Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2017 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Орловой О.В.,
при секретаре Легуновой Я.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4446/2017 по административному исковому заявлению Ганеевой Ю.Х. к Областному государственному Учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Братску» о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи, обязании назначить государственную социальную помощь в виде денежной выплаты социального пособия, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Ганеева Ю.Х. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Братску», в котором с учетом уточненных требований в судебном заседании, просит признать незаконным решение от 23.10.2017 об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты социального пособия, обязать назначить государственную социальную помощь в виде денежной выплаты социального пособия на основании заявления №3229350 от 18.10.2017 и представленных документов, взыскать с административного ответчика понесенные истцом судебные расходы, состоящие их государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что 18 октября 2017 года административным истцом в адрес ответчика через ГАУ «МФЦ ИО» в соответствии со ст. 8 закона Иркутской области от 19.07.2010 N 73-03 "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" было подано Заявление *** о предоставлении государственной социальной помощи малоимущей семье в виде денежной выплаты социального пособия, что подтверждается распиской о принятии документов. К Заявлению от 18 октября 2017 года были приложены следующие документы: документ удостоверяющий личность гражданина, справка с места жительства о составе семьи, документы удостоверяющие личность членов семьи гражданина, что подтверждается самой распиской. 23 октября 2017 года административным ответчиком было принято Решение об отказе в назначении государственной социальной помощи с указанием следующих оснований: «отсутствие условий назначения государственной социальной помощи согласно выше указанному закону (не выявлена трудная жизненная ситуация)». Считает Уведомление № от 23 октября 2017 года об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконным, поскольку такого основания как «не выявлена трудная жизненная ситуация» нет в законе Иркутской области от 19.07.2010 N73-03 "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области". В статье 9 указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении социальной помощи, а именно: представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; отсутствие условий назначения государственной социальной помощи.
При этом, её заявление с приложенными документами соответствует требованиям предъявляемые законом Иркутской области от 19.07.2010 N 73-03, в том числе по определению «малоимущая семья», уровню дохода (статья 5 закона), перечню необходимых документов (статья 8 закона).
В судебное заседание административный истец Ганеева Ю.Х. не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Пронер В.В. требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Просит удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Братску» по доверенности от 09.11.2017 года Чистякова Ю.В. требования административного истца не признала, суду пояснила, что Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Пунктом 7 вышеназванного Закона установлено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Закон Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-оз «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий в Иркутской области.
Согласно статье 5 вышеназванного Закона одним из условий назначения государственной социальной помощи является наличие у малоимущей семьи, дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного для семьи в области обусловленное объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, потеря кормильца, безработица, чрезвычайная ситуация и тому подобное).
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 вышеназванного Закона заявитель, претендующий на получение государственной социальной помощи, должен представить в уполномоченный орган заявление и документы, подтверждающие, что наличие у получателя помощи дохода ниже величины прожиточного минимума обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от него самого (инвалидность, потеря кормильца, безработица, чрезвычайная ситуация и тому подобное).
В адрес ОГКУ «УСЗН по г. Братску» 19 октября 2017 года из многофункционального центра поступило заявление Ганеевой Ю.Х. об оказании государственной социальной помощи, к заявлению были приложены следующие документы: пояснительная записка; справка с места учеты Ганеевой Е.С.; справка о выплате стипендии Ганеевой Е.С.; справка о размере заработной платы Ганеевой Ю.Х.; справка с места жительства; банковские реквизиты Ганеевой Ю.Х. Из анализа представленных документов трудная жизненная ситуация не выявлена. 23.10.2017г. законным и обоснованным решением ОГКУ «УСЗН по г. Братску» отказано в назначении меры социальной поддержки «Государственная социальная помощь», с указанием причины отказа - не выявлена трудная жизненная ситуация. Ганеевой Ю.Х. 23.10.2017г. ОГКУ «УСЗН по г. Братску» было направлено уведомление об отказе в назначении «Государственная социальная помощь». Причины отказа мотивированы. На основании изложенного, правовые основания для признания незаконным решения ОГКУ «УСЗН по г. Братску» об отказе в назначении МСП «Государственная социальная помощь» отсутствуют.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
В силу положений ст. 2 ФЗ N 178-ФЗ, законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу положений п.п. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ N 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
В силу части 1 статьи 5 ФЗ N 178-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекта Российской Федерации.
Порядок назначении государственной социальной помощи, оказываемой за счет бюджета Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 12 ФЗ N 178-ФЗ, оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Закон Иркутской области от 19.07.2010 г. №73-оз «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, в Иркутской области
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: малоимущая семья - круг лиц, связанных родством и (или) свойством, совместно проживающих, ведущих совместное хозяйство и имеющих по не зависящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума для семьи.
В соответствии со ст. 5 Закона Иркутской области от 19.07.2010 N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" государственная социальная помощь назначается получателям государственной социальной помощи при условии, если наличие у них дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, потеря кормильца, безработица, чрезвычайная ситуация и тому подобное).
Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что 18.10.2017 г. административный истец Ганеева Ю.Х. обратилась в ГАУ "Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением об оказании государственной социальной помощи. Согласно имеющейся в материалах дела расписки о принятии документов, Ганеевой Ю.Х. были представлены следующие документы: документ, удостоверяющий личность, справка с места жительства о составе семьи, документы, удостоверяющие личность членов семьи гражданина, заявление, справка о доходах, справка Ф-25.
Из уведомления от 23.10.2017г. следует, что ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Братску» принято решение об отказе Ганеевой Ю.Х. в назначении государственной социальной помощи по причине отсутствия условий назначения социальной помощи (не выявлена трудная жизненная ситуация).
В силу ст. 9 Закона Иркутской области от 19.07.2010 N 73-ОЗ (ред. от 27.12.2016) "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" основанием для принятия решения об отказе в назначении государственной социальной помощи являются: представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; отсутствие условий назначения государственной социальной помощи.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 8 Закона Иркутской области от 19.07.2010 N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" для назначения государственной социальной помощи необходимы следующие документы: документы, подтверждающие, что наличие у получателя помощи дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от него самого (инвалидность, потеря кормильца, безработица, чрезвычайная ситуация и тому подобное).
В силу ст. 2 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
В силу статьи 4 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи
При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512.
Вместе с тем, из взаимосвязанного толкования вышеприведенных положений следует, что право на получение государственной социальной помощи возникает у гражданина только при одновременном наличии нескольких условий: граждан (члены его семьи) не только должен получать среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, но и подтвердить невозможность по объективным причинам, не связанным с его (их) волей и действиями, получать доход в большем размере за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Согласно ст. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с п. "г" ст. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Поскольку административным истцом по собственному волеизъявлению не совершены действия, направленные на получение указанной субсидии и увеличение за счет этой выплаты своего дохода, то суд приходит к выводу о недоказанности административным истцом факта невозможности по объективным причинам получать доход в большем размере за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
В связи с этим, вывод ОГКУ «Управление социальной защиты по городу Братску» об отсутствии у Ганеевой Ю.Х. права на получение государственной социальной помощи является обоснованным.
Вместе с тем, утверждения административного истца о том, что такого основания для отказа в назначении государственно социальной помощи как «не выявлена трудная жизненная ситуация» не предусмотрена Законом Иркутской области от 19.07.2010 года №73-оз «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» основаны на неверном толковании норм права, поскольку причиной для отказа Ганеевой Ю.Х. в назначении государственной социальной помощи послужило отсутствие условий назначении государственной социальной помощи, что не противоречит ст. 9 Закона Иркутской области от 19.07.2010 N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области".
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований административного истца Ганеевой Ю.Х. о признании незаконным решения от 23.10.2017 года об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты социального пособия, обязании назначить государственную социальную помощь в виде денежной выплаты социального пособия, взыскании судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 300 рублей, суд считает необходимым отказать, поскольку оснований для удовлетворения данных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Ганеевой Ю.Х. к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Братску» о признании незаконным решения от 23.10.2017 года об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты социального пособия, обязании назначить государственную социальную помощь в виде денежной выплаты социального пособия, взыскании судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 300 рублей – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.В. Орлова