НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Братского городского суда (Иркутская область) от 15.08.2023 № 380003-01-2023-001819-47

УИД № 38RS0003-01-2023-001819-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 15 августа 2023 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Жидковой С.Г.,

при секретаре судебного заседания Хоренко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1908/2023 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Павловой Татьяне Владимировне о признании действий (бездействий) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор, с учетом уточнений, обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Павловой Татьяне Владимировне, в котором просит:

признать незаконным действие Министерства лесного комплекса Иркутской области (***), выразившееся в вынесении министерством лесного комплекса Иркутской области распоряжения от 17.10.2018 ***-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.);

признать незаконным распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.10.2018 ***-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.);

обязать Индивидуального предпринимателя Главу крестьянского (фермерского) хозяйства Павлову Т.В. (ИНН: ***) внести изменения в проект освоения лесов (по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.), в части проектирования мероприятий по воспроизводству лесов, в срок до 01.12.2023.

В обоснование административного иска указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности исполнения органами государственной власти, а также хозяйствующими субъектами Иркутской области лесного законодательства Российской Федерации.

Установлено, что на лесных участках, расположенных в Братском лесничестве Братском участковом лесничестве Городской дачи квартал *** осуществляется деятельность по строительству и эксплуатации дороги индивидуальным предпринимателем - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Павловой Т.В. (далее - ИП Павлова Т.В.) на основании договора аренды лесного участка *** от 20.07.2018.

Соответствующий лесной участок передан ИП Павлова Т.В. для использования в целях строительства и эксплуатации дороги для проезда к производственной площадке.

Уполномоченным органом на утверждение проектов освоения лесов на территории Иркутской области является Министерство лесного комплекса Иркутской области.

17.10.2018 экспертной комиссией, утверждённой распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области «Об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов» от 28.09.2018 № 3373-мр, проведена государственная экспертиза «Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ИП Павловой Т.В. в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018.

Комиссией сделаны выводы о том, что представленный проект по форме и содержанию отвечает требованиям «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», утверждённого приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 28.02.2012 ***, и другим нормативно-правовым и правовым актам.

Данное решение экспертной комиссии утверждено распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.10.2018 ***-мр.

Срок действия положительного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе представленного проекта освоения лесов установлен до 09.08.2067.

Однако, природоохранной прокуратурой установлено, что проект освоения лесов ИП Павлова Т.В. не соответствует действующему законодательству и является незаконным.

Так, в Разделе 5.6 «Площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении» проекта освоения лесов ИП Павлова Т.В. указано, что проведение мероприятий по лесовосстановлению не проектируется и не приводятся. Приложения №20,21,22 к проекту отсутствуют.

При этом, согласно п.9 Приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 №69) раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проект освоения лесов в обязательном порядке должен содержать сведения о площади земель, нуждающихся в лесовосстановлении (Приложение №20); проектируемые способы и объемы лесовосстановления.

Аналогичные требования содержит Приказ Минприроды России от 16.11.2021 № 864 (п.8).

В соответствии со ст.63.1 Лесного кодекса РФ лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 настоящего Кодекса.

Аналогичные требования, предусмотренные ст.63.1 Лесного кодекса РФ, действовали на момент утверждения положительного заключения проекта освоения лесов ИП Павловой Т.В., введенные Федеральным законом №212 от 19.07.2018.

Вступление вышеуказанного федерального закона в действие 01.01.2019 не является основанием не проектирования лесовосстановительных мероприятий, так как Федеральный закон №212 от 19.07.2018 на момент проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов действовал.

Более того, министерству было достоверно известно о заключении договора аренды лесного участка *** от 20.07.2018 со сроком 49 лет, что также отражено в проекте освоения лесов ИП Павловой Т.В.

Кроме этого, пп. «л» п. 3.4. договора аренды лесного участка *** от 20.07.2018 на ИП Павлова Т.В. возложена обязанность по воспроизводству лесов.

Таким образом, обязанность по компенсационному лесовосстановлению возложена законом на арендатора с 19.07.2018, что не нашло отражение в проекте освоения лесов, заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов и повлекло незаконное действие Министерства по утверждению проекта освоения лесов ИП Павлова Т.В. (договор аренды лесного участка *** от 20.07.2018).

В соответствии с договором аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В. осуществляет использование лесного участка в соответствии со ст.45 Лесного кодекса РФ и проектирует рубки лесных насаждений на территории лесных участков, расположенных в Братском лесничестве Братском участковом лесничестве Городской дачи квартал *** на общей площади 0,08 га (п.4.2, 5.5, 7.1.4 Проекта освоения лесов ИП Павлова Т.В.).

В соответствии с п.2 Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 № 897 лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению.

Тем самым установлено, что проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ИП Павлова Т.В., в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018, не соответствует требованиям Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», Приказа Минприроды России от 16.11.2021 № 864 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа», прямо противоречит требованиям ст. 88 Лесного кодекса РФ, что в силу абзаца 2 пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016г. № 496, является основанием для оформления отрицательного заключения экспертизы.

Распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.10.2018 № *** противоречит требованиям п.п.3,10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды от 26.09.2016 № 496 (действовавшего на момент правоотношений), п.3,10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513.

Не достигнута цель государственной экспертизы, так как представленный проект освоения лесов ИП Павлова Т.В. не соответствует принципу воспроизводства лесов, улучшения их качества, повышения продуктивности лесов, а также сохранению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, действие министерства лесного комплекса Иркутской области по утверждению положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ИП Павлова Т.В., которым не предусматриваются лесовосстановительные мероприятия на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений являются незаконными.

Указанным незаконным распоряжением нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

В уточненном административном иске Братский межрайонный природоохранный прокурор дополнительно указал на то, что пп. «л» п. 3.4. договора аренды лесного участка *** от 20.07.2018 на ИП Павлову Т.В. возложена обязанность по воспроизводству лесов.

Таким образом, обязанность по компенсационному лесовосстановлению возложена законом и договором на ИП Павлову Т.В., что не нашло отражение в проекте освоения лесов, заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В соответствии с п.32 Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.11.2021 № 864 внесение изменений в проект освоения лесов возможно по инициативе лиц, использующих леса.

Для внесения изменений в проект освоения лесов разрабатывается дополнение к проекту освоения лесов с новыми данными по изменяемым мероприятиям и объемам, при этом если изменяется таблица, то она приводится полностью с учетом новых данных. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 16.11.2021 № 864 для разработки проекта освоения лесов.

Таким образом, законом предусмотрена возможность внесения изменений в проект освоения лесов, в том числе в части проектирования лесовосстановительных мероприятий.

В адрес природоохранной прокуратуры от ИП Павловой С.В. 30.06.2023 поступила информации о принятии мер к внесению изменения в проект освоения лесов (по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.), в части проектирования мероприятий по воспроизводству лесов.

Так, согласно представленному письмо от 27.06.2023 *** адресованного в филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» ИП Павлова С.В. просит внести изменения в проект освоения лесов (по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.) в раздел 5.6 «Площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении», которое зарегистрировано адресатом 27.06.2023 ***.

В дальнейшем определением суда от 30.06.2023 производство по административному делу в части требований о признании незаконным распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.10.2018 ***-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.) прекращено, в связи с отказом Братского межрайонного природоохранного прокурора от заявленных требований, в указанной части.

В судебном заседании заместитель Братского межрайонного природоохранного прокурора Кулешова Н.С., помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Феоктистов И.А., административный иск поддержали по доводам и основаниям, изложенным в иске.

В судебное заседание административный ответчик глава крестьянского (фермерского) хозяйства Павлова Т.В. и ее представитель по доверенности Пальок С.В. не явились, будучи надлежаще извещены. Ранее в письменном отзыве и устно представитель административного истца указала на то, что согласно распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области № 3431-мр от 05.10.2018г «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды *** от 20.07.2018г. ИП Павлова Т.В.» ИП Павлова Т.В. получила положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов по договору аренды *** от 20.07.2018.

В разделе «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта указано, что на момент окончания действия Проекта освоения лесов, на территории арендуемого лесного участка будет построена и введена в эксплуатацию производственная площадка. Арендованный лесной участок будет переведен в нелесные земли. Таким образом, проведение мероприятий по лесовосстановлению не проектируется.

В ст.4 указанно, что Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года. Следовательно, в акте указана конкретная формулировка даты вступления Федерального закона № 212-ФЗ от 19.07.2018 в законную силу. Таким образом, на момент проведения государственной экспертизы Федеральный закон, указанный в административном исковом заявлении в обоснование заявленных требований, не действовал.

Считает, что министерство лесного комплекса Иркутской области вынесло положительное заключение Проекта освоения лесов в распоряжении № 3431-мр от 05.10.2018 «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.» согласно нормам законодательства Российской Федерации на момент проведения экспертизы.

Вместе с тем, 27.06.2023 ИП Павлова С.В. обратилась в филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» с просьбой внести изменения в проект освоения лесов (по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.) в раздел 5.6 «Площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении», которое зарегистрировано адресатом 27.06.2023 ***.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен, согласно письменным возражениям, административный иск не признает, указав в обоснование, что административный истец необоснованно полагает, что обязанность по компенсационному лесовосстановлению возложена на арендатора с 19.07.2018, а также что проект освоения лесов по договору аренды лесного участка Ns *** от 20.07.2018 не соответствует требованиям Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», Приказа Минприроды России от 16.11.2021 Ns 864 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату электронного документооборота», прямо противоречит требованиям cm. 88 Лесного кодекса РФ, что в силу абзаца 2 пункта 10 Порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. Приказом Минприроды России от 26.09.2016Ns 496, является основанием для оформления отрицательного заключения экспертизы. Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп утверждено Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области (не действующее с 31.01.2022), в соответствии с которым министерство являлось исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, и в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляло функцию по разработке лесного плана Иркутской области, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, а также проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Аналогичная функция министерства закреплена в Положении, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп.

Приказом Минприроды России от 15.02.2018 № 57 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда (далее - Административный регламент).

На странице 26 проекта освоения лесов (пункт 5.6.) указано, что на момент окончания действия проекта освоения лесов на территории арендуемого лесного участка будет построена и введена в эксплуатацию дорога автомобильная. Арендованный лесной участок будет переведен в нелесные земли. Таким образом, проведение мероприятий по лесовосстановлению не проектируется.

Также на страницах 35 - 36 проекта освоения лесов (пункт 7.1.2.) указано, что на территории лесного участка проектируется строительство дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия. По окончании договора аренды и в случае досрочного расторжения договора аренды, арендатор должен произвести технический этап рекультивации земель.

В рамках биологического этапа рекультивации территорию предусматривается оставить под естественное лесовосстановление, осуществляющееся вследствие природных процессов.

Административный истец необоснованно указывает, что действия министерства по утверждению положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, которым не предусматриваются лесовосстановительные мероприятия на площади, равной площади вырубленной древесины являются незаконными и нарушают интересы неопределенного круга лиц, их конституционное право на благоприятную окружающую среду.

До 01.01.2019 Лесным кодексом РФ обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.

Законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс были внесены изменения в части компенсационного лесовосстановления, а именно введены положения статьи 63.1.

В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса РФ утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению от 07.05.2019 № 566 (далее Правила № 566), которые действовали до 31.08.2022. С 01.09.2022 действуют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 № 897 (далее Правила № 897).

Согласно пункту 2 указанных Правил № 566, работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.

Пункт 5 Правил № 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Более того, в пункте 11 Правил № 566 указано, что работы по лесовосстановлению лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, проводятся путем подачи заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, то, следовательно, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019 возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению.

Указанная позиция следует из определения Верховного суда Российской Федерации от 19.07.2022 № 304-ЭС22-379.

В соответствии с пп. п.п. 3, 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. Приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 (действовавшего на момент возникновения правоотношений) целью указанной экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В Лесной кодекс РФ Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ введена ст. 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Начало действия Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ - 01.01.2019.

Министерством и ИП Главой КФХ Павловой Т.В. заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов участка *** от 20.07.2018. Цель использования лесного участка - строительство и эксплуатация дороги для проезда к производственной площадке.

ИП Глава КФХ Павлова Т.В. обратилась в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов 27.09.2018 (что следует из представленного распоряжения).

Таким образом, на момент проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, и утверждения положительного заключения, нормы Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ не действовали, а порядок проведения лесовосстановительных мероприятий в соответствии со ст. 63.1 Лесного кодекса РФ был установлен только 07.05.2019 (Постановление Правительства РФ от 07.05.2019 № 5661).

Указанное обращение было рассмотрено в установленный п. 2.4. Административного регламента срок, который не должен превышать тридцати дней со дня поступления заявления, и установлено, что проект освоения лесов соответствовал действующим в Российской Федерации на момент рассмотрения обращения природоохранным, законодательным и нормативным документам, нормам и правилам, в связи с чем, распоряжением 05.10.2018 № 3431-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы.

Как следует из положительного заключения, мероприятия по рекультивации и лесовосстановительные мероприятия запроектированы в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Во исполнение ст. 88 Лесного кодекса РФ, и в соответствии с Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (действующим на момент поступления заявления о проведении экспертизы), арендатором заполнен раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов», подраздел «Площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении». Правилами № 897 также установлено, что (пункт 2) лица, указанные в частях 1 и 2 статьи 63.1 Лесного кодекса осуществляют лесовосстановление или лесоразведение в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 3 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения.

При выборе территорий, предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения, и (или) их частей для осуществления лесовосстановления или лесоразведения на землях иных категорий заинтересованные лица подают заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению (далее - заявление) в согласующие органы (пункт 9 Правил № 897).

Заинтересованные лица выбирают в первоочередном порядке территории, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, в субъекте Российской Федерации (пункт 8 Правил № 897).

На основании изложенного, ввиду того, что работы по лесовосстановлению проводятся согласно проекту лесовосстановления (или проекту лесоразведения) зависят от времени осуществления рубки лесных насаждений (только после 01.01.2019), имеют заявительный характер и являются обязанностью лесопользователей в силу закона, полагает, что действиями министерства по утверждению проекта освоения лесов не нарушаются интересы неопределенного круга лиц, их конституционное право на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.10.2018 № *** «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.», как и действия по его утверждению, являются законными, а требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий, бездействия, на административного ответчика, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ предусмотрена обязанность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

В соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.

Как установлено судом из представленных сторонами в дело доказательств, 20.07.2018 между Министерством лесного комплекса Иркутской области (арендодатель) и ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Павлова Т.В. (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов ***, по условиям которого арендодатель на основании распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области от 20.07.2018 № 2422-мр предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1,5292 га (15292+/- 2164 кв.м) (п. 1.1 договора), местоположение: Иркутская область, муниципальное образование г. Братска, Братское лесничество, Братское участковое лесничество, Городская дача, защитные леса, кварталы №*** с кадастровым номером *** категория защитности: ценные леса (нерестоохранные полосы лесов), леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (зеленые зоны); разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (п. 1.2 договора). Арендатору передается лесной участок с целью строительства и эксплуатации дороги для проезда к производственной площадке (п. 3.1 договора).

По условиям п. 3.3 договора в обязанности арендатора также входит: осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на предоставленном в аренду участке в соответствии с законодательством РФ, проекта освоения лесов и приложением № 6 к настоящему договору (подп. «к»); осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством РФ и проектом освоения лесов (подп. «л»).

Срок действия договора установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет (п.6.1 договора).

Согласно ч. 1 ст. 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.28 Приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Аналогичные требования содержит действующий и в настоящее время Приказ Минприроды России от 16.11.2021 № 864 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа» (далее - Приказ Минприроды России от 16.11.2021 № 864).

Статьёй 89 Лесного кодекса РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти.

В соответствии с пп.4 п.8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) министерство осуществляет проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Аналогичные требования содержит действующее и в настоящее время Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп (пп.4 п.9).

Таким образом, уполномоченным органом на утверждение проектов освоения лесов на территории Иркутской области является Министерство лесного комплекса Иркутской области.

Как следует из положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов, утвержденной Распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.10.2018 № ***, по результатам рассмотрения представленных материалов экспертной комиссией государственной экспертизы проектов освоения лесов сделаны выводы о том, что представленный Проект по форме и содержанию отвечает требованиям «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», утверждённого приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 28.02.2012 № 69, и другим нормативноправовым и правовым актам. На всей арендуемой площади, составляющей 1,5292 га, запланированы мероприятия по охране, защите лесов. Мероприятия по рекультивации и лесовосстановительные мероприятия запроектированы в полном объёме в соответствии с требованиями действующего законодательства. Срок действия положительного заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе представленного проекта освоения лесов установлен до 09.08.2067.

Однако, как следует из раздела 2.3 проекта освоения лесов, покрытие лесной растительностью составляет 0,0847 га (5,5%), общий запас вырубаемой древесины 2,54 куб.м. При этом на всей площади арендуемого лесного участка будет произведена вырубка всех лесных насаждений (раздел 5.5); все рубки лесных насаждений на лесном участке относятся к рубкам лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции, эксплуатации объектов (раздел 5.7).

Согласно разделу 5.6 проекта освоения лесов, арендованный лесной участок будет переведен в нелесные земли, поэтому проведение мероприятий по лесовосстановлению не проектируется и не приводятся следующие приложения: площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении (приложение № 20); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению (приложение № 21); проектируемые способы и ежегодные объемы лесовосстановления (приложение № 22).

При этом, согласно п. 9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 (действовавшего до 01.03.2023) раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов в обязательном порядке должен содержать сведения о площади земель, нуждающихся в лесовосстановлении (Приложение №20); проектируемые способы и объемы лесовосстановления.

Аналогичные требования содержит Приказ Минприроды России от 16.11.2021 №864 (п.8).

Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса РФ. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства.

При этом доводы представителей ответчиков Министерства Лесного комплекса Иркутской области, ИП Павловой Т.В. о том, что на дату заключения договора аренды лесных участков и утверждения положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов, статья 63.1 отсутствовала в Лесном кодексе, что исключает распространение соответствующей обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению на арендатора по спорному договору после введения данной статьи Лесного кодекса, основаны на неверном толковании права, по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.

Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 12 Лесного кодекса РФ определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).

В силу ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (ч. 3 ст. 61 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ (до 01.01.2019) лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.

Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 N 375 (подпункт "а" пункта 4).

Согласно подп. «л» п.3.4 договора аренды лесного участка *** от 20.07.2018 арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс были внесены, в том числе следующие изменения: Лесной кодекс был дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом как в соответствии с ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.

В силу ч.1 ст. 63.1 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.

В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса РФ утверждены Правила от 07.05.2019 N 566. Согласно пункту 2 Правил от 07.05.2019 № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.

Пункт 5 Правил от 07.05.2019 № 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Учитывая, что ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, то, следовательно, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.

Из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства (статья 2 Лесного кодекса РФ), в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. При этом нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.

Таким образом, доводы административных ответчиков о том, что положения статьи 63.1 Лесного кодекса РФ не распространяются на спорные правоотношения, поскольку договор аренды лесного участка был заключен в 2018 году, что работы по лесовосстановлению зависят от времени осуществления рубки лесных насаждений и имеют заявительный характер, в связи с чем действиями министерства по утверждению проекта освоения лесов не нарушаются интересы неопределенного круга лиц, их конституционное право на благоприятную окружающую среду, суд находит несостоятельными, так как объектом арендных отношений является специфический природный ресурс - лес, приоритетное значение при регулировании отношений лесопользования, возникших между сторонами в связи с использованием лесного участка и проведению рубки лесных насаждений в 2018-2019 годах, имеют действующие нормы именно Лесного кодекса РФ. Обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возникла у ИП Паловой Т.В. в силу закона, а не в силу договора аренды, поэтому положения статей 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат.

Более того, проект лесовосстановления представляет собой самостоятельный документ (статья 62 и 89.1 Лесного кодекса), как и проект лесоразведения (статья 63 и 89.2 Лесного кодекса). При этом компенсационное лесовосстановление, предусмотренное статьей 63.1 Лесного кодекса, осуществляется арендаторами не на основании проекта освоения лесов (документ касается лишь самого арендованного лесного участка по договору аренды), а на основании проекта лесовосстановления и лесоразведения.

Обязанность по компенсационному лесовосстановлению вытекает не из положений договора, а из действующего лесного законодательства и факта проведения рубки лесных насаждений.

Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.

В соответствии с п.5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2019 № 566 (действовавших на момент правоотношений) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

Аналогичные требования содержат Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 ст. 63.1 ЛК РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 № 897.

Из пункта 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016г. № 496 (действующего на момент правоотношений), следует, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (абз.1 п. 10).

Аналогичные требования содержит действующий и в настоящее время Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513.

Тем самым установлено, что проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ИП Павловой Т.В., в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018, не соответствует требованиям Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», прямо противоречит требованиям ст. 88 Лесного кодекса РФ.

Распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.10.2018 № *** противоречит требованиям п.п. 3,10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды от 26.09.2016 № 496 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), п. 3,10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513.

Таким образом, действие министерства лесного комплекса Иркутской области по утверждению положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ИП Павловой Т.В. является незаконным, не соответствующим требованиям законодательства.

В соответствии с п. 32 состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.11.2021 № 865, внесение изменений в проект освоения лесов возможно по инициативе лиц, использующих леса.

Для внесения изменений в проект освоения лесов разрабатывается дополнение к проекту освоения лесов с новыми данными по изменяемым мероприятиям и объемам, при этом если изменяется таблица, то она приводится полностью с учетом новых данных.

Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Приказом для разработки проекта освоения лесов.

Таким образом, законом предусмотрена возможность внесения изменений в проект освоения лесов, в том числе в части проектирования лесовосстановительных мероприятий, в связи с чем, требования административного истца об обязании внести изменения в проект освоения лесов по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018, в части проектирования мероприятий по воспроизводству лесов, в срок до 01.12.2023, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным действие Министерства лесного комплекса Иркутской области (***), выразившееся в вынесении министерством лесного комплекса Иркутской области распоряжения от 17.10.2018 ***-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.).

Обязать Индивидуального предпринимателя Главу крестьянского (фермерского) хозяйства Павлову Т.В. (***) внести изменения в проект освоения лесов (по договору аренды лесного участка *** от 20.07.2018 ИП Павлова Т.В.), в части проектирования мероприятий по воспроизводству лесов, в срок до 01.12.2023.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья С.Г. Жидкова

Мотивированное решение суда составлено 25 августа 2023 года

Судья С.Г. Жидкова