РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Братск 15 октября 2019 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Шабалиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «БЛИК» об обязании выполнить требования природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Истец - Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику – ООО «БЛИК» об обязании выполнить требования природоохранного законодательства.
В обоснование иска Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства Министерством лесного комплекса РФ, в т.ч. территориальными управлениями Министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому и Падунскому лесничествам.
В ходе проверки были проверены проекты освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду лесозаготовителям, в т.ч. ООО «БЛИК».
ООО «БЛИК» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером ***, и состоит на налоговом учете в инспекции ФНС по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ территориальным управлением агентства лесного хозяйства <адрес> с ООО «Компания ЭКСПО» заключен договор аренды лесного участка ***, согласно которому арендатор получил в пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью 114 626,30 Га, расположенный по адресу: <адрес>. Лесной участок предоставлен в аренду с постановкой на кадастровый учет ***
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, заключенному между Министерством лесного хозяйства <адрес> и ООО «БЛИК», в связи с реорганизацией ООО «ТурмаЛес» с ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка *** переходят к ООО «БЛИК».
Соответствующие лесные участки переданы по договору аренды до ДД.ММ.ГГГГ для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок лесных насаждений. Заготовка древесины на указанном лесном участке ведется ООО «БЛИК» в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, утвержденным распоряжением министерства лесного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ***-мр.
ДД.ММ.ГГГГ Рослесхозом издан приказ *** «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - приказ), которым утверждается состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
Частью 1 данного приказа установлено, что требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов.
Разделом 7 «Создание лесной инфраструктуры» приказа установлена обязанность по составлению тематической лесной карты с пространственным размещением существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке.
В нарушение указанных норм тематическая лесная карта пространственного размещения существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке, переданном в аренду ООО «БЛИК», в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, перечень которых приведен в приложении *** к составу проекта освоения лесов и порядку его разработки (стр. 18-33 проекта) отсутствует, что подтверждается актом передачи материалов территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, из данного акта следует, что к проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «БЛИК» в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ*** приложены 4 тематические лесные карты, а именно: пространственное размещение выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного мира; распределения площади лесного участка по видам целевого использования лесов; распределения лесов по классам природной пожарной опасности и противопожарного обустройства лесного участка; карта пространственного размещения выделов, в которых допускается заготовка древесины.
Согласно Разделу 10 приказа "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит следующие данные: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
В нарушение указанных норм проект (стр. 132-170 проекта) не содержит перечня конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка. В ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) (стр. 138-170 проекта) отсутствует графа «проектируемые мероприятия», что не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным приказом.
Вместе с тем, сведения о животном мире района расположения арендуемого лесного участка отражены в подразделе 5.3 проекта (стр. 134-135), согласно которому животный мир довольно разнообразен. Дикие млекопитающие на рассматриваемой территории представлены четырьмя отрядами: парнокопытные, хищные, грызуны, зайцеобразные. Кроме видов охотничьих ресурсов, на территории <адрес> встречаются азиатский бурундук, летяга, водяная полевка, сибирский крот. Также возможно пребывание редких видов животных и птиц на территории <адрес>. Характеристика водных объектов указана в подразделе 5.1 проекта (стр.129-132), согласно которой общая протяженность водных объектов (реки, ручьи) на арендуемой территории составляет 423.8 км.
В тематической лесной карте пространственного размещения выделов, в которых проектируются мероприятия по охране животного мира арендного участка ООО «БЛИК», приложенной к проекту, отмечены исключительно участки леса вокруг глухариных токов. Пространственное размещение выделов, в которых проектируются мероприятия по охране водных объектов тематическая лесная карта не содержит.
Согласно п. 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.01.1982 Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они сосуществуют.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1 ст. 42 и 58).
Статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное).
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 8 Водного кодекса РФ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью, а водные объекты являются федеральной собственностью, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
При этом, в силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» животные и другие организмы, их генетический фонд, а также водные объекты являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира, и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также водных объектов должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного и водного мира.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Так, целью мероприятий по охране объектов животного мира, предусмотренных проектом освоения лесов, является сохранение животного мира на определенной территории, подвергающейся техногенному воздействию, предотвращение гибели или покидания данной территории объектами животного мира, снижение негативного воздействия на природу. Объектом данных мероприятий является животный мир в целом, то есть совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы. Обязанность разрабатывать данные мероприятия устанавливается лесным законодательством.
В силу ст. 3 Водного кодекса РФ к основным принципам водного законодательства относится значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны водных объектов перед их использованием, при этом использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Водоохранными зонами в соответствии с положениями ст. 65 Водного кодекса РФ являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Таким образом, отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий, связанных с охраной животного мира и водных объектов, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды.
Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как непроведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и водные объекты.
Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира, водных объектов в частности, ст.ст. 22, 56 Федерального закона «О животном мире», ст. 3, ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Согласно ст.ст. 4, 15 Конституции РФ государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституцию Российской Федерации и законов; защиту прав и свобод человека и гражданина, а деятельностью Общества нарушаются требования действующего законодательства, не соблюдаются требования Конституции РФ, гарантирующих от имени Российской Федерации соблюдение прав граждан. Тем самым государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности.
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца – старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора – Дзвониская М.Н. представила заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просит суд обязать ООО «БЛИК» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, отразив их в проекте освоения лесов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ООО «БЛИК» изготовить: тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать Общество с ограниченной ответственностью «БЛИК» изготовить тематическую лесную карту существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке, переданном в аренду ООО «БЛИК», в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца - помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Корнышева Н.А. представила заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просит суд обязать ООО «БЛИК» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, отразив их в проекте освоения лесов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ООО «БЛИК» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать Общество с ограниченной ответственностью «БЛИК» изготовить тематическую лесную карту существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке, переданном в аренду ООО «БЛИК», в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Дзвониская М.Н. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему, просит суд обязать ООО «БЛИК» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, отразив их в проекте освоения лесов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ООО «БЛИК» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать Общество с ограниченной ответственностью «БЛИК» изготовить тематическую лесную карту существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке, переданном в аренду ООО «БЛИК», в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – ООО «БЛИК» - Мещерякова Е.С., действующая на основании доверенности, в письменных возражениях и в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в рамках договора аренды лесного участка *** от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ*** разработан Проект освоения лесов на срок действия лесохозяйственного регламента (10 лет). Данный проект вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ*** «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», Проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ*** содержит тематические лесные карты, в том числе:
Тематическая лесная карта пространственного размещения выделов, в которых проектируются мероприятия по воспроизводству лесов арендного участка ООО «БЛИК» на территории Братского лесничества;
Тематическая лесная карта пространственного размещения выделов, в которых допускается заготовка древесины арендного участка ООО «БЛИК» на территории Братского лесничества;
Тематическая лесная карта, распределение лесов по классам природной пожарной опасности и противопожарного обустройства лесного участка ООО «БЛИК» на территории Братского лесничества;
Тематическая лесная карта, распределения площади лесного участка по видам целевого
использования лесов на защитные (по их категориям);
Тематическая лесная карта пространственного размещения выделов, в которых
проектируются мероприятия по охране животного мира арендного участка ООО «БЛИК» на
территории Братского лесничества.
Тематическая лесная карта пространственного размещения выделов, в которых допускается заготовка древесины арендного участка ООО «БЛИК» на территории Братского лесничества, в том числе содержит обозначения объектов лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов содержит раздел 5.2. «Проектируемые мероприятия по охране водных объектов», согласно которому определен перечень ограничений хозяйственной деятельности в лесах, расположенных в прибрежных защитных полосах, на берегозащитных участках леса и в водоохранной зоне.
При этом, в тематической лесной карте пространственного размещения выделов, в которых проектируются мероприятия по охране животного мира арендованного участка ООО «БЛИК», помимо отмеченных участков леса вокруг глухариных токов, темно-синим и голубым цветом отмечены берегозащитные участки леса, водоохранная зона и прибрежная защитная полоса.
Следовательно, тематическая лесная карта пространственного размещения выделов, в которых проектируются мероприятия по охране животного мира арендованного участка ООО «БЛИК», содержит указание на выделы с водными объектами, где арендатор осуществляет деятельность с учетом требований и мероприятий, изложенных в разделе 5.2. Проекта.
Необходимым условием получения положительной государственной экспертизы проектов освоения лесов согласно Административному регламенту предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденному Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 57, является наличие всех необходимых документов.
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ***-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов арендатора ООО «БЛИК».
Тем самым подтверждается отсутствие оснований для отказа ООО «БЛИК» в проведении экспертизы Проекта в виде не предоставления предусмотренных Регламентом документов, в том числе тематических карт.
Передача Министерству лесного комплекса <адрес> (далее - МЛК ИО) вышеуказанных тематических карт также подтверждается содержащимся в разделе «экспертная оценка представленных материалов» положительного заключения государственной экспертизы указанием на наличие всех необходимых картографических материалов, а также выводами комиссии о соответствии Проекта освоения лесов по форме и содержанию требованиям приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ***.
Следовательно, акт приема-передачи материалов территориальному управлению МЛК ИО по Братскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается истец, не является достоверным доказательством отсутствия у Министерства лесного комплекса <адрес> предусмотренных приказом тематических карт на дату проведения государственной экспертизы.
Передача Братскому лесничеству проекта освоения лесов с приложениями (картами) была осуществлена ООО «БЛИК» после получения положительного заключения, утвержденного распоряжением МЛК ИО от ДД.ММ.ГГГГ***-мр.
В разделе 5.5. Проекта освоения лесов отсутствует графа «проектируемые мероприятия». Однако, проектируемые мероприятия предусмотрены Проектом освоения лесов в отдельном разделе 5.4. «Проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира» на стр. 135-137 проекта.
Как следствие, требования приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ*** в рассматриваемом проекте учтены.
Вместе с тем, обращаем внимание суда на следующее обстоятельство: положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов, утвержденное распоряжением министерства лесного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ***-мр, не оспорено, в установленном законом порядке не признано недействительным.
Кроме того, согласно п. 33 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Доказательств касательно изменений лесохозяйственного регламента или условий договора аренды истцом не представлено. Учитывая данные обстоятельства просит суд отказать в удовлетворении требований Братского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
Представитель ответчика – ООО «БЛИК» - Крашковец С.С., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменных возражениях представителя ответчика Мещеряковой Е.С.
В судебное заседание представитель третьего лица – Министерства лесного комплекса <адрес> не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте.
Изучив доводы искового заявления с учетом уточненных требований, выслушав старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положениям ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, обращаясь в суд с иском в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации Братский межрайонный природоохранный прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», поверхностные воды, животные и другие организмы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно положениям ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное); среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы; охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
В силу положений ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Согласно положениям ст. 5 Лесного Кодекса РФ (далее – ЛК РФ), использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В силу ч. 2 ст. 6 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Согласно положениям ст. 10 ЛК РФ, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 12 ЛК РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В силу ч. 3 ст. 16 ЛК РФ, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 87 ЛК РФ, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Согласно положениям ст. 88 ЛК РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст. 1 Водного Кодекса РФ (далее ВК РФ), водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Согласно положениям ст. 3 ВК РФ, водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу положений п.п. 1, 2 ст. 8 ВК РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 55 ВК РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу положений п.п. 1, 2 ст. 56 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки были утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 29.02.2012 № 69.
Согласно пункту 2 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
В силу пункта 3 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно пункту 7 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, Раздел «Создание лесной инфраструктуры» содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры.
Согласно пункту 10 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, раздел «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» содержит следующие данные: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Согласно пункту 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Из письменных материалов гражданского дела судом установлено, что, согласно сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставу ООО «БЛИК», дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды лесного участка *** от ДД.ММ.ГГГГ, Передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, Общество с ограниченной ответственностью «Братская лесная инвестиционная компания» (сокращенное наименование – ООО «БЛИК») создано ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации ООО «ТурмаЛес» (ДД.ММ.ГГГГ ООО «Компания ЭКСПО» все права и обязанности перешли ООО «Турма Лес»). ООО «БЛИК» является правопреемником ООО «ТурмаЛес». Общество осуществляет следующие виды деятельности: операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, лесозаготовки, предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, деятельность в области архитектуры, связанная со зданиями и сооружениями, работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, деятельность геодезическая и картографическая, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Согласно договору аренды лесного участка *** от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Агентством лесного хозяйства <адрес> (арендодатель) и ООО «Компания ЭКСПО» (арендатор) и дополнительным соглашениям к нему от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, арендатору предоставлен во временное возмездное пользование лесной участок общей площадью 114 626,30 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Согласно дополнительному соглашению к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с реорганизацией ООО «ТурмаЛес» в форме выделения из его состава ООО «БЛИК» с ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка *** от ДД.ММ.ГГГГ перешли к новому арендатору – ООО «БЛИК».
На основании решения Братского межрайонного природоохранного прокурора о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ*** Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому лесничеству в целях оценки исполнения Братским лесничеством требований лесного законодательства, законодательства о животном мире, об охоте и сохранении объектов животного мира и т.д. В ходе проверки были проверены проекты освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду лесозаготовителям, в том числе, ООО «БЛИК».
Как следует из обоснования иска в ходе проведенной проверки, в Проекте освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО «БЛИК» для заготовки древесины, расположенного на территории Братского лесничества министерства лесного комплекса <адрес> на основании договора аренды лесного участка *** от ДД.ММ.ГГГГ, тематическая лесная карта пространственного размещения существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке, перечень которых приведен в приложении *** к составу проекта освоения лесов и порядку его разработки (стр. 18-33 проекта) отсутствует, что подтверждается актом передачи материалов территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела, в том числе, представленной суду копией Проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО «БЛИК» для заготовки древесины, расположенного на территории Братского лесничества министерства лесного комплекса <адрес> на основании договора аренды лесного участка *** от ДД.ММ.ГГГГ, и не опровергнуты объективными доказательствами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства, а также положений Приказа Рослесхоза *** от ДД.ММ.ГГГГ, достоверно установлен представленными по делу документальными доказательствами.
Так, разделом 10 Приказа Рослесхоза № 69 от 29.02.2012 установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение ***) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
В нарушение указанных норм проект (стр. 132-170 проекта) не содержит перечня конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка. В ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение ***) (стр. 138-170 проекта) отсутствует графа «проектируемые мероприятия», что не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным приказом.
В тематической лесной карте пространственного размещения выделов, в которых проектируются мероприятия по охране животного мира арендного участка ООО «БЛИК», приложенной к проекту, отмечены исключительно участки леса вокруг глухариных токов. Пространственное размещение выделов, в которых проектируются мероприятия по охране водных объектов тематическая лесная карта не содержит.
Однако, как установлено судом, Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «БЛИК» в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, не содержит перечня конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка. В ведомости лесотакционных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение ***) (стр.138-170 проекта) отсутствует графа «проектируемые мероприятия». Тематическая лесная карта существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в Проекте также отсутствует, что подтверждается актом передачи материалов территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что установленные в действиях ответчика нарушения природоохранного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституцией РФ. Также отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий, связанных с охраной животного мира и водных объектов, свидетельствует о не обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды. Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как не проведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и водные объекты.
Интересы Российской Федерации также нарушены действиями ООО «БЛИК», выразившимися в несоблюдении ответчиком требований федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира, водных объектов, в том числе, положений Федерального закона «О животном мире», Федерального закона «Об охране окружающей среды», требований Водного и Лесного Кодексов РФ. При этом, ответчиком не соблюдены требования к составу проекта освоения лесов, порядку его разработки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно, Приказом Рослесхоза *** от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, с учетом их уточнения, по мнению суда, подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, с учетом особенностей и условий выполнения возложенных настоящим решением суда на ответчика обязанностей и действий, суд, с учетом мнения сторон, считает разумным установить предложенные представителем истца сроки для устранения допущенных ответчиком нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора, заявленное в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «БЛИК» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, отразив их в проекте освоения лесов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «БЛИК» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «БЛИК» изготовить тематическую лесную карту существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке, переданном в аренду ООО «БЛИК», в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ***, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Г. Балабан