НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Братского городского суда (Иркутская область) от 27.02.2018 № 12-67/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Братск 27 февраля 2018 года

Судья Братского городского суда Иркутской области Артёмова Ю.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении № 12-67/2018 по жалобе начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области *** на постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска от 22.12.2017 о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренного по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, в отношении управляющего директора Общества с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов» Соколова Сергея Евгеньевича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 39 по Центральному району г. Братска Иркутской области от 22.12.2017 прекращено производство по делу об административном правонарушении, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.4 КоАП РФ, в отношении управляющего директора Общества с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов» Соколова Сергея Евгеньевича в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, начальник Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области *** подала жалобу, в обоснование которой указала, что совокупность обязательных элементов, которая образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, установлена.

В данном случае должностное лицо - управляющий директор ООО «БЗФ» Соколов С.Е., действующий на основании приказа о приеме на работу № УКМ45к от 14.08.2017 и доверенности от 11.08.2017 уполномочен совершать от имени и в интересах Общества в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами, Уставом Общества юридические и фактические действия.

Из содержания доверенности следует, что управляющий директор ООО «БЗФ» Соколов С.Е. наделен правом первой подписи всех необходимых расчетных, финансовых документов, осуществлять права и обязанности работодателя, а также осуществлять все права и обязанности, возлагаемые на Общество как налогоплательщика, налогового агента. Соответственно, он наделен достаточным объемом организационно-распорядительных полномочий, в том числе в части своевременной уплаты страховых взносов, пеней и штрафов, что позволяет считать его уполномоченным и ответственным руководителем Общества.

Таким образом, при наличии конкретных фактов, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, к административной ответственности за неявку на заседание Межведомственной комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам в налоговый орган по вызову, на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) для дачи пояснений, должен быть привлечен управляющий директор ООО «БЗФ» Соколов С.Е. уполномоченный осуществлять все необходимые организационно-распорядительные действия от имени и в интересах Общества, действующий на основании доверенности от 11.08.2017 и который является субъектом административного правонарушения. В связи, с чем протокол об административном правонарушении в отношении управляющего директора ООО «БЗФ» Соколова С.Е. составлен правомерно.

Также считает недопустимым вывод суда об отсутствии в протоколе сведений - какому именно законному распоряжению, какого именно должностного лица и какого органа в процессе осуществления этим органом государственного надзора (контроля) не повиновался управляющий директор.

Считает, что в данном случае протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением норм административного законодательства, в протоколе указы все необходимые сведения, установленные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

В постановлении указал, что налоговым органом нарушен порядок направления уведомления о вызове на заседание Межведомственной комиссии, Инспекция по данному доводу поясняет следующее.

Письмом ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ "О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам" предусмотрено, что предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов.

Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов.

Вместе с тем, отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат налогоплательщики, которые входят в определенные группы, в данном случае плательщики страховых взносов, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов (Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490®).

Налоговый орган, при наличии оснований для вызова плательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии, письменно уведомляет о вызове на комиссию должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

В случае неявки надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию, к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ.

При этом необходимо отметить, что Инспекцией ФНС России по ЦО г. Братска перед направлением уведомления о вызове на заседание Межведомственной комиссии по легализации налоговой базы в адрес ООО «БЗФ» направлено требование № 51592 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 07.08.2017 о наличии недоимки по страховым взносам и пени, которая на дату рассмотрения возможности приглашения налогоплательщика на комиссию погашена не в полном размере, в связи с чем, в адрес налогоплательщика направлено уведомление о вызове па заседание комиссии.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, в адрес ООО «БЗФ» 18.10.2017 направлено уведомление ИФНС по Центральному округу г.Братска Иркутской области за № 8342 о вызове руководителя (представителя) ООО «БЗФ» на заседание Межведомственной комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам в связи с установлением на 13.10.2017 года задолженности ООО «БЗФ» по страховым взносам в сумме 403 894,45 рублей, что подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам от 13.10.2017. Согласно уведомлению, на комиссию необходимо представить письменные пояснения причин сложившейся ситуации и меры, принятые для устранения выявленных нарушений. Уведомление было получено ООО «БЗФ» по телекоммуникационным каналам связи 18.10.2017.

На указанное уведомление 24.10.2017 за № 1957 управляющим директором ООО «БЗФ» Соколовым С.Е. были представлены письменные объяснения о причинах несвоевременного исполнения обязанности по страховым взносам в бюджет. Подписывая и направляя в налоговый орган данные объяснения, руководитель ООО «БЗФ» Соколов С.Е., подтверждает, что он наделен достаточным объемом организационно-распорядительных полномочий, в том числе в части своевременной уплаты страховых взносов, пеней и штрафов, что позволяет считать его должностным лицом, которое в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Более того, на дату приглашения налогоплательщика на заседание комиссии (26.10.2017) задолженность по страховым взносам не погашена, что подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам от 26.10.2017.

Учитывая вышеизложенное, считает, что должностным лицом налогового органа не нарушен порядок направления уведомления и, как следствие, установлен состав административного правонарушения, в связи, с чем протокол об административном правонарушении в отношении управляющего директора ООО «БЗФ» Соколова С.Е. составлен правомерно.

Просит суд отменить постановление о прекращении производства по делу 5-374/2017 от 22.12.2017 мирового судьи судебного участка № 39 центрального района г. Братска Иркутской области

На рассмотрение дела заявитель начальник Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области *** не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

На рассмотрение управляющий директор Общества с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов» Соколов С.Е., защитник *** не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав доводы жалобы, материалы административного дела, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

В протоколе об административном правонарушении № 205 от 08.11.2017 указано, что старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок №1 ИФНС России по Центральному округу г.Братска Иркутской области Демидкиной Д.М. при проведении мероприятий в отношении налогоплательщиков (плательщика сборов, налогового агента) по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам, установлено следующее: управляющим директором Общества с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов» Соколовым Сергеем Евгеньевичем, действующим на основании приказа о приеме работника на работу № УКМ45к от 14.08.2017 и доверенности б/н от 11.08.2017, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.4 КоАП РФ, которое выражено в неисполнении обязанности налогоплательщика, а именно: неявка на заседание Межведомственной комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам 26.10.2017 в 16-00 ч. в налоговый орган по вызову, на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) для дачи пояснений от 18.10.2017 № 8342.

Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) от 18.10.2017 № 8342 направлено в адрес ООО «БЗФ» по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) 18.10.2017. Согласно извещению о получении электронного документа, Уведомление получено 18.10.2017.

Поскольку управляющий директор ООО "БЗФ" Соколов Сергей Евгеньевич в силу своих должностных обязанностей должен был, согласно Уведомления от 18.10.2017 № 8342 о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) для дачи пояснений, явиться в налоговый орган 26.10.2017 в 16-00 ч., однако, предвидя возможность наступления вредных последствий, не предпринял необходимых мер по предотвращению таких последствий, правонарушение совершено управляющим директором ООО "БЗФ" Соколовым Сергеем Евгеньевичем по неосторожности.

Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении данной категории наряду с другими обстоятельствами, предусмотренными статьей 26.1 КоАП РФ, необходимо проверять законность требования налогового органа.

Из материалов дела усматривается, что приказом и.о. начальника ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области *** № 11-01-08/63 от 19.05.2017 создана Межведомственная комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам.

Деятельность комиссии и порядок ее работы регламентирован письмом ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам», в котором установлено, что при подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков страховых взносов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также мероприятия налогового контроля. Аналитические и контрольные мероприятия по каждой группе плательщиков проводятся в целом, на основе имеющейся в налоговом органе информации, по всем налогам независимо от оснований для включения в группы, определенных положениями данного письма. На следующем этапе осуществляется оценка соответствия показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных проверок" (далее - приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). С целью побуждения налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов (руководителя, собственника, ИП) к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам, а также в целях исправления ошибок (искажений) налоговой отчетности налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику СВ) направляется информационное письмо по форме, рекомендованной в Приложении N 8 к настоящему письму.

В указанном информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов). В информационном письме необходимо предложить уточнить налоговые обязательства (либо обязательства по уплате страховых взносов) в порядке, установленном статьей 81 НК РФ, в том числе уточнить сумму профессионального вычета, уточнить сумму выплат не подлежащих обложению страховыми взносами, тем самым скорректировав базу для исчисления страховых взносов, представить результаты специальной оценки условий труда, если плательщик исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам, погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам, в том числе по страховым взносам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей гражданской авиации и отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, исчислить НДФЛ и страховые взносы с реально полученных доходов сотрудниками организации, подлежащих налогообложению, и др.

Также в информационном письме плательщику предлагается провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Информационное письмо следует направлять заблаговременно - рекомендуется не позднее чем за 1 месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.

По истечении установленного срока, в случае непредставления уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), непогашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, непредставления пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований приглашения на комиссию, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Таким образом, указанное письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ предписывает налоговому органу при обнаружении недоплаты в бюджет, в случае отбора организации для рассмотрения на комиссии, направить в организацию письмо с сообщением о выявленных противоречиях и предложением самостоятельно оценить риски в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и уточнить налоги, взносы. Письмо должно быть направлено за 30 дней до даты планируемого заседания комиссии. В течение 10 рабочих дней приглашенное лицо должно принять решение о предоставлении уточненных расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам, а также погасить долги. Если этого не произойдет без объяснения причин, только тогда может быть направлен письменный вызов на комиссию с указанием времени и места проведения заседания.

Между тем, этап подготовки материалов на комиссию налоговым органом был проигнорирован, информационное письмо в ООО «БЗФ» не направлялось, при этом требование об уплате налогов, пени, штрафов № 3475 от 23.10.2017, таковым не является. Процедура подготовительной работы, предшествующей заседанию комиссии, не соблюдена.

Вместе с тем, поскольку в результате работы комиссии для лиц, прошедших комиссию, предусмотрены конкретные последствия, в частности, установление 10-дневного срока для устранения нарушений, направление результатов в правоохранительные и иные органы, то процедура работы комиссии должна быть соблюдена налоговым органом.

Таким образом, уведомление о вызове на заседание Межведомственная комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам, было направленно в ООО «БЗФ» 18.10.2017 преждевременно, следовательно - незаконно, в связи с чем, у управляющего директора Общества с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов» Соколова С.Е. не возникла обязанность по явке на комиссию.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 22.12.2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, в отношении управляющего директора Общества с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов» Соколова Сергея Евгеньевича, вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется, доводы жалобы должностного лица необоснованны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 22.12.2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, в отношении управляющего директора Общества с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов» Соколова Сергея Евгеньевича оставить без изменения, а жалобу начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области *** - без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу немедленно.

Решение Братского городского суда Иркутской области может быть обжаловано в Иркутский областной суд с соблюдением требований, установленных КоАП РФ.

Судья Ю.Н. Артёмова