Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2017 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Орловой О.В.,
при секретаре Бикмаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2416/2017 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействий и действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области, в котором с учетом уточненных исковых требований, просит:
- признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в невнесении в учетную карточку лесного пожара № 1 сведений о географических координатах лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды, азимуте лесного пожара, а также основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений);
- признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в невнесении в акт о лесном пожаре № 1 от 20.04.2017 года сведений о дате и времени получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством), площади, пройденной огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01); дате и времени локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; трудозатратах выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара; предварительной оценке потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе с указанием стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара, общей предварительной сумме ущерба; расчете и обосновании размеров предварительного ущерба от стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров, а также не приобщении к акту о лесном пожаре докладной записки руководителя тушения лесного пожара о ходе тушения лесного пожара, применявшихся методах и средствах тушения лесного пожара, их эффективности;
- признать незаконным действие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся во внесении в карточку учета лесного пожара № 1, акт о лесном пожаре № 1 от 20.04.2017 года недостоверных сведений о месте обнаружения лесного пожара, его площади, дате и времени локализации и ликвидации лесного пожара, площади ликвидированного лесного пожара;
- признать незаконным действие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в незаконном назначении руководителем лесного пожара № 1 лица - мастера участка Тарминского участкового лесничества Братского лесничества Б.Е.С., не прошедшего обучение по программе тушения лесных пожаров, не имеющего удостоверения руководителя тушения лесных пожаров и не указанного в п.4 раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества на период пожароопасного сезона 2017 года;
- обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области заполнить учетную карточку лесного пожара № 1, акт о лесном пожаре № 1 и приложения к нему в соответствии с требованиями п.16 Приказа Минприроды России от 23.06.2014 N 276 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров", пп. 70, 71,72 Приказа Минприроды России от 08.07.2014 N 313 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров", с внесением в данные документы достоверных сведений о дате и времени получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством), площади, пройденной огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01); дате и времени локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; трудозатратах выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара; предварительной оценке потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе с указанием стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара, общей предварительной сумме ущерба; расчете и обосновании размеров предварительного ущерба от стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров;
- обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области назначать руководителем лесного пожара лиц прошедших обучение по программе тушения лесных пожаров, имеющих удостоверение руководителя тушения лесных пожаров и указанных в п.4 раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества на период пожароопасного сезона 2017 года.
В обоснование административного иска Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при обнаружении, регистрации и внесении сведений в документы учета лесных пожаров о локализации, ликвидации лесного пожара №1, его площади, произошедшего 17 апреля 2017 года на территории кварталов 21 Техучастка№5 и 36 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества.
Установлено, что территориальным отделом Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (далее Братское лесничество) в документы учета лесного пожара № 1 внесены недостоверные и не проверенные сведения о месте и площади обнаружения лесного пожара в гектарах (с точностью до 0,01), о дате и времени локализации и ликвидации лесного пожара, о площади, пройденной огнем в гектарах (с точностью до 0,01). Предварительная оценка потерь в результате лесного пожара № 1 в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе по стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара № 1, и общей предварительной сумме ущерба не учитывалась. Кроме того, на тушение лесного пожара № 1 незаконно был назначен руководитель лесного пожара - мастер участка Братского лесничества Б.Е.С., не прошедший специальную подготовку, не работающий в специализированном автономном учреждении по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах и по тушению лесных пожаров и не указанный в п.4 раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества (лица, допущенные к руководству тушения лесных пожаров), утвержденных Министром лесного комплекса Иркутской области 01.02.2017 года.
В соответствии с Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016г. № 178-пп (далее Положение), Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее Министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, в том числе осуществляет функции охраны лесов, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (пп.7 п.7 Положения).
Всоответствии с Положением о территориальном отделе Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденным Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 16.09.2016г. № 25-мпр (далее Положение), территориальный отдел министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, основной задачей которого является в том числе обеспечение охраны и защиты лесов в пределах земель лесного фонда Братского лесничества (п.8 Положения о Братском лесничестве).
В соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Братского лесничества территориальный отдел кроме всего прочего осуществляет функции по организации охраны лесов, осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, организации мониторинга пожарной опасности в лесах и мониторинга лесных пожаров; осуществлению приемки работ по предупреждению и тушению лесных пожаров в соответствии с действующими Соглашениями, составлению актов о лесных пожарах, ведение учета лесных пожаров и затрат на их тушение с последующим представлением отчетности в Министерство (пп. 20, 24 п. 9 Положения о Братском лесничестве).
Как установлено проверкой лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров в Братском лесничестве является начальник лесничества и главный оператор ПДУ лесничества (п.1, пп.7 п.2 раздела 3 Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества). Указанными лицами при обнаружении лесного пожара в карточку учета лесного пожара № 1 произошедшего 17.04.2017 года не были внесены сведения о географических координатах лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды, азимуте лесного пожара, а также основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений), что указывает на незаконное бездействие должностных лиц Братского лесничества поорганизации системы обнаружения и учета лесных пожаров.
Более того, проверкой установлено, что в карточку учета лесного пожара № 1 были внесены не достоверные сведения о месте обнаружения лесного пожара, его площади, дате и времени локализации, ликвидации и площади лесного пожара. Так, согласно карточке учета лесного пожара № 1, местом пожара является квартал 35 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества. Площадь обнаружения пожара - 15 га. Время локализации пожара - 17.04.2017 года в 21-00, площадь локализованного пожара - 15 га. Время ликвидации - 17.04.2017г. в 23-30, площадь ликвидированного пожара - 15 га.
Вместе с тем, согласно установленным в ходе проверки данным, местом обнаружения пожара № 1 является квартал 21 Техучастка № 5 Тарминского участкового лесничества; площадь пожара в момент обнаружения составляет - 22 га; дата и время локализации пожара - 18.04.2017 г. в 6-00; дата и время ликвидации пожара - 18.04.2017 в 11-00, площадь ликвидации - 30 га. Пожар № 1 действовал в квартале 21 Техучастка № 5 и квартале 36 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества, что подтверждается объяснениями лиц, осуществлявших тушение лесного пожара, а также иными документами.
Таким образом, незаконное бездействие должностных лиц Братского лесничества по не внесению в карточку учета лесного пожара №1 информации о географических координатах лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды, азимуте лесного пожара, а также незаконные действия по внесению в указанный документ не точного места обнаружения лесного пожара и иных вышеназванных сведений ведет к несвоевременному прибытию специализированных пожарных организаций к месту пожара, его обследованию, локализации и ликвидации, и как следствие увеличению площади пожаров в виде дальнейшего распространения огня на территории лесного фонда Братского лесничества и созданию чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем проверка показала, что должностные лица Братского лесничества в акте о лесном пожаре № 1 от 20.04.2017 года путем незаконных действий внесли в указанный документ, а также в приложения к нему недостоверные сведения о месте обнаружения лесного пожара, указав квартал 36 Калтукской дачи Тарминской участкового лесничества, об общей площади лесного пожара в момент обнаружения в гектарах, указав 15 га, о площади, пройденной огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах, указав 15 га; о дате и времени ликвидации лесного пожара, указав 17.04.2017 г. 23-30, а также путем бездействия не внесли сведения о том, кем обнаружен лесной пожар, о дате и времени получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством), что обнаружено на месте возникновения лесного пожара (остатки костра, признаки сельскохозяйственного пала); о дате и времени локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; о трудозатратах выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара; о предварительной оценке потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе с указанием стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара, общая предварительная сумма ущерба.
При этом, проверкой достоверно установлено, что местом обнаружения пожара является квартал 21 Техучастка № 5; общая площадь лесного пожара в момент обнаружения в гектарах составила 22 га, что определено с помощью технических средств - портативного навигатора, то есть с точностью до 0,01; площадь, пройденная огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах составила 30 га, что определено с помощью технических средств - портативного навигатора, то есть с точностью до 0,01; время и дата ликвидации пожара - 18.04.2017 г. 11-00, что подтверждается объяснениями лиц, осуществлявших тушение лесного пожара.
Таким образом, незаконное бездействие должностных лиц Братского лесничества по не внесению в акт о лесном пожаре №1 вышеназванной информации, а также незаконные действия по внесению в указанный документ, а также в приложения к нему не точных сведений о месте обнаружения лесного пожара, дате, времени, а также площади ликвидации пожара ведет к незаконному искажению результатов мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, на основании которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
ОГАУ «Братский лесхоз» создано распоряжением администрации Иркутской области от 31.10.2007 г. № 460-ра.
Согласно п.1.3, п.2.3 Устава ОГАУ «Братский лесхоз» (в редакции от 2014г.) учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Основной целью деятельности учреждения является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, для достижения которой учреждениевыполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в соответствии с заданиями учредителя (п.п.2.4, 2.5).
Соответственно, руководителем тушения лесного пожара может быть специально подготовленное должностное лицо специализированного бюджетного или автономного учреждения по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах и по тушению лесных пожаров. При этом, руководителем тушения лесных пожаров могут быть только специалисты, допущенные медицинской комиссией к данному виду работ, прошедшие обучение по программе тушения лесных пожаров и имеющие удостоверение руководителя тушения лесных пожаров.
Информация о лицах, допущенных к руководству тушения лесных пожаров (руководителях тушения лесных пожаров) на территории соответствующего лесничества (лесопарка), указывается в п.4 раздела IV Правил разработки и утверждения Плана тушения лесных пожаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. № 377.
В соответствии с п.4 раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества, утвержденным министром лесного комплекса Иркутской области 01.02.2017 года определен перечень лиц, допущенных к руководству тушения лесных пожаров (руководителях тушения лесных пожаров), которые в соответствии с указанным в Плане тушения данными прошли специальное обучение по программе в Братском государственном университете (БРГУ) и имеют удостоверения руководителей тушения лесных пожаров.
Должностные лица лесничества, являются работниками уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, а не сотрудниками специализированного учреждения, поэтому не могут быть отнесены к лицам, допущенным к тушению лесных пожаров, включая руководителя тушением лесных пожаров, и не включаются в соответствующий раздел Плана тушения лесных пожаров.
Вместе с тем, как установлено проверкой на тушение лесного пожара № 1 должностными лицами Братского лесничества в качестве руководителя тушения лесного пожара был незаконно назначен мастер участка Тарминского участкового лесничества Братского лесничества Б.Е.С., который не прошел обучение по программе тушения лесных пожаров, не имеет удостоверения руководителя тушения лесных пожаров и опыта в стратегическом планировании сил и средств пожаротушения, в разработке тактики и стратегии тушения лесного пожара, в связи с чем не может отвечать за безопасность работников, участвующих в тушении пожара, а также принимать решения по порядку и особенности действий по тушению лесного пожара и спасении людей и имущества при лесном пожаре.
Более того, проверкой установлено, что Б.Е.С., назначенный должностными лицами Братского лесничества руководителем тушения лесного пожара № 1, оставил место лесного пожара до тех пор, пока пожар не был локализован и ликвидирован, в связи с чем, общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара № 1 не осуществлял, за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара не отвечал, границы территории, на которой осуществлялись действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий не устанавливал, решения о спасении людей и имущества при лесном пожаре не принимал.
Таким образом, незаконные действия должностных лиц Братского лесничества по назначению руководителем тушения лесного пожара № 1 Б.Е.С., привело к тому, что последний, не зная правил руководства имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара, покинул место пожара, что повлекло к несвоевременному обследованию, локализации и ликвидации пожара, увеличению площади пожара в виде дальнейшего распространения огня на территории лесного фонда Братского лесничества с 22 до 30 га, созданию чрезвычайной ситуации и дальнейшему незаконному искажению результатов мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, на основании которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
Бездействия и незаконные действия должностных лиц территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству по не внесению в карточку учета лесного пожара № 1, акт о лесном пожаре № 1 и его приложения достоверной информации о лесном пожаре, по назначению руководителем тушения лесного пожара лица, не прошедшего специального обучения нарушают принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принимающего на основании вышеуказанных сведений решения о своевременном маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.
В судебном заседании заместитель прокурора Братской межрайонной природоохранной прокуроры Мартюшов В.Б. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, уточнении к нему, дополнительно суду пояснил, что в ходе проверки были выявлены нарушения, выразившиеся в невнесении в учетную карточку лесного пожара № 1 сведений о географических координатах лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды, азимуте лесного пожара, а также основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений); невнесении в акт о лесном пожаре № 1 от 20.04.2017 года сведений о дате и времени получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством), площади, пройденной огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01); дате и времени локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; трудозатратах выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара; предварительной оценке потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе с указанием стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара, общей предварительной сумме ущерба; расчете и обосновании размеров предварительного ущерба от стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров, а также не приобщении к акту о лесном пожаре докладной записки руководителя тушения лесного пожара о ходе тушения лесного пожара, применявшихся методах и средствах тушения лесного пожара, их эффективности. Кроме того, считает доводы административного ответчика о том, что проверка проведена с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, незаконна, не состоятельными, поскольку уведомление и решение было вручено в установленные законом срок должностному лицу. Считает, что административный ответчик определен верно, поскольку территориальный отдел министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству является подразделением Министерства лесного комплекса Иркутской области. Проверка была назначена на основании выписки из решения КЧС и ОПБ №4 от 18.04.2017 года, а также указания прокурора Иркутской области от21.03.2017 года №21/7 у об организации в 2017 году надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ими обусловленных.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области по доверенности от 21.01.2017 г. Суздалев В.В. требования Братского межрайонного природоохранного прокурора не признал, суду пояснил, что указанное исковое заявление стало возможным после проведения прокуратурой проверки в отношении Министерства, в ходе которой сотрудниками прокуратуры запрашивались документы и отбирались объяснения у лиц, принимающих участие в тушении и организации тушения лесного пожара № 1. Считает, что указанные действия прокуратуры не соответствовали нормам федерального законодательства и материалы получены с нарушением закона. Правовая основа деятельности Братской межрайонной природоохранной прокуратуры регулируется Федеральным законом № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Так, ст. 21 указанного Закона установлено, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки - материалы дела не содержат сведений о том, что в адрес Братской межрайонной природоохранной прокуратуры поступала информация о нарушении лесного законодательства при тушении лесного пожара № 1. Частью 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. Типовая форма решения о проведении проверки установлена приказом Генеральной прокуратуры РФ № 172 от 17 марта 2017 г. Данная норма закона исполнена прокуратурой не была - в адрес Министерства лесного комплекса никаких решений о проведении проверки не направлялось, Министерство о проведении проверки не уведомлялось. Фактически, Министерство было лишено права участвовать в проверке через уполномоченного представителя - давать пояснения, возражения, знакомиться с результатами проверки. Таким образом, доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Считает, что исковое требование прокурора требованиям ст. 125 КАС РФ не отвечает, поскольку административным ответчиком определено Министерство лесного комплекса Иркутской области, а требования направлены к территориальному отделу Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, которое не является юридическим лицом, соответственно не может быть истцом или ответчиком в суде. Указанное обстоятельство согласно ст. 196 КАС РФ является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения.
Учитывая тот факт, что доказательства, имеющиеся в материалах дела (объяснения лиц, акт о лесном пожаре с приложениями), получены с существенным нарушением норм Закона о прокуратуре Российской Федерации, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В судебном заседании свидетель старший помощник прокурора Братской межрайонной природоохранной прокуратуры Д.М.Н. пояснила, что она лично вручала решение о проведении проверки от 26.04.2017 года №19 и уведомление о проведении проверки. Документы она передала начальнику территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству И.А.П. Вместе с тем, вышеуказанное решение и уведомление ею были направлены утром факсимильной связью, а после обеда она выехала на проверку. В ходе проведения проверки возражений по врученным документам не было.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд полагает, что административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч.ч. 1,4 и 5 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, что включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах (ст.52 ЛК РФ).
В соответствии с ч.7 ст. 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016г. № 178-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, которое является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, в том числеохраны лесов, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (пп.7 п.7 Положения).
Всоответствии с Положением о территориальном отделе Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденным Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 16.09.2016г. № 25-мпр (далее Положение), территориальный отдел министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству является территориальным подразделением Министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, основной задачей которого является в том числе обеспечение охраны и защиты лесов в пределах земель лесного фонда Братского лесничества (п.8 Положения о Братском лесничестве).
В соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Братского лесничества территориальный отдел кроме всего прочего осуществляет функции по организации охраны лесов, осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, организации мониторинга пожарной опасности в лесах и мониторинга лесных пожаров; осуществлению приемки работ по предупреждению и тушению лесных пожаров в соответствии с действующими Соглашениями, составлению актов о лесных пожарах, ведение учета лесных пожаров и затрат на их тушение с последующим представлением отчетности в Министерство (пп. 20, 24 п. 9 Положения о Братском лесничестве).
Статьей 19 ЛК РФ установлено, что мероприятия по охране лесов могут осуществляться государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 ЛК РФ.
ОГАУ «Братский лесхоз» создано распоряжением администрации Иркутской области от 31.10.2007 г. № 460-ра.
Согласно п.1.3, п.2.3 Устава ОГАУ «Братский лесхоз» (в редакции от 2014г.) учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Основной целью деятельности учреждения является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, для достижения которой учреждениевыполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в соответствии с заданиями учредителя (п.п.2.4, 2.5).
В соответствии с Положением Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области. Соответственно, полномочия Министерства распространяются в данном случае на территорию лесного фонда Братского лесничества, где территориальный отдел Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству осуществляет свою деятельность, следовательно, доводы представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области о том, что административным ответчиком определено министерство лесного комплекса Иркутской области, а требования направлены к территориальному отделу министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, которое не является юридическим лицом, соответственно не может быть истцом или ответчиком в суде, являются необоснованными. Кроме того, согласно уточненным административным исковым требованиям, прокурор в просительной части указывает Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Как следует из выписки из решения КЧС и ОПБ №4 от 18.04.2017 года прокуратуре Братского районо рекомендовано рассмотреть вопрос о своевременности принятых решений обнаружения и ликвидации по лесным пожарам 17.04.2017-18.04.2017 руководителем Братского лесничества.
В соответствии с указанием прокурора Иркутской области от 21.03.2017 года №21/7у об организации в 2017 году надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ими обусловленных прокурор области обязал городских и районных прокуроров Иркутской области: проанализировать фактическое исполнение территориальными отделами Министерства лесного комплекса области, специализированными бюджетными, автономными учреждениями (их филиалами), органами местного самоуправления МЧС России, лесопользователями, администрациями особо охраняемых природных территорий (далее - администрациями ООПТ) требований ранее принятых актов прокурорского реагирования, решений судов, вынесенных по искам прокуроров, направленных на профилактику и надлежащее тушение лесных пожаров, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами. В течение пожароопасного периода обеспечить постоянный надзор за исполнением территориальными отделами Министерства лесного комплекса области, специализированными бюджетными, автономными учреждениями (их филиалами), администрациями особо охраняемых природных территорий, органами местного самоуправления, МЧС, лесопользователями законодательства об охране лесов от пожаров, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами. Пресекать факты неосуществления (ненадлежащего осуществления) органами лесного хозяйства области, местного самоуправления, администрациями ООПП мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. По каждому лесному пожару оперативно оценивать своевременность его обнаружения, достоверность учета сведений о нем.
И.о. Братского межрайонного природоохранного прокурора 26.04.2017 года в отношении территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству вынесено решение о проведении проверки, с целью исполнения требований законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, в связи со сложившееся пожароопасной обстановкой на землях гослесфонда на территории Братского лесничества, с установлением срока проведения проверки с 26.04.2017 года по 25.05.2017 года.
26.04.2017 года в адрес Начальника ТО Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничества Н.Е.П. направлено уведомление о проведении проверки.
Следовательно, доводы представителя административного ответчика о том, что материалы дела не содержат информации о нарушении лесного законодательства при тушении лесного пожара №1, являются необоснованными.
В соответствии со статьями 53, 53.2 ЛК РФ одной из мер пожранной безопасности в лесах является мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя кроме всего прочего организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 16, 17 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 23.06.2014г. № 276 лицо, выполняющее работы по мониторингу лесных пожаров, при обнаружении лесного пожара заполняет карточку учета лесного пожара, в которой указывается: географические координаты лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды; азимут и удаление лесного пожара от ближайшего населенного пункта; лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище, квартал (если есть возможность - выдел); дата и время обнаружения лесного пожара; площадь лесного пожара на момент обнаружения (общая и покрытая лесом); целевое назначение лесов и категория земель; сведения о гражданах, юридических лицах, которым предоставлен лесной участок, на котором обнаружен лесной пожар (при наличии); основные лесоустроительные характеристики в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений); предварительная причина лесного пожара; дополнительная информация, которая может оказать помощь при организации тушения лесного пожара. Карточка учета лесного пожара подписывается лицом, обнаружившим лесной пожар, и передается в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ. Специализированные диспетчерские службы осуществляют сбор информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и учет лесных пожаров.
Согласно пунктов 70, 71, 72 Правил тушения, в течение пяти дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества составляется акт о лесном пожаре, в котором кроме всего прочего указываются дата, время и место обнаружения лесного пожара; кем обнаружен лесной пожар; общая площадь лесного пожара в момент обнаружения в гектарах (с точностью до 0,01); дата и время получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством); что обнаружено на месте возникновения лесного пожара (остатки костра, признаки сельскохозяйственного пала), что может способствовать установлению причин лесного пожара; площадь, пройденная огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01); дата и время локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; дата и время ликвидации лесного пожара с указанием, какими силами ликвидирован; трудозатраты выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара; применявшиеся способы и средства тушения лесного пожара; предварительная оценка потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе с указанием стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара, общая предварительная сумма ущерба); должность, фамилия, имя и отчество лица, руководившего тушением пожара; перечень документов, прилагаемых к акту, включая схематический план пройденной огнем площади, расчеты и обоснования размеров предварительного ущерба от стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров. К акту о лесном пожаре прилагается схематический план пройденной огнем площади. Съемка контура лесного пожара и участков внутри него, пройденных пожарами разного вида (верховыми, низовыми, почвенными), с привязкой их к ориентирам производится: в районах применения наземных сил и средств пожаротушения - инструментально. К акту о лесном пожаре также прилагается докладная записка руководителя тушения лесного пожара о ходе тушения лесного пожара, применявшихся методах и средствах тушения лесного пожара, их эффективности (представляется только в случаях крупных лесных пожаров).
Согласно карточке учета лесного пожара №1, местом пожара является квартал 35 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества. Площадь обнаружения пожара - 15 га. Время локализации пожара - 17.04.2017 года в 12-00 часа, площадь локализованного пожара - 15 га. Время ликвидации - 17.04.2017 года в 23-30, площадь ликвидированного пожара - 15 га (л.д. 24).
Из требования №1 и №1/1 о принятии мер к ликвидации лесного пожара от 17.04.2017 года установлено, что пожар произошел в квартале №35 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества (л.д. 22, 23).
Согласно ответу филиала АО «Группа Илим» на требования №1 от 17.04.2017 года о принятии мер к нераспространению лесного пожара в квартале №35 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества - 17.04.2017 года в 22-30 обойдя кромку пожара, выяснилось что возгорание предположительно началось №21 Калтукской дачи (тех.участок №4)в районе бывшей деревни Черемшанка. Пожар распространился по арендной базе в квартале №35 Калтукской дачи Терминского участкового лесничества Братского лесничества. Сведения об открытии пожара на арендной базе АО «Группа Илим», содержащиеся в требовании №1 от 17.04.2017 года о принятии мер к нераспространению лесного пожара, не соответствуют действительности (л.д. 27).
Из письменных объяснений начальника ПХС-3 ОГАУ «Братский лесхоз» П.А.П. установлено, что пожар находился в квартале 36 Калтукской дачи. На место тушения пожара 31 поехала бригада ПХС-3 типа под руководством А.С. Примерно в 20 часов 17.04.2017 года А.С. по дороге ведущей в п. Черемшанка Братского района в районе квартал 21 Калтукской дачи встретил мастера участка Братского лесничества Беломестных, который являлся руководителем тушения дачного пожара. Б.Е.С. указал, что пожар распространяется в квартале <адрес> Калтукской дачи, после чего покинул место пожара, уехав в п. Калтук. Примерно в 20 часов 20 минут 17.04.2017 года А.С. обследовал место пожара, установил с помощью GPS навигатора, что его площадь на момент бригады ПХС-3 типа составляет 22 га. Примерно в 24 часа 17.04.2017 года на место пожара прибыл трал с бульдозером ОАО «Группа Илим», который стал производить минерализованную полосу по всему периметру пожара, которую окончил производить только в 6 часов 18.04.2017 года, после чего уехал с места пожара. Поздняов обследовал место локализации пожара и с помощью GPS навигатора установил, что его площадь составила 30 га, а также то, что пожар произошел в квартале 20 и 36 Калтукской дачи. После локализации пожара А.С. со своей бригадой производили окарауливание и дотушивание пожара. Ликвидирован пожар был только в 11 часов 18.04.2017.
Из письменных объяснений Б.Е.С. установлено, что 17.04.2017 года около 17 часов он находясь в п. Калтук обнаружил задымленность в месте расположения п. Черемшанка, после чего выехал к месту, чтобы убедиться действительно ли там имеется пожар. Прибыв на место, обнаружил что пожар имеет место быть, о чем сообщил диспетчеру Братского лесничества Ф.В., а также сообщил, что пожар рядом с п. Черемшанка и кварталом 35 Калтукской дачи. Номер квартала он сообщил приблизительно, так как у него не было с собой каких-либо средств, площадь пожара он также сообщил примерно 15 га. Данную площадь он определил субъективно. В ходе телефонного разговора с Ф.В.. последний ему сообщил, что он будет являться руководителем тушения данного лесного пожара. Он сказал, что он не может быть руководителем тушения лесного пожара, так как какой-либо опыт в данном деле у него отсутствовал. После приезда бригады ПХС 3 типа, с А.С. и показав им место пожара, которое располагалось с левой стороны от дороги, ведущей на п. Черемшанка, это был квартал 21 Техучастка *** Тарминского участкового лесничества. Также было видно, что пожар перебирается на квартал 36 Калтукской дачи, арендатором которого является ОАО «Группа Илим». Посте того, как он показал место пожара А.С., то покинул данное место, уехав в п. Калтук. Кроме того указал, что сведения указанные в акте не соответствуют действительности, так в акте о лесном пожаре *** от 20.04.2017, в учетной карточке лесного пожара *** не указаны сведения о том, что пожар кроме квартала 36 Калтукской дачи также действовал на территории квартала 21 Техучастка *** Тарминского участкового лесничества, с которого и начался пожар. Также в указанных документах неверно указано время и дата локализации и ликвидации лесного пожара. Так, в указанных документах указано, что время локализации лесного пожара 17.04.2017 года в 21 час, а время ликвидации в 23-30. На самом деле пожар был локализован только в 6 часов утра 18.04.2017 года, а ликвидирован в 11 часов 18.04.2017 года. Неверно указана площадь, на которой ликвидирован пожар. Так, в данных документах указан площадь 15 га, а на самом деле площадь ликвидированного пожара составляет 30 га. Кроме того, при составлении им схемы лесного пожара ***, он не указал, что пожаром был охвачен также квартал 21 Техучастка ***.
Из объяснений К.М. установлено, что он является главным специалистом-экспертом Тарминского участкового лесничества территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, карточку учета лесного пожара не составлял, сведения в карточку учета лесного пожара не вносил. На место лесного пожара он не выезжал, с руководителем тушения пожара не общался. Карточку учета пожара ***, а также расчет ущерба, подписанный им, был составлен Ф.В.
Из объяснений Ф.В. установлено, что он работает ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Министерства лесного комплекса по Братскому лесничеству, в его обязанности входит организация мониторинга, сбор и анализ информации пожароопасной обстановке в лесах, регистрация сообщений о лесных пожарах, принятие по ним соответствующих мер, в том числе направление требований в лесопожарные организации о направлении сил и средств тушения пожаров к месту этих пожаров, их увеличении, взаимодействие информацией о ходе тушения лесных пожаров с руководителями тушения пожаров, прогнозирование развития лесопожарной обстановки в лесах, направление достоверной информации о пожарах в надзирающие органы и другое. 17.04.2017 года в 17-00 часов на рабочий телефон ему позвонил Б.Е.С. и сообщил, что ему звонил работник ОГАУ «Братского лесхоза» П.С. и сообщил, что тот обнаружил признаки пожара в виде столба дыма в Тарминском участковом лесничества Калтукской дачи квартал ***. Площадь обнаружения составляла 15га, но при этом 10 га территории пожара произошло в полях гослефонда и 5 га непосредственно в лесном массиве. Руководителем тушения пожара по его устному указанию был назначен Беломестных, так как он является старшим, опытным работником и первым прибившим на место пожара. В тот же день Беломестных позвонил ему в 21-00 и сообщил о ликвидации лесного пожара, также он позвонил ему в 23-30 и сообщил, что пожар ликвидирован, при это территории пожара так и осталась в рамках 15 га, это обусловлено тем, что пожар был низовым, хоть и беглым, но не распространялся в вечернее время.
Из пояснений А.С. установлено, что он работает бригадиром в ОГАУ «Братский лесхоз» ПХС 3 типа. 17.04.2017 года в 18 часов 40 минут он вместе со своей бригадой выезжал на пожар, который согласно сообщению Братского лесничества произошел в квартале 35 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества. От начальника ПХС 3 типа П.А.П. он узнал, что руководителем лесного пожара будет сотрудник Братского лесничества Б.Е.С. в 20 часов 09 минут 17.04.2017 года они подъехали к своротке на п. Черемшанка, где их встретил руководитель тушения лесного пожара Б.Е.С., который сообщил, что руководить лесным пожаром не будет, после чего сел в автомобиль и уехал в п. Калтук. С помощью технического средства GPS навигатора он измерил площадь пожара, который составил 22 га, также он установил, что пожар в квартале 21 Техучастка *** Тарминского участкового лесничества, а не в квартале 35 Калтукской дачи, как указывалось а требовании направленном Братским лесничеством. После чего со своей бригадой стали сдерживать пожар, однако пожар с квартала 21 Техучастка №5 перешел на квартал 36 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества. Около 21 часа 17.04.2017 прибыл бульдозер, который стал создавать по всему периметру пожара минерализованную полосу. Локализовали пожар только к 6 часам утра 18.04.2017 года, после чего бульдозер ОАО «Группа Илим» покинули место пожара, а они продолжили мероприятия по ликвидации пожара. Ликвидировали они пожар примерно в 11 часов 18.04.2017 года. Руководителя тушения лесного пожара Б.Е.С. на пожаре не было, а прибыл только в 10 часов утра перед тем, как они ликвидировали пожар. Площадь ликвидированного пожара составила 30 га.
Из объяснений Ш.Е. установлено, что 17.04.2017 года около 19 часов он выезжал в район заброшенного поселка Черемшанка Братского района, где произошел пожар. Он производил там опашку пожара под руководством пожарных. Работа по опашке пожара продолжалась всю ночь, закончил он ее около 6-7 часов утра 18.04.2017 года, опахав пожар в кольцо.
Таким образом, опрошенные очевидцы в ходе проведенной прокуратурой проверки подтверждают, что в карточку учета лесного пожара №1 были внесены недостоверные сведения о месте обнаружения лесного пожара, его площади, дате и времени локализации, ликвидации и площади лесного пожара, что также подтверждается исследованными в судебном заседании документами и не оспаривается административным ответчиком. Оглашенные показания перечисленных лиц стороной административного ответчика не оспорены, ходатайство о их вызове в судебное заседание для допроса в качестве свидетелей не заявлялось.
Таким образом, оценив и исследовав все доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что местом обнаружения пожара № 1 является квартал 21 Техучастка *** Тарминского участкового лесничества; площадь пожара в момент обнаружения составляет - 22 га; дата и время локализации пожара - 18.04.2017 г. в 6-00; дата и время ликвидации пожара - 18.04.2017 в 11-00, площадь ликвидации - 30 га. Пожар № 1 действовал в квартале 21 Техучастка *** и квартале 36 Калтукской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества.
Кроме того, судом достоверно установлено, и не оспаривается административным ответчиком, что в акте о лесном пожаре *** от 20.04.2017 года, а также в приложение к нему, указаны недостоверные сведения, указан квартал 36 Калтукской дачи Тарминской участкового лесничества, об общей площади лесного пожара в момент обнаружения в гектарах, указав 15 га, о площади, пройденной огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах, указав 15 га; о дате и времени ликвидации лесного пожара, указав 17.04.2017 г. 23-30, кроме того не внесены сведения о том, кем обнаружен лесной пожар, о дате и времени получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством), что обнаружено на месте возникновения лесного пожара (остатки костра, признаки сельскохозяйственного пала); о дате и времени локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; о трудозатратах выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара; о предварительной оценке потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе с указанием стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара, общая предварительная сумма ущерба, что подтверждается объяснениями опрошенных в ходе проведения проверки П.А.П., Б.Е.С., А.С.
Руководителем тушения лесного пожара может быть специально подготовленное должностное лицо специализированного бюджетного или автономного учреждения по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах и по тушению лесных пожаров. При этом, руководителем тушения лесных пожаров могут быть только специалисты, допущенные медицинской комиссией к данному виду работ, прошедшие обучение по программе тушения лесных пожаров и имеющие удостоверение руководителя тушения лесных пожаров.
Информация о лицах, допущенных к руководству тушения лесных пожаров (руководителях тушения лесных пожаров) на территории соответствующего лесничества (лесопарка), указывается в п.4 раздела IV Правил разработки и утверждения Плана тушения лесных пожаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. № 377.
В соответствии с п.4 раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества, утвержденным министром лесного комплекса Иркутской области 01.02.2017 года определен перечень лиц, допущенных к руководству тушения лесных пожаров (руководителях тушения лесных пожаров), которые в соответствии с указанным в Плане тушения данными прошли специальное обучение по программе в Братском государственном университете (БРГУ) и имеют удостоверения руководителей тушения лесных пожаров.
Из объяснений опрошенного в ходе проведенной прокуратурой проверки Б.Е.С. установлено, что он был назначен по устному распоряжению Ф.В. руководителем по тушению лесного пожара ***, однако он указал Ф.В. о том, что не может быть назначен, поскольку не имеет опыта. Кроме того, как следует из п.4 раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества Б.Е.С. в перечень лиц, допущенных к руководству тушения лесных пожаров, которое в соответствии с указанным в Плане тушения прошел специальное обучение и имеет удостоверение руководителей тушения лесных пожаров не входит.
Таким образом, оценив и исследовав все доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что руководителем тушения лесного пожара был незаконно назначен мастер участка Тарминского участкового лесничества Братского лесничества Б.Е.С., который не прошел обучение по программе тушения лесных пожаров, не имеет удостоверения руководителя тушения лесных пожаров и опыта в стратегическом планировании сил и средств пожаротушения, в разработке тактики и стратегии тушения лесного пожара, в связи с чем, не может отвечать за безопасность работников, участвующих в тушении пожара, а также принимать решения по порядку и особенности действий по тушению лесного пожара и спасении людей и имущества при лесном пожаре.
Доводы представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области Суздалева В.В. о том, что в адрес Министерства лесного комплекса никаких решений о проведении проверки не направлялось, министерство о проведении проверки не уведомлялось не может служить основанием для отказа в удовлетворении административных исковый требований, поскольку опровергается представленными материалами дела, а именно уведомлением о проведении проверки и показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля Д.М.Н., оснований не доверять ее показаниям у суда не имеется.
Судом отклоняются доводы административного ответчика относительно того, что Министерство лесного комплекса Иркутской области не было извещено о проведении прокурорской проверке.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 2015 года N 2-П выявил принципиальное положение прокуратуры среди контрольных органов, которое выражается в нижеследующем.
Возложение Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" на органы прокуратуры публичных функций, которые связаны с осуществлением от имени Российской Федерации - независимо от иных государственных органов - надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми поименованными в данном Федеральном законе субъектами права, обусловлено, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, целями обеспечения верховенства закона, единства правового пространства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации; при этом на органы прокуратуры распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а реализация прокурором его полномочий не должна приводить к подмене функций других органов публичной власти (Постановления от 18 февраля 2000 года N 3-П и от 11 апреля 2000 года N 6-П, Определение от 24 февраля 2005 года N 84-О).
По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора).
Принципиальное требование пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, подчеркивает именно вневедомственный и межотраслевой характер прокурорского надзора как института, предназначенного для универсальной, постоянной и эффективной защиты конституционно значимых ценностей, а следовательно, распространяющегося и на те сферы общественных отношений, применительно к которым действует специальный (ведомственный) государственный контроль (надзор).
При этом во взаимоотношениях с другими государственными органами, осуществляющими функции государственного контроля (надзора), прокуратура Российской Федерации занимает координирующее положение, что обусловливается наличием как специального правового регулирования порядка реализации ею надзорных функций (на которые не могут быть автоматически распространены общие подходы к организации и проведению специального (ведомственного) государственного контроля (надзора), в том числе в части определения плановости, предмета контрольно-надзорной деятельности, полномочий осуществляющих ее субъектов, степени правовой детализации процедурных условий), так и особого организационно-кадрового механизма, призванного обеспечивать реализацию функции надзора за исполнением законов в системе органов прокуратуры лицами, имеющими высокую правовую квалификацию, и не требует детальной регламентации порядка реализации ими надзорных функций, более необходимой в отношении других видов государственного контроля (надзора).
Таким образом, прокуратура в рамках своих полномочий провела проверку исполнения требований законодательства в сфере охраны лесов от пожаров в территориальном отделе Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству.
Кроме того, судом учитывается и то обстоятельство, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 закона, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к возникшим правоотношениям не применяются (п. 3 ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона).
В свою очередь Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" не обязывает прокурора уведомлять проверяемое лицо о предстоящей проверке.
Основанием проведения проверки послужило Указание прокурора Иркутской области от 21.03.2017 года №21/7у об организации в 2017 году надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ими обусловленных.
В связи с изложенным прокурор вправе обратиться в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц с настоящим иском, поскольку при невыполнении ответчиком мер пожарной безопасности в полной мере в лесах существует реальная опасность причинения вреда.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд полагает требования истца о признании незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области выразившееся в невнесении в учетную карточку лесного пожара №1 сведений о географических координатах лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды, азимуте лесного пожара, а также основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений), в в невнесении в акт о лесном пожаре № 1 от 20.04.2017 года сведений о дате и времени получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством), площади, пройденной огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01); дате и времени локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; трудозатратах выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара; предварительной оценке потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе с указанием стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара, общей предварительной сумме ущерба; расчете и обосновании размеров предварительного ущерба от стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров, а также не приобщении к акту о лесном пожаре докладной записки руководителя тушения лесного пожара о ходе тушения лесного пожара, применявшихся методах и средствах тушения лесного пожара, их эффективности, выразившееся во внесении в карточку учета лесного пожара № 1, акт о лесном пожаре № 1 от 20.04.2017 года недостоверных сведений о месте обнаружения лесного пожара, его площади, дате и времени локализации и ликвидации лесного пожара, площади ликвидированного лесного пожара,в незаконном назначении руководителем лесного пожара № 1 лица - мастера участка Тарминского участкового лесничества Братского лесничества Б.Е.С., не прошедшего обучение по программе тушения лесных пожаров, не имеющего удостоверения руководителя тушения лесных пожаров и не указанного в п.4 раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества на период пожароопасного сезона 2017 года, обязании Министерства лесного комплекса Иркутской области заполнить учетную карточку лесного пожара № 1, акт о лесном пожаре № 1 и приложения к нему в соответствии с требованиями п.16 Приказа Минприроды России от 23.06.2014 N 276 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров", пп. 70, 71,72 Приказа Минприроды России от 08.07.2014 N 313 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров", с внесением в данные документы достоверных сведений о дате и времени получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством), площади, пройденной огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01); дате и времени локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; трудозатратах выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара; предварительной оценке потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе с указанием стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара, общей предварительной сумме ущерба; расчете и обосновании размеров предварительного ущерба от стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров, обязании Министерства лесного комплекса Иркутской области назначать руководителем лесного пожара лиц прошедших обучение по программе тушения лесных пожаров, имеющих удостоверение руководителя тушения лесных пожаров и указанных в п.4 раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества на период пожароопасного сезона 2017 года, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в невнесении в учетную карточку лесного пожара № 1 сведений о географических координатах лесного пожара, с точностью не менее одной угловой секунды, азимуте лесного пожара, а также основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений).
Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в невнесении в акт о лесном пожаре № 1 от 20.04.2017 года сведений о дате и времени получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством), площади, пройденной огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01); дате и времени локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; трудозатратах выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара; предварительной оценке потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе с указанием стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара, общей предварительной сумме ущерба; расчете и обосновании размеров предварительного ущерба от стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров, а также не приобщении к акту о лесном пожаре докладной записки руководителя тушения лесного пожара о ходе тушения лесного пожара, применявшихся методах и средствах тушения лесного пожара, их эффективности.
Признать незаконным действие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся во внесении в карточку учета лесного пожара № 1, акт о лесном пожаре № 1 от 20.04.2017 года недостоверных сведений о месте обнаружения лесного пожара, его площади, дате и времени локализации и ликвидации лесного пожара, площади ликвидированного лесного пожара.
Признать незаконным действие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в незаконном назначении руководителем лесного пожара № 1 лица - мастера участка Тарминского участкового лесничества Братского лесничества Б.Е.С., не прошедшего обучение по программе тушения лесных пожаров, не имеющего удостоверения руководителя тушения лесных пожаров и не указанного в п.4 раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества на период пожароопасного сезона 2017 года.
Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области заполнить учетную карточку лесного пожара № 1, акт о лесном пожаре № 1 и приложения к нему в соответствии с требованиями п.16 Приказа Минприроды России от 23.06.2014 N 276 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров", пп. 70, 71, 72 Приказа Минприроды России от 08.07.2014 N 313 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров", с внесением в данные документы достоверных сведений о дате и времени получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством), площади, пройденной огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01); дате и времени локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован; трудозатратах выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара; предварительной оценке потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках, в том числе с указанием стоимости работ по очистке территории, стоимости работ по тушению лесного пожара, общей предварительной сумме ущерба; расчете и обосновании размеров предварительного ущерба от стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров.
6. Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области назначать руководителем лесного пожара лиц прошедших обучение по программе тушения лесных пожаров, имеющих удостоверение руководителя тушения лесных пожаров и указанных в п.4 раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории Братского лесничества на период пожароопасного сезона 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.В. Орлова