НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Братского районного суда (Иркутская область) от 28.10.2021 № 2-636/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 28 октября 2021 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Юрьевой Н.С.,

с участием представителя истца Парсеговой Г.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего

самостоятельных требований относительно предмета спора, Тихомировой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-636/2021 по иску Администрации Муниципального образования «Братский район» к Хохловой Любови Владимировне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление образования Администрации Муниципального образования «Братский район», муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Наратаевская средняя общеобразовательная школа», о взыскании недостачи по результатам инвентаризации,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Муниципального образования «Братский район» (далее - Администрация МО «Братский район») обратилась в Братский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к Хохловой Л.В. о взыскании недостачи по результатам инвентаризации.

В обоснование исковых требований истец указал, что Муниципальное образование «Братский район» в силу ч. 2 ст. 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является учредителем муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Наратаевская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Наратаевская COШ»).

Согласно ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения (ч. 4 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, мэр муниципального образования «Братский район» является работодателем директора МКОУ «Наратаевская СОШ».

В соответствии с п. 4.4. Положения об Управлении образования Администрации МО «Братский район», утвержденного решением Думы Братского района № 138 от 29.06.2016 Управление осуществляет реализацию в пределах своей компетенции функций и полномочий учредителя в подведомственных муниципальных (казенных, бюджетных) образовательных организациях (учреждениях), находящихся в его непосредственном управлении на территории муниципального образования «Братский район».

Хохлова Л.В. в период с 02.09.2019 по 01.09.2021 работала директором МКОУ «Наратаевская СОШ».

В соответствии с приказом Управления образования Администрации МО «Братский район» от 29.07.2020 № 129 «О проведении проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ» была проведена плановая проверка учета продуктов питания, инвентаризация продуктов питания в школьной столовой и инвентаризация основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ». Срок проведения плановой проверки определен с 03.08.2020 по 28.08.2020 за период с 01.01.2019 по 01.08.2020.

Приказом № 72 от 09.01.2019 МКОУ «Наратаевская СОШ» утверждена Учетная политика МКОУ «Наратаевская СОШ», которая применяется при ведении бухгалтерского и налогового учета МКОУ «Наратаевская СОШ».

09.01.2019 приказом № 73 МКОУ «Наратаевская СОШ» создана инвентаризационная комиссия и утверждено Положение о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств МКОУ «Наратаевская СОШ». В состав комиссии по проведению плановой проверки были включены по согласованию работники МКУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия Братского района».

По результатам плановой проверки был составлен акт документальной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ» от 28.08.2020.

Согласно данному акту комиссией выявлено, в том числе:

- недостача продуктов питания (бесплатное питание - местный и областной бюджеты, бесплатное обеспечение молоком) на общую сумму в размере 57 636,95 руб.;

- недостача основных средств в размере 6 000,00 руб.

07.09.2020 директор МКОУ «Наратаевская СОШ» Хохлова Л.B. предоставила пояснения по акту документальной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания, инвентаризации основных средств от 28.08.2020, в соответствии с которыми не согласна с выводами плановой проверки, указывает на необходимость проведения служебной проверки по факту недостачи продуктов питания.

Хохлова Л.B. была предупреждена об обязательном проведении мероприятий по установлению причин возникновения ущерба на собрании руководителей образовательных организаций, проведённом 30.09.2020 в здании МКУ «МЦБ Братского района».

В соответствии с распоряжением мэра Братского района № 70 от 10.03.2021 «О возмещении недостачи по результатам проведенной инвентаризации продуктов питания и основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ», директору школы Хохловой Л.B. было необходимо в срок до 20.03.2021 вернуть в бюджет муниципального образования «Братский район» сумму недостачи по результатам проведенной инвентаризации продуктов питания и основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ» в размере 63 636,95 руб., а именно: недостачу продуктов питания на сумму 57 636,95 руб., недостачу основных средств на сумму 6 000,00 руб.

15.03.2021 Хохлова Л.B. была ознакомлена с указанным распоряжением мэра Братского района № 70 от 10.03.2021. Однако, по состоянию на 14.05.2021 Хохловой Л.B. не принято каких-либо мер по возмещению выявленной недостачи.

30.03.2021 директору МКОУ «Наратаевской СОШ» Хохловой Л.B. было вручено уведомление от 29.03.2021 № 1022 о предоставлении письменного объяснения по вопросу непринятия мер по возмещению недостачи.

На указанное уведомление от Хохловой Л.B. поступили письменные пояснения от 31.03.2021, в соответствии с которыми она поясняет:

1. вышеуказанное распоряжение не исполнено в указанный срок до 20.03.2021 в связи тем, что достоверно конкретные виновные лица в недостаче не установлены в ходе расследования, поскольку оно не проводилось;

2. письменные пояснения даны руководству Управления Администрации МО «Братский район» от 07.09.2020 по итогам проверки с мотивированным отказом от возмещения ущерба сотрудниками МКОУ «Наратаевская СОШ»;

3. факт и сумма причиненного ущерба должны быть подтверждены результатами инвентаризации. Документы по ее итогам служат основными доказательствами факта причинения ущерба и его суммы. Однако, материалы инвентаризации надлежащим образом документально не оформлены в соответствии с нормами действующего законодательства в области бухгалтерского учета и правил проведения инвентаризации имущества и обязательств. Соответственно, результаты инвентаризации можно признать недействительными;

4. взыскание производится в течение месяца с момента определения окончательного размера материального ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, то взыскать его можно только через суд.

Просит суд с учетом уточнений взыскать с Хохловой Л.В. в пользу Администрации МО «Братский район» сумму недостачи по результатам проведенной инвентаризации продуктов питания МКОУ «Наратаевская СОШ» в размере 57 636,95 руб.

Определением Братского районного суда Иркутской области от 09.09.2021 производство по делу в части требований Администрации МО «Братский район» о взыскании с Хохловой Л.В. недостачи основных средств на сумму 6 000,00 руб. прекращено в связи с отказом представителя истца, действующего по доверенности, от иска в указанной части.

В судебном заседании представитель истца Администрации МО «Братский район» - Парсегова Г.В., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

Ответчик Хохлова Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменным ходатайством просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В представленных возражениях на исковое заявление ответчик Хохлова Л.В. в удовлетворении заявленных Администрацией МО «Братский район» исковых требований просила отказать, указав, что в связи с увольнением прежнего директора школы Рыбкина В.А. ей была предложена должность директора, несмотря на отсутствие опыта работы в системе управления, поскольку в данной школе она работала учителем математики. 02.09.2019 с нею заключен трудовой договор, который в последствии был продлен еще на год.

В соответствии со ст. 280 ТК РФ работник (руководитель учреждения) обязан уведомить о расторжении трудового договора работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц до увольнения. Это срок, в течение которого учредитель казённого учреждения обязан передать дела от увольняемого руководителя его правопреемнику.

Руководитель организации в силу своей должности имеет статус материально ответственного лица (ст. 277 ТК РФ). Поскольку специальных правил проведения инвентаризации при смене руководителя организации законом не установлено, следует руководствоваться общими правилами проведения инвентаризации.

В силу ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства учреждения подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок ее проведения, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательной инвентаризации (она проводится в соответствии с законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами).

Основные требования к определению инвентаризации установлены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской федерации от 31.12.2016 № 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

В соответствии с п. п. 80, 81 данного стандарта инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и порядке, которые установлены субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации активов является обязательным: в частности, при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Фактически работодателем или его уполномоченным лицом ей, как преемнику при смене руководителя при увольнении 30.08.2019 Рыбкина В.А., с 02.09.2019 не проводилась передача дел. Кроме того, во время отпуска Рыбкина В.А. с 27.06.2019 по 30.08.2019 обязанности директора на основании приказа № 73 от 25.06.2019 временно исполняла Свидетель №2

Более того, учредителем или управлением образования не регламентирована процедура передачи дел при смене руководителя в МКОУ «Наратаевская СОШ»; Приказ об инвентаризации имущества и обязательств при смене руководителя по состоянию на 02.09.2019 не издавался; двусторонний акт приема-передачи дел и имущества, подписанный членами комиссии по состоянию на 02.09.2019, не составлялся; уставные и иные регистрационные документы, а также внутренние локальные акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность МКОУ «Наратаевская СОШ», документы бухгалтерского учета и иные документы, которые должны храниться в МКОУ «Наратаевская СОШ», не передавались.

Согласно Федеральному закону от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Основным правилам работы архивов организаций, одобренным решением Росархива от 06.02.2002, которые являются основными нормативно-правовыми документами, регулирующими порядок и сроки хранения документов, хранению подлежат входящие, исходящие и внутренние документы, прошедшие регистрацию, а также документы первичного кадрового, административно-хозяйственного, бухгалтерского, финансового и налогового учета.

Вместе с тем, учредителем Администрацией Братского района или уполномоченным лицом Управлением образования не разработан порядок текущего и архивного хранения документации с учетом организационной специфики МКОУ «Наратаевская СОШ» и не утвержден локальным нормативным актом.

Для организаций бюджетной сферы Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных учетных документов.

Однако отсутствуют следующие подтверждающие первичные учетные документы, являющиеся доказательством надлежаще проведенной и оформленной инвентаризации: акт инвентаризации (ф. 0504835) - итоговые результаты инвентаризации, подписанный всеми членами комиссии и утвержден по состоянию на 02.09.2019; инвентаризационная опись (сличительная ведомость по объектам нефинансовых активов - ф. 0504087), из которой берутся данные для акта по состоянию на 02.09.2019; ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) - оформляется к акту (ф. 0504835), в случае, если по итогам инвентаризации комиссия нашла бы излишки или недостачи или обнаружила на балансе школы несоответствие имущества (основных средств, материалов, продуктов питания и пр.) по состоянию на 02.09.2019.

Кроме того, в п. 7 Инструкции 191н, которой руководствуются казенные учреждения, содержится положение об обязательном проведении инвентаризации перед составлением годовой отчетности.

Отсутствие или ненадлежащее оформление результатов такой проверки расценивается как грубое нарушение правил учета. К моменту представления годового отчета в учреждении должны быть в наличии: надлежащим образом оформленные инвентаризационные описи; заполненная в соответствии с установленными требованиями ведомость расхождений (ф. 0504092); акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835); протокол заседания инвентаризационной комиссии.

Указанные материалы инвентаризации по состоянию на 31.12.2018 (период работы директора Рыбкина В.А.) и по состоянию на 31.12.2019 (период работы директора Хохловой Л.B.) отсутствуют.

Согласно ст. 21 ТК РФ работодатель или лицо, осуществляющее его полномочия обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии со ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований работодателем или уполномоченным лицом ей, как директору, не передавались на ознакомление (роспись) и (или) для пользования и надлежащего выполнения трудовых обязанностей следующие документы, указанные в исковом заявлении: должностная инструкция директора, утв. Мэром Братского района от 01.10.2016; договор о бухгалтерском обслуживании МКУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия Братского района» МКОУ «Наратаевская СОШ» от 11.01.2018; Приказ № 72 от 09.01.2019 МКОУ «Наратаевская СОШ» «Об утверждении учетной политики МКОУ «Наратаевская СОШ»; Приказ № 73 от 09.01.2019 МКОУ «Наратаевская СОШ» «Об утверждении Положения о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств МКОУ «Наратаевская СОШ» и создании инвентаризационной комиссии», которые необходимы для надлежащего исполнения обязанностей по трудовому договору.

Все вышеуказанные документы датированы в период работы прежнего директора Рыбкина В.А., до назначения ее директором МКОУ «Наратаевская СОШ», то есть до 02.09.2019.

Ведение бухгалтерского учета и контроль за правильным и надлежащим оформлением первичных учетных документов осуществляет Централизованная бухгалтерия МКУ «МЦБ Братского района», главный бухгалтер ФИО1 (в штатном расписании МКОУ «Наратаевская СОШ» должность бухгалтера не предусмотрена).

Таким образом, подтвердить реальный факт наличия или отсутствия в МКОУ «Наратаевская СОШ» основных средств и продуктов питания на отчетные даты не представляется возможным. В связи с чем утверждения истца о недостаче имущества являются необоснованными, так как не подтверждены надлежащим образом оформленными первичными учетными документами по инвентаризации нефинансовых активов (основных средств и продуктов питания) в соответствии с нормами и правилами действующего законодательства в области бухгалтерского учета.

Требования о взыскании недостачи по результатам инвентаризации истцом предъявляются на основании плановой проверки, проведенной на основании приказа № 129 от29.07.2020. Срок проведения проверки за период с 01.01.2019 по 01.08.2020 установлен с 03.08.2020 по 28.08.2020.

Сумма заявленного требования недостачи по продуктам питания в размере 57 636,95 руб. не обоснована и не подтверждена документально, поскольку не оформленные должным образом результаты инвентаризации, не являются доказательством выявленной недостачи, так как не оформлена и не подписана всеми членами комиссии в ходе проведения плановой инвентаризации продуктов питания специальная ведомость, которая в обязательном порядке должна содержать размер денежной недостачи. При этом под недостачей понимается выявленная при полном или частичном пересчете какой-либо группы товаров разница между данными бухучета и фактическим остатком на текущий момент времени.

Однако сумма недостачи предъявлена расчетным путем нарастающим итогом за период с 01.01.2019 по 31.07.2020 (19 месяцев), а не на дату проведения плановой инвентаризации продуктов питания в столовой школы МКОУ «Наратаевская СОШ».

Кроме того, специальная ведомость также в обязательном порядке должна содержать показания естественной убыли, допустимой для МКОУ «Наратаевская СОШ».

Согласно абз. 3, 4 Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 № 95, под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств.

Нормы естественной убыли утверждены Приказом Минэкономразвития № 304 от 07.09.2007.

Истцом внутренним локальным актом не утверждены: нормы естественной убыли; регистры учета естественной убыли в целях обоснования использования норм естественной убыли.

Централизованной бухгалтерией Управления образования, ведущей бухгалтерский учет МКОУ «Наратаевская СОШ», в бухгалтерском учете школы не учитываются нормы естественной убыли при списании продуктов питания, которые влияют на сумму недостачи.

Также в специальной ведомости в обязательном порядке должна содержаться рыночная и балансовая стоимость, а также разница между ними.

Согласно п. 220 Инструкции № 157н сумма ущерба, причиненная недостачами, определяется исходя из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, которая представляет собой примерную цену, по которой объект может быть продан в условиях свободного рынка с учетом конкуренции.

В Постановлении ФАС Московского округа от 29.11.2007 N КА-А41/11031-07 по делу N А41-К2-14680/06 указано, что рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров в сопоставимых экономических условиях.

Истцом не предоставлены документы, подтверждающие рыночную стоимость продуктов питания для списания недостачи и предъявления к возмещению ущерба, а также расчет разницы между рыночной и балансовой стоимостью продуктов питания.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации Муниципального образования «Братский район» Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные Администрацией МО «Братский район» исковые требования с учетом уточнения о взыскании с Хохловой Л.В. суммы недостачи по результатам проведенной инвентаризации продуктов питания МКОУ «Наратаевская СОШ» в размере 57 636,95 руб. поддержала, просила суд их удовлетворить, при этом пояснила, что на основании Постановления мэра Братского района «Об утверждении Перечня получателей средств бюджета, подведомственных главным распорядителям средств бюджета муниципального образования «Братский район» от 07.12.2020 № 788 Управление образования Администрации МО «Братский район» является главным распорядителем бюджетных средств в отношении получателей бюджетных средств - образовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования «Братский район».

В соответствии с п. 4.4 Положения об Управлении образования Администрации МО «Братский район», утвержденного решением Думы Братского района № 138 от 29.06.2016, Управление осуществляет реализацию в пределах своей компетенции функций и полномочий учредителя в подведомственных муниципальных (казенные, бюджетные) образовательных организациях (учреждениях), находящихся в его непосредственном управлении на территории муниципального образования «Братский район».

Хохлова Л.В. на основании распоряжения о приеме на работу № 133-к от 02.09.2019 принята директором МКОУ «Наратаевская СОШ» с 02.09.2019. С ней был заключен трудовой договор с руководителем муниципального учреждения № 04/2019 от 02.09.2019.

В соответствии с приказом Управления образования Администрации МО «Братский район» от 29.07.2020 № 129 «О проведении проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ» была проведена плановая проверка учета продуктов питания, инвентаризация продуктов питания в школьной столовой и инвентаризация основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ». Срок проведения плановой проверки установлен с 03.08.2020 по 28.08.2020 за период с 01.01.2019 по 01.08.2020.

11.01.2018 между МКОУ «Наратаевская СОШ» и МКУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия Братского района» был заключен договор о бухгалтерском обслуживании Муниципальным казенным учреждением «Межведомственная централизованная бухгалтерия Братского района» МКОУ «Наратаевская СОШ», в соответствии с которым МКУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия Братского района» на основании поручения МКОУ «Наратаевская СОШ» обязалось безвозмездно осуществлять бухгалтерское и расчетное обслуживание финансово-хозяйственной деятельности Заказчика (п. 1.2); принять полномочия по ведению бухгалтерского учета исполнения плановых назначений, утвержденных бюджетной сметой учреждения по бюджетным средствами и средствам, полученным из внебюджетных источников, в том числе имущества учреждения, его финансовых обязательств и их движения, а также хозяйственных операций, осуществляемых учреждением в процессе организации всех видов деятельности, предусмотренных Уставом учреждения (п. 1.3).

Согласно п. 1.4 договора организация и ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, в том числе, и участие в проведении инвентаризаций и ревизий материальных ценностей.

Приказом № 72 от 09.01.2019 МКОУ «Наратаевская СОШ» утверждена Учетная политика МКОУ «Наратаевская СОШ», которая применяется при ведении бухгалтерского и налогового учета МКОУ «Наратаевская СОШ».

09.01.2019 приказом № 73 МКОУ «Наратаевская СОШ» была создана инвентаризационная комиссия, в состав которой включены по согласованию работники МКУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия Братского района», и утверждено Положение о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств МКОУ «Наратаевская СОШ».

По результатам проведенной плановой проверки составлен акт от 28.08.2020 документальной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ», из которого следует, что комиссией, в частности выявлена недостача продуктов питания (бесплатное питание - местный и областной бюджеты, бесплатное обеспечение молоком) на общую сумму в размере 57 636,95 руб., в связи с чем указано на необходимость возмещения выявленной недостачи.

Хохлова Л.B. была предупреждена об обязательном проведении мероприятий по установлению причин возникновения ущерба на собрании руководителей образовательных организаций, проведенном 30.09.2020 в здании МКУ «МЦБ Братского района», на котором присутствовала начальник Управления образования АМО «Братский район» ФИО2

В соответствии с распоряжением мэра Братского района № 70 от 10.03.2021 «О возмещении недостачи по результатам проведенной инвентаризации продуктов питания и основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ» директору МКОУ «Наратаевская СОШ» Хохловой Л.B. было необходимо в срок до 20.03.2021 вернуть в бюджет МО «Братский район» сумму недостачи по результатам проведенной инвентаризации продуктов питания в размере 57 636,95 руб. С данным распоряжением Хохлова Л.B. была ознакомлена 15.03.2021. При этом, по состоянию на 14.05.2021 ею не было принято каких-либо мер по возмещению выявленной недостачи.

30.03.2021 директору МКОУ «Наратаевская СОШ» Хохловой Л.B. было вручено уведомление № 1022 от 29.03.2021 о необходимости предоставления письменного объяснения по вопросу непринятия мер по возмещению недостачи.

Из письменного пояснения Хохловой Л.В. от 31.03.2021 следует, что распоряжение ею не исполнено в указанный срок - до 20.03.2021, поскольку достоверно конкретные виновные лица в недостаче не установлены в ходе расследования, так как оно не проводилось. Ею даны письменные пояснения руководству Управления Администрации МО «Братский район» от 07.09.2020 по итогам проверки с мотивированным отказом от возмещения ущерба сотрудниками МКОУ «Наратаевская СОШ». Факт и сумма причиненного ущерба должны быть подтверждены результатами инвентаризации. Документы по ее итогам служат основными доказательствами факта причинения ущерба и его суммы. Однако, материалы инвентаризации надлежащим образом документально не оформлены в соответствии с нормами действующего законодательства в области бухгалтерского учета и правил проведения инвентаризации имущества и обязательств. Соответственно, результаты инвентаризации можно признать недействительными. Взыскание производится в течение месяца с момента определения окончательного размера материального ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, то взыскать его можно только через суд.

В соответствии со ст. 277 Трудового кодекса РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Следовательно, к прямому действительному ущербу можно отнести недостачу денежных и имущественных ценностей, порчу оборудования и материалов работодателя, расходы на ремонт поврежденного имущества.

Для проведения инвентаризации продуктов питания ведущие бухгалтеры-ревизоры МКУ «МЦБ Братского района» провели снятие фактического наличия продуктов питания, позже был проверен остаток продуктов питания по данным бухгалтерского учета на ту же дату, после чего проведено сличение двух остатков и выведен результат. Все расчеты зафиксированы в акте документальной плановой проверки от 28.08.2020.

В соответствии со ст. 233 ТК РФ для привлечения работника к материальной ответственности необходимо соблюдение следующих условий: наличие прямого действительного ущерба, подтвержденного соответствующими документами; вина работника в причинении работодателю такого ущерба, под которой понимается умысел или неосторожность в действиях работника, которые привели к возникновению ущерба у работодателя (умысел состоит в том, что работник знал (предполагал) о возникновении у работодателя прямого действительного ущерба от его действий); совершение работником неправомерных действий (или бездействия), то есть, нарушающих нормы законодательства; наличие причинной связи между действиями работника и возникшим у работодателя прямым действительным ущербом.

Наличие прямого действительного ущерба подтверждается соответствующими документами - актом документальной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ» от 28.08.2020 с приложениями инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов № 1 от 19.08.2020.

Вину работника в причинении работодателю ущерба, совершение работником неправомерных действий (или бездействия), то есть, нарушающих нормы законодательства, наличие причинной связи между действиями работника и возникшим у работодателя прямым действительным ущербом, должен установить сам работодатель - в данном случае директор МКОУ «Наратаевская СОШ». Из акта от 28.08.2020 следует, что правом первой подписи в проверяемый период обладала Хохлова Л.В. - директор МКОУ «Наратаевская СОШ» (с 02.09.2019).

В соответствии с Уставом МКОУ «Наратаевская СОШ» директор учреждения осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения; осуществляет оперативное руководство деятельностью учреждения в соответствии с его целями и задачами; определяет организационную структуру и утверждает штатное расписание учреждения; издает приказы, утверждает правила внутреннего распорядка учреждения, должностные инструкции, иные локальные акты учреждения; заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками учреждения; применяет к работникам учреждения меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка учреждения; руководит образовательной, административной, хозяйственной и финансовой деятельностью учреждения в соответствии с Уставом и законодательством Российской Федерации; решает вопросы финансовой деятельности учреждения; издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками и обучающимися.

В силу п. 6.5 Устава директор учреждения несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; обязан по требованию учредителя, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и трудовым договором, возместить убытки, причиненные им Учреждению.

В соответствии с п. 2.4 трудового договора с руководителем муниципального учреждения № 04/2019 от 02.09.2019 директор МКОУ «Наратаевская СОШ», в том числе обязан: обеспечивать эффективную деятельность учреждения, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения; обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного в оперативное управление в установленном порядке; представлять работодателю проекты планов деятельности учреждения и отчеты об исполнении этих планов в порядке и сроки, которые усыновлены законодательством Российской Федерации; не допускать принятие решений, которые могут ухудшить показатели образовательной деятельности учреждения, нанести ущерб учреждению, привести к неплатежеспособности учреждения и неисполнению образовательных программ; своевременно предоставлять работодателю достоверную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности, выполнении плановых объемных и качественных показателей учреждения, статистическую отчетность, а также информацию по требованию вышестоящей организации - Управления образования Администрации МО «Братский район» и иных учреждений в пределах компетенции и полномочий образовательного учреждения.

Согласно п. 2.2 должностной инструкции директора муниципальной образовательной организации, утвержденной мэром Братского района 01.10.2016, одним из направлений деятельности директора МКОУ «Наратаевская СОШ» является обеспечение административно-хозяйственной (производственной) работы образовательной организации.

В соответствии с указанной должностной инструкцией к должностным обязанностям директора МКОУ «Наратаевская СОШ» относятся, в частности: представление в установленные сроки и в установленной форме отчетности учредителю и другим уполномоченным государственным и муниципальным органам; обеспечение учета, сохранности и пополнение учебно-материальной базы; осуществление общего руководства всеми направлениями деятельности образовательной организации в соответствии с ее Уставом и законодательством Российской Федерации; управление на праве оперативного управления имуществом образовательной организации, полученным от учредителя, а также имуществом, учитываемым на отдельном балансе образовательной организации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКОУ «Наратаевская COШ», привлеченного к участию в деле на основании определения суда от 28.09.2021, занесенного в протокол судебного заседания, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Директор МКОУ «Наратаевская COШ» Рыбкин В.А., действующий на основании прав по должности, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что заявленные Администрацией МО «Братский район» исковые требования о взыскании с Хохловой Л.В. недостачи по результатам проведенной инвентаризации продуктов питания в размере 57 636,95 руб. поддерживает в полном объеме, просит суд их удовлетворить по следующим основаниям.

Хохловой Л.В., как директору МКОУ «Наратаевская СОШ», о недостаче продуктов питания на сумму 57 636,95 руб., возникшей за период с 01.01.2019 по 01.08.2020 стало известно 28.08.2020 из акта документарной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств от 28.08.2020. В указанном акте Хохловой Л.В. было предписано возместить недостачу по продуктам питания (бесплатное питание - местный и областной бюджеты, бесплатное обеспечение молоком) на общую сумму 57 636,95 руб.

В период времени с 01.01.2019 по 01.08.2020 лицом, несущим полную материальную ответственность за недостачу вверенного имущества (продуктов питания) являлась повар ФИО3

В соответствии с п. 6.4 Устава МКОУ «Наратаевская СОШ» директор учреждения: руководит образовательной, административной, хозяйственной и финансовой деятельностью учреждения; решает вопросы финансовой деятельности учреждения.

Согласно п. 7.2 Устава директор учреждение обязуется: использовать бюджетные средства строго по целевому назначению; обеспечивать сохранность имущества, закрепленного за учреждением, а также использовать его эффективно.

В соответствии с п. 2.4 трудового договора с руководителем муниципального учреждения № 04/2019 от 02.09.2019 директор МКОУ «Наратаевская СОШ», обязан, в том числе: обеспечивать эффективную деятельность учреждения, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения; обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного в оперативное управление в установленном порядке; представлять работодателю проекты планов деятельности учреждения и отчеты об исполнении этих планов в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации; не допускать принятие решений, которые могут ухудшить показатели образовательной деятельности учреждения, нанести ущерб учреждению, привести к неплатежеспособности учреждения и неисполнению образовательных программ; своевременно предоставлять работодателю достоверную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности, выполнении плановых объемных и качественных показателей учреждения, статистическую отчетность, а также информацию по требованию вышестоящей организации - Управления образования Администрации МО «Братский район» и иных учреждений в пределах компетенции и полномочий образовательного учреждения.

Согласно п. 2.2 должностной инструкции директора муниципальной образовательной организации, утвержденной мэром Братского района 01.10.2016, одним из направлений деятельности директора МКОУ «Наратаевская СОШ» является обеспечение административно-хозяйственной (производственной) работы образовательной организации.

В соответствии с указанной должностной инструкцией к должностным обязанностям директора МКОУ «Наратаевская СОШ» относятся, в том числе: представление в установленные сроки и в установленной форме отчетности учредителю и другим уполномоченным государственным и муниципальным органам; обеспечение учета, сохранности и пополнение учебно-материальной базы; осуществление общего руководства всеми направлениями деятельности образовательной организации в соответствии с ее Уставом и законодательством Российской Федерации; управление на праве оперативного управления имуществом образовательной организации, полученным от учредителя, а также имуществом, учитываемым на отдельном балансе образовательной организации.

Руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Трудовая функция руководителя организации в силу ч. 1 ст. 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.).

Несмотря на вышеизложенное, Хохловой Л.В., как директором школы, не была проведена служебная проверка по факту выявленной в школе недостачи по продуктам питания, не предоставлена объяснительная повара ФИО3, акт по результатам проведения служебной проверки, следовательно, не предприняты все необходимые меры по возмещению недостачи (предотвращению убытков), что отражено в пояснениях директора МКОУ «Наратаевская СОШ» от 07.09.2020.

Акт документарной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств от 28.08.2020 Хохловой Л.B. в судебном порядке не оспаривался (ч. 3 ст. 273, ст. 391 ТК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 29 ФЗ «О бухгалтерском учете» при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.

Приказом «Об утверждении Положения о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств в МКОУ «Наратаевская СОШ» и о создании инвентаризационной комиссии» № 73 от 09.01.2019 в МКОУ «Наратаевская СОШ» утверждено Положение о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с п. 1.1 которого инвентаризация проводится в случае смены материально ответственных лиц (например, директора школы). Вид проводимой инвентаризации (сплошная, выборочная) определяется приказом начальника учреждения (п. 1.3 положения).

Несмотря на это, Хохловой Л.В., как директором МКОУ «Наратаевская СОШ», при вступлении в должность не был издан приказ о проведении инвентаризации. Вследствие чего инвентаризация имущества и финансовых обязательств МКОУ «Наратаевская СОШ» при смене руководителя школы не проводилась.

Таким образом, подтверждается совокупность условий, необходимых для наступления материальной ответственности руководителя в соответствии с положениями ст. 277 ТК РФ. Именно в результате ненадлежащего исполнения ответчиком Хохловой Л.B. обязанностей директора МКОУ «Наратаевская СОШ» школе причинен материальный ущерб в размере 57 636,95 руб. (недостача продуктов питания).

Он (Рыбкин В.А.) в должности директора МКОУ «Наратаевская СОШ» работал в период с 01.10.2016 по 30.08.2019, с 03.09.2021 по настоящее время. В периоды его работы в должности директора с 01.10.2016 по 30.08.2019 он не располагал данными об имеющейся недостаче по продуктам питания, следовательно, не имел оснований для принятия мер по привлечению к полной материальной ответственности повара ФИО3

В настоящее время Хохлова Л.В. не является директором школы и работает учителем физики и математики МКОУ «Наратаевская СОШ» на 1 ставку.

В соответствии с ч. 3 ст. 232 ТК РФ расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождение стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим кодексом или иными федеральными законами.

На основании ст. 277 Трудового кодекса РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

Бездействие Хохловой Л.В., повлекшее за собой возникновение ущерба, выразилось в непроведении служебной проверки по факту выявленной в школе недостачи по продуктам питания, не предоставлении объяснительной повара ФИО3, акта по результатам проведения служебной проверки, следовательно, непринятии всех необходимых мер по возмещению недостачи (предотвращению убытков); не издании приказа о проведении инвентаризации при смене руководителя школы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Трудовыми отношениями согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения в силу ч. 1 ст. 16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что 02.09.2019 между Администрацией МО «Братский район» и Хохловой Л.В. был заключен трудовой договор с руководителем муниципального учреждения № 04/2019, по условиям которого Хохлова Л.В. с 02.09.2019 по 01.09.2020 была назначена на должность директора МКОУ «Наратаевская COШ», расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Братский район, п. Наратай, ул. Школьная, д. 1.

Согласно п. 2.4 раздела 2 трудового договора № 04/2019 от 02.09.2019 руководитель муниципального учреждения обязан: соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора (пп. 1); обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения (пп. 2); осуществить при расторжении трудового договора передачу дел учреждения вновь назначенному руководителю в установленном порядке (пп. 18).

Ответственность руководителя муниципального учреждения предусмотрена разделом 6 трудового договора № 04/2019 от 02.09.2019.

В силу п. 6.1 руководитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором. Пунктом 6.4 установлено, что руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению, в соответствии со ст. 277 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с распоряжениями Администрации МО «Братский район» № 133-к от 02.09.2019, № 136-к от 08.07.2020 должностные обязанности директора МКОУ «Наратаевская COШ» Хохлова Л.В. исполняла в период с 02.09.2019 по 01.09.2021.

Должностная инструкция директора муниципальной образовательной организации, утвержденная мэром Братского района в октябре 2016 года, с которой Хохлова Л.В. была ознакомлена 02.09.2019, что подтверждается листом ознакомления, предусматривает, что основными направлениями деятельности директора образовательной организации являются организация и контроль за образовательной деятельностью образовательной организации; обеспечение административно-хозяйственной (производственной) работы образовательной организации; формирование и обеспечение условий комплексной безопасности образовательной организации в процессе реализации следующих направлений работы: по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму; по обеспечению пропускного режима в образовательном учреждении; по пожарной безопасности, электробезопасности; гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; по обучению учащихся правилам безопасности жизнедеятельности; по взаимодействию с правоохранительными органами (п. п. 2.1, 2.2, 2.3).

За виновное причинение образовательной организации или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей директор несет материальную и юридическую ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством (п. 6.4); директор образовательной организации несет ответственность за осуществление деятельности в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд организации в соответствии с действующим законодательством РФ (п. 6.5).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 утверждены методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, разделом 2 которых предусмотрены общие правила проведения инвентаризации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2). Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (п. 2.3). До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4). Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5).

В судебном заседании также установлено, что 11.01.2018 между МКОУ «Наратаевская COШ» и МКУ «МЦБ Братского района» был заключен договор о бухгалтерском обслуживании Муниципальным казенным учреждением «Межведомственная централизованная бухгалтерия Братского района» МКОУ «Наратаевская COШ», регламентирующий права и обязанности сторон по организации и ведению бухгалтерского учета, которые осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, в том числе участие в проведение инвентаризаций и ревизий материальных ценностей (п. п. 1.1, 1.4).

В соответствии с п. 2.1.18 в обязанности МКУ «МЦБ Братского района» входит участие в составе комиссии при проведении инвентаризации имущества финансовых обязательств, своевременно и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

В соответствии с Положением о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств МКОУ «Наратаевская COШ», утвержденным приказом МКОУ «Наратаевская COШ» № 73 от 09.01.2019, инвентаризация проводится, в частности при смене материально-ответственных лиц (п. 1.1).

Приказом Управления образования Администрации МО «Братский район» № 129 от 29.07.2020 приказано провести плановую проверку учета продуктов питания, инвентаризацию продуктов питания в школьной столовой и инвентаризацию основных средств МКОУ «Наратаевская COШ» в соответствии с утвержденным планом-заданием к проведению плановой проверки. Проверку необходимо осуществить за период с 01.01.2019 по 01.08.2020 в срок с 03.08.2020 по 28.08.2020.

Задачами проверки в соответствии с планом-заданием к проведению плановой проверки являются: инвентаризация продуктов питания в школьной столовой МКОУ «Наратаевская COШ»; порядок ведения бухгалтерского учета продуктов питания в МКОУ «Наратаевская COШ» за период с 01.01.2019 по 01.08.2020; инвентаризация основных средств МКОУ «Наратаевская COШ».

Как следует из акта документальной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств МКОУ «Наратаевская COШ» от 28.08.2020, на основании приказа начальника Управления образования АМО «Братский район» от 29.07.2020 № 129 комиссией в составе ведущего бухгалтера – ревизора МКУ «МЦБ Братский район» Свидетель №1, ведущего бухгалтера – ревизора МКУ «МЦБ Братский район» ФИО10 с 03.08.2020 по 28.08.2020 была проведена документальная плановая проверка за период с 01.01.2019 по 01.08.2020. За проверяемый период правом первой подписи обладали: Рыбкин В.А. – директор МКОУ «Наратаевская COШ» с 01.01.2019 по 29.06.2019, с 29.08.2019 по 30.08.2019 (с 30.06.2019 по 28.08.2019 находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, с 27.06.2019 по 30.08.2019 обязанности директора временно исполняла Свидетель №2), с должности директора Рыбкин В.А. уволен с 30.08.2019; Хохлова Л.В. – директор МКОУ «Наратаевская COШ» с 02.09.2019.

По результатам проверки за период с 01.01.2019 по 01.08.2020 были выявлены нарушения, в том числе: недостача продуктов питания (бесплатное питание – областной бюджет) на общую сумму в размере 52 831,26 руб.; недостача продуктов питания (бесплатное питание – местный бюджет) на общую сумму в размере 4 673,19 руб.; недостача продуктов питания (обеспечение учащихся бесплатным молоком, областной бюджет) на общую сумму в размере 132,50 руб. Общая сумма недостачи по продуктам питания по всем видам бюджетов в МКОУ «Наратаевская COШ» составила 57 636,95 руб. С указанным актом ответчик Хохлова Л.В. была ознакомлена 28.08.2020, о чем свидетельствует ее подпись.

Согласно приложению № 3 к акту документальной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств от 28.08.2020, остаток продуктов питания (бесплатное питание областной бюджет) на 20.08.2020 составил 54 491,25 руб., фактический остаток – 1 659,99 руб., что подтверждается инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) № 1 по объектам нефинансовых активов от 20.08.2020. Таким образом, недостача за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 составила 40 782,50 руб., с 01.09.2019 по 20.08.2020 – 12 048,76 руб. (всего – 52 831,26 руб.).

Согласно приложению № 4 к акту документальной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств от 28.08.2020, недостача продуктов питания (бесплатное питание местный бюджет) за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 составила 2 753,17 руб., с 01.09.2019 по 20.08.2020 – 1 920,02 руб. (всего – 4 673,19 руб.).

Согласно приложениям № 6 и № 7 к акту документальной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств от 28.08.2020, недостача продуктов питания (бесплатное питание областной бюджет – бесплатное молоко) за период с 13.01.2020 по 20.08.2020 составила 132,50 руб.

Из копии акта № 1 от 25.09.2020 следует, что директор МКОУ «Наратаевская COШ» Хохлова Л.В. отказалась подписывать документы по результатам инвентаризации.

Общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора, определяющие обязанности сторон трудового договора по возмещению причиненного ущерба и условия наступления материальной ответственности, содержатся в главе 37 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 232 ТК РФ определено, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 232 ТК РФ расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 ТК РФ, в соответствии с которой материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации «Материальная ответственность работника» определены условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, пределы такой ответственности.

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ч. 1 ст. 238 ТК РФ).

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2 ст. 238 ТК РФ).

Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ).

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере (ч. 1 ст. 242 ТК РФ).

Частью 2 статьи 242 ТК РФ предусмотрено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», в соответствии с частью первой статьи 277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В силу ч. 1 ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

В соответствии со ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов (ч. 1).

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным (ч. 2).

Из письменных пояснений директора МКОУ «Наратаевская COШ» Хохловой Л.В. от 07.09.2020, данных начальнику управления образования Администрации МО «Братский район», следует, что в момент начала исполнения ею обязанностей директора МКОУ «Наратаевская COШ» (сентябрь 2019 года) дела (документы, имущество) в установленном законодательством порядке при смене материально ответственного лица прежним директором Рыбкиным В.А. не были переданы соответствующим образом, то есть акт приема-передачи дел и имущества не составлялся, инвентаризация имущества в нарушение положений ФЗ «О бухгалтерском учете» при передаче полномочий не проводилась. В связи с невозможностью проведения полноценной инвентаризации при смене руководства, в школе была образована внутренняя комиссия, которой зафиксировано имущество и основные средства, находившиеся фактически в наличии на момент вступления ее в должность директора. На протяжении всего периода исполнения ею должностных обязанностей директора инвентаризация имущества не проводилась, то есть сверка данных бухгалтерского учета материальных ценностей и имущества и фактического наличия. Также не проводилась инвентаризация имущества и перед составлением годовой отчетности по состоянию на 31.12.2019 из-за отсутствия аналитических данных бухгалтерского учета в количественном выражении и стоимостной оценке. За весь период ее работы в должности директора замечаний от централизованной бухгалтерии по документальному оформлению оприходования и списания материальных ценностей не поступало. Таким образом, выявить недостачи или излишки, неправильное документальное оформление прихода и расхода (списания) продуктов питания и материальных запасов, основных средств до проведения плановой проверки не представлялось возможным. Товарный отчет в школе составлялся материально-ответственным лицом – поваром ФИО3, которая была принята на работу прежним директором Рыбкиным В.А. Доказательств вины материально ответственного лица ФИО3 не имеется. Воровства или хищений с ее стороны за период исполнения ею (Хохловой Л.В.) полномочий директора не было установлено. Контроль за выходом блюд (качество, количество) согласно ежедневному меню осуществлялся как администрацией школы, так и в присутствии родителей. Документы поваром ФИО3 оформлялись, но без учета наличия остатков на конец месяца. Однако внимание ФИО3 на недочеты в оформлении документов не обращали в централизованной бухгалтерии при окончательной проверке первичных документов и отражении их в бухгалтерском учете. С материально ответственного лица ФИО3 была получена. Она отказывается возмещать недостачу, так как не считает себя виновной и не согласна с суммой недостачи и с самим фактом недостачи. Доказательства, подтверждающие преднамеренность действий повара, отсутствуют. Кроме того, она является неплатежеспособной в связи с небольшим размером заработной платы. Последствиями взыскания с ФИО3 недостачи могут стать ее увольнение по собственному желанию, в связи с чем школа останется без специалиста, который может обеспечить приготовление качественного питания школьников.

Согласно копии договора о полной индивидуальной материальной ответственности (без даты) между МКОУ «Наратаевская COШ», в лице руководителя Рыбкина В.А., и поваром ФИО3 заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, по условиям которого ФИО3 принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ей работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения ущерба иным лицам.

Распоряжением мэра Братского района № 70 от 10.03.2021 директору МКОУ «Наратаевская COШ» Хохловой Л.В. предписано в срок до 20.03.2021 вернуть в бюджет МО «Братский район» сумму недостачи по результатам проведенной инвентаризации продуктов питания в размере 57 636,95 руб., с предоставлением подтверждающих документов. С данным распоряжением Хохлова Л.В. ознакомлена 15.03.2021, о чем свидетельствует ее роспись на распоряжении.

Уведомлением от 29.03.2021 мэр Братского района просит директора МКОУ «Наратаевская COШ» Хохлову Л.В. в течение двух рабочих дней с момента получения настоящего уведомления предоставить письменное объяснение по обстоятельствам, указанным в акте документальной плановой проверки от 29.03.2021. С уведомлением директор МКОУ «Наратаевская COШ» Хохлова Л.В. ознакомлена, экземпляр уведомления получила 30.03.2021, что подтверждается ее собственноручной подписью.

Согласно письменным пояснениям директора МКОУ «Наратаевская COШ» Хохловой Л.В. от 31.03.2021 на имя мэра Братского района распоряжение № 70 от 10.03.2021 не исполнено в указанный срок – до 20.03.2021 в связи с тем, что достоверно конкретные виновные лица в недостаче не установлены в ходе расследования. Вина конкретных сотрудников достоверно не установлена в ходе расследования, поскольку Управлением образования Администрации МО «Братский район» оно не проводилось. Комиссия по расследованию не создавалась и не утверждалась приказом руководителя, результаты расследования в соответствующем акте не отражены.

Согласно копиям муниципальных контрактов от 01.09.2019, 09.01.2020 между МКОУ «Наратаевская COШ», в лице директора Хохловой Л.В., и ИП ФИО4, ООО «КЛЕВЕР» были заключены муниципальные контракты на поставку продуктов питания, по условиям которых поставщики обязались поставлять продукты питания, а заказчик принять и оплатить товар (продукты питания) в соответствии со спецификой, являющейся неотъемлемым приложением к данным контрактам.

Поставка и оплата товара подтверждаются представленными копиями счет-фактур.

Также в судебном заседании установлено, что Рыбкин В.А. с 01.10.2016 по 30.09.2017 являлся директором МКОУ «Наратаевская COШ», также с 03.09.2021 по 02.09.2022 является директором, что подтверждается копиями распоряжений о приеме на работу № 40-к от 01.10.2016, № 245-к от 30.08.2021.

Согласно копии распоряжения № 130-к от 21.08.2019 Рыбкин В.А. - директор МКОУ «Наратаевская COШ» уволен с 30.08.2019 по собственному желанию, действие трудового договора № 26 от 31.12.2008 прекращено.

С 02.09.2021 на основании распоряжения № 241-к от 26.08.2021 прекращено действие трудового договора № 04/2019 от 02.09.2019, Хохлова Л.В. - директор МКОУ «Наратаевская COШ» уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника в связи с выходом на пенсию по возрасту.

Из справки о доходах и суммах налога физического лица за 2021 год следует, что общая сумма дохода Хохловой Л.В. за 7 месяцев 2021 года составила 518 914,28 руб.

Согласно копии трудового договора от 30.08.2017 Хохлова Л.В. с 01.09.2017 была принята в МКОУ «Наратаевская COШ» на должность учителя на 1 ставку на неопределенный срок.

Согласно копии приказа о приеме работника на работу № 41К от 09.09.2021 Хохлова Л.В. с 09.09.2021 принята в МКОУ «Наратаевская COШ» на должность учителя физики и математики по основному месту работы на 1 ставку.

Из копии свидетельства о заключении брака III-СТ *** от **.**.**** следует, что между ФИО5 и ФИО Любовью Владимировной **.**.**** был заключен брак, после заключения которого присвоены фамилии: мужу - Хохлов, жене - Хохлова.

Согласно справке Администрации Наратайского сельского поселения от 24.09.2021 Хохлова Л.В. зарегистрирована по адресу: ..., имеет состав семьи: сын ФИО6, **.**.**** года рождения, сын ФИО7, **.**.**** года рождения, сын ФИО8, **.**.**** года рождения, сын ФИО9, **.**.**** года рождения, муж ФИО5, **.**.**** года рождения.

Свидетель Свидетель №1, допрошенная в судебном заседании 09.09.2021, пояснила, что на основании приказа Управления образования Администрации МО «Братский район» № 129 от 29.07.2000 «О проведении проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств МКОУ «Наратаевская СОШ»» ее и ФИО10 привлекли к проведению проверки. Проверка проводилась за период с 01.01.2019 по 01.08.2020. Проверка была начата 03.08.2020 и окончена 28.08.2020. Проверка продуктов питания производится следующим образом – накануне даты проверки (за день-два до ее начала) они поднимали все документы за указанный период, просматривали, все ли документы имеются, чтобы вывести остаток по бухучету. Повар предупреждалась о том, что у него будет проводиться инвентаризация. В состав ревизионной комиссии входили она (Свидетель №1) - ревизор, ФИО10 – ревизор и на тот момент заведующий хозяйством ФИО5 (муж Хохловой Л.В.). Перед началом инвентаризации у материально-ответственного лица повара ФИО3 бралась расписка, она оформляет приход и расход. Так как продуктов питания было мало, то их инвентаризацию они закончили за 1 день. Для проведения инвентаризации продуктов питания они заходили в столовую, там все осматривали. Так как было лето, ни рыбы, ни мяса не было, были только крупы, чай, сахар, дрожжи, то есть продукты, которые не являются скоропортящимися. При инвентаризации они описывали продукт – название, его количество в пакете, массу. По каждому виду продуктов брали счета-фактуры и смотрели, по какой цене приобретались эти продукты, чтобы не присвоить продукту другую стоимость. На тот момент у повара кроме продуктов были денежные средства, которые они покупюрно описали и зафиксировали, в ведомости расписались ФИО3, заверила Свидетель №1, и подписал ведомость ФИО5 После проверки продуктов питания они приехали на базу и начали выводить остаток по бухучету. Для того, чтобы вывести остаток по бухучету, они с этого периода поднимали по каждому виду питания всю отчетность, виды питания в школе – это платное питание, малоимущие и многодетные дети (в период проверки они были с 1 по 11 классы), на которое деньги выделяются из областного бюджета, и горячее питание с 1 по 4 классы, независимо от того, к какой семье принадлежат дети, отдельно по бесплатному молоку (так называемая молочная перемена) 200 мл на человека при условии посещения школы, учащиеся с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) и дети-инвалиды. По каждому виду питания только детям выделяются денежные средства на основании областного приказа. Этот приказ дублируется по Братскому району, и в рамках этих денежных средств на каждого школьника выделяется питание. По каждому виду питания они поднимали документы – товарные отчеты повара, счета-фактуры, товарные накладные. Отчеты повара также проверяет бухгалтер и отражает в журналах операций № 4 и № 7, по каждому виду питания ведется подшивка на каждый месяц. В рамках проведенной проверки в качестве приложения они составили 54 страницы с математическими расчетами, повар его подписала, свой экземпляр получила. Повар заполняет торговый отчет ТОРГ-29, это специальная форма, которая указана в учетной политике, по данной форме проводилась учеба. Ведение товарного отчета ТОРГ-29 позволяет в полной мере учитывать продукты без всяких потерь. Повар ФИО3 проходила учебу по ТОРГ-29, о чем имеется ее подпись.

Допрошенная в качестве свидетеля Свидетель №2, суду пояснила, что она работает в МКОУ «Наратаевская СОШ» с 01.11.2018. Первоначально была принята на работу на должность учителя математики и по совместительству завхозом. В период, когда Хохлова Л.В. была директором, она работала только учителем. Сейчас, когда сменился директор школы и им снова стал Рыбкин В.А., она продолжает работать учителем и по совместительству секретарем директора школы. В школе имеется приказ о проведении инвентаризации при смене руководителя. Когда директор Рыбкин В.А. вступал в должность, инвентаризацию в школе проводили. Когда директор Хохлова Л.В. вступала в должность, инвентаризацию в школе также проводили. Акт инвентаризации составлялся. Где акт находится сейчас, она пояснить не может. Доступ к данному акту имелся только у Хохловой Л.В. Так как Рыбкин В.А. не собирался возвращаться на должность директора, то он у себя не сохранил экземпляр акта. Хохловой Л.В. на подпись было передано два акта, и она их забрала. Данным актом было установлено, что Рыбкин В.А. передает Хохловой Л.В. всю документацию по школе, то есть и книги учета аттестатов, и трудовые, и медицинские книжки, журналы передвижения детей, печати, ключи. То есть в данном акте была указана вся материальная ответственность. Продукты питания не пересчитывались в акте, так как на 01 сентября продуктов в школе еще не было. Недостачи по продуктам питания у Рыбкина В.А. не было.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт совершения ответчиком Хохловой Л.В. виновных действий либо бездействия с ее стороны, имеющих причинно-следственную связь с выявленной в ходе проведенной 28.08.2020 документальной плановой проверки учета продуктов питания, инвентаризации продуктов питания в школьной столовой, инвентаризации основных средств МКОУ «Наратаевская COШ», что в силу ст. 233 ТК РФ является необходимым условием наступления материальной ответственности стороны трудового договора.

Кроме того, согласно п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно, в частности при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел).

Вместе с тем, в нарушение указанного пункта методических указаний при смене материально ответственного лица при приеме ответчика Хохловой Л.В. на работу на должность директора МКОУ «Наратаевская COШ» работодателем не была проведена инвентаризация. Истцом не представлено документов первичного бухгалтерского учета, подтверждающих отсутствие недостачи на момент принятия Хохловой Л.В. на работу, а также возникновения недостачи за период ее работы в должности директора МКОУ «Наратаевская COШ».

Показания свидетеля Свидетель №2 в данном случае являются недопустимым доказательством по делу. Более того, из показаний свидетеля Свидетель №2 следует, что недостачи продуктов питания в период исполнения обязанностей директора Рыбкиным В.А. не было. Вместе с тем, акт инвентаризации свидетельствует об обратном, в частности недостача продуктов питания с 01.01.2019 по 30.08.2019, период, когда директором был Рыбкин В.А., составила 43 535,67 руб. (2 753,17 руб. + 40 782,50 руб.). Недостача же продуктов питания в период исполнения обязанностей директора Хохловой Л.В. с 02.09.2019 по 01.08.2020 составила 14 101,28 руб.

Более того, как следует из акта инвентаризации от 28.08.2020, недостача на сумму 57 636,95 руб. выявлена по продуктам питания, при этом, продукты питания Хохловой Л.В. не вверялись, согласно договора о полной индивидуальной материальной ответственности, заключенного с поваром ФИО3 именно она должна отвечать за ущерб, причиненный работодателю за недостачу вверенного имущества.

Представленные муниципальные контракты на поставку продуктов питания, а также товарные накладные о получении, не свидетельствуют об обязанности директора школы нести ответственность на их недостачу. После получения продуктов питания от поставщика, продукты поступают на кухню, где повар сверяет их количество, вес. При этом, недостачи послу получения продуктов директором Хохловой Л.В. не выявлено. На момент проведения ревизии материально-ответственным лицом по продуктам питания являлась повар ФИО3

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что, поскольку в нарушение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, при смене материально-ответственных лиц инвентаризация работодателем не проводилась, а также принимая во внимание, что факт причинения ущерба в результате виновного противоправного поведения (действий или бездействия) ответчика истцом не доказан, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Хохловой Л.В. ущерба, причиненного работодателю в размере 57 636,95 руб., и об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Администрации Муниципального образования «Братский район» к Хохловой Любови Владимировне о взыскании недостачи по результатам проведенной инвентаризации продуктов питания в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Наратаевская средняя общеобразовательная школа» в размере 57 636,95 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Громова

Дата составления мотивированного решения - 08.11.2021.