НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Брасовского районного суда (Брянская область) от 30.06.2020 № 2-228/19

Дело № 2-4/2020

32RS0002-01-2019-000209-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года п. Локоть

Брасовского района

Брянской области

Брасовский районный суд Брянской области в составе председательствующего – судьи Самкова А.Н., при секретаре Щербенко Т.Е., с участием представителя третьего лица – Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (ФИО1), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению лесами Брянской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях об исключении сведений из государственного лесного реестра,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, исключении сведений из государственного лесного реестра к Управлению лесами Брянской области, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 98 005 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Из письма Управления лесами Брянской области от 05 сентября 2018 года исх. №3030-ДВ ему стало известно, что по данным государственного реестра, в соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» часть вышеуказанного земельного участка (4,1956 га) находятся на землях лесного фонда в квартале 53 Погребского участкового лесничества (бывшее Крупецкое) ГКУ Брянской области «Брасовское лесничество». Истец полагает, что оснований для отнесения части принадлежащего ему земельного участка к землям лесного фонда не имеется, поскольку земельный участок сформирован на землях сельскохозяйственного назначения, состоит на кадастровом учете, отсутствуют сведения о нахождении в пределах участка лесов и иных природных объектов.

Протокольными определениями Брасовского районного суда Брянской области от 15 мая 2019 года, 17 октября 2019 года, 03 июня 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Федеральное агентство лесного хозяйства, в качестве третьих лиц – ФГБУ «Рослесинфорг» (в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект»), Управление Росреестра по Брянской области, Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.

Определением Брасовского районного суда Брянской области от 03 июня 2020 года производство по гражданскому иску в части требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, было прекращено в связи с отказом истца от иска в рассматриваемой части.

ФИО2 просил суд, с учетом уточненных исковых требований, исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером из государственного лесного реестра.

В судебное заседание истец, а также представители Федерального агентства лесного хозяйства, Управления лесами Брянской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ФГБУ «Рослесинфорг» (в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект»), Управления Росреестра по Брянской области, не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ФИО2, представитель Управления лесами Брянской области (ФИО3), представитель ФГБУ «Рослесинфорг» (в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» (ФИО4), представитель Управления Росреестра по Брянской области (ФИО5) ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (ФИО1) в судебном заседании не возражала против рассмотрения дела в отсутствие сторон, представителей третьих лиц.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ФИО2, представителей Федерального агентства лесного хозяйства, Управления лесами Брянской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ФГБУ «Рослесинфорг» (в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект»), Управления Росреестра по Брянской области.

В судебном заседании представитель Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (ФИО1) полагала возможным требования истца оставить без удовлетворения, по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель Управления лесами Брянской области (ФИО6), в письменном отзыве, полагал возможным отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Представитель Управления Росреестра по Брянской области (ФИО7), в письменном отзыве, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставляла на усмотрение суда.

Выслушав представителя Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый , площадью 98 005 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства (выписка из ЕГРН по состоянию на 18 февраля 2019 года).

05 сентября 2018 года в адрес истца Управлением лесами Брянской области было направлено письмо, согласно которому, в соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» часть земельного участка, кадастровый , (4,1956 га) находится на землях лесного фонда в квартале 53 Погребского участкового лесничества (бывшее Крупецкое) ГКУ Брянской области «Брасовское лесничество».

Обращение ФИО2 в Управление лесами Брянской области с заявлением о внесении изменений в государственный лесной реестр в части вышеуказанного пересечения, было оставлено без удовлетворения (письмо Управления лесами Брянской области №5224-ДВ от 06 декабря 2019 года).

В судебном заседании было установлено, что земельный участок с кадастровым номером был поставлен на государственный кадастровый учет 17 августа 2007 года, в результате выдела земельных долей из единого землепользования СПК «Октябрьское», с кадастровым номером .

Одним из смежных с земельным участком с кадастровым номером является земельный участок с кадастровым номером категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: охрана, защита, воспроизводство лесов, площадь 44 349 274 кв.м., расположение: примерно 2 200 м по направлению на восток от ориентира н.<адрес>: <адрес>, правообладатель: Российская Федерация.

Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на государственный кадастровый учет 16 января 2009 года.

Из отзыва Управления Росреестра по Брянской области от 07 ноября 2019 года следует, что границы земельных участков с кадастровыми номерами и установлены, внесены в Единый государственный реестр недвижимости, пересечений данных границ не имеется.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером , его границах, содержатся, в том числе, в государственном лесном реестре, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра №30 от 22 августа 2019 года.

Из вышеуказанной выписки следует, что лесной участок в квартале 53 (бывшее Крупецкое) Погребского участкового лесничества ГКУ БО «Брасовское лесничество» Брянской области находится в аренде ООО «Доц» на основании договора аренды земельного участка от 28 марта 2014 года (срок аренды – 10 лет, с момента регистрации – 23 апреля 2014 года).

07 апреля 2008 года между ФГУ «Лесоинфотека» и ФГБУ «Рослесинфорг» был заключен государственный контракт на выполнение работ по проектированию границ лесничеств и лесопарков с постановкой на кадастровый учет земель лесного фонда ГКУ БО «Брасовское лесничество» Брянской области. Исполнителем по контракту являлось ФГБУ «Рослесинфорг» (в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект».

В ходе выполнения данных работ было установлено, что земельный участок истца с кадастровым номером частично находится в границах лесного участка квартала 53 (бывшее Крупецкое) Погребского участкового лесничества ГКУ БО «Брасовское лесничество» Брянской области (то есть фактически в границах земельного участка с кадастровым номером , согласно данным государственного лесного реестра).

Указанное обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО8 от 03 сентября 2018 года, при этом площадь пересечения составляет 41 956 кв.м.

В связи с выявленным пересечением, а также тем обстоятельством, что земельный участок с кадастровым номером уже был внесен в координатах в ЕГРН, внести в ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером исходя из установленных при проведении кадастровых работ значений, не представилось возможным, в связи с чем сведения о границах земельного участка с кадастровым номером были внесены в ЕГРН путем исключения площади пересечения.

В силу ч. 2.1 ст. 91 Лесного Кодекса РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с требованиями Приказа Минприроды России N 496 от 11 ноября 2013 года "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются лесоустроительная документация.

В силу ч. 1 ст. 4.2 ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации» №201-ФЗ от 04 декабря 2006 года, лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.

При этом данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Границы лесного участка квартала 53 (бывшее Крупецкое) Погребского участкового лесничества ГКУ БО «Брасовское лесничество» Брянской области были внесены в государственный лесной реестр на основании, в том числе, таксационного описания, планшетов лесоустройства, до 01 января 2016 года, соответственно, данный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, с границами, установленными в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства.

Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ведущий специалист-эксперт межмуниципального отдела Росреестра по Брасовскому и Навлинскому районам ФИО9 показал, что из публичной кадастровой карты Росреестра, в части спорных земельных участков, следует, что земельный участок истца смещен на север и частично находится в границах земель лесного фонда, при этом контуры земельного участка истца в существующих в ЕГРН границах полностью соответствуют фактическим границам земель лесного фонда в случае смещения всего земельного участка истца вниз, в связи с чем он полагает, что при образовании земельного участка с кадастровым номером и определении его границ кадастровым инженером была допущена ошибка, границы земельного участка были определены без учета земель лесного фонда.

Определениями Брасовского районного суда Брянской области от 18 июля 2019 года, 07 ноября 2019 года по настоящему делу, по ходатайству истца, дважды назначались землеустроительные экспертизы.

На разрешение экспертов ставился вопрос о возможности пересечения границ земельного участка с кадастровым номером площадью 98 005 +/- 219 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, границ иных земельных участков, в том числе земель лесного фонда по данным государственного лесного реестра, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке.

В связи с неоплатой производства данных экспертиз истцом, провести их не представилось возможным.

В соответствии с ч. 6 ст. 4.6 «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации» №201-ФЗ от 04 декабря 2006 года, сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Вместе с тем, как уже отмечалось выше, из выписки из государственного лесного реестра №30 от 22 августа 2019 года в отношении лесного участка квартала 53 (бывшее Крупецкое) Погребского участкового лесничества ГКУ БО «Брасовское лесничество» Брянской области следует, что данный лесной участок находится в аренде сроком на 10 лет (с 23 апреля 2014 года), на момент рассмотрения настоящего спора данный договор аренды не прекращен и не расторгнут.

Как следует из правовой позиции, указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 N 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ). Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

В своем Определении от 21.09.2017 N 1793-О Конституционный Суд РФ указал, что в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Однако в рассматриваемом случае истцом заявлено требование об исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером из государственного лесного реестра, вместе с тем, сведения о земельном участке истца в государственный лесной реестр не включены, в государственном лесном реестре имеются сведения о границах лесного участка квартала 53 (бывшее Крупецкое) Погребского участкового лесничества ГКУ БО «Брасовское лесничество» Брянской области, данный лесной участок находится в аренде, требований об исключении из государственного лесного реестра каких-либо лесных участков истцом в ходе рассмотрения дела не заявлялось, кроме того, на момент рассмотрения настоящего спора каких-либо требований к истцу, в том числе об истребовании его земельного участка (его части) не заявлялось.

Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что из пояснений ведущего специалиста-эксперта ФИО9 фактически следует, что в результате выдела земельного участка истца из исходного земельного участка <адрес>», он был поставлен на учет в существующих в ЕГРН границах, без учета земель лесного фонда, а также за рамками границ исходного земельного участка <адрес>», при этом не представилось возможным определить возможное наличие (отсутствие) реестровой ошибки, способы устранения наложения границ земельных участков в связи с неоплатой истцом судебных землеустроительных экспертиз.

При таких обстоятельствах, исковое заявление ФИО2 к Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению лесами Брянской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях об исключении сведений из государственного лесного реестра, удовлетворению не подлежит,

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 к Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению лесами Брянской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях об исключении сведений из государственного лесного реестра, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Брасовский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий-судья: А.Н. Самков

Решение в окончательной форме изготовлено 07 июля 2020 года