НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Братского районного суда (Иркутская область) от 24.05.2010 № 2-46

                                                                                    Братский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Братский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 24 мая 2010 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Тумкиной А.Н.,

при секретаре Хлыстовой Е.А.,

с участием помощника Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Урезалова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-46/2010 по заявлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным действия, бездействия должностного лица начальника Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» Пуляева Геннадия Кузьмича и устранении выявленных нарушений,

У с т а н о в и л:

Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Братский районный суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным действия должностного лица – начальника Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» Пуляева Г.К. по организации работы по оценке принимаемых на хранение ценных вещей (ювелирных изделий) осужденных и устранении выявленных нарушений.

В дальнейшем, Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях уточнил заявленные им требования, просил признать действие должностного лица (начальника ФБУ ЛИУ-27 полковника внутренней службы Пуляева Г.К.) по порядку постановки на приход принимаемых на хранение ценных вещей (ювелирных изделий) осужденных незаконным; обязать должностное лицо (начальника учреждения ЛИУ-27 полковника внутренней службы Пуляева Г.К.) принять меры к устранению выявленных нарушений закона и производить прием на хранение ценностей (ювелирных изделий) осужденных в соответствии с требованиями нормативных актов Министерства Финансов РФ.

Затем, Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вновь уточнил заявленные им требования, просил признать действия должностного лица (начальника ФБУ ЛИУ-27 полковника внутренней службы Пуляева Г.К.) по изъятию ценных вещей (ювелирных изделий) у осужденных, порядку постановки их на приход при приеме на хранение незаконными; обязать должностное лицо (начальника учреждения ЛИУ-27 полковника внутренней службы Пуляева Г.К.) принять меры к устранению выявленных нарушений закона и производить изъятие и прием на хранение ценностей (ювелирных изделий) осужденных в соответствии с требованиями нормативных актов Министерства Юстиции РФ и Министерства Финансов РФ, в связи с отказом от заявленных требований.

Далее, Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях окончательно уточнил заявленные им требования, просил признать действие, бездействие должностного лица – начальника Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» Пуляева Г.К. по организации работы по оценке принимаемых на хранение ценных вещей (ювелирных изделий) осужденных и устранении выявленных нарушений, указав в обоснование своих требований, что Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения поднадзорными пенитенциарными учреждениями требований законодательства Российской Федерации о порядке изъятия, приема и оценки ценных вещей (ювелирных изделий), принадлежащих подозреваемым, обвиняемым, осужденным. В соответствии с ч.ч.8,9 ст.82 УИК РФ перечень вещей и предметов, которых осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать устанавливается правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. В соответствии с п.п.43,45 ч.ХI Приказа Минюста РФ от 03.11.2005г. № 205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» запрещенные вещи изымаются в момент обнаружения, о чем составляется рапорт или акт, затем проводится проверка и принимается решение начальника исправительного учреждения. Изъятые у осужденных ценности хранятся в бухгалтерии или на складе исправительного учреждения, о чем владельцу выдается квитанция. Согласно п.17 Приказа МЮ РФ № 356 от 08.12.2006г. «Об утверждении инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний» (далее «Приказ МЮ РФ № 356») приемка изделий из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с нормативными актами Министерства финансов РФ. В соответствии со ст.1 Федерального Закона РФ от 26.03.1998г. №41-ФЗ, п. 1.2 ч.1 Приказа Министерства Финансов РФ № 68н от 29.08.2001г. «Об утверждении инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» (далее «Приказ МФ РФ № 68н) к драгоценным металлам относятся серебро, золото, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Из положений Приказа МФ РФ № 68н следует, что драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, в том числе в ювелирных изделиях. Кроме того, Министерство финансов РФ в Письме от 06.08.2003г. №23-02-04/752 разъясняет, что к ювелирным относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов, в том числе с использованием предметов культа. Пунктом 4.8 ч. IV Приказа МФ РФ № 68н установлено, что все помещения, в которых производится прием, хранение и отпуск драгоценных металлов оснащаются весоизмерительными приборами. Кроме того, в соответствии со ст.4 Федерального закона РФ от 29.07.1998г. № 135 «Об оценочной деятельности в РФ», оценка принимаемых на хранение ювелирных изделий производится специально уполномоченным на то лицом. Из смысла п.п.5 Приложения № 1 Приказа МЮ РФ № 205 следует, что ценные вещи относятся к запрещенным к использованию и хранению осужденными предметам. Согласно ст.5 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», отдельные материальные объекты (вещи) являются объектами оценки. В соответствии со ст.4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшие свою ответственность. В то же время, учитывая статус как исправительного учреждения в целом (юридическое лицо, финансовое обеспечение функционирования которых является расходным обязательством РФ), регламентированный Законом РФ от 21.07.1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», так и непосредственно его сотрудников (которым запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД РФ), регламентированный Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992г. № 4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел РФ), соответствующий специалист-оценщик в штат сотрудников исправительного учреждения по бюджетной деятельности входить не может. Вместе с тем, из положений п.16 Приказа Минюста РФ № 205 следует, что на поступившие и изъятые у осужденных, подозреваемых и обвиняемых ценности в соответствии с правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов составляется акт, второй экземпляр которого сдается в бухгалтерию и вместе с приходным ордером служит основанием для принятия ценностей на хранение в кассу учреждения. При этом, в утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998г. № 88 унифицированной форме приходного кассового ордера № КО-1 обязательно отражается стоимость принимаемой на хранение вещи. Кроме того, установленная приказом МЮ РФ № 356 форма бухгалтерской документации по учету ценностей лиц, лишенных свободы (книга учета ценностей, хранящихся в учреждении, список владельцев ценностей, выбывших из учреждения), предусматривает обязательное указание в них стоимости учтенных ценностей. Из вышеизложенного следует, что указание цены, принимаемых на хранение в бухгалтерию учреждения ценных вещей (ювелирных изделий) осужденных в учетной бухгалтерской документации обязательно. Следовательно, действия начальника ЛИУ-27 по организации работы бухгалтерии в части субъективной оценки изъятой у осужденного или сданной им добровольно и принятой на хранение ценной вещи (кулон, кольцо, цепочка, браслет, предметы культа, часы и т.п.) в один рубль не соответствует действительности, поскольку если утверждать, что изъятые у лиц, лишенных свободы, и сдаваемые сотрудниками учреждения на хранение в бухгалтерию указанные вещи выполнены не из драгоценного металла, то в таком случае действия сотрудников колонии по изъятию у осужденных их вещей незаконны и противоречат требованиям Приказа МЮ РФ № 205, поскольку в соответствии с перечнем вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях, владеть и пользоваться предметами культа, цепочками и т.п., не являющимися ценностями (выполненными не из драгоценных металлов) лицам, лишенным свободы, не запрещено. Кроме того, несостоятельность с правовой точки зрения, сложившейся в ЛИУ-27 процедуры постановки на приход, принимаемых на хранение ценностей лиц, лишенных свободы, обусловлена односторонностью действий администрации исправительного учреждения: 1.изымая какую-либо ценную вещь у осужденного, сотрудник колонии, на основании акта передает ее в бухгалтерию; 2.работник бухгалтерии выписывает приходный кассовый ордер, вносит соответствующие записи в кассовую книгу и книгу учета ценностей; 3.осужденному – владельцу ценности, бухгалтером выписывается и выдается начальником отряда квитанция о принятии на хранение его вещи. Из указанного алгоритма действий администрации по постановке на приход изымаемых у осужденных ценностей следует, что лицам, лишенным свободы (являющимся в данном случае субъектами административных правоотношений), фактически не предоставляется возможность высказывать мнение относительно стоимости, изымаемой у него ценности. Осужденный лишь по факту получает квитанцию с единолично (номинально) определенной работником бухгалтерии стоимостью ценности. Таким образом, вывод администрации о ценности изъятых вещей носит сугубо предположительный (субъективный) характер, в установленном порядке не проверен и не подтвержден, их оценка при постановке на приход производится ненадлежащим субъектом и в неустановленном порядке. Поскольку вышеназванные требования федеральных законов и подзаконных актов возлагают на всех субъектов административных правоотношений (в том числе и на сотрудников исправительных учреждений), соблюдать установленную процедуру оценки вещей, соответственно у осужденного (как субъекта административных правоотношений) возникает корреспондирующее данной обязанности право на объективную и законную оценку изъятой у него вещи. В связи с чем, указанные действия администрации исправительного учреждения в части изъятия и постановки на приход, принимаемых на хранение, изъятых у осужденных ценностей нарушают право последних на объективную и законную оценку изъятых у них вещей. По своему статусу ФБУ ЛИУ-27 - это межобластная туберкулезная больница с лимитом наполнения 857 человек. Указанная численность больных постоянно меняется (снижается, увеличивается), в связи с чем, установить точное число осужденных, в том числе, имеющих при себе ценные вещи (ювелирные изделия) не представляется возможным. Оценка при приеме на хранение ценных вещей производится из расчета - 1 рубль за единицу изделия. Подобная практика существенно нарушает права и законные интересы лиц, лишенных свободы, поскольку, в случае утери или повреждения принадлежащих им ценностей возместить их реальную стоимость будет невозможно. Согласно ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит суд признать действие должностного лица (начальника ФБУ ЛИУ-27 полковника внутренней службы Пуляева Г.К.) по организации работы по оценке принимаемых на хранение ценных вещей (ювелирных изделий) осужденных, выразившееся в субъективной оценке при постановке на учет изъятой у осужденного или сданной им добровольно и принятой на хранение ценной вещи (кулон, кольцо, цепочка, браслет, предметы культа, часы и т.п.) в один рубль, незаконным; признать бездействие должностного лица (начальника ФБУ ЛИУ-27 полковника внутренней службы Пуляева Г.К.) по организации работы по оценке принимаемых на хранение ценных вещей (ювелирных изделий) осужденных в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.1998г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Федерального закона от 29.07.1998г. № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Приказа Министерства Финансов РФ № 68н от 29.08.2001г. «Об утверждении инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», незаконным; обязать должностное лицо (начальника учреждения ФБУ ЛИУ-27 полковника внутренней службы Пуляева Г.К.) принять меры к устранению выявленных нарушений закона и организовать оценку принимаемых на хранение ценностей (ювелирных изделий) осужденных в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.1998г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Федерального закона от 29.07.1998г. № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Приказа Министерства Финансов РФ № 68н от 29.08.2001г. «Об утверждении инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».

В судебном заседании помощник Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Урезалов А.А. поддержал уточненные требования в окончательном варианте в полном объеме, дал суду пояснения в соответствии с предъявленным в суд заявлением. Кроме того, дополнил, что при изъятии у осужденных ценных вещей, работники ЛИУ-27 лишь предполагают, что изымаемая ими вещь изготовлена из драгоценных металлов, поэтому изъятые вещи должны храниться не в бухгалтерии, а сдаваться на склад. При приеме на хранение изъятых у осужденных вещей, учреждение, руководствуясь приказом, указывает стоимость любого изделия в размере 1 руб., однако, при оценке необходимо руководствоваться нормативными актами по оценочной деятельности, а в учреждении специализированного оценщика нет, в связи с чем, работники учреждения вообще не имеют права оценивать изъятую вещь у осужденного, даже в 1 руб. Он полагает, что предположительно ценные вещи, изъятые у осужденных должны просто сдаваться на склад вместе со всеми остальными вещами. Если по мнению начальника ЛИУ-27, вещь из металла является ценной, то им должна быть организована и проведена оценка так, как требует этого закон. Таким образом, он считает, что оценку изымаемых у осужденных ценных вещей ФБУ «ЛИУ № 27 ГУФСИН России по Иркутской области» не может производить, а если же оно производит оценку, то должно руководствоваться законом, регулирующим оценочную деятельность. Бездействие начальника ФБУ «ЛИУ № 27 ГУФСИН России по Иркутской области» выражается в том, что когда он ставит резолюцию: «передать на хранение», он не заботится о том, каким образом произведена оценка, не нарушены ли права осужденного. Начальник учреждения, накладывая резолюцию, должен проследить, чтобы бухгалтер пригласила специалиста – оценщика для оценки изъятой вещи, тогда бездействие начальника ЛИУ-27 отсутствовало бы. При приеме ценных вещей у осужденных их стоимость занижена, не соответствует реальной стоимости и в случае утери или повреждения, осужденные не смогут получить реальное возмещение причиненного им вреда. У него не имеется претензий в целом по порядку приема ценных вещей осужденных на хранение в кассу, он не согласен лишь с оценкой ценных вещей. Согласие осужденных с оценкой принимаемых на хранение принадлежащих им ценных вещей никто не спрашивает. Он считает, что осужденные вправе обратиться с заявлением о проведении оценки изъятых у них вещей за счет средств самих осужденных, что осужденные не лишены возможности обжаловать действия администрации, в том числе и начальника, однако права осужденных изначально не должны нарушаться. В Братскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступала жалоба осужденного ФИО1 в связи с утратой в ЛИУ-27 принадлежащих ему цепочки и кулона, изготовленных из драгоценных металлов. Решением мирового судьи с ЛИУ-27 в возмещение причиненного ФИО1 ущерба была взыскана стоимость утраченных ценных вещей.

Представитель должностного лица, чьи действия оспариваются - начальника Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» Пуляева Г.К., на основании доверенности Дмитриев Н.В., заявленные Братским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях требования не признал, суду пояснил, что Братским прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ (далее Прокурор) подано заявление о незаконной организации работы должностного лица (начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, полковника внутренней службы Пуляева Г.К.) по оценке принимаемых на хранение ценных вещей осужденных. ЛИУ-27, согласно Приказу Минюста № 205 от 03.11.2005г., во время приема осужденных прибывших из других колоний, производит полный обыск, в процессе которого изымаются все запрещенные предметы, предусмотренные приложением №1. В частности, п.5 данного приложения, запрещенными предметами является деньги и ценные вещи. ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области не занимается производством, использованием и обращением драгоценных металлов и т.п., а лишь ведет их учет и обеспечивает безвозмездное хранение в период отбывания осужденными лишения свободы, согласно Приказу от 8.12.2006г. №356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний». Поэтому ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области не обязано производить оценку принимаемых на хранение ценностей осужденных. У осужденных при поступлении в учреждение изымаются вещи из желтого или белого металла, которые предположительно являются изделиями из драгоценных металлов, однако это лишь предположение, ничем не подтвержденное, поскольку в штате учреждения не имеется должности специалиста – оценщика, тем более не имеется специальных приборов для определения вида металла, из которого они изготовлены. Поэтому, в связи с тем, что ношение при себе ценных вещей из драгоценных металлов осужденным, находящимся в исправительных учреждениях запрещено, при изъятии у осужденного предположительно изделия из драгоценного металла, составляется акт, изъятая вещь оценивается в 1 рубль. Изъятая вещь запечатывается в конверт, опечатывается в присутствии осужденного, и кладется в сейф в кассе учреждения до освобождения осужденного, либо его перемещения в другое учреждение. Осужденному на руки выдается квитанция о приеме у него указанной вещи. Изъятые вещи оцениваются номинально, поскольку доказательств того, что эти вещи на самом деле являются изделиями из драгоценных металлов не имеется. Кроме того, лица, находящиеся в исправительном учреждении знают, что запрещено иметь при себе ценные вещи. Если осужденный не согласен с оценкой принадлежащей ему вещи, он вправе обратиться к начальнику учреждения с заявлением о проведении оценки данной вещи за счет собственных средств, после чего стоимость указанной вещи будет определяться исходя из ее оценки, проведенной специалистами. Действительно имел место факт утраты ценных вещей осужденного ФИО1, но это был единичный случай, и причиной утраты явилось направление ценных вещей осужденного не ценной посылкой, а путем вложения в личное дело. Решением мирового судьи в возмещение ущерба, причиненного ФИО1 с ЛИУ-27 была взыскана стоимость утраченных вещей в сумме 271 рубль. Следовательно, оценка ценных вещей осужденных в 1 рубль не нарушает права осужденных, так как данным решением подтверждено, что в случае утраты ценной вещи возможно взыскание ее фактической стоимости. Проводить оценку ценных вещей осужденных исправительное учреждение не имеет возможности, поскольку оценка производится только платно, а исправительное учреждение является бюджетным, поэтому финансируется из средств федерального бюджета строго по кодам экономической классификации, и расходы на оценку изымаемых у осужденных ценных вещей не предусмотрены. Передача на хранение предположительно ценных вещей осужденных в кассу учреждения производится только в интересах осужденных, для того, чтобы лучше сохранить данные вещи. Передача предположительно ценных вещей осужденных для хранения на склад не может обеспечить лучшую их сохранность по сравнению с хранением их в кассе учреждения. Поэтому заявленные требования прокурора он не признает, нарушений закона со стороны начальника учреждения не имеется, права осужденных не нарушены, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, заслушав показания свидетелей, приходит к следующему.

В силу ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.82 УИК РФ, режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В соответствии с ч.ч.8,9 ст.82 УИК РФ, перечень вещей и предметов, которых осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством РФ.

На основании п.5 Перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, являющегося приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденного Приказом Минюста РФ от 03.11.2005г. № 205 (с изменениями и дополнениями), к вещам и предметам, продуктам питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать относятся: деньги, ценные вещи.

В силу п.п.42,43,45 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005г. № 205 (с изменениями и дополнениями), правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию в исправительных учреждениях вещей обладают представители администрации учреждения. Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется рапорт или акт, затем проводится проверка и принимается решение начальника исправительного учреждения. Изъятые ценные бумаги и иные ценности хранятся в бухгалтерии или на складе исправительного учреждения, о чем владельцу выдается квитанция.

Исходя из пунктов 15,16,17 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.12.2006г. № 356, в кассе учреждения подлежат хранению: драгоценные металлы и изделия из них; драгоценные камни и жемчуг, а также изделия из них; часы всех видов и марок, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым; ценные бумаги (сберегательные книжки на предъявителя, акции и т.д.); иностранная валюта. На поступившие и изъятые у осужденных, подозреваемых и обвиняемых ценности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов составляется акт, второй экземпляр которого передается в бухгалтерию и вместе с приходным ордером служит основанием для принятия ценностей на хранение в кассу учреждения. Приемка изделий из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 21,22,23,24 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.12.2006г. № 356, учет принятых ценностей осуществляется кассиром в книге учета ценностей (приложение 8). Книга должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью и печатью. Учет ценностей, хранящихся в кассе, осуществляется бухгалтерией в суммовом выражении на забалансовых счетах в соответствии с нормативными актами Министерства финансов РФ по бюджетному учету. Изъятые ценности, если они не подлежат пересылке лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело, сдаются на хранение в кассу учреждения по акту отдельно на каждого осужденного в опечатанном пакете с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения владельца ценностей. На вложенные в пакет ценности составляется опись (приложение 9). Выдача ценностей владельцам производится при их освобождении или изменении меры пресечения на основании предъявленного акта о сдаче ценностей, а в случае его утери – на основании письменного заявления с указанием времени сдачи и описания ценностей. Ценности выдаются владельцу по расходному кассовому ордеру на основании заявления осужденного с резолюцией начальника учреждения.

В силу ст.1 Федерального закона от 26.03.1998г. № 41-ФЗ (в редакции от 24.07.2007г.) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; драгоценные камни – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом; ценности – драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;…

Приказом начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Иркутской области № *** от 25.02.2010г. подтверждается факт того, что начальником ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области является полковник внутренней службы Пуляев Геннадий Кузьмич.

Книга учета ценностей, хранящихся в учреждении ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области прошита и пронумерована, ведется в соответствии с Приложением 8 к Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.12.2006г. № ***

Из справки главного бухгалтера ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области следует, что по состоянию на 04.05.2010г. в кассе учреждения хранятся ценные вещи осужденных в количестве 31 единицы.

Согласно п.9 должностной инструкции бухгалтера бухгалтерии ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, бухгалтер обязан осуществлять операции по учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных вещей осужденных с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.

Приказом начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области от 19.01.2010г. Пуляева Г.К. закреплено осуществление учета и хранения ценных вещей осужденных в соответствии с приказом МЮ РФ от 08.12.2006г. № 356 «Об утверждении инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН». За стоимость единицы изделия принята условная цена 1 (один) рубль. Контроль за исполнением приказа возложен на главного бухгалтера.

Свидетель ФИО2 – начальник отдела оценки Торгово-промышленной палаты ..., суду показала, что при установлении в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (ювелирных изделий) необходимо руководствоваться ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки объектов, заключенный заказчиком с оценщиком. Договоры заключаются, как правило, на один год, в которых определена конкретная сумма, которая должна быть оплачена, и на эту сумму выполняется заказ в течение года. Возможно заключение и разовых договоров, но с ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области договор не заключен. Предоставляемая услуга по оценке изделий из драгоценных металлов является платной. В неё входит: оценка – 150 рублей, составление отчета – 550 рублей. Если специалисты торгово-промышленной палаты не могут определить ценность объекта, то дополнительно привлекаются специалисты, услуги которых стоят от 150 руб. до 350 руб. На глаз определить ценность изделия невозможно. Объект оценки в виде ювелирного изделия подвергается химической обработке, поэтому некачественная вещь в процессе оценки может быть повреждена. Стоимость изделия определяемся согласно ломбардным ценам, т.е. как лом.

Свидетель ФИО4 – ... ФБУ «ЛИУ № 27 ГУФСИН России по Иркутской области», суду показала, что ценные вещи, изъятые у осужденных поступают в бухгалтерию с актом об изъятии, в котором содержатся все сведения об изъятых вещах: наименование, цвет металла, форма, примерный размер, заполняется приходный кассовый ордер, в котором указывается стоимость - один рубль за одну вещь. Лицо, у которого вещь изъята и оценена в один рубль расписывается об этом, ему выдается корешок ордера. После чего, также в присутствии осужденного, изъятая у него вещь запечатывается в конверт и кладется в сейф из несгораемого металла на хранение. При осуществлении указанных действий бухгалтерия руководствуется Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 г. № 148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» и приказом Минюста РФ от 8.12.2006 г. N 356 «Об утверждении инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказания». Учреждение не может определить фактическую стоимость изъятой у осужденного вещи, однако в кассовых книгах должна быть указана стоимость вещи, поэтому стоимость вещи указывается номинальная в 1 рубль, о чем осужденному достоверно известно. В случае его несогласия с указанной стоимостью он не лишен права обратиться с заявлением об оценке изъятой у него вещи за счет его собственных средств, однако ни один осужденный с таким заявлением не обращался. Жалоб от осужденных, не согласных с оценкой изъятых у них ценных вещей не было.

Свидетель ФИО3 – ... ФБУ «ЛИУ № 27 ГУФСИН России по Иркутской области», суду показала, что в ее обязанности входит прием на хранение ценных вещей осужденных, за это она несет ответственность. В бухгалтерию поступает акт об изъятии ценной вещи, на основании которого выписывается приходный кассовый ордер, корешок которого выдается осужденному на руки, изъятая вещь запечатывается в конверт в присутствии осужденного, кладется в сейф в кассу учреждения и хранится до освобождения осужденного, либо до этапирования его в другое исправительное учреждение. В учреждении ведутся журналы установленного образца по учету прихода и расхода ценных вещей. Каждая изъятая вещь оценивается в один рубль на основании приказа начальника учреждения. Еще ни один осужденный не пожаловался на то, что изъятая у него вещь оценена в один рубль.

Таким образом, при рассмотрении данного дела, суду надлежало определить нарушены ли права и свободы граждан (осужденных) действием, бездействием начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Пуляева Г.К. по организации работы по оценке принимаемых на хранение ценных вещей (ювелирных изделий) осужденных; созданы ли данными действиями препятствия к осуществлению гражданами (осужденными) их прав и свобод; не возложена ли на граждан (осужденных) незаконно какая-либо обязанность или не привлечены ли они незаконно к ответственности.

Судом установлено, что осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях запрещено носить при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, ценные вещи, в том числе изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней. При обнаружении у осужденных изделий из драгоценных металлов, а также при поступлении изделий из драгоценных металлов с осужденными по этапу или в ценных посылках, данные изделия изымаются в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005г. № 205, и сдаются на хранение в бухгалтерию учреждения в соответствии с Инструкцией по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.12.2006г. № 356, при этом в книге учета ценностей указывается номинальная стоимость изделия. Квитанция о приеме на хранение изделия осужденного с указанием его стоимости выдается на руки осужденному. Не указывать стоимость изъятых у осужденных ценных вещей при передаче их на хранение в бухгалтерию учреждения, бухгалтер не может, поскольку в приложении № 8 к указанной выше Инструкции в книге учета ценностей, хранящихся в учреждении обязательно должна быть указана оценочная стоимость ценных вещей. Более того, в силу п.22 указанной Инструкции учет ценностей, хранящихся в кассе, осуществляется бухгалтерией в суммовом выражении на забалансовых счетах…, поэтому для выполнения требований Инструкции, бухгалтер обязан указать (пусть номинальную) стоимость ценных вещей. При рассмотрении настоящего дела, в ходе исследования книги учета ценностей, кассовой книги, актов изъятия, приходных кассовых ордеров и других документов, судом не выявлено нарушений со стороны начальника учреждения по учету ценностей, принадлежащих осужденным, находящимся в исправительном учреждении.

Более того, изъятые у осужденных ценности лишь предположительно являются изделиями из драгоценных металлов, поскольку администрация учреждения, в том числе и начальник, не обладают специальными познаниями в области определения вида металла из которого изготовлено то или иное изделие, не в состоянии и не вправе определять фактическую стоимость изделий (оценивать), специалистов данного рода в штате учреждения не имеется. Как пояснила допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела оценки Торгово-промышленной палаты ... ФИО2, на глаз определить ценность изделия невозможно. Поэтому стоимость изделия при передаче его на хранение в кассу обоснованно указывается номинальная – 1 рубль. Поскольку ЛИУ-27 является бюджетным учреждением, его расходы строго регламентированы, и отсутствует статья расходов на проведение оценки изъятых у осужденных изделий предположительно из драгоценных металлов, учреждение лишено возможности производить специализированную оценку ценных вещей осужденных. Исходя из требований п.46 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005г. № 205, администрация учреждения вправе сдавать изъятые у осужденного незаконно имеющиеся при нем вещи, не относящиеся к ценным, на склад для хранения либо уничтожать. Тем не менее, предполагая, что изъятые у осужденных ценности являются ювелирными изделиями из драгоценных металлов, администрацией учреждения указанные вещи относятся к ценным и сдаются на хранение в кассу с целью обеспечения их большей сохранности, тем самым не нарушая права осужденных, а наоборот, действуя в целях соблюдения их прав.

Поскольку осужденному, у которого изъято изделие, изготовленное предположительно из драгоценного металла, выдается квитанция о принятии на хранение данного изделия с указанием его стоимости, установленной бухгалтерией учреждения, в случае его несогласия с указанной оценкой принадлежащего ему изделия, осужденный вправе обратиться с заявлением о проведении специализированной оценки за счет его средств, после чего изделие будет принято на хранение в кассу учреждения с указанием определенной специалистами стоимости. Кроме того, обе стороны подтвердили, что осужденные не ограничены в своих правах обращаться с заявлениями и жалобами по возникающим у них вопросам.

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Урезалов А.А. не указал на нарушение порядка принятия на хранение ценных вещей осужденных, согласился с тем, что ЛИУ-27 является бюджетным учреждением, в котором не предусмотрены расходы на оценку ювелирных изделий осужденных, что учреждение не имеет в штате специалиста-оценщика, следовательно, не вправе производить оценку ювелирных изделий, тем не менее, просил признать действие, бездействие начальника учреждения по организации работы по оценке принимаемых на хранение ценных вещей (ювелирных изделий) осужденных незаконным в связи с неправильной (субъективной) оценкой стоимости данных вещей, что по мнению суда, не может являться основанием к удовлетворению заявленных прокурором требований. Ссылки участвующего в деле прокурора на Инструкцию, утвержденную приказом Минфина РФ № 68н от 29.08.2001г. несостоятельны, поскольку данная Инструкция не применима к рассматриваемым в настоящем деле правоотношениям. Так, в соответствии с п.1.3 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведении отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29.08.2001г. № 68н, установленный настоящей Инструкцией порядок должны соблюдать все юридические лица, независимо от форм собственности, в том числе воинские части и воинские формирования, а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие свою деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее – организации), однако ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области данным видом деятельности не занимается. По аналогичным причинам неприменим к рассматриваемым судом правоотношениям и Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Не может служить доказательством нарушения прав осужденных действием, бездействием начальника учреждения по организации работы по оценке принимаемых на хранение ценных вещей осужденных факт утраты ценных вещей осужденного ФИО1, поскольку факт утраты ценных вещей ФИО1 был вызван не организацией работы по их оценке, а нарушением требований, предъявляемых к пересылке указанных вещей, о чем свидетельствует решение мирового судьи судебного участка № ... от 23.10.2009г. Более того, данным решением подтверждается, что даже в случае утраты ценных вещей осужденных ничто не мешает восстановлению их имущественных прав и взысканию с виновных лиц фактической стоимости изъятых ценных вещей.

Таким образом, при рассмотрении дела судом не были установлены ни действие, ни бездействие начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, которыми нарушены права и свободы осужденных, либо созданы препятствия к осуществлению осужденными их прав и свобод; либо на осужденных незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Ссылка прокурора на то, что нарушаются права и законные интересы осужденных, является безосновательной, поскольку объяснить каким образом нарушаются права и законные интересы осужденных и в чем это выразилось, он не смог.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований к удовлетворению заявления Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным действия, бездействия должностного лица начальника Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» Пуляева Геннадия Кузьмича и устранении выявленных нарушений, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись А.Н. Тумкина

Копия верна. Судья: А.Н. Тумкина