Дело № 2-60/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2019 года Борзинский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Суворовой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Романовой Н.Ю.,
с участием представителя истцов Смирновой Н.Н., Петровой О.С., Петрова В.В. - Ломоносовой Е.Ю.,
представителя ответчика Администрации ГП «Шерловогорское» МР «Борзинский район» Забайкальского края Колосовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело № 2-4/2019 по иску Смирновой Н.Н., Петровой О.С., Петрова В.В. к Администрации городского поселения «Шерловогорское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о понуждении предоставить жилое помещение, об исключении начислений взносов по капитальному ремонту,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации ГП «Шерловогорское» МР «Борзинский район» Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о понуждении предоставить жилое помещение, взамен ранее предоставленному по программе приватизации, в пределах Забайкальского края. Также истцы заявили требования к Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов о признании незаконными действий Фонда по начислению платежей по капитальному ремонту о понуждения ответчика исключить начисления платежей по капитальному ремонту с момента начисления до момента вынесения заключения № от 16 апреля 2018 года о признании многоквартирного <адрес> непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции.
Свои требования истцы обосновали тем, что они являются собственниками квартир в многоквартирном <адрес>.
Согласно заключения № от 16 апреля 2018 года вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания.
В соответствии со ст.184 ЖК РФ в случае признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса, в соответствии с частыми 10 и 11 статьи 32 Жилищного кодекса РФ на основании решения собственников помещения в этом многоквартирном жилом доме о его сносе в порядке установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Решения собственников помещения, где проживают истцы о его сносе в порядке установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации не принималось. Решение принято межведомственной комиссией, назначенной Администрацией ГП «Шерловогорское», утверждено постановлением № от 17 октября 2017 года.
По мнению истцов со стороны Администрации ГП «Шерловогорское» МР «Борзинский район» Забайкальского края и Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края наличествует бездействие, поскольку они не принимают соответствующих мер, направленных на незамедлительное отселение граждан.
В отношении истцов мировым судьей судебного участка № Борзинского района Забайкальского края приняты решения о взыскании с них задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, которые вступили в законную силу. Денежные средства, взысканные с истцов в судебном порядке в пользу Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов незаконно удерживаются с истцов без их согласия в связи с чем подлежат возврату, тем самым нарушают имущественные их права.
В дальнейшем представитель истцов уточнила исковые требования и просила привлечь в качестве соистца второго собственника Петрова В.В. и возложить на Администрацию ГП «Шерловогорское» МР «Борзинский район» Забайкальского края обязанность предоставить в собственность истцам равноценное жилье в виде жилого помещения, взамен ранее предоставленному по программе приватизации в пределах Забайкальского края; понуждить Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов исключить начисления взносов на капитальный ремонт из их лицевых счетов с момента начисления по момент признания их многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащий сносу; исключить из перечня МКЖД, расположенных на территории Забайкальского края в отношении которых на период реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Забайкальского края планируется проведение капитального ремонта общего имущества - МКЖД <адрес>
Затем в части требования об исключении из перечня МКЖД, расположенных на территории Забайкальского края, в отношении которых на период реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов планируется проведение капитального ремонта общего имущества - МКЖД <адрес>, представитель истцов отказался от исковых требований, о чем судом вынесено определение суда о прекращении производства по делу.
Истцы Смирнова Н.Н., Петрова О.С., Петрова В.В. о времени и месте рассмотрения дела были своевременно извещены, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с участием их представителя Ломоносовой Е.Ю., о чем представили соответствующие заявления.
В судебном заседании представитель истцов Ломоносова Е.Ю., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, уточненные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске и в заявлении об уточнении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации ГП «Шерловогорское» МР «Борзинский район» Забайкальского края Колосова К.А., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве возражала против удовлетворения иска в полном объеме, считая, что администрацией были выполнены все необходимые мероприятия, в частности включен спорный МКЖД в реестр многоквартирного жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2012 года в ГП «Шерловогорское», определен срок сноса дома исходя из сроков реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковыми после 01.01.2012 года.
Решение о выкупе жилого помещения органом местного самоуправления не принималось, собственники квартиры в администрацию с данным вопросом не обращались, требование о понуждении администрации совершить действия, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ ранее не заявлялось, не заявлено и сейчас, бездействие администрации незаконным не признавалось. На орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения, обязанности по предоставлению жилья в собственность безвозмездно у администрации ГП «Шерловогорское» не возникло.
Представитель ответчика Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов ФИО9, действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела была своевременно извещена, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила соответствующее ходатайство.
Представитель Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов представил суду письменный отзыв относительно заявленных исковых требований истцов, где просила отказать в их удовлетворении, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства. Указав, что многоквартирный жилой <адрес> был включен в первоначальную редакцию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 года № 590 (в редакции от 26.04.2013 года). Региональная программа была опубликована в газете «Азия-Экспресс» № 52/2 от 31.12.2013 года. В соответствии с требованиями ч.3 ст.169 ЖК РФ и ч.5 ст.6 Закона Забайкальского края от 29.10.2013 года № 875-ЗЗК обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме на территории Забайкальского края по истечению шести месяцев с момент опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. У собственников помещений спорного многоквартирного дома обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла с 01.07.2014 года.
Распоряжение администрации городского поселения «Шерловогорское» от 14.05.2018 года №/а о признании дома аварийным и подлежащим сносу с дальнейшим использованием помещений и сроках отселения физических и юридических лиц поступило в Фонд в июне 2018 года.
В соответствии с требованиями действующего законодательства учет фонда капитального ремонта по спорному дому прекращен с даты признания в установленном законом порядке дома аварийным, начисления собственникам по лицевым счетам закрыты ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.184 Жилищного кодекса РФ (в редакции от 28.11.2018 года) возврат средств фонда капитального ремонта собственникам помещений осуществляется региональным оператором в порядке, установленном нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 174 Жилищного кодекса РФ. В настоящее время, такой порядок на территории Забайкальского края не принят.
В адрес Фонда не поступал протокол общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного жилого дома, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, содержащий решение таких собственников об использовании средств фонда капитального ремонта на цели сноса этого многоквартирного жилого дома.
Исходя из норм действующего законодательства начисление взносов на капитальный ремонт истцам в период с 01.07.201014 года по 14.05.2018 года законны и обоснованы.
Представитель ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО10, действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела была своевременно извещена, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила соответствующее ходатайство. Указав, что Департамент не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку с учетом его положения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2017 года № 585 он не наделен полномочиями по переселению граждан из ветхого, аварийного жилья.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, изучив и проанализировав их в совокупности, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть1 ст.40 ЖК РФ). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части2 и 3 ст.40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В силу ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Пунктом 3 статьи 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании статьи 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу пункта 4 статьи пункта 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи (пункт 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (пункт 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 2).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения ( пункт 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (пункт 8).
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ (то есть путем выкупа жилого помещения).
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения заявленных истцами требований является выяснение вопроса о включении либо не включении их жилого помещения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой <адрес> построен в 1994 году.
Из материалов дела следует, что Петровой О.С. и Петрову В.Н. на праве общей собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается договором на передачу квартир в собственность граждан от <данные изъяты> года, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ составлена запись регистрации №.
Истцу Смирновой Н.Н. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается договором на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ составлена запись регистрации №
Постановлением главы администрации городского поселения «Шерловогорское» от 14.05.2018 года №/а утверждены документы комиссии администрации городского поселения «Шерловогорское» от 17.10.2017 года: акт № от 29.09.2017 года обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> заключение № от 29.03.2018 года о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации ГП «Шерловогорское» от 14 мая 2018 года установлены мероприятия по отселению физических лиц из занимаемых помещений, в частности о включении их в реестр многоквартирного жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2012 года в ГП «Шерловогорское», срок сноса дома определен исходя из сроков реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковыми после 01.01.2012 года.
Судом установлено, что мероприятия по переселению граждан (семей) из аварийного жилья на территории Забайкальского края регламентированы региональной программой «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным или непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа», утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 04.02.2016 года № 58 (в редакции от 25.09.2018 года).
Согласно перечню аварийного жилья (многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания) указанной подпрограммы жилое помещение истцов в адресную программу по переселению граждан не включено.
Данное обстоятельство подтверждается и письменными пояснениями представителя Министерства территориального развития Забайкальского края от 11 декабря 2018 года, в соответствии с которыми Министерством в 2019 году будет разработана региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с внесенными изменениями в Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». С учетом положений статьи 2 вышеназванного закона в региональную адресную программу будут включены жилые помещения в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным 16 апреля 2018 года правовые основания для включения его в разрабатываемую Министерством вышеупомянутую программу, отсутствуют.
Между тем судом установлено, что до настоящего времени снос дома не произведен, решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и принадлежащего истцам жилого помещения органом местного самоуправления не принято, вопрос о выплате истцам выкупной цены за жилое помещение не разрешен. Вышеуказанный дом в ведомственные целевые программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает, что права собственников жилого помещения, признанного непригодным для проживания, должны обеспечиваться в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, путем выкупа изымаемого жилого помещения, а потому правовых оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении органов местного самоуправления предоставить равноценное жилое помещение взамен жилья, признанного аварийным, не имеется.
То обстоятельство, что Администрацией ГП «Шерловогорское» не принимаются соответствующих мер, направленных на незамедлительное отселение граждан, нельзя признать бездействием со стороны органов местного самоуправления, поскольку с момента признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу прошло незначительное время.
Также суд считает, что требования о признании незаконными действий Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов по начислению взносов по капитальному ремонту, о понуждении Фонда исключить начисления платежей по капитальному ремонту из лицевых счетов истцов с момента начисления до момента вынесения заключения признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу № от 19 апреля 2018 года, не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Действующее законодательство устанавливает обязанность участия собственников жилых помещений в расходах на проведение капитального ремонта (ст. ст.210 ГК РФ, 39, 158 ЖК РФ). При этом проведение капитального ремонта осуществляется в соответствии с утвержденной региональной программой капитального ремонта в порядке очередности, установленной такой программой (ст.ст. 167,168,186 ЖК РФ).
Между тем, 21.07.2007 года в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, принят Федеральный закон N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ст. 1 Федерального закона, который устанавливает, в том числе правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов
Положениями статьи 14 вышеуказанного Закона установлены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Так, п. 10 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Закона предусмотрено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 185-ФЗ.
Статьей 15 вышеуказанного Закона установлено, что орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в адресной программе.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года № 590 была утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 06.12.2013 года № 519 создан Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, который осуществляет деятельность регионального оператора по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края.
Также данный Фонд занимается сбором взносов на капитальный ремонт.
У собственников помещений спорного многоквартирного дома обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла с 01.07.2014 года, в соответствии с требованиями ч.3 ст.169 ЖК РФ и ч.5 ст.6 Закона Забайкальского края от 29.10.2013 года № 875-ЗЗК «О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края»
Многоквартирный жилой <адрес> включен в первоначальную редакцию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 года № 590 (в редакции от 26.04.2013 года).
Региональная программа была опубликована в газете «Азия-Экспресс» № 52/2 от 31.12.2013 года.
Распоряжение администрации городского поселения «Шерловогорское» от 14.05.2018 года №/а о признании дома аварийным и подлежащим сносу с дальнейшим использованием помещений и сроках отселения физических и юридических лиц поступило в Фонд в июне 2018 года.
После признания дома аварийным и подлежавшим сносу согласно заключению межведомственной комиссии 29.09.2017 года №, заключению межведомственной комиссии 19.04.2018 года №, назначенной Распоряжением администрации городского поселения «Шерловогорское» от 14.05.2018 года №/а, на жильцов дома распространяется ч. 2 ст. 169 ЖК РФ, согласно которому взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.
Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.
Таким образом, учет фонда капитального ремонта по спорному дому прекращен с даты признания в установленном законом порядке дома аварийным, начисления собственникам по лицевым счетам закрыты 14 мая 2018 года.
В соответствии с ч.2 ст.174 Жилищного кодекса РФ в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме, а в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.
Согласно ст.184 Жилищного кодекса РФ (в редакции от 28.11.2018 года) возврат средств фонда капитального ремонта собственникам помещений осуществляется региональным оператором в порядке, установленном нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 174 Жилищного кодекса РФ. В настоящее время, такой порядок на территории Забайкальского края не принят.
В адрес Фонда не поступал протокол общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного жилого дома, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, содержащий решение таких собственников об использовании средств фонда капитального ремонта на цели сноса этого многоквартирного жилого дома.
Ссылка истцов о том, что денежные средства, взысканные с них в судебном порядке в пользу Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов незаконно удерживаются ответчиком без их согласия, тем самым подлежат возврату, не основана на нормах действующего законодательства.
Таким образом, требования истцов о понуждении Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов исключить начисления взносов на капитальный ремонт из их лицевых счетов с момента начисления по момент признания их многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащий сносу, не основаны на законе, а потому удовлетворению не подлежат.
Суд считает состоятельным доводы представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, что последний не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку с положением Департамента, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2017 года № он не наделен полномочиями по переселению граждан из ветхого, аварийного жилья.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Смирновой Н.Н., Петровой О.С., Петрова В.В. к Администрации городского поселения «Шерловогорское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о понуждении предоставить жилое помещение, об исключении начислений взносов по капитальному ремонту, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд, через Борзинский городской суд Забайкальского края, с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Суворова
Копия верна: Т.А. Суворова
Решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ