Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д ЕР А Ц И И
24 января 2019 года город Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Вершининой О.В.,
при секретаре Ишбердиной А.В.,
с участием истца ФИО8 представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Кошкарёвой ФИО2 к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения <адрес> об обеспечении прав и возможностей, установлении северной надбавки и установлении на доход индексации в размере минимального размера оплаты труда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО22 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения <адрес> (далее по тексту – ОГКУ ЦЗН <адрес>), в котором просит суд обеспечить права и возможности, установить северную надбавку к пособию по безработице в размере 11 280 руб. и установить на доход индексацию в размере минимального размера оплаты труда.
В обоснование иска истец указала на то, что она нуждается в повышенной социальной защите, так как ее доход ниже прожиточного минимума. Индексация повышается в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Жизнь в северных районах дороже, чем в среднем по стране. Указала на то, что одобрили дотацию северянам из федерального бюджета важное экономическое решение, касающегося благополучия. ДД.ММ.ГГГГ прожиточный минимум составляет 11 163 руб..
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ***-ПП об установлении величины прожиточного минимума по <адрес> прописано, увеличить прожиточный минимум в районе севера <адрес>.
В настоящее время она имеет доход 1100 руб. в месяц. Просит установить индексацию.
В судебном заседании истец ФИО21 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам, дополнительно суду пояснил, что у нее имеется трудовая книжка, последняя запись от 1997г., потом до 2000г. она работала по договору, без оформления трудовой книжки. С 2006 по 2012 она осуществляла опеку своей матери. Указала на то, что она занималась общественной работой, делала ремонтные работы, работала разнорабочей у своей знакомой, та ей периодически платила ниже прожиточного минимума, около 5000 руб. без оформления трудовых отношений. Ей решением ответчика в 2018 году было назначено пособие по безработице в минимальном размере, она это решение не оспаривает, однако полагает, что ей ответчиком должна быть установлена северная надбавка в размере 11 280 руб. единовременно. Установление такой северной надбавки и будет являться индексацией ее дохода в размере минимальной оплаты труда. Уточнять свои исковые требования она не желает.
Представитель ответчика ОГКУ ЦЗН <адрес> по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, суду пояснила, что Кошкарёва О.Ю., обратилась в ОГКУ ЦЗН <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время зарегистрирована в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ с одновременным назначением пособия но безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, что составляет 1105,00руб.
Указала на то, что ФИО9., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (47 лет), зарегистрирована по адресу: <адрес>, жилой район Центральный, <адрес>, ранее не работавшая, имеет среднее профессиональное образование.
Согласно статье 30 Закона о занятости пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. ФИО20 относится к категории ранее не работавших, в связи с тем, что трудовая книжка ею не представлена.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. Вопрос об индексации пособия по безработице не относится к компетенции ОГКУ ЦЗН <адрес>. Понятие минимального размера оплаты труда применимо при исчислении заработной платы и не относится к пособию по безработице.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников в городах и районах Иркутской области, в том числе в г. Братске, где данный коэффициент предусмотрен в размере 1,3. Гражданам, проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
Таким образом, минимальный размер пособия по безработице в Братске составляет 1105 руб. в месяц (850 рублей * 1,3 = 1105 рублей), пособие в таком размере было назначено и выплачено истцу. К общественным работам ответчик истца не привлекал.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375 с 01.01.2019 установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1 500 руб., а с учетом районного коэффициента в размере 1,3 величина указанного пособия будет составлять 1 950 руб.. ФИО19 с заявлением о выплате пособия по безработице в 2019 к ответчику не обращалась.
Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав в судебном заседании истца, представителя ответчика, суд пришел к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.
Как следует из преамбулы Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон РФ "О занятости населения в РФ"), настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО10 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, жилой район Центральный, <адрес>, что подтверждается копией паспорта гражданина Российской Федерации серии 25 16 ***, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом УФМС <адрес>.
Карточкой персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от ДД.ММ.ГГГГ*** подтверждается, что ФИО18. является повторно обратившейся за вышеуказанной государственной услугой, ранее не работавшая, не работающая более трех лет, у нее отсутствует опыт работы по профессии, дата наступления ее незанятости ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом ОГКУ ЦЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО11 признана безработной.
Согласно приказу ОГКУ ЦЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ***П12/1804 ФИО13 назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 105 руб.. С данным приказом ФИО12 была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о признании данного приказа незаконным, его отмене суду представлено не было.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ***ФИО14., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ с выплатой пособия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суммы начислений по месяцам составили: 368,33 руб..
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ***ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в целях поиска подходящей работы с ДД.ММ.ГГГГ, признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, приказ ***Д6/1804 от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования ФИО23 об установлении северной надбавки и установлении на доход индексации в размере минимального размера оплаты труда, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 28 Закона « О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Статьей 24 данного закона определено, что органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. ( п.1); с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор ( п.2); в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице ( п.3); финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых эти работы проводятся( п.5).
Из пояснений представителя ответчика следует, что истец Кошкарёва О.Ю. к общественным работам не привлекалась. Данные доводы представителя ответчика не были опровергнуты истцом, доказательств заключения с нею срочного трудового договора в связи с выполнением общественных работ ею в суд представлен не был. Поэтому оснований для индексации дохода в размере минимального размера оплаты труда у суда не имеется.
Пунктом 2 статьи 30 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» установлен порядок определения размера пособия по безработице: пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим): стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российский Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. № 380/П-18 утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников в городах и районах Иркутской области, в том числе в г. Братске, где данный коэффициент предусмотрен в размере 1,3.
Согласно п.8 ст. 31, п.3 ст. 33 вышеуказанного закона порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской федерации федеральным органом исполнительной власти; размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1423 от 24.11.2017 на 2018 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб. и максимальная величина пособия по безработице в размере 4 900руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1375 от 15.11.2018 на 2019 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 руб. и максимальная величина пособия по безработице в размере 11 280 руб., постановление вступает в силу с 01.01.2019.
ФИО5 в ходе судебного разбирательства не оспаривалось то обстоятельство, что трудовую книжку ответчику она не предоставила, в связи с этим ей было назначено самое минимальное пособие по безработице, данное пособие было назначено с учетом районного коэффициента в размере 1.3. Пособие в максимальном размере назначается при наличии трудового стажа. Приказ ответчика об установлении истцу в 2018 году минимального размера пособия по безработице истцом не оспаривался. Как следует из пояснений представителя ответчика, истец в 2019 году я заявлением о выплате пособия по безработице к ответчику не обращалась, срок выплаты назначенного ей с ДД.ММ.ГГГГ пособия по безработице истек ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеприведенных правовых норм следует, что ответчик полномочиями на осуществление индексации пособия по безработице не наделен. Ежегодно минимальную и максимальную величину пособия устанавливает Правительство Российской Федерации.
Истец свои требования об обе6спечении прав и возможностей не уточнила. В ходе судебного разбирательства судом не было установлено обстоятельств, нарушающих права, свободы или законные интересы истца со стороны ответчика. В связи с чем, требования ФИО17 об установлении северной надбавки и установлении на доход индексации в размере минимального размера оплаты труда, а также об обеспечении прав и возможностей суд считает несостоятельными, поэтому удовлетворению они не подлежат.
При этом суд соглашается с доводами представителя ответчика о необоснованности иска.Доводы истца основаны на произвольном толковании закона, поэтому судом не принимаются.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска ФИО16 Юрьевны к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения <адрес> об обеспечении прав и возможностей, установлении северной надбавки к пособию по безработице в размере 11 280 руб. и установлении на доход индексации в размере минимального размера оплаты труда.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Вершинина