Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2020 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-184/2020 по иску ФИО1 к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, компенсации за задержку оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно, компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований истец указала, что с **.**.**** она работает бухгалтером в организации - Областное государственное автономное учреждение «Приморский лесхоз» (АУ «Приморский лесхоз»), которое с **.**.**** является Приморским филиалом Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» (АУ «Лесхоз Иркутской области»). Факт трудовых отношений подтверждается трудовым договором *** от **.**.****, дополнительным соглашением к трудовому договору от **.**.****. Приморский филиал находится в п. Озёрный Братского района, который приравнен к районам Крайнего Севера. С **.**.**** по **.**.**** она находилась в очередном оплачиваемом отпуске, что подтверждается приказом работодателя от **.**.**** №ПРМ-57К. Оплата проезда ей положена за период работы с **.**.**** по **.**.****. Местом проведения отпуска был выбран г. Анапа Краснодарского края. В апреле 2019, до приобретения билетов на проезд в отпуск, она узнавала в отделе кадров и службе управления персоналом, оплатит ли работодатель проезд самолетом, ее заверили, что оплатит. После этого она купила билеты на проезд к месту отдыха из г. Братск в г. Анапу и обратно самолётом эконом-класса стоимостью 51 356,00 руб. Дата поездки - с **.**.**** по **.**.****. **.**.**** перед началом отпуска она обратилась с заявлением к работодателю об оплате стоимости проезда в отпуск из г. Братск в г. Анапу и обратно самолётом эконом-класса с приложением копий авиабилетов (маршрутных квитанций) стоимостью 51 356,00 руб. Перед поездкой билеты ей не оплатили, в устной форме мотивируя отсутствием финансирования и тем, что в настоящее время не принят коллективный договор, но заверили, что после его принятия билеты оплатят в полном размере. В период с **.**.**** по **.**.**** она отдыхала в г. Анапа Краснодарского края. К месту отдыха она добиралась по маршруту Братск-Новосибирск-Анапа, обратно добиралась по маршруту Анапа-Москва-Братск. После поездки она предоставила проездные билеты в бухгалтерию для последующей их оплаты в соответствии с действующим законодательством. Работодатель сказал, что заявление об оплате проезда повторно ей писать не нужно, коллективный договор пока ещё не принят, и билеты ей оплатят после принятия коллективного договора. Пытаясь решить вопрос мирным путем, в июле и августе 2019 года она неоднократно звонила в отдел кадров и службу управления персоналом, находящиеся в ..., с целью выяснить, когда ей будет оплачен проезд. Ей отвечали, что коллективный договор не принят, и оплату проезда произведут после его принятия. **.**.**** работодатель сказал ей вновь написать заявление об оплате стоимости проезда, но указать в нём, что она просит компенсировать ей расходы на оплату стоимости проезда в соответствии с коллективным договором и Положением работодателя об оплате стоимости проезда. Тем самым он ввёл ее в заблуждение, поскольку ни с коллективным договором, ни с Положением она на момент написания заявления не была ознакомлена.
**.**.**** работодатель издал приказ *** об оплате ей стоимости проезда, согласно которому в соответствии с Положением «О порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно» ей компенсировали оплату стоимости проезда в размере 15 274,90 руб. Согласно п. 4.1 данного Положения АУ «Лесхоз Иркутской области» компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику Учреждения и членам семьи работника производится на основании подтверждающих документов при наличии денежных средств от приносящей доход деятельности на эти цели не выше стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона. Дополнительные сборы (бронирование, страхование и т.д.) не оплачиваются. В связи с отказом от выплаты ей полной стоимости расходов, понесенных за проезд к месту отдыха и обратно, нарушение ее прав, выразившееся в ограничении права на получение гарантированной государством компенсации проезда, ей причинен моральный вред, она вынуждена была обращаться в различные правоохранительные организации, получать консультации юристов, когда она достоверно знает, что имеет полное право на возмещение затрат, понесенных в связи с проездом к месту отдыха и обратно. Со своей стороны она выполнила в полном объеме свои обязательства по своевременному предоставлению документов, ей в течение долгого времени отказывали на основании надуманных причин.
Также указала, что ближайшая дата выплаты заработной платы после предоставления работодателю документов, подтверждающих факт ее проезда в отпуск - **.**.**** (дата выплаты аванса). Ей была задержана оплата в сумме 51 356,00 руб. за период с **.**.**** по **.**.**** (дата приказа об оплате проезда). Компенсация за указанный период составляет 2 198,04 руб.:
- с **.**.**** по **.**.**** (3 дня) в сумме 77,03 руб. (51 356 руб. х 7,5% х 1/150 x 3 дня);
- с **.**.**** по **.**.**** (42 дня) в сумме 1 042,53 руб. (51 356 руб. х 7,25% х 1/150 x 42 дня);
- с **.**.**** по **.**.**** (45 дней) в сумме 1 078,48 руб. (51 356 руб. х 7% х 1/150 x 45 дней).
Задержана оплата в сумме 36 081,10 руб. за период с **.**.**** по **.**.****. Компенсация за указанный период составляет 1 389,72 руб.:
- с **.**.**** по **.**.**** (4 дня) в сумме 67,35 руб. (36 081,10 руб. х 7% х 1/150 x 4 дня);
- с **.**.**** по **.**.**** (49 дней) в сумме 766,12 руб. (36 081,10 руб. х 6,5% х 1/150 x 49 дней);
- с **.**.**** по **.**.**** (16 дней) в сумме 240,54 руб. (36 081,10 руб. х 6,25% х 1/150 x 16 дней);
- с **.**.**** по **.**.**** (21 день) в сумме 315,71 руб. (36 081,10 руб. х 6,25% х 1/150 x 21 день).
Просит суд взыскать с Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» (далее по тексту – АУ «Лесхоз Иркутской области») в пользу ФИО1 задолженность по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 36 081,10 руб.; оплату сервисного сбора за оформление проездных документов в размере 400,00 руб.; компенсацию за задержку оплаты проезда в размере 3 587,76 руб.; расходы за составление искового заявления в размере 4 000,00 руб.; компенсацию морального вреда в сумме 15 000,00 руб.
В судебном заседании истец - ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснила, что Приказ АУ «Лесхоз Иркутской области» от **.**.*******, которым утверждено Положение о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, был издан позже ее обращения с заявлением об оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. Кроме того, данный приказ не соответствуют действующему законодательству, и она не была ознакомлена с данным приказом.
Ответчик - АУ «Лесхоз Иркутской области» в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, согласно ранее представленным возражениям на исковое заявление, просит суд рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя АУ «Лесхоз Иркутской области». Также в возражениях на исковое заявление просит суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 по следующим основаниям. С **.**.**** ФИО1 принята на должность бухгалтера в АУ «Приморский лесхоз». В соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от **.**.*******-рп «О реорганизации АУ «Лесхоз Иркутской области», в связи с присоединением к АУ «Лесхоз Иркутской области», с **.**.**** прекратило деятельность в качестве юридического лица АУ «Приморский лесхоз». Таким образом, с указанной даты к АУ «Лесхоз Иркутской области» перешли все права и обязанности работодателя в отношении ФИО1 С **.**.**** на основании дополнительного соглашения к трудовому договору от **.**.******* местом работы истца является Приморский филиал АУ «Лесхоз Иркутской области». На основании приказа от **.**.**** №ПРМ-57К за период работы с **.**.**** по **.**.**** ФИО1 был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 28 календарных дней (с **.**.**** по **.**.****). В период отпуска (с **.**.**** по **.**.****) ФИО1 отдыхала в г. Анапа Краснодарского края, в связи с чем, ею были понесены расходы на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. **.**.**** ФИО1 обратилась с заявлением к работодателю о компенсации понесенных расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно по маршруту г. Братск - г. Новосибирск - г. Анапа - г. Москва - г. Братск. На основании приказа от **.**.******* «О компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно» ФИО1 за период работы с **.**.**** по **.**.**** произведена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в размере 15 274,90 руб. Приказом АУ «Лесхоз Иркутской области» от **.**.******* утверждено Положение о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (в связи с отсутствием в АУ «Лесхоз Иркутской области» первичной профсоюзной организации указанное положение принималось без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации). Согласно п. 4.1 локального нормативного акта, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику АУ «Лесхоз Иркутской области» и членам его семьи производится на основании подтверждающих документов не выше стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона. Дополнительные сборы (бронирование, страхование и т.д.) не оплачиваются. С учетом установленного в учреждении порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, на основании приказа от **.**.******* «О компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно», ФИО1 произведена компенсация: стоимости проезда по маршруту г. Братск - г. Анапа в размере 7 072,10 руб. (по стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона согласно справке Сибирской Региональной Дирекции Железнодорожных Вокзалов Вокзал Иркутск-Пассажирский о стоимости проезда); стоимость проезда по маршруту г. Анапа - г. Братск в размере 8 202,80 руб. (по стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона согласно справке Сибирской Региональной Дирекции Железнодорожных Вокзалов Вокзал Иркутск-Пассажирский о стоимости проезда); итого 15 274,90 руб. Таким образом, во исполнение требований ст. 325 ТК РФ ФИО1 произведена предусмотренная трудовым законодательством компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением полагая, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно должна была быть произведена ей в соответствии с Порядком компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающим в государственных учреждениях Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от **.**.*******-пп. Однако истцом не принято во внимание то обстоятельство, что данный Порядок компенсации расходов определяет порядок компенсации расходов для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в государственных учреждениях Иркутской области, финансируемых из областного бюджета, к которым не относится Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области». АУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для реализации полномочий органа государственной власти в сфере лесного хозяйства. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством РФ и уставом учреждения, путем выполнения работ в сфере лесного хозяйства. В соответствии с уставом, основными целями деятельности учреждения является выполнение работ по сохранению лесов, по обнаружению и тушению лесных пожаров. В силу п. 3.7 Устава АУ «Лесхоз Иркутской области» источниками формирования финансовых ресурсов учреждения выступают бюджетные поступления в виде субсидий (целевые средства на выполнение государственных работ, доводимых в рамках государственного задания) и средства от оказания автономным учреждением платных услуг (доходы учреждения от иной, приносящей доход деятельности). Поскольку субсидии предоставляются учреждению на конкретные виды выполняемых государственных работ и имеют целевой назначение, автономное учреждение не вправе за счет данных денежных средств осуществлять выплату заработной платы работников. Оплата труда работников учреждения, как и иные обязательные выплаты, установленные трудовым законодательством, осуществляются организацией за счет денежных средств, получаемых от приносящей доход деятельности. Следовательно, АУ «Лесхоз Иркутской области» не относится к учреждениям, оплата труда работников которого, как и иные обязательные выплаты, установленные трудовым законодательством, финансируются из областного бюджета. В соответствии со ст. 325 ТК РФ, размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у других работодателей (к которым относится АУ «Лесхоз Иркутской области») устанавливается локальными нормативными актами работодателя. Истцу произведена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в соответствии с Положением о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, утвержденным приказом АУ «Лесхоз Иркутской области» от **.**.*******. При указанных обстоятельствах, поскольку компенсация расходов работника произведена в соответствии с локальным нормативным актом работодателя, что соответствует требованиям действующего законодательства, то требования ФИО1 к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о взыскании компенсации расходов по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в размере 36 481,10 руб., компенсации за задержку возмещения указанных расходов в размере 3 587,76 руб., компенсации морального вреда в размере 15 000,00 руб., судебных расходов в размере 4 000,00 руб., заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Кроме того, АУ «Лесхоз Иркутской области» были представлены дополнительные пояснения относительно исковых требований ФИО1, в которых указано следующее. Положение «О порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно» было утверждено приказом директора учреждения *** от **.**.****. Согласно п. 7.3 Положения, настоящее Положение вступает в силу с даты его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с **.**.****. После утверждения Положения была произведена компенсация проезда к месту использования отпуска и обратно работникам АУ «Лесхоз Иркутской области», проживающим в районах Крайнего Севера и районах, приравненных к районам Крайнего Севера на основании поданных заявлений за период с 01.01.2019. Иных Положений об оплате проезда к месту использования отпуска и обратно в АУ «Лесхоз Иркутской области» не было. С 01.01.2020 компенсация проезда к месту использования отпуска и обратно производится на основании коллективного договора АУ «Лесхоз Иркутской области» на 2020-2022 годы. **.**.**** ФИО1 направила в адрес службы управления персоналом заявление на компенсацию проезда к месту использования отпуска и обратно, в котором просила компенсировать проезд на основании Положения «О порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза бага к месту использования отпуска и обратно». Официально Положение для ознакомления работников Приморского филиала было направлено на Приморский филиал по электронной почте **.**.****. ФИО1 с Положением ознакомилась (на ФИО1 возложено ведение кадрового учета Приморского филиала, в обязанности входит ознакомление с локальными нормативными актами учреждения работников филиала), от подписи в ознакомлении она отказалась, т.к. была не согласна с данным Положением. О своем несогласии ФИО1 поставила в известность по телефону начальника службы управления персоналом ФИО2 **.**.**** ФИО1 написала новое заявление и просила компенсировать расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на основании ст. 325 ТК РФ. Согласно приказу *** от **.**.**** «О компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно» ФИО1 была произведена компенсация проезда в соответствии с действующими условиями Положения. Приказ был направлен для исполнения на Приморский филиал по электронной почте **.**.****. У ФИО1 было запрошено объяснение по факту ознакомления работников Приморского филиала с Приказом *** от **.**.****. Согласно ответу ФИО1 работники Приморского филиала с оплатой льготного проезда ж/д транспортом плацкартного вагона не согласны и листы ознакомления отказались подписывать.
Суд, с учетом мнения истца ФИО1, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца ФИО1, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Рассматривая исковое требование ФИО1 к АУ «Лесхоз Иркутской области» о взыскании с АУ «Лесхоз Иркутской области» в пользу ФИО1 задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 36 081,10 руб., суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на: отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Согласно ст. 164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Братский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от **.**.**** и от **.**.**** о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от **.**.******* «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от **.**.**** «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 проживает и работает в п. Озерный Братского района Иркутской области. Указанный район включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029.
С **.**.**** ФИО1 состоит в трудовых отношениях с АУ «Приморский лесхоз» в должности бухгалтера, что подтверждается трудовым договором *** от **.**.****.
Также в судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от **.**.*******-рп «О реорганизации областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области», в связи с присоединением к АУ «Лесхоз Иркутской области», АУ «Приморский лесхоз» с **.**.**** прекратило деятельность в качестве юридического лица, следовательно, к АУ «Лесхоз Иркутской области» перешли все права и обязанности работодателя в отношении работников, в т.ч. ФИО1
**.**.**** между АУ «Приморский лесхоз» и ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору *** от **.**.****, согласно которому с **.**.**** работодателем по трудовому договору *** от **.**.**** является АУ «Лесхоз Иркутской области», местом работы ФИО1 является Приморский филиал АУ «Лесхоз Иркутской области».
С **.**.**** по **.**.**** ФИО1 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 28 календарных дней, что подтверждается приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска работнику №ПРМ-57К от **.**.**** и никем не оспаривается.
В период ежегодного отпуска с **.**.**** по **.**.**** истец выезжала к месту использования отпуска и обратно, используя воздушный транспорт, по маршруту: «Братск-Новосибирск-Анапа» и обратно «Анапа-Москва-Братск».
Расходы истца, связанные с проездом к месту отдыха и обратно, подтверждаются соответствующими проездными документами:
- воздушным транспортом по маршруту: «Братск-Новосибирск-Анапа», электронный билет 4212404650884, номер заказа M2NFSK9, бронирование MSHK56, стоимостью 25 097,00 руб., что также подтверждается посадочным талоном;
- воздушным транспортом по маршруту: «Анапа-Москва-Братск», электронный билет 4212405253306, номер заказа MPVUYTE, бронирование LSD5QW, стоимостью 26 259,00 руб., что также подтверждается посадочным талоном.
Всего расходы истца по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно составили 51 356,00 руб.
Согласно ч. 1 ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта.
Частью 8 ст. 325 ТК РФ установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Согласно ч. 7 ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателями.
Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; дополнительные гарантии и компенсации, указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В преамбуле Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» закреплено, что настоящий закон, устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
К числу государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии со ст. 33 указанного Закона относится, в частности, право лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезда к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
При этом работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, также обязаны предоставлять своим работникам данную выплату (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 № 2-П).
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 №2-П на работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, в силу ст. 325 ТК РФ возлагается обязанность в рамках системы социального партнерства или по соглашению с работником устанавливать правила выплаты компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работникам и членам их семей. При этом федеральный законодатель, устанавливая полномочия иных органов публичной власти (помимо Правительства Российской Федерации) и организаций по установлению размера, условий и порядка компенсации таких расходов работникам, сохранил круг иных (кроме работника) лиц, чьи расходы должен компенсировать работодатель, в том числе и расходы несовершеннолетних детей работника.
Закрепление данной гарантии в законе обусловлено стремлением государства создать для граждан, чье здоровье постоянно подвергается негативному воздействию природно-климатических факторов, дополнительные возможности для полноценного отдыха с целью оздоровления и восстановления работоспособности за пределами северных территорий. Возмещая дополнительные расходы, которые им приходится нести вследствие значительной территориальной удаленности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, государство, с одной стороны, обеспечивает этим гражданам право на отдых, реализация которого по указанной причине для них затруднена, а с другой стороны, преследует конституционно значимую цель охраны здоровья людей.
Судом установлено, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ответчиком АУ «Лесхоз Иркутской области», которое является юридическим лицом.
При этом суд исходит из правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 №2-П, что нормативное положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения, а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.
По смыслу указанных положений, принимая во внимание общепризнанный принцип равенства прав и возможностей работников, данное положение является минимальной гарантией прав на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно всех работников.
Таким образом, из приведенных выше нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере и осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником устанавливают размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. В случае достижения соглашения между сторонами трудовых правоотношений о выплате такой компенсации ее объем может быть отличным от того, который установлен в частях первой - седьмой ст. 325 ТК РФ, но в то же время учитывающим целевое назначение такой компенсации (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны).
В связи с тем, что АУ «Лесхоз Иркутской области» не является организацией, финансируемой из федерального бюджета и других бюджетов (регионального и муниципального), отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий, компенсаций и льгот работникам АУ «Лесхоз Иркутской области», может регулироваться действующими в данной организации локальными нормативными актами.
В судебном заседании установлено, что АУ «Лесхоз Иркутской области» приказом АУ «Лесхоз Иркутской области» от **.**.******* утверждено Положение о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Согласно п. 4.1 Положения о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику учреждения и членам семьи работника производится на основании подтверждающих документов при наличии денежных средств от приносящей доход деятельности на эти цели не выше стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона. Дополнительные сборы (бронирование, страхование и т.д.) не оплачиваются.
Согласно п. 7.3 Положения о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, настоящее Положение вступает в силу с даты его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что поскольку АУ «Лесхоз Иркутской области» не является организацией, финансируемой из федерального бюджета и других бюджетов (регионального и муниципального), то АУ «Лесхоз Иркутской области» вправе принимать локальный нормативный акт, регулирующий порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работников АУ «Лесхоз Иркутской области».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что определенные в Положении порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в совокупности с иными социальными гарантиями работникам - обеспечивают работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления с правом получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа.
В судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что **.**.**** ФИО1 обратилась к директору Приморского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» с заявлением об оплате стоимости льготного проезда к месту отдыха и обратно, согласно приложенным билетам. Данные обстоятельства также подтверждаются служебной запиской директора Приморского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области».
Также в судебном заседании установлено и истцом не оспаривается, что на основании приказа *** гот **.**.**** с учетом Положения о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, работодатель компенсировал ФИО1 расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа в размере 15 274,90 руб.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в размере 15 274,90 руб. АУ «Лесхоз Иркутской области» была произведена на основании справок Сибирской Региональной Дирекции Железнодорожных Вокзалов Вокзал Иркутск-Пассажирский о стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого (пассажирского) поезда от 13.10.2019, согласно которым стоимость проезда по маршруту «г. Братск - г. Анапа» составляет 7 072,10 руб.; стоимость проезда по маршруту «г. Анапа - г. Братск» составляет 8 202,80 руб.
Поскольку п. 4.1 Положения о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, предусмотрена компенсация стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, не выше стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона, то работодатель правомерно руководствовался справками Сибирской Региональной Дирекции Железнодорожных Вокзалов Вокзал Иркутск-Пассажирский о стоимости проезда в плацкартном вагоне скорого (пассажирского) поезда при определении ФИО1 размера компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что поскольку работодатель компенсировал ФИО1 фактически понесенные расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в порядке, установленном локальным нормативным актом - Положением о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, то оснований для компенсации ФИО1 расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в большем размере не имелось, так как локальный нормативный акт АУ «Лесхоз Иркутской области» такой обязанности работодателя в данном случае не предусматривает, но в то же время определенные в нем порядок и условия оплаты проезда работникам АУ «Лесхоз Иркутской области» к месту использования отпуска и обратно (для работников проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), в своей совокупности обеспечивали ФИО1 возможность выезда за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 к АУ «Лесхоз Иркутской области» о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 36 081,10 руб. не подлежат удовлетворению.
Поскольку не подлежат удовлетворению исковые требования ФИО1 к АУ «Лесхоз Иркутской области» о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 36 081,10 руб., то отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 к АУ «Лесхоз Иркутской области» о взыскании сервисного сбора за оформление проездных документов в размере 400,00 руб., компенсации за задержку оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 3 587,76 руб., компенсации морального вреда в размере 15 000,00 руб., расходов на оплату юридических услуг в размере 4 000,00 руб.
Доводы истца, что приказ АУ «Лесхоз Иркутской области» от **.**.*******, которым утверждено Положение о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, был издан позже ее обращения с заявлением об оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, данный приказ не соответствуют действующему законодательству и она не была ознакомлена с данным приказом, являются не состоятельными по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что хоть приказ АУ «Лесхоз Иркутской области» от **.**.*******, которым утверждено Положение о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, и принят был **.**.****, вместе с тем, п. 7.3 указанного Положения предусмотрено, что Положение распространяется на правоотношения, возникшие с **.**.****, следовательно, данное Положение также распространятся на правоотношения с ФИО1 Кроме того, согласно служебной записки ФИО1 *** от **.**.**** работники Приморского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» с оплатой льготного проезда ж/д транспортном плацкартного вагона не согласны и листы согласования отказались подписывать. Таким образом, ФИО1 отказалась от ознакомления с Положением о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Более того, суд учитывает, что ни само Положение о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, ни отдельные его пункты в установленном законом порядке недействительными и противоречащими действующему законодательству не признаны.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 36 081,10 руб., сервисного сбора за оформление проездных документов в размере 400,00 руб., компенсации за задержку оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 3 587,76 руб., компенсации морального вреда в размере 15 000,00 руб., расходов на оплату юридических услуг в размере 4 000,00 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения суда – 09.06.2020.