НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Братского районного суда (Иркутская область) от 14.06.2018 № 2А-489/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14июня2018года г.Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Куклина Ф.С.,

при секретаре Носовой Е.Е.,

с участием представителя административного истца - помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Дзвониской М.Н.,

представителя административного ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области Суздалева В.В., действующего по доверенности,

представителя заинтересованного лица - ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» Снимщиковой Л.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда Иркутской области административное дело № 2а-489/2018 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Министру лесного комплекса Иркутской области Шеверда С.В., Министерству лесного комплекса Иркутской области, заинтересованное лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» о признании незаконным распоряжения от **.**.******* «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы изменения к проекту освоения лесов (арендатор ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство»),

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к министру лесного комплекса Иркутской области Шеверда С.В., Министерству лесного комплекса Иркутской области, заинтересованное лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» (далее ООО ««Охотничье и рыболовное хозяйство») о признании распоряжения от **.**.******* «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы изменения к проекту освоения лесов (арендатор ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство») незаконным.

В обоснование требований указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности рубки лесных насаждений за поселком ... по коллективному обращению жителей поселка ....

В ходе проверки установлено, что рубка лесных насаждений за поселком ... осуществлялась ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» на основании договора аренды лесного участка *** от **.**.**** в редакции дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****.

Договор аренды лесного участка *** заключен **.**.**** между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству и Обществом с ограниченной ответственностью «Областной лесхоз». Согласно указанному договору арендатору передан во временное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации с номером учетной записи в государственном лесном реестре ***, площадью 47327 га, имеющий местоположение: ...

Соответствующий лесной участок передан для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 68,0 тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству - 42,0 тыс. куб.м. Кроме того, возможный ежегодный объем заготовки древесины в защитных лесах составляет 7,0 тыс.куб.м. ликвидной древесины, в том числе 7,0 тыс.куб.м. по хвойному хозяйству.

В соответствии с Соглашением о замене стороны в договоре аренды лесного участка от **.**.****, заключенного между ООО «Областной лесхоз» и ЗАО «Братский лесхоз» права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка *** от **.**.**** переходят к ЗАО «Братский лесхоз».

Согласно Соглашению от **.**.****, заключенному между Агентством лесного хозяйства Иркутской области, ЗАО «Братский лесхоз» и ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» права и обязанности по договору аренды лесного участка *** от **.**.**** переданы ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство».

**.**.**** Министерством лесного комплекса Иркутской области с ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка в связи с проведением лесоустройства и необходимостью проведения рубок поврежденных и погибших лесных насаждений.

ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» разработано Изменение в проект освоения лесов, получившее положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от **.**.*******

Из пункта 4 Приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от **.**.******* следует, что Общая часть проекта освоения лесов включает Раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов», в котором в соответствии с пунктом 9 Приказа отражаются сведения о площади земель, нуждающихся в лесовосстановлении; проектируемых способах и объемах лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Согласно подразделу 4.8 «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению» Раздела 4 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» Изменения в проект освоения лесов, предоставленных в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» проектируемые лесовосстановительные мероприятия для сплошных санитарных рубок **.**.**** г.г. по дополнениям от **.**.****, от **.**.**** к договору аренды от **.**.******* приведены в приложении ***.

Из приложения *** к Изменению в проект освоения лесов «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины» следует, что рекомендуемым способом лесовосстановления при сплошной санитарной рубке погибших и поврежденных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в защитных лесах, Левобережной ... является сохранение подроста.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 42 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 в защитных лесах после проведения сплошных рубок лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции (перестойные и спелые осинники, тополевники, деградирующие дубравы и другие лесные насаждения вегетативного происхождения многократных генераций, а также погибшие насаждения, требующие по своему состоянию назначения сплошной санитарной рубки), проводится искусственное возобновление лесов путем закладки лесных культур хозяйственно ценных пород в течение двух лет после рубки.

Таким образом, Изменение в проект освоения лесов ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в части способа лесовосстановления при сплошной санитарной рубке погибших и поврежденных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в защитных лесах, противоречит действующему лесному законодательству РФ, что в силу абз. 2 п. 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 № 496, является основанием для оформления отрицательного заключения экспертизы.

Просит суд признать незаконным распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области от **.**.******* «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы изменения к проекту освоения лесов (арендатор ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство»).

В судебном заседании старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Дзвониская М.Н. поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд административные исковые требования удовлетворить.

Представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области Суздалев В.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, суду пояснил, что на основании дополнительного соглашения от **.**.**** к договору аренды от **.**.******* разработано изменение к Проекту освоения лесов, дополнительное соглашение от **.**.**** к договору аренды от **.**.******* заключено на основании проведенных лесоустроительных работ по уточнении характеристик и возможного ежегодного объема заготовки древесины на предоставленном аренду лесном участке. Приложение *** к Изменению в Проект освоения лесов «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины» разработано на основании таксационного описания. В соответствии с п. 164 Приказа Рослесхоза от 12.12.2011 №516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» мероприятия по восстановлению лесов проектируются в соответствии с критериями, установленными Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 №183. Инструкцией устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пункт 2). (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Рослесхоза от 28.12.2017 № 787). В соответствии с требованиями приложения 2 к «Правилам лесовосстановления», утвержденные Приказом МПР России от 16.07.2007 № 183 (далее - Правила лесовосстановления) «Способы лесовосстановления в зависимости от естественного лесовосстановления ценных лесных древесных пород» для ..., к которому относилась территория Братского лесничества, для назначения способа лесовосстановления - естественное, содействие естественному возобновлению леса, мероприятие по сохранении: подроста требуется наличие жизнеспособного подроста и молодняка лесных насаждений хвойных пород в количестве от 2 до 4 тыс. штук на 1 га. В соответствии с таксационными описаниями на площадях имеется подрост в количестве от 4 до 10 тыс. штук на 1 га. Кроме того, на лесном участке, расположенном в Левобережной даче квартал 20 выдел 17 площадь 13,3 га назначено искусственное лесовосстановление. В соответствии с п. 14 Правил лесовосстановления сохранению при проведении рубок лесных насаждений подлежит жизнеспособный подрост и молодняк сосновых, кедровых, лиственничных, еловых, пихтовых, дубовых, буковых, ясеневых и других лесных насаждений ценных пород в соответствующих им природно-климатических условиях. Жизнеспособные подрост и молодняк лесных насаждений хвойных пород характеризуются следующими признаками: густая хвоя, зеленая или темно-зеленая окраска хвои, заметно выраженная мутовчатость, островершинная или конусообразная симметричная густая или средней густоты крона протяженностью не менее 1/3 высоты ствола в группах и 1/2 высоты ствола - при одиночном размещении, прирост по высоте за последние 3-5 лет не утрачен, прирост вершинного побега не менее прироста боковых ветвей верхней половины кроны, прямые неповрежденные стволики, гладкая или мелкочешуйчатая кора без лишайников. Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минприроды России от 29.06.2016 № 375. Ссылка в исковом заявлении на п. 42 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ некорректна, так как данный приказ вступил в силу 11.02.2017. На момент проведения государственной экспертизы изменения к проекту освоения лесов действовал Приказ Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» (далее - Правила заготовки древесины), в котором пунктом 43 предусмотрено, что к сплошным рубкам спелых, перестойных лесных насаждений относятся следующие виды рубок: с предварительным лесовосстановлением (появление нового молодого поколения леса под пологом существующего древостоя) и с последующим лесовосстановлением (образование нового поколения леса после рубки спелого древостоя). При проведении сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений обязательными условиями являются: сохранение жизнеспособного подроста ценных пород и второго яруса, обеспечивающих восстановление леса на вырубках, оставление источников обсеменения или искусственное восстановление лесов путем закладки лесных культур в течение двух лет после рубки. В процессе рубки сохраняются также устойчивые перспективные деревья второго яруса все обособленные в пределах лесосеки участки молодняка и других неспелых деревьев ценны: древесных пород. К подлежащему сохранению относится только жизнеспособный перспективный подрост. Лесные насаждения, местоположение которых указано в исковом заявлении, были повреждены низовым пожаром в **.**.**** году, на момент проведения лесоустройства в **.**.**** году прошло 11 лет, под пологом погибающих лесных насаждений появилось жизнеспособное поколение главных лесных древесных пород лесных насаждений, способного образовывать в данных природно-климатических условиях новые лесные насаждения (подрост) и которое нельзя назвать утратившим свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические оздоровительные и иные полезные функции. Таким образом, распоряжение министерства от **.**.******* «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы «Изменения к проекту освоения лесов» не может противоречить требованиям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», так как данный приказ действует с **.**.****. Вместе с тем, содержание оспариваемого решения соответствует Правилам лесовосстановления, Правилам заготовки древесины, которые действовали на момент принятия решения об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы «Изменение к проекту освоения лесов, предоставленных в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в целях заготовки древесины на территории Братского лесничества муниципального образования «Братский район» Иркутской области».

Министр лесного комплекса Иркутской области Шеверда С.В. в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства, ходатайств не заявил, о причине неявки суд не известил.

Представитель ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» Снимщикова Л.В. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, полагала, что распоряжение от **.**.******* «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы изменения к проекту освоения лесов (арендатор ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство») является законным и обоснованным.

Суд, с учетом мнения участвующих лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, обязательное участие которого в судебном заседании необходимым судом не признавалось, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 226 КАС РФ.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов административного дела установлено, что о нарушении требований природоохранного законодательства Братскому межрайонному природоохранному прокурору стало известно **.**.**** - в момент вынесения акта о результатах проверки законности рубки лесных насаждений ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» за ..., следовательно, административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц подано в установленный законом срок.

Согласно акту от **.**.**** Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в лице старшего помощника прокурора младшего советника юстиции Дзвониской М.Н. на основании решения о проведении проверки от **.**.**** проведена проверка законности рубки лесных насаждений ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» за .... В ходе проверки установлено, что рубка лесных насаждений за ...... осуществлялась ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» на основании договора аренды лесного участка *** от **.**.****, заключенного между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству и ООО «Областной лесхоз», соглашения о замене стороны в договоре аренды лесного участка от **.**.****, заключенного между ООО «Областной лесхоз» и ЗАО «Братский лесхоз», соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка *** от **.**.****, заключенного между Агентством лесного хозяйства Иркутской области, ЗАО «Братский лесхоз» и ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство». Рубка произведена согласно лесной декларации *** от **.**.**** в соответствии с проектом освоения лесов. Вид рубки - рубки погибших и поврежденных лесных насаждений в форме выборочной ... Санитарно-оздоровительные мероприятия в указанных лесных участках назначены по результатам лесопатологических обследований, проведенных в 2014 году, в связи с повреждением лесных насаждений низовым устойчивым пожаром средней степени интенсивности (**.**.****.). В ходе проверки осуществлен выезд на место рубки совместно с начальником территориального отдела Министерства лесного комплекса ... по Братскому лесничеству ФИО7, установлено, что на отведенных в рубку лесных участках преимущественно сухостойные и усыхающие деревья, пораженные стволовыми гнилями и заселенные стволовым вредителем - малым сосновым лубоедом. Таким образом, санитарно-оздоровительные мероприятия на указанных лесных участках назначены обоснованно. Вместе с тем, в ходе проверки выявлены нарушения требований лесного законодательства: в нарушение п. 30 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, очистка лесосек от порубочных остатков производится способом разбрасывания порубочных остатков; в нарушение п. 49 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» заявлены в рубку лесосеки, превышающие предельные (максимальные) значения площади, установленные для выборочных рубок в защитных лесах. Так, площадь лесосеки *** в квартале *** выделах 16, 17, 19 Левобережной дачи Братского участкового лесничества, отведенной в выборочную санитарную рубку составила 32,6 га; площадь лесосеки *** в квартале *** выделах ... отведенной в выборочную санитарную рубку составила 33,2 га. Вместе с тем, предельная (максимальная) площадь лесосек в защитных лесах для выборочных рубок спелых, перестойных лесных насаждений, согласно таблице № 2 приложения 17 к Правилам заготовки древесины и особенностям заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, составляет 25 га. При этом территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству указанных нарушений лесного законодательства при проверке лесной декларации № 3, поданной ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» **.**.****, выявлено не было. В нарушение п. 42 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, «Изменение к проекту освоения лесов, предоставленных в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в целях заготовки древесины на территории Братского лесничества муниципального образования «Братский район» Иркутской области (договор аренды лесного участка *** от **.**.**** в редакции дополнительных соглашений к договору аренды от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, получившее положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от **.**.*******, содержит рекомендуемый способ лесовосстановления - сохранение подроста при сплошной санитарной рубке погибших и поврежденных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в защитных лесах: ...

Судом установлено, что рубка лесных насаждений за ... осуществлялась ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» на основании договора аренды лесного участка *** от **.**.**** в редакции дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка от **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****. Договор аренды лесного участка *** заключен **.**.**** между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству и ООО «Областной лесхоз». Согласно указанному договору арендатору передан во временное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации с номером учетной записи в государственном лесном реестре ***, площадью 47327 га, имеющий местоположение: ...

...

Соответствующий лесной участок передан для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 68,0 тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству - 42,0 тыс. куб.м. Кроме того, возможный ежегодный объем заготовки древесины в защитных лесах составляет 7,0 тыс.куб.м. ликвидной древесины, в том числе 7,0 тыс.куб.м. по хвойному хозяйству.

В соответствии с Соглашением о замене стороны в договоре аренды лесного участка от **.**.****, заключенного между ООО «Областной лесхоз» и ЗАО «Братский лесхоз», права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка *** от **.**.**** перешли к ЗАО «Братский лесхоз».

Согласно Соглашению от **.**.****, заключенному между Агентством лесного хозяйства Иркутской области, ЗАО «Братский лесхоз» и ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» права и обязанности по договору аренды лесного участка *** от **.**.**** переданы ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство».

Согласно лесной декларации *** от **.**.**** ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», являющееся арендатором (пользователем) по договору аренды земельного участка *** с **.**.**** по **.**.****, использует лесной участок, предоставленный в аренду, постоянное (бессрочное) пользование Братским лесничеством Иркутской области, для заготовки древесины в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную (муниципальную) экспертизу, утружденную распоряжением министерства лесного комплекса ...***

Судом установлено, что рубка лесных насаждений произведена согласно лесной декларации *** от **.**.**** в соответствии с проектом освоения лесов. Вид рубки - рубки погибших и поврежденных лесных насаждений в форме выборочной ...

Согласно приложению к лесной декларации *** от **.**.**** площадь лесосеки *** в квартале *** выделах ..., отведенной в выборочную санитарную рубку, составила 33,2 га.

Также судом установлено, что **.**.**** Министерством лесного комплекса Иркутской области с ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка в связи с проведением лесоустройства и необходимостью проведения рубок поврежденных и погибших лесных насаждений.

ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» разработано Изменение в проект освоения лесов, получившее положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от **.**.*******.

Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области ***-мр от **.**.**** утверждено положительное заключение государственной экспертизы изменения к проекту освоения лесов (арендатор ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство»), данное распоряжение Министра лесного комплекса Иркутской области Шеверда С.В. Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, просит признать незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Согласно ст. 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. п. 3, 4 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п. 28 Приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Из п. 4 Приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» следует, что Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Согласно п. 33 Приказа внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.

Указанный перечень оснований для внесения изменений в проект освоения лесов является исчерпывающим.

Вместе с тем судом установлено, что Изменения в проект освоения лесов, предоставленных в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», проектируемые лесовосстановительные мероприятия для сплошных санитарных рубок **.**.**** г.г. по дополнениям от **.**.****, от **.**.**** к договору аренды от **.**.******* приведены в приложении ***, что подтверждено подразделом 4.8 «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению» Раздела 4 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов».

Из приложения *** к Изменению в проект освоения лесов «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины» следует, что рекомендуемым способом лесовосстановления при сплошной санитарной рубке погибших и поврежденных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в защитных лесах, ..., является сохранение подроста.

Обосновывая административные исковые требования, Братский межрайонный природоохранный прокурор ссылается на п. 42 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, тогда как в судебном заседании установлено, что данные Правила заготовки древесины введены в действие только с 11.02.2017. На момент спорных правоотношений действовали Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337.

В соответствии с п. 43 Приказа Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» к сплошным рубкам спелых, перестойных лесных насаждений относятся следующие виды рубок: с предварительным лесовосстановлением (появление нового молодого поколения леса под пологом существующего древостоя) и с последующим лесовосстановлением (образование нового поколения леса после рубки спелого древостоя).

При проведении сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений обязательными условиями являются: сохранение жизнеспособного подроста ценных пород и второго яруса, обеспечивающих восстановление леса на вырубках, оставление источников обсеменения или искусственное восстановление лесов путем закладки лесных культур в течение двух лет после рубки.

В процессе рубки сохраняются также устойчивые перспективные деревья второго яруса, все обособленные в пределах лесосеки участки молодняка и других неспелых деревьев ценных древесных пород.

К подлежащему сохранению относится только жизнеспособный перспективный подрост.

В защитных лесах после проведения сплошных рубок лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции (перестойные и спелые осинники, тополевники, деградирующие дубняки и другие лесные насаждения вегетативного происхождения многократных генераций, а также погибшие насаждения, требующие по своему состоянию назначения сплошной санитарной рубки), проводится искусственное возобновление лесов путем закладки лесных культур хозяйственно ценных пород в течение двух лет после рубки.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 9 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

В соответствии с п. 10 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Таким образом, Изменение в проект освоения лесов ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в части способа лесовосстановления при сплошной санитарной рубке погибших и поврежденных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в защитных лесах, противоречит лесному законодательству РФ, действующему на момент утверждения положительного заключения государственной экспертизы изменения к проекту освоения лесов (арендатор ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство»), которым предусмотрено только искусственное возобновление лесов путем закладки лесных культур хозяйственно ценных пород, а не естественное восстановление (сохранение подроста) как установлено в Изменениях в проект освоения лесов «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины» (приложение № 27), п. 10 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» и является основанием для оформления отрицательного заключения экспертизы.

В нарушение п. 3 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» не достигнута цель государственной экспертизы, так как представленное Изменение в проект освоения лесов ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» не соответствует принципу воспроизводства лесов, улучшения их качества, повышения продуктивности лесов, а также сохранению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку изменения в проект освоения лесов, предоставленных в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в целях заготовки древесины на территории Братского лесничества муниципального образования «Братский район» Иркутской области (договор аренды лесного участка *** от **.**.****, соглашение о замене сторон в договоре аренды лесного участка (перенаем) от **.**.****, дополнительные соглашения от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****) составлены с нарушением требований ст. 88, ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ, п. 28 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», п.п. 3,10 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», то распоряжение министра Лесного комплекса Иркутской области Шеверда С.В. *** от **.**.****, которым утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы «Изменение в проект освоения лесов, предоставленных в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в целях заготовки древесины на территории Братского лесничества муниципального образования «Братский район» Иркутской области (договор аренды лесного участка *** от **.**.****, в редакции дополнительных соглашений к договору аренды от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.**** является незаконным. Указанным незаконным распоряжением нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, которому причинен вред в результате незаконной рубки лесных насаждений, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статей 42 Конституции Российской Федерации.

В силу п. п. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, к министру лесного комплекса Иркутской области Шеверда С.В., Министерству лесного комплекса Иркутской области, заинтересованное лицо - ООО ««Охотничье и рыболовное хозяйство» о признании незаконным распоряжения от **.**.******* «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы изменения к проекту освоения лесов (арендатор ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство») подлежит удовлетворению.

Доводы представителя административного ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области - Суздалева В.В., действующего на основании доверенности, что содержание оспариваемого распоряжения соответствует Правилам лесовосстановления, Правилам заготовки древесины, которые действовали на момент принятия решения об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы «Изменение к проекту освоения лесов, предоставленных в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в целях заготовки древесины на территории Братского лесничества муниципального образования «Братский район» Иркутской области», являются необоснованными, поскольку как Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, (п. 43), так и Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474,действующими в настоящее время (п.42) предусмотрено исключительно искусственный способ лесовосстановления при проведении сплошных санитарных рубок.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к министру лесного комплекса Иркутской области Шеверда С.В., Министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министра лесного комплекса Иркутской области Шеверда С.В. от **.**.******* «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы изменения к проекту освоения лесов (арендатор ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство»)».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ф.С.Куклин