РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи А.С. Поляковой,
при секретаре Т.И. Миличенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2590/2019 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области к Толстихину Алексею Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее - ИФНС России по ЦО г. Братска) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику, в котором просит взыскать в свою пользу задолженность по налогу в общей сумме 16107,81 руб., из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ (до 01.01.2017): пени в размере 16107,81 руб.
В обоснование предъявленного административного иска ИФНС указано, что административный ответчик, Толстихин А.Н. состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, Толстихин А.Н. являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в установленные законом сроки.
В связи с неуплатой должником в установленные сроки страховых взносов, должнику начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 16107,81 руб., из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ (до 01.01.2017) – 16107,81 руб.
Инспекцией в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ было выставлено и направлено в адрес налогоплательщика требование об уплате задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов от 19.12.2017 ***.
В связи с тем, что срок исполнения требований истек, но суммы пени не оплачены. Инспекцией было принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст.48 НК РФ. Мировым судьей был вынесен судебный приказ № *** от 22.02.2018, который отменен определением 24.12.2018.
Также административный истец указал на то, что задолженность по судебному приказу № *** от 22.02.2018 составляет начисления в размере 122921,33 руб. равные восьмикратному минимальному размеру оплаты труда (8 МРОТ).
Порядок списания задолженности по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, установлен статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со ст. 11 вышеуказанного закона, списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ) - налог по судебному приказу № *** от 22.02.2018 в размере 122921,33 руб.
Пени по судебному приказу № 2а-542/2018 от 22.02.2018 в размере 16107,81 руб. начислены на задолженность по налогу в фиксированном размере в сумме 24984 руб.
Пени - не подлежат списанию, так как начислены на задолженность в виде фиксированных взносов, рассчитанных исходя из 1% от суммы превышающей, превышающей 300000 руб., за соответствующие расчетные периоды. В отношении указанной недоимки по страховым взносам, положения ст. 11 Закона N 436-ФЗ не применяются.
Таким образом, сумма задолженности по судебному приказу *** от 22.02.2018 составляет 16107,81 руб. по пени.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Толстихин А.Н. не явился, будучи надлежаще извещен, представил ходатайство об отложении дела слушанием, в связи с необходимостью проведения сверки расчета задолженности, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.ст. 3, 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
В законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения (№ 243-ФЗ от 03.07.2016г., № 250-ФЗ от 07.07.2016г.), согласно которым с января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законам о конкретных видах обязательного социального страхования:
лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ, база для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца, как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом. В соответствии со ст. 423 НК РФ, расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяце календарного года.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе: предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписке из информационных ресурсов электронной базы данных налоговых органов, Толстихин А.Н. состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ плательщикам страховых взносов Толстихину А.Н. начислены страховые взносы, а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ (до 01.01.2017) в размере 122921,33 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ответчику было направлено требование от 19.12.2017 *** о добровольной уплате задолженности по страховым взносам, пеней штрафов. Указанное требование было направлено должнику по почте, о чем свидетельствуют копии почтовых реестров. Однако, требование ответчиком в установленные сроки исполнено не было.
В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года N 20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.
Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Из анализа приведенных выше положений следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании основного платежа, поскольку только при наличии недоимки по страховым взносам плательщику страховых взносов могут быть начислены пени. При этом отсутствие основного обязательства уплаты страховых взносов влечет невозможность применения меры обеспечения этого обязательства в виде взыскания пени.
Так, налоговым органом были исчислены пени в размере 16107,81 руб. за период с 01.01.2017 по 19.12.2017, образовавшиеся, в связи с неуплатой налогоплательщиком в установленные законом сроки страховых взносов.
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ (до 01.01.2017) в размере 122921,33 руб. и пени в размере 16107,81 руб. за период с 01.01.2017 по 19.12.2017, были взысканы судебным приказом № *** от 22.02.2018 мирового судьи судебного участка № 43 Центрального района г. Братска Иркутской области, который определением суда от 24.12.2018 отменен, в связи с поступившими возражениями.
В соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратившего силу с 01.01.2017), сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Так, начисленная сумма страховых взносов в размере 122921,33 руб. равна восьмикратному минимальному размеру оплаты труда (8 МРОТ).
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Пунктом 11 статьи 14 Федерального закона N 436-ФЗ предусмотрено, что положения части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Кроме того, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, исчисленным не в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 14 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени, начисленные на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, признанию безнадежными не подлежат.
Таким образом, поскольку в данном случае, пени на недоимку за период с 01.01.2017 по 19.12.2017 исчислены на задолженность в виде фиксированных взносов, рассчитанных исходя из 1% от суммы превышающей, превышающей 300000 руб., за соответствующие расчетные периоды, и были взысканы на основании судебного приказа № *** от 22.02.2018, то данная сумма не может быть признана безнадежной ко взысканию, положения ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не применимы.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с физического лиц, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 того же Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных той же статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено тем же пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Частью 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из штампа входящей корреспонденции Братского городского суда Иркутской области административный иск поступил 19.06.2019, судебный приказ отменен – 24.12.2018. Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд с данным иском к административному ответчику в пределах установленных законом сроков.
При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по уплате страховых взносов и пени в добровольном порядке в установленные законом сроки административным ответчиком исполнена не была, административным истцом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате страховых взносов и пени, сроки и порядок направления налогоплательщику налогового требования об уплате страховых взносов, пени, штрафа, а также сроки для обращения в суд с исковым заявлением нарушены не были, учитывая, что задолженность в настоящее время административным ответчиком не погашена, суд пришел к выводу, что требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области о взыскании с административного ответчика задолженности по пени в общей сумме 16107,81 руб., подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая положения Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающие государственные органы от уплаты государственной пошлины в бюджет (пункт 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, суд находит необходимым взыскать с административного ответчика госпошлину в федеральный бюджет в размере 644,31 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с Толстихина Алексея Николаевича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска Иркутской области задолженность по налогу в общей сумме 16107,81 руб., из них:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ (до 01.01.2017): пени в размере 16107,81 руб.
Взыскать с Толстихина Алексея Николаевича в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 644,31 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья А.С. Полякова