеспечения.

Приведенные положения свидетельствуют о том, что обязанность по своевременному обеспечению административных истцов денежным довольствием и иными выплатами была возложена на командира войсковой части , действия которого, очевидно, нарушило права истцов на получение установленных денежных выплат в полном объеме, которые подлежат восстановлению.

Вместе с тем, суд убежден, что причиной невыплаты административным истцам спорной ежемесячной надбавки явилось предоставление должностными лицами войсковой части соответствующих сведений в финансовый орган, а поэтому, каких-либо нарушений прав и законных интересов административного истца со стороны руководителя финансового органа не усматривает.

В этой связи суд в целях восстановления нарушенных прав административных истцов считает необходимым обязать командира войсковой части отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ-с в части, касающейся Зыкова и Кривощекова, и в соответствии с установленным в настоящее время порядком произвести действия по возобновлению им выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности с момента прекращения выплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 180 и 227 КАС РФ, военный суд, -

решил:

административные иски <данные изъяты>Зыкова А.В. и Кривощеова Д.С. удовлетворить.

Признать незаконным и недействующим с момента издания приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГс в части прекращения Зыкову А.В. и Кривощекову Д.С. выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70%.

Обязать командира войсковой части отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГс в части прекращения Зыкову А.В. и Кривощекову Д.С. выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70% и произвести в установленном порядке действия по возобновлению им выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70% оклада по воинской должности с момента ее прекращения, о чем сообщить в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Брянский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Зайцева